ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/18 от 10.08.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-34/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2018 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,

с участием прокурора Власовой Ю.М., представителя административного истца Михайлова А.В., представителя заинтересованного лица – Администрации г.Чебоксары Николаева Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дуэт» о признании недействующим отдельного положения решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года №732,

у с т а н о в и л:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

В разделе III «Нестационарные торговые объекты на территории Московского района города Чебоксары» в строке с порядковым номером 3.2.45 в данную Схему был включен павильон в районе дома № по <адрес>.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в том числе из Схемы исключена строка 3.2.45.

ООО «Дуэт» обратилось в суд с административным иском к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании недействующим решения от 25 апреля 2017 года № 732 в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки 3.2.45, ссылаясь на то, что павильон используется им для торговой деятельности, следовательно, оспариваемое решение нарушает его права. Административным ответчиком не была соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия проекта решения, само решение противоречит положениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Полагает также, что решение не соответствует нормам Федерального закона «О защите конкуренции», так как означает ограничение, устранение конкуренции.

В судебном заседании представитель административного истца Михайлов А.В. административный иск поддержал по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица по делу – администрации г.Чебоксары Николаев Д.О. возразил против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемое положение нормативного правового акта представительного органа муниципального образования соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного ответчика - Чебоксарского городского Собрания депутатов в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в административном иске отказать, указывая, что экспертами было выявлено отсутствие необходимости в нестационарном торговом объекте, предусмотренном строкой 3.2.45 Схемы, и названное изменение не затрагивает права и законные интересы ООО «Дуэт», так как право размещения павильона было предоставлено ООО «Дуэт» в соответствии с договором аренды земельного участка от 07 февраля 2013 года и администрация города письмом от 13 декабря 2017 года уведомила арендатора об одностороннем отказе от договора аренды. Кроме того, постановлением администрации города от 25 апреля 2017 года №1013 утвержден порядок, в соответствии с которым право на размещение нестационарных торговых объектов предоставляется только путем проведения аукциона.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Аналогичные положения содержатся в частях 2, 3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики издан приказ от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Названным Порядком определена процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 2 Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.

Разработанная Схема утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 7).

В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 8).

Утвержденная Схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики и официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).

В силу статьи 33 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.

Статьей 32 Устава установлено, что заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов.

Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 года № 868 «О периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в «Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары» или газете «Чебоксарские новости» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gcheb.cap.ru/).

Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 апреля 2017 года № 19, на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов из 43 депутатов присутствовали 39 депутатов, то есть кворум для принятия решений имелся.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 официально опубликовано 2 мая 2017 года на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gcheb.cap.ru), а также в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» от 4 мая 2017 года № 8.

Учитывая изложенное, суд полагает, что решение принято уполномоченным на то органом в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 указанной статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 названной статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 не устанавливает какие-либо новые и не изменяет ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем суд считает, что проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта не требовалось.

Кроме того, Законом Чувашской Республики от 27 октября 2016 года № 67 «О перечне муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и о критериях включения их в указанный перечень» г. Чебоксары в перечень муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, не включен.

Вместе с тем в оспариваемой административным истцом части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, предусмотрено, что к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей города Чебоксары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно частям 1,6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из представленных сторонами сведений следует, что 07 февраля 2013 года между администрацией города Чебоксары (арендодателем) и ООО «Дуэт» (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 22 кв.м. с кадастровым номером для эксплуатации торгового павильона по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «...», срок аренды устанавливался до 01 апреля 2013 года. Предусматривалось, что договор с истекшим сроком аренды считается заключенным на неопределенный срок и действующим со всеми остальными его условиями.

Письмом от 13 декабря 2017 года № администрация г.Чебоксары уведомила ООО «Дуэт» об отказе в одностороннем порядке от договора аренды и необходимости освобождения земельного участка.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Такая же позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не предусматривает их использование в зависимости от прав конкретных субъектов хозяйственной деятельности на земельные участки, на которых расположены такие объекты.

В соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации г.Чебоксары от 25 апреля 2017 года № 1013 «Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения открытого аукциона.

Таким образом, односторонний отказ администрации г. Чебоксары от договора аренды земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект ООО «Дуэт», не мог служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Кроме того, как указано выше, Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).

Тем самым субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Сведений о том, что земельный участок, на котором находится павильон ООО «Дуэт», подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется, стороны на данное обстоятельство не ссылаются.

Как следует из анализа потребности населения Чувашской Республики в нестационарных торговых объектах на территории Московского района г.Чебоксары по состоянию на 1 апреля 2017 года, содержащегося в представленном администрацией г.Чебоксары заключении эксперта ООО «Союз экспертиз» от 7 апреля 2017 года № , выполненном по заказу администрации Московского района г. Чебоксары, в том числе из таблицы №30 «Итоговое решение (рекомендации), принятое на основании опросных листов экспертов», к исключению рекомендована, в частности, строка 3.2.45 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, при этом в качестве основных признаков, влияющих на принятие такого решения, учитывался достаточный уровень обеспечения торговыми объектами на территории г.Чебоксары и недостаточный спрос населения.

Однако экспертное заключение не подтверждает отсутствие необходимой потребности населения во включении в Схему нестационарного торгового объекта, расположенного по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «...», поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по данному адресу экспертное заключение не содержит.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (пункт 3.2.2).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления.

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки 3.2.45 о торговом объекте – павильоне в районе дома по <адрес>.

Возложить на Чебоксарское городское Собрание депутатов обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары».

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Д.В.Алексеев

Мотивированное решение составлено 13 августа 2018 года.