ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-348/2017 от 23.11.2017 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-348/2017

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 23 ноября 2017 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Якимовой А.О., с участием прокурора Лоскуниной М.С.,

представителя административного истца ФИО1, представителя Правительства Нижегородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1145 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенного по адресу: <адрес> к зоне затопления паводком 1% обеспеченности,

УСТАНОВИЛ:

решением сельского Совета Безводнинского Сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 утвержден генеральный план муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее - Генеральный план). Решение опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» 16 декабря 2014 года №139 (14068) и размещено на официальном Интернет-сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Согласно Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-1А – зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками (проектная). Земельный участок расположен в водоохраной зоне – ВО, в границах прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ. Земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

Решением сельского Совета Безводнинского Сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2014 года №138 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее Правила землепользования и застройки). Решение опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» 23 января 2015 года и размещено на официальном Интернет-сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

ФИО3 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет» в части внесения земельного участка административного истца в зону затопления паводком 1% обеспеченности; о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2014 года №138 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части внесения земельного участка административного истца в границы прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ, в зону затопления паводком 1% обеспеченности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1145 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенного по адресу: <адрес>. С целью строительства жилого коттеджа ФИО3 обратился в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области за выдачей разрешения на строительство. Письмом от 10 марта 2017 года №246 в выдаче разрешения на строительство жилого дома было отказано по причине того, что земельный участок попадает в зону затопления. Данный земельный участок в зону затопления попадает на основании вышеуказанных Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».

По мнению административного истца, включение земельного участка в водоохраную зону – ВО, в границы прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ и в зону затопления паводком 1% обеспеченности приводит к ограничению прав ФИО3 как собственника объекта недвижимого имущества, поскольку ФИО3 не имеет возможность использовать земельный участок по своему целевому назначению – для строительства жилого дома. Следовательно, включение земельного участка в указанные зоны нарушает права и законные интересы ФИО3, а оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.

Определением Нижегородского областного суда от 23 ноября 2017 года производство по настоящему делу в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2014 года №138 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части внесения земельного участка административного истца в границы прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ, в зону затопления паводком 1% обеспеченности прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1 заявленные требования поддержал, просил административное исковое заявление удовлетворить по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Лоскуниной М.С., полагавшей необходимым удовлетворить административные исковые требования, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По общему правилу градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Кодекса).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 4 Устава Муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (статьи 41, 42, 43, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», пунктом 3 части 4 статьи 2 которого предусмотрено, что Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области в части принятия решения о подготовке и утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний. Согласно статье 5 указанного Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года 197-З, настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2015 года.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» принято сельским Советом Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий. Данное решение опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» 16 декабря 2014 года №139 (14068) и размещено на официальном Интернет-сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Применительно к части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования территории муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» является генеральный план сельского поселения «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденный решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136.

В силу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Как следует из материалов дела, генеральный план сельского поселения «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» разработан по заданию администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Обществом с ограниченной ответственностью «Мастерская Генеральных Планов» и утвержден решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136.

Сельским Советом Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области принято решение от 28 ноября 2013 года №111 «О проведении публичных слушаний по проектам генерального плана и Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (л.д.160, т.2). Данное решение было опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» 06 декабря 2013 года №134-135 (13919-13920) (л.д.162, т.2). Публичные слушания по указанному вопросу были проведены 17 декабря 2013 года и признаны состоявшимися (л.д.177-184, т.2).

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка, в числе иных правомочий, обладает правом возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно частям 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Градостроительные регламенты, карта градостроительного зонирования включаются в Правила землепользования и застройки (ч.2 ст.30 ГрК РФ), которые, по общему правилу, утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы сельских поселений (часть 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В обязательном порядке на карте градостроительного зонирования отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительным кодексом Российской Федерации правила установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности, территорий, подверженных затоплению и подтоплению, не определены.

Как следует из положений части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В соответствии с части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Правоотношения, связанные с охраной водных объектов и предотвращением негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, регулируются водным законодательством Российской Федерации, в частности, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), введенной Федеральным законом №282-ФЗ от 21 октября 2013 года, предусматривающей в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий проведение специальных защитных мероприятий.

Проведение специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обуславливает существование определенных границ зон затопления, подтопления, размещение в которых новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения защитных мероприятий закон запрещает (ч.6 ст.67.1 ВК РФ).

Порядок определения границ зон затопления, подтопления устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.67.1 ВК РФ).

Согласно утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18 апреля 2014 года Правил определения границ зон затопления, подтопления (далее – Правила определения границ), указанные границы территорий определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

Сведения должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 Правил определения границ).

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил определения границ).

После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 17 Правил определения границ).

По окончании указанных процедур границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил определения границ).

В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном данными Правилами (пп. «б» п. 19 Правил определения границ).

Таким образом, органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом не наделены.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1145 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.16, т.1).

Согласно Градостроительному плану земельного участка, утвержденному постановлением Администрации Кстовского муниципального района от 21 декабря 2016 года №2033, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1А – Зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками (проектная). Кроме того, данный земельный участок расположен в водоохраной зоне – ВО, в границах прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ и в зоне затопления паводком 1% обеспеченности (л.д.24-32, т.1).

Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, в составе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, выделены части, в отношении которых установлены обременения. Территория данного земельного участка частично входит в состав зон с особыми условиями пользования: «Прибрежная защитная полоса» - «Зона с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса Чебоксарского водохранилища» (объект внесен в ЕГРН 29.12.2014 года); «Водоохранная зона» - «Зона с особыми условиями использования территории. Водоохранная зона Чебоксарского водохранилища» (объект внесен в ЕГРН 29.12.2014 года) (л.д.205-206, т.2).

Сведения о наличии границ зон затопления, подтопления на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана сельского поселения Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного оспариваемым решением, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в функциональной зоне жилой индивидуальной малоэтажной застройки с приусадебными участками (1-3 эт.) – Ж-1А. Данный земельный участок расположен в водоохраной зоне – ВО, в границах прибрежной защитной полосы водного объекта – ПЗ и в зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

Таким образом, оспариваемым решением территория, в которой расположен вышеуказанный земельный участок, отнесена к территории затопления паводком 1% обеспеченности. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах указанной территории, в связи с чем, письмом администрации Кстовского муниципального района от 10 марта 2017 года №246 административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д.21, т.1).

Согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

К полномочиям Росводресурсов отнесены, в том числе, организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282).

Приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года №66 утверждено Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, согласно которому Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Верхне-Волжское БВУ) является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня.

Согласно ответу Верхне-Волжское БВУ от 13 октября 2017 года №12-19/1472, зоны затопления и подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. В настоящее время зоны затопления и подтопления на территории Нижегородской области не определены (л.д.198-199, т.1).

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 года №612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области» создана рабочая группа по определению границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области и утвержден порядок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области.

Из вышеуказанного следует, что какая-либо документация по установлению зон подтопления, затопления на территории муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в Федеральное агентство водных ресурсов (территориальный орган) не поступала и соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, не устанавливались. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.

Таким образом, границы зон затопления, подтопления территории муниципального образования Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18 апреля 2014 года, до настоящего времени не определены.

Согласно части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Принимая во внимание вышеизложенные положения, факт отображения зоны затопления паводком 1% обеспеченности на Схеме территориального планирования Кстовского муниципального района Нижегородской области. Карта границ территории, подверженных риску возникновения ЧС и Схеме территориального планирования Нижегородской области. Схема ограничений использования территории (граница затопления паводковыми водами 1% обеспеченности) существенного значения в данном случае не имеет, поскольку установление границ зон с особыми условиями использования территории, закрепленных оспариваемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществлено в нарушение порядка, установленного ст.67.1 ВК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18 апреля 2014 года.

В период подготовки Генерального плана муниципального образования Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области действовали Правила определения границ зон затопления, подтопления, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18.04.2014 года, которые соблюдены не были.

Как пояснил в судебном заседании директор ООО «Мастерская генеральных планов» ФИО9 границы зон затопления, подтопления были установлены только исходя из имеющихся Схем территориального планирования Нижегородской области и Кстовского муниципального района Нижегородской области (л.д.195-196, т.2).

Кроме того, согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2015 года №190-р «О зонах затопления, подтопления», органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области рекомендовано, при подготовке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (подготовке изменений в указанные документы): обеспечить отображение среди прочих зон с особыми условиями использования территории границ зон затопления, подтопления; предусматривать специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления; учитывать требования статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

В нарушении вышеуказанного распоряжения, документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, границы зон затопления, подтопления муниципального образования Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области не были приведены в соответствии Правилами определения границ зон затопления, подтопления, действующих и на момент принятия оспариваемого решения.

Ссылка представителя административного ответчика ФИО10 на письмо Губернатора Нижегородской области «О согласовании генерального плана сельского поселения Безводнинский сельсовет» от 08 декабря 2014 года №001-11650/13-0-2, является несостоятельной, поскольку согласно данному письму, проект генерального плана сельского поселения Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области был согласован только в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, планируемого размещения объектов регионального значения, планируемого размещения объектов местного значения и их возможного негативного воздействия на особо охраняемые природные территории регионального значения (л.д.185, т.2).

Каких-либо согласований относительно границ зон затопления, подтопления данное письмо не содержит. Данный факт подтверждается также ответом Департамента Градостроительного развития территории Нижегородской области и не оспаривался в ходе судебного разбирательства представителем Правительства Нижегородской области.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемым Решением от 03 декабря 2014 года №136 утвержден генеральный план сельского поселения Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий (территория затопления паводком 1% обеспеченности), которые не были установлены в предусмотренном Правилами порядке, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части отнесения земельного участка административного истца к зоне затопления паводком 1% обеспеченности противоречит вышеуказанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам определения границ зон затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360, которые имеют большую юридическую силу; оспариваемым нормативным актом нарушены права административного истца, поскольку отнесение земельного участка административного истца к зоне затопления паводком 1% обеспеченности в нарушении действующего законодательства, лишает последнего права на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования – для жилой индивидуальной застройки, и соответственно данный нормативный правовой акт в указанной части подлежит признанию недействующим.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативно-правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание заявленные требования административного истца, суд приходит к выводу, что на основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1145 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенного по адресу: <адрес> к зоне затопления паводком 1% обеспеченности подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на сельский Совет Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2014 года №136 «Об утверждении Генерального плана МО «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1145 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенного по адресу: <адрес> к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

Обязать сельский Совет Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 28 ноября 2017 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин