Дело № 3а-34/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
при секретаре Герасимовой К.И.,
с участием представителя административного истца открытого акционерного общества «Тигильское промысловое хозяйство» ФИО1, представителя административного ответчика Губернатора Камчатского края ФИО2, представителя заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края ФИО3, прокурора Соловьевой О.И.,
рассмотрев в городе Петропавловске-Камчатском 10 декабря 2020 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Тигильское промысловое хозяйство» к Губернатору Камчатского края о признании недействующим с момента издания в части нормативного правового акта – постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года», возложении обязанности издать новый нормативно-правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Тигильское промысловое хозяйство» (далее – ОАО «Тигильское промысловое хозяйство») обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующим с момента издания в части строки 2 приложения 1, строки 4 приложения 1, строк 14, 15 раздела X таблицы 2, строк 14, 15, 16, 17 раздела Х таблицы 4 нормативного правового акта – постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года»; возложении обязанности внести следующие изменения в постановление Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130:
- строку 2 приложения 1 изложить в следующей редакции «численность особей 14414, лимит особей 390»;
- строку 4 приложения 1 изложить в следующей редакции «численность особей 54171, лимит особей 12307»;
- строка 14 таблицы 3 раздела Х: площадь – 43,0 тыс. га, численность – 73 особей, показатель численности – 1,7 ос/1000 га, квота добычи – 2 особи;
- строка 15 таблицы 3 раздела Х: площадь – 41,7 тыс. га, численность – 70 особей, показатель численности – 1,7 ос/1000 га, квота добычи – 2 особи;
- строка 14 таблицы 4 раздела Х: площадь – 148,9 тыс. га, численность – 480 особи, показатель численности – 3,22 ос/1000 га, квота добычи – 165 особей;
- строка 15 таблицы 4 раздела Х: площадь – 452,8 тыс. га, численность – 1553 особи, показатель численности – 3,43 ос/1000 га, квота добычи – 540 особей;
- строка 16 таблицы 4 раздела Х: площадь – 122,8 тыс. га, численность – 347 особи, показатель численности – 2,83 ос/1000 га, квота добычи – 120 особей;
- строка 17 таблицы 4 раздела Х: площадь – 371,2 тыс. га, численность – 1113 особей, показатель численности – 3,00 ос/1000 га, квота добычи – 380 особей.
В обоснование иска указало, что постановлением Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 утверждены квоты добычи снежного барана и соболя для ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» с 1 августа 2020 года по 1 августа 2021 года. Указанным постановлением установлена численность особей снежного барана в количестве 14322 особей, лимит добычи - 387 особей, квота добычи 1 особь и 0 особей в зависимости от охотугодья; численность особей соболя установлена в количестве 54 038 особей, лимит добычи – 12 276 особи, квота добычи – 161, 528, 114, 371 особь в зависимости от охотугодья.
В отношении ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» в меньшем размере представлена квота добычи охотничьих ресурсов и утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов, в итоге ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» недополучило квоту охотничьих ресурсов: в охотничьем угодье «Шлен» Тигильского района – 2 особи снежного барана и 4 особи соболя; в охотничьем угодье «Калгауч» Тигильского района – 1 особь снежного барана и 12 особей соболя; в охотничьем угодье № 25 «Аманинский» Тигильского района - 6 особей соболя; в охотничьем угодье «Центральное» Тиигильского района – 9 особей соболя.
При этом, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 4, 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», пункта 7.2.2 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 344, поскольку с ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» заключены охотохозяйственные соглашения и закреплены охотничьи угодья «Шлен», «Калгауч», «Аманинский», «Центральное», сведения о численности охотничьих ресурсов должны приниматься по данным, предоставляемым ОАО «Тигильское промысловое хозяйство».
В 2020 году ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» при подаче заявок указывало данные о численности снежного барана и соболя и квоты добычи охотничьих ресурсов, вместе с тем, квота добычи была распределена в меньшем размере, чем было заявлено административным истцом.
По этим основаниям полагает, что численность охотничьих ресурсов и размер квоты определены для ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» с нарушением действующего законодательства в меньшем размере, что прямым образом нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» ФИО1 изменила исковые требования в части и просила суд возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое Постановление ив части, признанной судом недействующей. Полагала, что уменьшение размера квот произведено необоснованно и не соответствует нормативно-правовым актам, возлагающим обязанность по мониторингу численности животных на территории охотничьего угодья на юридическое лицо, за которым закреплена данная территория. Указала, что Агентством лесного хозяйства не обоснованы собственные расчеты количества охотничьих ресурсов.
Представитель административного ответчика Губернатора Камчатского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на административный иск, в котором, полагая требования административного истца неправомерными и неподлежащими удовлетворению, указал, что проект оспариваемого постановления разработан и утвержден уполномоченными органами в пределах своей компетенции, с соблюдением установленных процедур определения квот и лимитов, проведения оценки воздействия на окружающую среду, порядка проведения оценки государственной экологической экспертизы. По результатам антикоррупционной и правовой экспертизы не выявлено положений, способных повлечь коррупционные проявления. Обжалуемое постановление № 130 подписано уполномоченным на то лицом, соответствует утвержденной форме и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края ФИО3 полагал требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В письменном отзыве на административный иск указал, что в 2020 году квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, закрепленных за ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» определялась Агентством в соответствии с представленными ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» заявками на установление квоты добычи на основании данных о численности охотничьих ресурсов по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Под данными численности понимаются данные о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. В случае, если указанная в заявке квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, Агентство устанавливает квоту добычи в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный в заявке, обосновывая причины такого несоответствия. На территории Камчатского края функции государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляет Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края. В рамках осуществления государственного мониторинга Агентство организует мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира на территории Камчатского края, которые проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира. Учет соболя на территории Камчатского края осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 11 января 2012 года № 1. Агентством ежегодно организуется проведение зимнего маршрутного учета (ЗМУ) в границах муниципальных районов края. При этом, в закрепленных охотничьих угодьях ЗМУ проводятся силами охотопользователей. В 2020 году часть охотпредприятий Тигильского района, в том числе ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» провели самостоятельные зимние маршрутные учеты. По результатам проведенных учетов была получена общая численность соболя на исследуемой территории 7785 особей, что составляет усредненную плотность 5,64 особи/1000 га угодий. Умножение показателя численности на площадь угодий привело к численности: в охотугодье «Шлен» - 465 особей; в охотугодье «Калгауч» - 1509 особей; в охотугодье «Аманинский» - 327 особей; в охотугодье Центральный» - 1062 особи. Эти цифры и приняты в качестве численности на территории указанных охотничьих угодий и использовались при определении квоты на добычу соболя, в связи с чем численность, указанная в заявке ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» не соответствует данным государственного мониторинга и послужила основанием для снижения квоты добычи соболя. Численность снежного барана в охотничьих угодьях «Шлен» и «Калгауч» не соответствует численности, указанной в заявке ОАО «Тигильское промысловое хозяйство». Указанное обстоятельство послужило основанием для направления мотивированного уведомления о снижении квоты добычи снежного барана в охотничьем угодье «Калгауч» и отказе в предоставлении квоты на его добычу в охотничьем угодье «Шлен».
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края участия в судебном заседании не принимало, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в своего отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой О.Н., полагавшей требования ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пунктов «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе организации и осуществления сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; установления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; регулирования численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; ведения государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; заключения охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ, лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3).
По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя (часть 4).
Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6).
В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7).
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9).
В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
Согласно статье 38 Федерального закона № 209-ФЗ поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Нормативы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Нормы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 29 июня 2010 года № 228 утвержден порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов. В случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности конкретного вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьего ресурса выражается дробным числом, которое меньше единицы, округление такого значения допустимого изъятия охотничьего ресурса не производится (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается при отсутствии заявки; в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; в случае, при котором определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.
Как установлено пунктом 9 Порядка, для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:
- до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи;
- до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
- до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу;
- после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее - проект), с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.
Документ, утверждающий лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (пункт 14 Порядка).
Как следует из материалов дела, 9 января 2014 года ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» (Охотпользователь) заключило с Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (Агентство) охотхозяйственное соглашение № 94, по условиям которого Охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры в охотничьем угодье «Шлен» в Тигильском районе Камчатского края (л.д. 54-57).
Также ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» представлены в пользование охотничье угодье «Калгауч» в Тигильском районе (охотхозяйственное соглашение № 93 от 9 января 2014 года), охотничье-промысловый участок № 25 «Аманинский» в Тигильском районе (охотхозяйственное соглашение № 122 от 14 июля 2014 года), охотничье угодье «Центральное» в Тигильском районе (охотхозяйственное соглашение № 172 от 10 августа 2017 года) (л.д. 58-72).
ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – Агентство) представлены сведения о численности охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2020 года, согласно которым на охотничьем угодье «Аманинский» находится 347 особей соболя, на охотничьем угодье «Центральный» - 1113 особей соболя, на охотничьем угодье «Шлен» - 73 особи снежного барана и 480 особей соболя, на охотничьем угодье «Калгауч» - 70 особей снежного барана и 1553 особи соболя (л.д. 49).
Также административным истцом в Агентство представлены заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года, в соответствии с которыми:
- на охотугодье № 34 «Шлен» находится 480 особей соболя, показатель численности 3,22 ос/1000 га, квота добычи 34,4% и составляет 165 особей; 73 особи снежного барана, показатель численности 1,7 ос/1000 га, квота добычи 2,74% и составляет 2 особи;
- на охотугодье № 41 «Калагуч» находится 1553 особей соболя, показатель численности 3,43 ос/1000 га, квота добычи 34,8% и составляет 540 особей; 70 особи снежного барана, показатель численности 1,7 ос/1000 га, квота добычи 2,74% и составляет 2 особи;
- на охотугодье № 25 «Аманинский» находится 347 особей соболя, показатель численности 2,83 ос/1000 га, квота добычи 34,6% и составляет 120 особей;
- на охотугодье № 29 «Центральный» находится 1113 особей соболя, показатель численности 3,00 ос/1000 га, квота добычи 34,1% и составляет 380 особей (л.д. 49-53).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 93-П от 15 июня 2020 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года.
Заключением экспертной комиссии рекомендовано установить следующие объемы изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года: снежный баран – 387 особей, соболь – 12276 особей.
В ходе проведения государственной экологической экспертизы были исследованы проект лимитов добычи охотничьих ресурсов в Камчатском крае на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года, проект квот добычи охотничьих ресурсов и пояснительная записка к ним, оценка воздействия на окружающую природную среду намечаемой в связи с реализацией объекта государственной экологической экспертизы деятельности, документы государственного мониторинга охотничьих ресурсов, заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов.
Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы установлено, что представленные на экспертизу материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года, содержат достаточный объем сведений и соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Камчатского края в области охраны окружающей среды.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 02-29-29/18370 от 24 июля 2020 года согласован лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Камчатского края в сезон охоты 2020-2021 годов, устанавливаемый в соответствии с нормативами допустимого изъятия и с учетом заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Камчатского края от 15 июня 2020 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 93-П от 15 июня 2020 года, в том числе, снежный баран – 387 особей, соболь – 12276 особей.
В соответствии со сведениями о численности и распространении охотничьих ресурсов на 2020 год по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Тигильского района количество особей соболя составило 12681 особей, в том числе на охотугодьях «Шлен» - 462 особи, «Калгауч» - 1509 особей, «Аманинский» - 327 особи, «Центральное» - 1062 особи; количество особей снежного барана составило 1569 особей, в том числе на охотугодьях «Шлен» - 15 особи, «Калгауч» - 36 особей.
Всего на территории Камчатского края количество особей снежного барана составило 14322 особи, соболя – 54038 особи.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Агентством выполнены все процедуры, предшествующие принятию постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130. Подготовлен проект постановления, прошедший вместе с обосновывающими материалами оценку регулирующего воздействия, общественное обсуждение в форме слушаний, антикоррупционную экспертизу и экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, а также согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На основании письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 02-29-29/18730 от 24 июля 2020 года и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 93-П от 15 июня 2020 года Губернатором Камчатского края издано постановление от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года».
Постановлением № 130 утверждены квоты добычи рыси и снежного барана для ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» с 1 августа 2020 года по 1 августа 2021 года, в соответствии с которыми указанным постановлением установлена численность особей снежного барана на территории Камчатского края в количестве 14322 особей, лимит добычи - 387 особей; соболя – 54038 особей, лимит добычи – 12276 особей.
В отношении охотугодья «Шлен» установлены показатели:
- снежный баран: площадь свойственная для обитания 43,00 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 15 особей, показатель численности – 0,35 особей/1000 га квота добычи – 0 особь;
- соболь: площадь свойственная для обитания 81,90 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 462 особей, показатель численности – 5,64 особей/1000 га квота добычи – 161 особь.
В отношении охотугодья «Калгауч» показатели:
- снежный баран: площадь свойственная для обитания 41,40 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 36 особей, показатель численности – 0,87 особей/1000 га квота добычи – 1 особь;
- соболь: площадь свойственная для обитания 267,40 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 1509 особей, показатель численности – 5,64 особей/1000 га квота добычи – 528 особей.
В отношении охотугодья «Аманинский» показатели:
- соболь: площадь свойственная для обитания 58,00 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 327 особей, показатель численности – 5,64 особей/1000 га квота добычи – 114 особей.
В отношении охотугодья «Центральное» показатели:
- соболь: площадь свойственная для обитания 188,10 га, численность охотничьих ресурсов на территории охотугодья – 1062 особей, показатель численности – 5,65 особей/1000 га квота добычи – 371 особей.
Текст постановления от 29 июля 2020 года № 130 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31 июля 2020 года, в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» 28 августа 2020 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Камчатского края в рамках предоставленных полномочий, нарушений требований законодательства к порядку его принятия и введения в действие не имеется.
Обращаясь с настоящим административным иском о признании постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 недействующим в части, административным истцом указано на обязанность административного ответчика при установлении квот на добычу охотничьих ресурсов принимать сведения о численности охотничьих ресурсов данным, предоставляемым ОАО «Тигильское промысловое хозяйство», в связи с заключением охотхозяйственных соглашений.
Вместе с тем, пунктом 8 Порядка установлено, что в случае, если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, основанием для снижения размера предоставленных квот ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» на 2020-2021 годы послужило несоответствие сведений о численности охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2020 года, предоставленных административным истцом, сведениям о численности и распространении охотничьих ресурсов на 2020 год по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 15 июня 2020 года установлено, что при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учтены их численность, пространственное размещение, плотность, динамика численности и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов. Квоты добычи по каждому виду охотничьих ресурсов в отношении закрепленных охотничьих угодий определены в соответствии с заявками охотпользователей в пределах установленных законодательством нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленных видов охотничьих ресурсов.
Допущенных в ходе производства экологической экспертизы нарушений, установленных статьей 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), судом не выявлено, при этом само заключение государственной экологической экспертизы административным истцом в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона № 174-ФЗ в судебном порядке не оспорено, экспертиза проведена в соответствии с принципами, установленными статьей 3 Федерального закона № 174-ФЗ, о презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий, достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы, гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения, в связи с чем оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертной комиссии у суда не имеется.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя административного истца в качестве свидетеля ФИО4 пояснил, что участвовал в публичных слушаниях при принятии оспариваемого нормативного правового акта и высказывал замечания в части установления квот на соболя и снежного барана для ОАО «Тигильское промысловое хозяйство». Агентством лесного хозяйства превышены свои полномочия в осуществлении государственного мониторинга на закрепленных охотничьих угодьях. Обязанность по сбору сведений о численности для государственного мониторинга возложена на хозяйствующих субъектов, Агентство занимается исключительно сбором и обобщением сведений. Приказ Минприроды № 228 не позволяет органу государственной власти вносить изменения в заявку, можно только уменьшить квоту, если превышен норматив изъятия. В проекте постановления уменьшили квоту, изменили площадь свойственных угодий. Изначально были предоставлены данные по полю и по лесу. В проекте был учтен только лес, что привело к снижению плотности. Агентство вместо расчета по методике произвело расчет через усредненную плотность. Такое понятие в методике отсутствует. В методике ЗМУ речь о свойственных угодьях не ведется. Там указаны только категории среды обитания. Должностные лица Агентства взяли за основу только лес, поле не учли. Карточки ЗМУ не содержат сведения о численности, только протяженность маршрута и количество пересечений следов.
Из представленной в материалах дела заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года, следует, что замечания НП «Ассоциация Камчатских охотпользователей» по факту занижения и непредоставления квот на добычу охотничьих ресурсов для ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» являлись предметом рассмотрения экспертной комиссии и отклонены как несостоятельные.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей начальник отдела разрешительной деятельности и государственного охотреестра Агентства лесного хозяйства и охраны живого мира Камчатского края ФИО5 и советник отдела разрешительной деятельности и государственного охотреестра Агентства лесного хозяйства и охраны живого мира Камчатского края ФИО6 пояснили, что учет соболя проводится методом зимнего маршрутного учета. По результатам проведения ЗМУ в итоге численность составила 7785 зверей на всей территории охотничьих хозяйств. Та численность, которая была получена на всю территорию, была равномерно распределена по всем угодьям. Взяв общую численность соболей – 7785 зверей и сумму площадей свойственных угодий, получили усредненную плотность на все категории сред обитания. Умножив усредненный показатель на площадь свойственных угодий, получали в каждой категории угодий свой результат. Эти данные вошли в данные государственного мониторинга. Мониторинг снежного барана на территории Камчатского края осуществляется методами авиаучета за счет краевого бюджета и методом учета барана на учетных площадках силами специалистов Агентства и пользователей. Авиаучет позволяет получать на больших площадях достаточно точные сведения о плотности и численности зверей в абсолютных значениях. Но этим методом сложно отследить половозрастную структуру. Это можно отследить на учетных площадках. В силу того, что закладка площадок производится неравномерно, вычислить плотность достоверно не представляется возможным. Полученные там сведения для расчета численности не применяются. В 2016 году был проведен авиаучет и выявлено, что размещение зверей неравномерно по угодьям. Эти обстоятельства были зафиксированы и изложены в отчетах. В 2016 году данные были обработаны самостоятельно. В итоге получились полигоны с разной плотностью. ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» попало на полигон с одним из самых низких показателей численности. Плотность особей в постановлении Губернатора указана другая, чем в ведомости, так как Агентство принимает за ареал обитания снежного барана местность на высоте от 900 до 1900 метров, исходя из научных данных. По соболю в постановлении Губернатора расчет производится с учетом по площади свойственных угодий, а данные государственного мониторинга – по категориям среды обитания - лес, поле, болото. Также указали, что в ходе экологической экспертизы от участвующих лиц поступали замечаний, на них даны ответы, принято только одно замечание от Ассоциации природопользователей.
Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей не имеется.
Изучив доводы административного иска, суд полагает, что нормами Федерального закона № 209-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не установлено, что определяемые квоты добычи охотничьих ресурсов должны соответствовать показателям, указанным в заявках охотпользователей на установление указанных квот.
Неустановление постановлением № 130 административному истцу квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с количеством, указанным в представленных ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» заявках, не может являться основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.
Каких-либо доказательств тому, что данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов, принятые при установлении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи, не соответствуют фактической численности охотничьих ресурсов, в ходе рассмотрения административного иска не получено.
Судом проверены расчеты исчисления лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, приведенные в оспариваемом постановлении, которые соответствуют нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138, и сомнения в их правильности у суда не вызывают. При этом судом учитывается, что расчетные ведомости выполнены должностными лицами Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края сделаны в формате Microsoft Excel.
Исследовав представленные как административным истцом, так и заинтересованным лицом, в ходе рассмотрения дела сведения о количестве находящихся на охотугодьях охотничьих ресурсов, суд признает обоснованность выводов Агентства о несоответствии количества охотничьих ресурсов, указанных в заявке охотпользователя, данным государственного мониторинга.
Необходимо отметить, что, согласно заявкам на установление квот добычи охотничьих ресурсов, административным истцом указано следующее:
- в 2019 году на территории охотугодья «Шлен» находилось 236 особей соболя, 36 особей снежного барана, при этом в 2020 году указано о 480 особях соболя и 73 особях снежного барана;
- в 2019 году на территории охотугодья «Калгауч» находилось 1194 особей соболя, 42 особей снежного барана, при этом в 2020 году указано о 1553 особях соболя и 70 особях снежного барана;
- в 2019 году на территории охотугодья «Аманинский» находилось 259 особей соболя, при этом в 2020 году указано о 347 особях соболя;
- в 2019 году на территории охотугодья «Центральный» находилось 544 особей соболя, при этом в 2020 году указано о 1113 особях соболя.
Оснований резкого увеличения (от полутора до двух раз) численности охотничьих ресурсов на территории охотугодий ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» в ходе рассмотрения дела не приведено.
Относительно доводов административного иска о превышении заинтересованным лицом – Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края своих полномочий по учету количества охотничьих ресурсов, повлиявшее на снижение квот на их добычу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 5 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Частями 4, 5 статьи 36 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
В силу пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона № 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе, ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
При изложенных обстоятельствах, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания, представляющий собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, является исключительной прерогативой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, осуществляемой в целях поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.
Как следует из постановления Губернатора Камчатского края № 130, оно издано в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 02-29-29/18730 от 24 июля 2020 года и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 93-П от 15 июня 2020 года. При этом судом установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными доказательствами, что оспариваемый нормативный правовый акт полностью соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и данным государственной экологической экспертизы, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Доводы административного истца о допущенных при проведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов нарушениях Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 года № 1, не установлены при проведении государственной экспертизы и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, само по себе нарушение методики проведения ЗМУ и авиаучета не влечет признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку судом проверяется законность оспариваемого постановления Губернатора Камчатского края № 130 на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено несоответствие оспариваемого постановления Губернатора Камчатского края № 130 указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск ОАО «Тигильское промысловое хозяйство» к Губернатору Камчатского края о признании недействующим с момента издания в части нормативного правового акта – постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года» удовлетворению не подлежит.
Также не подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности издать новый нормативный правовой акт, поскольку оспариваемое постановление постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления открытому акционерному обществу «Тигильское промысловое хозяйство» к Губернатору Камчатского края о признании недействующим с момента издания в части строки 2 приложения 1, строки 4 приложения 1, строк 14, 15 раздела X таблицы 2, строк 14, 15, 16, 17 раздела Х таблицы 4 нормативного правового акта – постановления Губернатора Камчатского края от 29 июля 2020 года № 130 «Об утверждении лимитов охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года», возложении обязанности издать новый нормативно-правовой акт отказать.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Чаднов