ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-349/2023 от 16.01.2024 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-40/2024

73OS0000-01-2023-000283-84

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2024 года  г. Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Соломенцевой Евгении Владимировны к публично-правовой компании «Роскадастр», Областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Правительству Ульяновской области об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

у с т а н о в и л :

Соломенцева Е.В. обратилась в суд с административным иском к Публично-правовой компании «Роскадастр» (далее также ППК «Роскадастр»), Областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО») об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование исковых требований указала на то, что на основании договора купли-продажи от 18 марта 2022 года является собственницей одноэтажного жилого дома с пристроем, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***. Кадастровая стоимость дома составляет 125 749 530 руб. 92 коп., поскольку при её расчете была использована площадь дома 7858 кв.м, что не соответствует действительности. Неверным расчетом кадастровой стоимости дома нарушаются её права, поскольку это приводит к уплате налога в повышенном размере.

В связи с этим Соломенцева Е.В. просила пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости жилого дома, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Росреестра по Ульяновской области.

В судебном заседании Соломенцева Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила восстановить срок для рассмотрения вопроса об оспаривании кадастровой стоимости домовладения, поскольку о размере кадастровой стоимости дома ей стало известно только в 2022 году – после приобретения дома в собственность.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ППК «Роскадастр» в письменном отзыве на иск указал на то, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, внесены в ЕГРН 15 ноября 2011 года на основании сведений, переданных из органа технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Сведения о вышеуказанном объекте недвижимости были подготовлены исполнителем Государственного контракта от *** Ульяновским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и переданы в Кадастровую палату в формате XML-схемы, в которой указаны: вид объекта – здание, с назначением «жилой дом», площадью 7858 кв.м.

Работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Ульяновской области были проведены в соответствии с государственным контрактом от ***-ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ».

1 ноября 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012 года внесена актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 125 749 530 руб. 92 коп. Дата определения – 17 ноября 2011 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 15 ноября 2012 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 61 Закона о регистрации 11 января 2022 года исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** в части площади – 78,6 кв.м на основании поручения Росреестра от *** года № ***.

В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, наименованием – жилой дом с пристроем, назначение – жилое, 22 марта 2022 года зарегистрировано право собственности за Соломенцевой Е.В.

ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве на иск указало на то, что в соответствии ч. 6 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости. Учитывая, что с момента внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой истцом кадастровой стоимости прошло более 5 лет, заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не подлежит рассмотрению.

В соответствии со с. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после принятия органом исполнительной власти решения о переходе к нормам ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке прекращается процедура оспаривания кадастровой стоимости в соответствии со ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П на территории Ульяновской области установлен с 1 января 2021 года переход к положениям ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Таким образом, начиная с 1 января 2021 года, процедура оспаривания кадастровой стоимости, в том числе, в связи с использованием недостоверных данных, на территории Ульяновской области прекращена. Таким образом, на законодательном уровне способом восстановления нарушенного права предусмотрено установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии со ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.

Определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2023 года в рамках государственной кадастровой оценки проводится в 2023 году на основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 700-од от 28 марта 2022 года. В связи с этим возложение на учреждение обязанности внести изменения в части кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2012 года невозможно.

Заслушав пояснения Соломенцевой Е.В., исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела на домовладение, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 401 НК РФ жилой дом является объектом налогообложения.

Согласно ст. 403 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, был поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2011 года на основании представленных из Ульяновского Областного государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации сведений с площадью 7858 кв.м.

1 ноября 2012 года в ЕГРН в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012 года внесена кадастровая стоимость жилого дома в размере 125 749 530 руб. 92 коп. Дата определения кадастровой стоимости – 17 ноября 2011 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 ноября 2012 года.

Из информации, содержащей в Отчете об определении кадастровой стоимости *** «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» (таблица 6.6), следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** определялась оценщиком, исходя из значения площади, равной 7858 кв.м, сведения о которой содержались в кадастре недвижимости (АИС ГКН) на дату формирования оценочного перечня (17 ноября 2011 года).

Вместе с тем фактическая площадь дома по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 78,6 кв.м, что подтверждается материалами инвентарного дела на домовладение.

11 января 2022 года исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** в части площади с 7858 кв.м на 78,6 кв.м на основании поручения Росреестра от ***.

Кадастровая оценка, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П, проводилась в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 11 ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Аналогичные положения содержаться в п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Учитывая исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 125 749 530 руб. 92 коп., утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», является недействительной вследствие того, что при её определении были использованы недостоверные сведения о площади жилого дома, а именно: при расчете кадастровой стоимости была учтена площадь дома в размере 7858 кв.м, тогда как площадь указанного жилого дома составляла 78,6 кв.м.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Оспариваемая истцом кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН 1 ноября 2012 года.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как налоговые платежи за прошлое время рассчитываются из недействительной кадастровой стоимости. Кроме того, о размере оспариваемой кадастровой стоимости жилого дома истица узнала, только став собственницей жилого дома - договор купли-продажи заключен 18 марта 2022 года, право собственности зарегистрировано 22 марта 2022 года. Именно с этой даты размер кадастровой стоимости стал затрагивать права истца.

С учетом этого суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить, признать недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 125 749 530 руб. 92 коп. и установить его кадастровую стоимость с даты, определенной Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П, то есть по состоянию на 17 ноября 2011 года (подлежит применению с 1 ноября 2012 года), в размере 1 257 835 руб. 80 коп., рассчитав её исходя из площади объекта недвижимости 78,6 кв.м и удельного показателя кадастровой стоимости - 16 003 руб. за 1 кв.м, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Ульяновской области.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В данном случае надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ульяновской области, как орган государственной власти Ульяновской области, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области.

В связи с этим в удовлетворении требований истца к ППК «Роскадастр» и ОГБУ «БТИГКО» следует отказать.

Доводы ОГБУ «БТИГКО» о том, что в связи с переходом Ульяновской области с 1 января 2021 г. к применению ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке прекращается процедура оспаривания кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, основаны на неверной трактовке законодательства.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

При этом, как следует из ч. 6 ст. 24 и ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 г.

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

Частью 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

В данном случае кадастровая стоимость принадлежащего истцу дома определена в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, следовательно, для её оспаривания применяются положения указанного закона.

Федеральным законом № 269-ФЗ в Федеральный закон № 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.

Действительно, Ульяновская область с 1 января 2021г. перешла к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (Постановление Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П).

Таким образом, положения ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не применяются для оспаривания кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Приведенные выше разъяснения законодательства даны в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года.

В данном же случае истец оспаривает кадастровую стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, по мотиву недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Соломенцевой Евгении Владимировны об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду использования недостоверных сведений об объекте недвижимости удовлетворить.

Признать недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 125 749 530 руб. 92 коп., определенную по состоянию на 17 ноября 2011 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, площадью 78,6 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере 1 257 835 руб. 80 коп. по состоянию на 17 ноября 2011 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 8 декабря 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

В удовлетворении требований Соломенцевой Евгении Владимировны об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заявленных к публично-правовой компании «Роскадастр», Областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Трифонова Т.П.

Срок изготовления мотивированного текста решения 23 января 2024 года.