РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Медведевой С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-349/17 по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания «Михайловский» Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда рентного «Михайловский-Рентный» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управляющая компания «Михайловский» Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда рентного «Михайловский-Рентный» (далее-административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве общей долевой собственности объектов недвижимости и просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14 ноября 2014 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства с объектами культурно-бытового и социального назначения, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, общей площадью 13 159 кв. м.;
объектов недвижимости, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, общей площадью 21936 кв. м., - по состоянию на 11 мая 2016 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 128 169 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, - по состоянию на 11 мая 2016 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 21 960 кв. м., расположенного по адресу: Московская <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: магазины; общественное питание; гостиничное обслуживание, - по состоянию на 27 апреля 2016 года;
а также установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 октября 2015 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, общей площадью 5 515 кв. м.
В судебном заседании представитель административного истца в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) уточнила требования и просила определить рыночную стоимость объектов недвижимости в размере, определенном судебной оценочной экспертизой.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области представила письменные пояснения, в которых полагала, что установленная судебной оценочной экспертизой рыночная стоимость объектов недвижимости соответствует сложившемуся рынку цен на дату определения их кадастровой стоимости.
Представитель заинтересованного лица – администрации Одинцовского района Московской области не явился. Из телефонограммы от 22 августа 2017 года следует, что представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения уточненного административного искового заявления.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником указанных выше объектов недвижимости, в отношении которых установлена кадастровая стоимость, которая, по мнению административного истца, превышает их рыночную стоимость, что влечет за собой не обоснованное возложение на него обязанности по уплате налога в завышенном размере.
В обоснование требования административный истец представил отчеты об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленные оценщиком <данные изъяты> и положительные экспертные заключения о соответствии отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленные <данные изъяты>
Определением Московского областного суда была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>
С выводами, содержащими в экспертном заключении, согласились представители административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон «Об оценочной деятельности»).
Абзацем 4 статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 58 КАС РФ).
Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка заключению эксперта ФИО1
Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы.
Заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Экспертное заключение содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и авторских монографических работ.
Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
В заключении эксперта, по мнению суда, содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов оценки (элементы сравнения): местоположение объектов, площадь, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объектов, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов.
Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектами оценки.
Информационной базой явился архив эксперта, данные из периодической печати и с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Из таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись с объектами оценки по следующим единицам сравнения: площади, цене предложения, рыночной стоимости 1 кв. м, имеющимся правам, условиям финансирования, категории и вида разрешенного использования земель.
В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов экспертизы и пришел к выводам, изложенным в заключении.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления их кадастровой стоимости.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Соглашаясь с заключением судебной оценочной экспертизы, суд исходит из анализа рынка, приведенного в экспертном заключении.
Иных доказательств, кроме тех на которые суд сослался в настоящем решении, тому, что рыночная стоимость объектов недвижимости является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что экспертным заключением № СЭ-138/17 установлена рыночная стоимость объектов недвижимости, которая ниже их кадастровой стоимости, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости судом определяется исходя из размера, установленного экспертным заключением.
Поскольку абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28 ноября 2016 года, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Михайловский» Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда рентного «Михайловский-Рентный» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 28 ноября 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14 ноября 2014 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства с объектами культурно-бытового и социального назначения, с кадастровыми номерами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>, общей площадью 13 159 кв. м., в размере 115386928 рублей 53 копейки;
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 11 мая 2016 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, с кадастровыми номерами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, общей площадью 21936 кв. м., в размере 57176475 рублей;
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 128 169 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 11 мая 2016 года, в размере 292625980 рублей;
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 октября 2015 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, с кадастровыми номерами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> общей площадью 5 515 кв. м., в размере 13326 227 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 21 960 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: магазины; общественное питание; гостиничное обслуживание, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 27 апреля 2016 года, в размере 130584365 рублей.
Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 24 августа 2017 года.