ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-349/19 от 01.04.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-349/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 01 апреля 2019 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Парамонова Т.И.

с участием прокурора Дзех К.А.,

при секретаре Зиновкине Е.О.,

с участием представителя административного истца Журавлевича В.И. - Подобедовой Н.Н., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлевича Владимира Ивановича к управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отдельных положений приказов управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 февраля 2019 года № 254), от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 февраля 2019 года № 256), от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 декабря 2019 года № 1724),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 25 ноября 2016 года.

В пункт 3239 Перечня включено помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: Брянская <адрес>, <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 30 ноября 2017 года.

В пункт 3160 Перечня включено помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 03 декабря 2018 года.

Указанный приказ действует в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 28 декабря 2018 года № 1724.

В пункт 9623 Перечня включено помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

В Приказы № 1410 от 24 ноября 2016 года и № 1314 от 27 ноября 2017 года вносились изменения, и на момент рассмотрения дела в суде они изложены в редакциях Приказов управления имущественных отношений Брянской области, соответственно, от 28 февраля 2019 года № 254, от 28 февраля 2019 года № 256.

В новых редакциях Перечней объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м., значится соответственно в пунктах 3220, 3141.

Журавлевич В.И. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> площадью 231,5 кв.м.

Уточнив требования, административный истец просил признать недействующими: с 01 января 2017 года пункт 3220 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 254), с 01 января 2018 года пункт 3141 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 256), с 01 января 2019 года пункт 9623 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 декабря 2018 года № 1724), в части включения в них объекта недвижимости – помещения (наименование – нежилое помещение), принадлежащего административному истцу, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что спорное помещение не обладает признаками объекта предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения и не является торговым центром по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем на него неправомерно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

До начала судебного заседания от административного истца Журавлевича В.И. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия административного истца.

Определением Брянского областного суда от 01 апреля 2019 года ходатайство удовлетворено, определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца Журавлевича В.И.

В судебном заседании представитель Журавлевича В.И. - Подобедова Н.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что спорное помещение не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, предназначенного для использования или фактически используемого в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Спорное помещение является складом и фактически используется в этих целях, находится внутри здания и не имеет отдельного входа с улицы. При этом, разрешенное использование земельного участка, на котором находится спорный объект недвижимости, – для размещения складов. Заявила ходатайство об исключении из административного дела доказательства в виде представленного административным ответчиком в судебном заседании 11.03.2019 г. акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, датированного 29.01.2019 г., как недопустимого.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые Приказы приняты в соответствии с п.п. 2 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Нежилое помещение включено в Перечни исходя из его предназначения, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета объекта недвижимости, помещение, принадлежащее истцу, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при этом спорное помещение фактически использовалось как торговый объект.

Фактическое использование помещения по назначению, как торговый объект, подтверждается дополнением к акту от 29 января 2019 года.

Свидетель Лебедева Е.А., являющаяся бухгалтером (главным бухгалтером) ООО «Компания «Канцелярский мир» и ИП Гриценков А.С., суду пояснила, что спорное помещение арендуется ИП Гриценковым А.С. под склад канцелярской продукции, торговая деятельность в данном помещении не ведется.

Допрошенная в судебном заседании Петрова О.В., являющаяся инженером ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», суду пояснила, что она участвовала при проведении обследования помещения один раз. В спорном помещении расположены стеллажи с канцелярскими товарами, оно является складом.

Свидетель Торопина А.П., являющаяся инженером ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», суду пояснила, что она принимала участие в проведении повторного обследования, проводимого для определения вида фактического использования помещения, расположенного по адресу: <адрес> 7, при этом новый отдельный акт не составлялся. Согласование на повторное обследование с собственником помещения не осуществлялось, фактически помещение принадлежащие Журавлевичу В.И., не осматривалось.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представил, об отложении слушания по делу – не ходатайствовал.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013г. № 66 (в редакции от 26 мая 2016 г. № 186), управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области. Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения). Управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Приказы управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 февраля 2019 года № 254), от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 февраля 2019 года № 256), от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 декабря 2018 года № 1724), размещены на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, соответственно, 25 ноября 2016 года, 30 ноября 2017 года, 03 декабря 2018 года.

Приказы управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 254, от 28 февраля 2019 года № 256 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/), соответственно 05 и 06 марта 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, оспариваемые Приказы изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

В соответствующие Перечни, соответственно, под пунктами 3220, 3141, 9623 включён спорный объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № 32-0-1-23/4601/2019-1494 от 25 января 2019 года следует, что нежилое помещение с кадастровым номером <адрес> расположено в многоквартирном доме площадью 4115 кв.м., по адресу: <адрес> является самостоятельным объектом кадастрового учета (т. ).

Как следует из материалов дела, распоряжением управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен раздел нежилого помещения общей площадью 1088,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, на нежилые помещения: № I (1 этаж) общей площадью - 397,8 кв.м., № II (1 этаж) общей площадью - 231,5 кв.м., №III (1 этаж) общей площадью – 199,2 кв.м. и №IV (1 этаж) общей площадью 260,9 кв.м. (т. ).

В последующем, деление первого этажа многоквартирного пятиэтажного дома было частично изменено.

Нежилое помещение № II (1 этаж) общей площадью - 231,5 кв.м., принадлежащее административному истцу Журавлевичу В.И., на основании договоров аренды передано в пользование ИП Гриценкову А.С.

Нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 260,9 кв.м., этаж 1, номер на поэтажном плане IV, с кадастровым номером , а также нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 199,2 кв.м., этаж 1, пом. III, с кадастровым номером , принадлежат ООО «Компания «Канцелярский мир» (т. ).

На основании договора аренды недвижимости (нежилого помещения) от 28 декабря 2017 года заключенного между ООО «Компания «канцелярский мир» и ИП Гриценковым А.С., помещения с кадастровыми номерами и , находятся в пользовании у ИП Гриценкова А.С. В качестве цели предоставления нежилых помещений указано: для складирования товара и ведения иной хозяйственной деятельности (т).

Также Гриценкову А.С. принадлежит расположенное на первом этаже указанного многоквартирного дома, нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 166 кв.м., этаж 1, номер на поэтажном плане V, с кадастровым номером (т.).

На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска № 179ФД-2011 от 16 августа 2011 года, заключенного между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и ИП Гриценковым А.С., последнему в аренду за плату для использования под розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами передано во временное пользование нежилое помещение – расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 230,1 кв.м. на 1 этаже, пятиэтажного дома, номер на поэтажном плане I (т. 56).

Спорный объект недвижимости в соответствии с договорами аренды объекта муниципального нежилого фонда №17Ф-2009 от 12 декабря 2008 года, № 46Ф-2010 от 11 января 2010 года, заключенными между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и ИП Журавлевич В.И., постановлением Брянской городской администрации №1511-п от 27 июня 2011 года «Об условиях приватизации арендуемого ИП Журавлевичем В.И. нежилого помещения, общей площадью 231,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> а также договором купли-продажи муниципального жилого помещения от 01 июля 2011 года, заключенным между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и ИП Журавлевич В.И., передавался административному истцу. В качестве целевого назначения нежилого помещения было указано – под торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, складирование и ответственное хранение продовольственных и непродовольственных товаров (т. ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 января 2019 года - нежилое помещение общей площадью 231,5 кв.м., этаж 1, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> принадлежит Журавлевич В.И. (т. ).

Имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.

Согласно кадастрового паспорта помещения от 18 мая 2010 года номер помещения на поэтажном плане II, вид помещения в многоквартирном доме, назначение помещения – нежилое.

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, составленному по состоянию на 05 мая 2010 года, площадь помещения составляет 231,5 кв.м., из них конторское 30 кв.м., складское 184,8 кв.м.

Согласно экспликации – нежилое помещение II включает в себя: коридор 3,5 кв.м., складское 55,1 кв.м., туалет 1,5 кв.м., кабинет 11,3 кв.м., подсобное 1,8 кв.м., подсобное 7,1 кв.м., кабинет 18,7 кв.м., складское 48,3 кв.м., складское 81,4 кв.м., коридор 2,8 кв.м. (т).

В соответствии с техническим паспортом нежилого помещения, расположенного по адресу: Брянская <адрес>, <адрес>, <адрес>, составленным по состоянию на 28 августа 2018 года, в состав нежилого помещения входят комнаты: № 1, 4 (склад), площадью 172,3 кв.м. и 55,7 кв.м., № 2,3 (санузел), площадью 1,8 кв.м. и 1,7 кв.м. (т. ).

Согласно правовой позиции представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области, указанное помещение включено в Перечни на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и сведений, представленных Брянской городской администрации о целевом назначении спорного объекта недвижимости, как отвечающее признакам помещения, в котором осуществляется торговая деятельность.

По мнению представителя административного ответчика, складские помещения подпадают под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, могут быть использованы для осуществления торговой деятельности, в связи с чем – нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> площадью 231,5 кв.м. включено в оспариваемые Перечни по предназначению.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания включения помещения в Перечни законным административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 КАС РФ должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью 1767+- 15 кв.м. расположенный по адресу: <адрес><адрес>, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации многоэтажного дома (т.).

В соответствии с выписками № 9549, № 9550, № 9551 от 08 февраля 2019 года из Правил землепользования и застройки г. Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 июля 2017 г. №796, согласно карте градостроительного зонирования Правил, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1767+ - 15 кв.м., на котором находится спорный объект - нежилое помещение с кадастровым номером , входящее в состав здания (многоквартирного дома) с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, расположен в зоне П-2 коммунально-складских объектов, где в числе основных видов разрешенного использования в пункте 6.9. указано «Склады» и предусмотрено размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, а также в зоне Ж-3 застройки средне этажными жилыми домами, и Р-1 озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) (т. ).

Таким образом, суд полагает, что по виду разрешенного использования земельного участка нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект – нежилое помещение, имеющие назначение и наименование – нежилое помещение, в котором в соответствии с технической документацией расположены помещения, поименованные как склад, относится к торговым объектам, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Кроме того, из буквального толкования положений п.п. 2 п. 4 ст. 378 Налогового кодекса РФ следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является «торговым объектом».

Данное понятие раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и п. 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Из данного понятия следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна согласно ст. 2 Закона о торговой деятельности включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное нежилое помещение - склад оборудовано помещением, необходимым для признания его торговым объектом.

Исходя из наименований нежилых помещений, входящих в состав спорного помещения, по сведениям технических паспортов объекта не усматривается, что все без исключения помещения или помещения площадью более 20% от общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, имеющих наименование - склад, предназначены для торговой деятельности.

Таким образом, на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов нельзя сделать безусловный вывод о том, что данное нежилое помещение является торговым объектом по предназначению.

При этом, из представленного стороной ответчика акта обследования нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 231,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> от 29 января 2019 года следует, что нежилое помещение не используется для размещения торговых объектов, офисов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, используется под склад канцтоваров 231,5 кв.м. В нем используются в качестве кабинетов помещения общей площадью 30,0 кв.м., что составляет 12,96 % от общей площади спорного нежилого помещения (т. ).

Однако, данный акт не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование нежилого помещения по назначению, поскольку из системного толкования положений п. 8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п и действовавшего на момент включения в Перечень принадлежащего административному истцу помещения на 2017 и 2018 годы, а также п. 10, 15 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Постановление Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, вступившего в силу 10 января 2018 г., акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества и включения их в перечень на соответствующий налоговый период, составляются до начала налогового периода.

Между тем вышеуказанный акт был составлен после начала налоговых периодов, на которые распространяют свое действие оспариваемые нормативно-правовые акты.

Надлежащие доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании вышеуказанного помещения в спорный период, административным ответчиком не представлены. При этом сторонами не представлено доказательств того, что в спорный период времени в целях складирования канцтоваров использовались помещения иной площади, чем отражено в акте от 29 января 2019 года.

Представленный административным ответчиком в последующем второй акт обследования спорного объекта, содержащий сведения и описание фактического использования помещения площадью 231,5 кв.м. по состоянию на 29 января 2019 года в целях торговой деятельности, в совокупности с показаниями свидетелей Петровой О.В. и Торопиной А.П., подписавших указанный акт, не может быть принят во внимание, как доказательство фактического использования помещения в качестве торгового (т).

Помимо того, что, как указано выше, он был составлен за рамками начала налоговых периодов, являющихся предметом настоящего спора, суд учитывает следующее.

Данный акт датирован 29 января 2019 г., вместе с тем содержит выводы диаметрально противоположные выводам, содержащимся в первичном акте от этого же числа. При этом из показаний свидетелей и пояснений представителя административного ответчика следует, что имел место вторичный выход для осмотра объекта и уточнения вида деятельности в иную дату, чем указано в акте, при этом спорное помещение фактически не обследовалось. Иной акт, кроме первичного от 29 января 2019 г., в котором дата осмотра и круг лиц, принимавших в нем участие, соответствуют фактическим обстоятельствам, суду не представлен.

Стороной административного истца заявлено письменное ходатайство об исключении данного доказательства из административного дела ввиду его недопустимости.

Исходя из положений ст. ст. 59, 61 КАС РФ, вышеприведенных обстоятельств по делу, суд полагает данное ходатайство обоснованным, а доказательство подлежащим признанию недопустимым.

Из договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества № 06 от 26 декабря 2016 года, № 01 от 25 декабря 2017 года, № 04 от 24 декабря 2018 года, заключенных между ИП Журавлевичем В.И. и ИП Гриценковым А.С., следует, что нежилое помещение передано в аренду за плату для использования под складирование промышленных товаров (т.).

Из пояснений свидетеля Лебедевой Е.А. следует, что нежилое помещение в спорные периоды времени использовалось для складирования промышленных товаров, торговая деятельность в нем не осуществлялась.

Показания свидетеля не противоречат письменным доказательствам по делу, согласуются с объяснениям истца, данными в судебном заседании, ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнуты, в связи с чем принимаются судом как достоверное и допустимое доказательство использования объекта недвижимости в качестве склада, а не торгового объекта.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

Суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Журавлевичу В.И., критериям, перечисленным в ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах требования истца в части признания недействующими оспариваемых нормативно-правовых актов в части включения в Перечни спорного объекта, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования административного истца о признании недействующим оспариваемых нормативно-правовых актов с 01 января соответствующего налогового периода.

Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В статье 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

В соответствии со статьей 409 указанного кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что требования об оплате налога за 2017 год административным истцом уже получено (т. 3 л.д. 61, 62), при этом по истечении налогового периода будут выставлены требования по налогам за 2018 и 2019 годы.

Включение спорного помещения в Перечни произведено в целях налогообложения на 2017, 2018 и 2019 годы.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченные сроки действия, соответственно на 2017, 2018 и 2019 годы, признание отдельных их положений не действующими, соответственно с 01 января 2017 года, 01 января 2018 года и 01 января 2019 года будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 2 оспариваемого Приказа управления имущественных отношений Брянской области отделу кадастровой оценки и контроля за использованием недвижимости и земельных ресурсов было поручено разместить (опубликовать) приказ с приложением Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области и направить Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

С учетом изложенного, настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Журавлевича Владимира Ивановича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2017 года пункт 3220 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 254), в части включения в него объекта недвижимости – помещения (наименование – нежилое помещение) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 3141 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 256), в части включения в него объекта недвижимости – помещения (наименование – нежилое помещение) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 9623 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 декабря 2018 года № 1724), в части включения в него объекта недвижимости – помещения (наименование – нежилое помещение) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 231,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова

мотивированное решение принято 05.04.2019 г.