Дело № 3а-34/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Папуловой С.А.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
представителей заинтересованного лица ФИО3, ФИО4,
прокурора Колесникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области
от 02.11.2018 № 28/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/4-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2015-2019 годы»,
от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год»,
от 25.12.2018 № 52/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25.12.2017 № 45/5-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018-2019 годы» противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Оборонэнерго» обратилось в суд с учётом уточнений с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия первой строки приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 02.11.2018 № 28/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/4-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2015-2019 годы» в части установления филиалу «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2019 год необходимой валовой выручки без учёта оплаты потерь в размере 21735,15 тысяч рублей; столбцы 2, 4, 5, 7 первой строки таблицы приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год», третий столбец третьей строки второй части таблицы 1 приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 25.12.2018 № 52/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25.12.2017 № 45/5-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018-2019 годы».
Требования мотивировало тем, что оспариваемыми приказами ответчик, включив в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) на 2019 год налог на прибыль на 2019 год в размере 121,52 тыс. руб., а также скорректировав необходимую валовую выручку по налогу на прибыль за 2017 год в размере 276,31 тыс. руб., нарушил принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, вследствие чего установил экономически не обоснованный объём финансовых средств (НВВ), необходимых истцу для осуществления регулируемой деятельности в течение 2019 года на территории ЕАО, и, тем самым, не обеспечил экономическую обоснованность затрат в установленном истцу тарифе на 2019 год.
Указывает, что в НВВ включается величина налога на прибыль организации по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учёта за последний истекший период. Расчет текущего налога на прибыль по АО «Оборонэнерго» был произведен с учётом величины налога на прибыль по регулируемым видам деятельности, прочим производственным услугам, который соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Определив размер расходов истца на уплату налога на прибыль на 2019 год на основании затрат на денежные выплаты социального характера, а не из величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных обществом в бухгалтерском учёте в соответствии с пунктами 20 и 21 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02), комитетом нарушены принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, установленные Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), ПБУ 18/02, что повлекло установление тарифа истцу в экономически не обоснованном размере, на основании установленного экономически необоснованного размера НВВ.
Также истец указал, что расчёт текущего налога на прибыль определяется по налогоплательщику в целом, а не по отдельному обособленному подразделению налогоплательщика, исходя из величины условного расхода (условного дохода) налогоплательщика в целом, скорректированного на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчётного периода, с последующим расчётом доли прибыли, приходящегося на обособленное подразделение.
Рассчитав корректировку НВВ по налогу на прибыль за 2017 год на сумму выплат социального характера согласно коллективному договору, увеличенных на сумму дохода, полученную обществом от АО «ДРСК» электрические сети на потери, через объём полезного отпуска электрической энергии с учетом ставки налога на прибыль в размере 20%, комитет нарушил принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, установленные Федеральным законом № 35-ФЗ, Основами ценообразования, ст. ст. 246, 288 НК РФ, п.п. 20,21 ПБУ 18/02, что также повлекло установление НВВ (в состав которой входит корректировка на прибыль), в экономически не обоснованном размере, и последующее установление тарифа в экономически необоснованном размере.
Считает, что экономически обоснованная НВВ на содержание электрических сетей по ЕАО на 2019 год должна быть установлена в размере 23818,35 тыс. рублей.
В письменных возражениях представитель административного ответчика комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО2 выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что оспариваемые положения приказов приняты комитетом в пределах предоставленных полномочий. Подход, используемый комитетом для определения АО «Оборонэнерго» налога на прибыль на 2019 год, основан на действующем законодательстве в области ценообразования и основных принципах государственного регулирования.
Распределение прибыли, приходящейся на территорию ЕАО, по расчёту общества, определено как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизированного имущества на территории ЕАО в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизированного общества в целом по всем видам деятельности (пункт 2 статьи 288 НК РФ). Обществом произведено распределение прибыли по видам деятельности в целом по юридическому лицу пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности, в том числе на передачу электрической энергии – 69,35%, на технологическое присоединение – 4,46%. С учётом распределения по данным общества прибыль (убыток) до налогообложения составила за 2017 год по передаче электрической энергии убыток - 70639 тыс. руб., по технологическому присоединению прибыль 433807 тыс. руб. Однако данное распределение суммы налога на прибыль позволяет учитывать в составе тарифов налог, относящийся не только к регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, но и к прочим видам деятельности, что противоречит установленным частью 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ принципам определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов) и обязательного раздельного учёта организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объёма продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. При расчёте налога на прибыль за 2017 год (с учетом ставки налога в размере 20%) в размере 391,91 тыс. руб. управлением были учтены расходы общества на сумму выплат социального характера согласно коллективного договора учтенных в операционных расходах в размере 437,52 тыс. руб. и суммы дохода 1109,66 тыс. руб., полученной обществом от АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» на покупку потерь. На 2019 год налог на прибыль в размере 121,52 тыс. руб. рассчитан соответственно на сумму выплат социального характера определенных в операционных расходах.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Оборонэнерго» ФИО1 административные исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил признать частично недействующими указанные выше нормативные правовые акты.
Представитель административного ответчика комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО2 с иском не согласилась, просила в иске отказать по доводам, изложенных в письменных возражениях.
Представители АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» ФИО3, ФИО4 оставили разрешение вопроса по существу иска на усмотрение суда.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела регулирования тарифов в электроэнергетике комитета тарифов и цен правительства ЕАО К. суду пояснила, что как эксперт рассматривала материалы дела, которые представила организация для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 год (корректировка НВВ на 2019 год). По результатам рассмотрения установлено, что сумма по расчёту организации является экономически необоснованной, поскольку налогооблагаемая база для расчёта налога на прибыль и отнесения его на регулируемые виды деятельности составила отрицательную величину, то есть убыток. Убыток не является показателем для расчёта налога на прибыль, в связи с чем комитетом рассчитан налог на прибыль в экономически обоснованном размере на основании имеющихся в структуре операционных расходов общества на выплаты социального характера, а также сложившегося положительного результата в результате взаиморасчётов по потерям электрической энергии. Указанное соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, пояснения свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, изучив материалы административного дела, тарифного дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 02.11.2018 № 28/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/4-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2015-2019 годы» установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в том числе на 2019 год в размере 21735,15 тысяч рублей.
Приказ опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» http//npa79.eao.ru, 07.11.2018.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год» установлены с 01.01.2019 по 31.12.2019 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области.
Оспариваемыми столбцами 2, 4, 5, 7 первой строки таблицы приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год» установлен индивидуальный тариф между АО «ДРСК» филиал «Электрические сети ЕАО» и АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО, с указанием на первое полугодие двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей – 370128,30 руб./МВт.мес., одноставочный тариф – 1,18851 руб./кВт.ч, на второе полугодие двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей – 393492,63 руб./МВт.мес., одноставочный тариф – 1,08012 руб./кВт.ч.
Приказ опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» http//npa79.eao.ru, 28.12.2018.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год» установлены с 01.01.2019 по 31.12.2019 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области.
Оспариваемым третьим столбцом третьей строки второй части таблицы 1 приложения к указанному приказу для АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО установлена НВВ сетевых организаций без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте РФ в размере 21735,15 тыс. руб.
Приказ опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» http//npa79.eao.ru, 28.12.2018.
Судом, бесспорно, установлено, что индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов на 2019 год между АО «ДРСК» филиал «Электрические сети ЕАО» и АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО, установленный оспариваемыми столбцами 2, 4, 5, 7 первой строки таблицы приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год», рассчитан с учётом необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО на 2019 год, установленной оспариваемой частью приложения к приказу комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 02.11.2018 № 28/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/4-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2015-2019 годы».
Также установленная приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год» для АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО НВВ, учитывается при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте РФ.
Указанные приказы являются нормативными правовыми актами и применяются при взаиморасчётах между двумя сетевыми организациями: АО «ДРСК» филиал «Электрические сети ЕАО» и АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории ЕАО на период 2019 года.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что АО «Оборонэнерго» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом № 35-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу положений пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области в соответствии с положением о комитете, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп, является органом исполнительной власти области, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в том числе устанавливает цены на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к их форме, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом в рамках настоящего дела.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В силу пунктов 2 и 15-34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка которая представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также экономически обоснованные расходы.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденного приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методически указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчёта тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.
Из документов, представленных комитету обществом при установлении НВВ и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлено, что расчёт текущего налога на прибыль по АО «Оборонэнерго» за 2017 год составил по виду деятельности «передача электроэнергии» 583855,07 тыс. руб., по виду деятельности «технологическое присоединение» 119793,33 тыс. руб., по прочим производственным услугам 287703,43 тыс. руб., всего 991351,83 тыс. руб.
Согласно налоговой декларации за 2017 год филиалом «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» зачислен налог на территории ЕАО в размере доли 0,00184512117598 от суммы налога на прибыль в целом по юридическому лицу – 991351,70 тыс. руб., в том числе в бюджет ЕАО 17% или 1554789 руб.
Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение истца – ПУ «Биробиджанский» по расчёту общества, определена как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества на территории ЕАО в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по обществу.
С учётом распределения по данным общества прибыль (убыток) до налогообложения составила за 2017 год по передаче электрической энергии убыток 70639 тыс. руб., по технологическому присоединению прибыль 433807 тыс. руб., что отражено в расчете величины налога на прибыль по АО «Оборонэнерго» за 2017 год (таблица 1).
Между тем, из указанных материалов следует, что в составе необходимой валовой выручки (и тарифов) обществом учтён налог, относящийся не только к регулируемой деятельности по передаче электрической энергии и технологическому присоединению за 2017 год, но и доходы, которые не относятся к регулируемым видам деятельности в размере 6324212 тыс. руб., что противоречит установленным частью 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ принципам определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов) и обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учётной политике, принятой в организации.
Согласно пункту 4.3 Устава АО «Оборонэнерго» одним из основных видов деятельности является передача и распределение электрической энергии. Следовательно, распределение величины суммы налога на прибыль АО «Оборонэнерго» между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности должно осуществляться в соответствии с нормами законодательства в сфере электроэнергетики, а не учётной политики организации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
АО «Оборонэнерго» имеет 15 филиалов на территории РФ, в том числе филиал «Дальневосточный». Филиал «Дальневосточный» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии на территории пяти субъектов РФ: Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область.
Согласно информации, размещенной на сайте АО «Оборонэнерго», в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, по данным бухгалтерского учёта за 2017 год, выручка по передаче электрической энергии (с учётом потерь) и технологическому присоединению на территории ЕАО филиала Дальневосточный АО «Оборонэнерго» составила 25,863 млн. руб., расходы -44,255 млн. руб., результат от регулируемых видов деятельности – убыток 18,392 млн. руб.
При этом убыток по регулируемым видам деятельности в размере -18,392 млн. руб. сложился у общества из убытка от деятельности по передаче электроэнергии -18,287 млн. руб., убытка от деятельности по технологическому присоединению -1,05 млн. руб.
Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ для российских организаций объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Соответственно, сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль на территории ЕАО от регулируемых видов деятельности составляет -3,678 млн. руб. (-3,678 млн. руб. = -18,392 млн. руб. * 20%).
В соответствии с пунктом 8 статьи 247 НК РФ в случае, если в отчётном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
При таких обстоятельствах представленный обществом расчёт налога на прибыль не обоснованно отнесен на регулируемые виды деятельности (передача электрической энергии и технологическое присоединение), в связи с отрицательным финансовым результатом от осуществляемых видов деятельности по ЕАО.
Кроме того, вопреки позиции АО «Оборонэнерго», пунктом 2 статьи 288 НК РФ определено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе разграничения доходов, расходов и источников финансирования между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и сбалансированности бюджета.
Порядок ведения раздельного учёта доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере электроэнергетике является предметом специального регулирования. Такой учет ведется на основе данных бухгалтерского учета, но в соответствии с правилами, определенными в Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденном приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585.
Согласно представленным административным истцом данным бухгалтерского учета за 2017 год налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль и отнесения его на регулируемые виды деятельности составила отрицательную величину.
Вместе с тем, комитетом рассчитан налог на прибыль в экономически обоснованном размере: за 2017 год 391,91 тыс. руб., на 2019 год 121,52 тыс. руб.
Налогооблагаемая база для расчёта налога на прибыль принята комитетом на основании имеющихся в структуре операционных расходов (которые подлежат ежегодной корректировке) общества, денежных выплат социального характера (по коллективному договору), финансируемых за счёт прибыли за 2017 год – 457,96 тыс. руб. и соответственно плановых затрат на 2019 год – 486,06 тыс. руб., а также сложившегося положительного результата (избытка средств) в результате взаиморасчетов по потерям электрической энергии за 2017 год в размере 1109.66 тыс. руб.
Соответственно комитет не нарушил права АО «Оборонэнерго» в части установления экономически обоснованного объёма финансовых средств (планируемых, расчетных себестоимости и прибыли с учетом затрат по налогу на прибыль), необходимых обществу для осуществления регулируемой деятельности на 2019 год.
Указанное формирование НВВ комитетом для общества отвечает установленному статьей 6 Федерального закона № 35-ФЗ принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не допускающего возложение на конечных потребителей помимо расходов, которые должна нести сетевая организация на содержание и эксплуатацию объектов ЭСХ по регулируемому виду деятельности, расходов, не относящихся к регулируемому виду деятельности по передаче электрической энергии.
Как следует из материалов дела, приказы комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год»; от 25.12.2018 № 52/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25.12.2017 № 45/5-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018-2019 годы» оспариваются административным истцом только в связи с неправильно установленным размером необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2019 год.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований полагать, что установленный размер необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2019 год носит экономически необоснованный характер и является неправильным, не имеется; приказы административного ответчика в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушают.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований акционерного общества «Оборонэнерго» о признании приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 02.11.2018 № 28/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/4-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории Еврейской автономной области на 2015-2019 годы», от 24.12.2018 № 51/3-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год», от 25.12.2018 № 52/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25.12.2017 № 45/5-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018-2019 годы» противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова