ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/2016 от 11.11.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

,Дело № 3а-34/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ерютина К.И.,

при секретаре Выстровой Л.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Соловьевой О.И.,

представителя Губернатора Камчатского края

и Правительства Камчатского края Анькиной Е.С.,

представителя Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края

Герасимовой О.В.

рассмотрев 11 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Губернатору Камчатского края, Правительству Камчатского края об оспаривании отдельных положений государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Губернатору Камчатского края, Правительству Камчатского края об оспаривании отдельных положений государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П (далее по тексту – Государственная программа).

Просил признать ч. 2.3.1(1) и приложения №№ 1-12 Подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» Государственной программы противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда по делу в законную силу; п. 5 ч. 3 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам, являющегося Приложением № 1 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, п. 5 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по сниженным тарифам, являющегося Приложением № 2 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, п. 6 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета предприятиям, осуществляющим поставки газа, в целях возмещения недополученных доходов в связи со снижением цены на природный газ для потребителей Камчатского края, являющегося Приложением № 3 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, п. 10 ч. 6 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета энергоснабжающим организациям Камчатского края на компенсацию выпадающих доходов, возникающих при реализации инвестиционных программ по созданию и (или) реконструкции инженерной инфраструктуры на территории Камчатского края, являющегося Приложением № 4 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, недействующими с момента вступления решения суда по делу в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П утверждена государственная программа Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», опубликованная в печатном издании «Официальные ведомости» №253-257 от 5 декабря 2013 года. Последние изменения в государственную программу внесены постановлением Правительства Камчатского края от 22 августа 2016 года № 335-П. Положениями Государственной программы предусмотрено, что указанные в программе виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются краевым государственным автономным учреждением «Камчатский центр поддержки предпринимательства» (далее – КГАУ «КЦПП», Центр) в рамках исполнения государственного задания, формируемого Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели. Вместе с тем бюджетным законодательством предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставляются непосредственно главными распорядителями бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств Подпрограммы № 2 Государственной программы до 10 апреля 2016 года являлось Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края, а с 10 апреля 2016 года – Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края. Центр поддержки предпринимательства не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса. В связи с этим наделение его полномочиями по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки в рамках реализации Подпрограммы № 2 Государственной программы противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года), Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года), Бюджетному кодексу РФ. Кроме того, возможность осуществления автономным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, связанных с исполнением иных финансовых обязательств данного органа, и осуществление государственных функций в целом, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не предусмотрена. Также создает предпосылки для необоснованного освобождения главного распорядителя бюджетных средств и Центра от административной ответственности за нарушения в сфере бюджетного законодательства.

Порядки предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющиеся Приложениями №№ 1-8, №11, №12 к Подпрограмме 2 Государственной программы противоречат п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 78 БК РФ, поскольку предусматривают возврат субсидий не в соответствующий бюджет, а на расчетный счет Центра. Противоречат федеральному законодательству и положениям указанных порядков, являющихся Приложениями №№1-8, №11, №12 к Подпрограмме 2 Государственной программы, предусматривающих принятие решений об оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства конкурсной комиссией и заключение с ними договоров об оказании финансовой поддержки Центром.

В государственной программе усматриваются коррупциогенные факторы. Так согласно п. 5 ч. 3 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам, являющегося Приложением № 1 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, условием предоставления субсидий энергоснабжающим организациям является их согласие на включение в соглашение о предоставлении субсидий на осуществление Министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающими организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты. Исключением являются операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанные с достижением целей предоставления этих средств иные операции, определенные нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам (п. 5.1 ст. 78 БК РФ). Вместе с тем положениями программы перечень иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидий, при которых допускается приобретение энергоснабжающими организациями иностранной валюты за счет полученных средств, Порядками, являющимися Приложениями №№ 1-4 Подпрограммы 4 Государственной программы, не предусмотрен. Наличие в Приложениях №№ 1-4 Подпрограммы 4 Государственной программы указанных коррупциогенных факторов свидетельствует о неоднозначном толковании нормативного правового акта, что нарушает требования законодательства о противодействии коррупции и является основанием для признания их в части недействующими.

В судебном заседании представитель административного истца Соловьева О.И. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административных ответчиков Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края - Анькина Е.С. административное исковое заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства могут осуществляться, как непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так и созданными ими государственными учреждениями. Основной целью деятельности Центра является содействие занятости населения Камчатского края путем реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае. Исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении Центра, является Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края. В связи с чем создание Центра и наделение его полномочиями по реализации программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае, в полной мере соответствует подп. 9 п. 2 ст. 26.3 и п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Решения о предоставлении финансовой поддержки или об отказе в ее предоставлении принимает комиссия, состав которой утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя Центра. Распоряжение Центром средствами субсидии на предоставление финансовой поддержки, основанное на решении комиссии, не может признаваться распределением бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. При этом нормативные правовые акты федерального уровня не содержат положений, регулирующих порядок принятия решений о предоставлении учреждениями, подобным Центру, финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также не содержат исчерпывающего перечня полномочий комиссии как коллегиального органа, принимающего решения по вопросам предоставления данной поддержки. Указала, что бюджетным законодательством не предусмотрено установление требований к нормативным правовым актам в части указания в них перечня операций, осуществляемых за счет средств предоставленных субсидий.

Представитель заинтересованного лица Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края Герасимова О.В. в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, чтоЦентр в соответствии со ст. 78.1 БК РФ является получателем субсидий на финансовое обеспечения выполнения им государственного задания и наделен полномочиями по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Распоряжение Центром средствами субсидии на выполнение государственного задания не может признаваться распоряжением бюджетными средствами и исполнением бюджета. Использование Центром средств федерального бюджета, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, ежегодно контролируется Счетной палатой РФ и Управлением федерального казначейства по Камчатскому краю. Каких-либо нарушений и замечаний, связанных с деятельностью Центра, по результатам проверок не выявлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с под. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 3 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года) отражено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года).

В ст. 10 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года приведены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в их числе разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п. 2 ч. 1) Закон предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления (ч. 2).

Между тем передачу указанных полномочий юридическим лицам, в том числе, государственным автономным учреждениям, Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года не предусматривает.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); открытость процедур оказания поддержки (п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года).

В ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года закреплено положение о том, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 БК РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В соответствии со ст. 179 БК РФ государственные программы субъекта Российской Федерации, сроки их реализации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ субъекта Российской Федерации утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2). Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой (п. 4).

Из системного толкования приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи следует, что государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий и грантов, оказания правовых, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер поддержки должна осуществляться именно государственными органами власти в рамках предоставленных им полномочий, а не иными организациями.

Учитывая изложенное, доводы представителя Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края, а также представителя Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края о правомерности наделения КГАУ «КЦПП» полномочиями по реализации программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждения» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

В силу ст. 4 указанного Федерального закона основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (ч. 1).

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (ч. 2).

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (ч. 4).

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (ч. 5).

Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6).

В силу ч. 14 ст. 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции настоящего Федерального закона) и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года на основании настоящей статьи без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами. Полномочия наблюдательных советов таких учреждений прекращаются с 1 января 2012 года.

Поскольку автономные учреждения создаются для выполнения работ и оказания услуг, возложение на них административных полномочий, составляющих компетенцию органа государственной власти, является недопустимым.

На финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий и на иные цели автономному учреждению из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются субсидии.

Вместе с тем передача субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации автономным учреждениям на цели, не предусмотренные п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», не основана на действующем законодательстве.

Исходя из этого, не может быть признан состоятельным и довод представителя Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края со ссылкой на ст. 78.1 БК РФ о правомерности оказания поддержки малого и среднего предпринимательства посредством предоставления субсидий и грантов, оказания образовательных, информационных и консультационных услуг через КГАУ «КЦПП».

В соответствии с государственным заданием для КГАУ «КЦПП» на 2016 год, утвержденным приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 24.05.2016 года № 27-п (в ред. приказа Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 24.10.2016 года № 143-п), Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края осуществляет целевое финансирование КГАУ «КЦПП», покрывающее все затраты, необходимые для выполнения государственного задания. Общий объем предоставляемых субсидий составляет 90451036 рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета – 68103467 рублей, за счет средств федерального бюджета – 22347569 рублей. Указанный объем субсидий включает в себя: обеспечение деятельности КГАУ «КЦПП» - 11428868 рублей; расходы на предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с перечнем государственных услуг, оказываемых КГАУ «КЦПП», - 79022168 рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета – 56674599 рублей, за счет средств федерального бюджета – 22347569 рублей. Финансовое обеспечение оказания КГАУ «КЦПП» государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется для реализации следующих мероприятий: предоставление консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства – 701410,71 рублей – за счет средств краевого бюджета; реализация образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения квалификации, проведения разовых лекций, стажировок, семинаров 1100000 рублей за счет средств краевого бюджета; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, – 25205569 рублей, в том числе, за счет средств краевого бюджета – 12858000 рублей, за счет средств федерального бюджета – 12347569 рублей; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) – 24015188,29 рублей, в том числе, за счет средств краевого бюджета – 1405188,29 рублей, за счет средств федерального бюджета – 10000000 рублей; предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса – 22500000 рублей за счет средств краевого бюджета; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области ремесла и народных художественных промыслов, – 1000000 рублей за счет средств краевого бюджета; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области сбора и переработки дикоросов – 500000 рублей за счет средств краевого бюджета; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области перерабатывающих производств, – 1000000 рублей за счет средств краевого бюджета; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство тепличного комплекса – 3000000 рублей за счет средств краевого бюджета.

Постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П утверждена государственная программа Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», опубликованная в печатном издании «Официальные ведомости» № 253-257 от 5 декабря 2013 года. Последние изменения в постановление внесены постановлением Правительства Камчатского края от 22 августа 2016 года № 335-П.

В действующей редакции государственная программа Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы» состоит из 6 Подпрограмм, в том числе Подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды», Подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства», Подпрограммы 3 «Развитие промышленности, внешнеэкономической деятельности, конкуренции», Подпрограммы 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов», Подпрограммы 5 «Снижение административных барьеров, повышение качества предоставления и доступности государственных услуг в Камчатском крае», Подпрограммы 6 «Обеспечение реализации Программы». Каждая подпрограмма, в свою очередь, содержит паспорт подпрограммы, перечни мероприятий и приложения.

Административным истцом оспариваются положения Подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и Подпрограммы 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы.

Частью 2.3. Подпрограммы 2 Государственной программы предусмотрена реализация в рамках данной подпрограммы основного мероприятия «Оказание мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

Согласно ч. 2.3.1. Подпрограммы 2 Государственной программы основное мероприятие будет включать в себя следующие виды поддержки:

1) развитие лизинга и модернизация производства;

2) капитализацию регионального гарантийного фонда;

3) гранты начинающим субъектам малого предпринимательства;

4) развитие микрофинансирования;

5) поддержка малых инновационных компаний;

6) предоставление субсидий камчатским товаропроизводителям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и переработки дикоросов;

7) создание групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;

8) поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства ориентирована на реализацию приоритетных направлений поддержки СМСП;

9) повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства;

10) создание и развитие сети объектов инфраструктуры МСП;

11) предоставление субсидий СМСП на строительство тепличного комплекса;

12) предоставления субсидий СМСП в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области обрабатывающих производств.

Частью 2.3.1(1) Подпрограммы 2 Государственной программы предусмотрено, что виды поддержки, указанные в пунктах 1, 3, 5 - 7, 9, 11, 12 части 2.3.1, предоставляются краевым государственным автономным учреждением «Камчатский центр поддержки предпринимательства» в рамках исполнения государственного задания, формируемого Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.

Порядки предоставления Центром финансовой поддержки в зависимости от вида поддержки установлены Приложениями №№ 1-8, 11, 12 к Подпрограмме 2 Государственной программы.

Указанные порядки регламентируют предоставление Центром грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, грантов и субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.

Также Приложениями №№ 1-8, 11, 12 к Подпрограмме 2 Государственной программы предусмотрено, что решение о предоставлении финансовой поддержки принимается Комиссией по предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, создаваемой Министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края. Договор о предоставлении субсидии заключается между субъектом малого и среднего предпринимательства и Центром. В случае нарушения субъектами малого и среднего предпринимательства условий предоставления финансовой поддержки, договора о предоставлении субсидии (гранта), использование средств гранта (субсидий) не в полном объеме, а также в случае установления факта представления недостоверных сведений и (или) документов и (или) нецелевого использования средств финансовой поддержки, полученные и неиспользованныеденежные средства возвращаются на расчетный счет Центра.

Приложением 9 к Подпрограмме 2 Государственной программы установлен порядок и условия оказания Центром субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной поддержки, согласно которому консультационная поддержка предоставляется специализированными организациями, заключившими с Центром договор на оказание консультационных услуг. Оплата услуг исполнителям осуществляется Центром.

Приложением 10 к Подпрограмме 2 Государственной программы регламентирован порядок реализации образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проведения разовых лекций, стажировок, семинаров. Оплата оказанных образовательных услуг осуществляется Центром.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 12 ноября 2013 года № 689-РП создано краевое государственное автономное учреждение «Камчатский центр поддержки предпринимательства», основной целью деятельности данного учреждения является реализация программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.

В соответствии с ч. 3 названного распоряжения исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении Центра, является Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 752-РП в Распоряжение Правительства Камчатского края от 12 ноября 2013 года № 689-РП внесены изменения, согласно которым основной целью деятельности Центра является содействие занятости населения Камчатского края путем реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.

Постановлением Губернатора Камчатского края от 17 марта 2016 года № 23 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края переименовано в Министерство экономического развития и торговли Камчатского края и образовано Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края.

4 мая 2016 года Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края утвержден устав Центра, согласно которому он создан для выполнения работ, оказания услуг в сфере занятости населения для осуществления деятельности предусмотренной настоящим уставом и направленной на сокращение безработицы в Камчатском крае путем развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения, сохранения имеющихся рабочих мест и создания новых рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства Камчатского края (п. 1.1).

В силу п. 3.2 устава Центра, основной его целью деятельности является содействие занятости населения Камчатского края путем реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.

Предметом деятельности Центра является реализация мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, в соответствии с программами по развитию малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае (п. 3.3 Устава).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Центра является регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий.

Сравнительный анализ оспариваемых заместителем прокурора края положений с нормами федерального законодательства позволяет суду сделать вывод, что приложения №№ 1-12 Подпрограммы 2 Государственной программы противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку наделяют КГАУ «КЦПП» функциями по правовой, консультационной, информационной, образовательной и финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях реализации которых и на обеспечение собственной деятельности КГАУ «КЦПП» получает субсидии за счет средств краевого и федерального бюджетов, тогда как возложение указанных функций на автономные учреждения не предусмотрено.

Помимо этого, Порядки предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющиеся Приложениями №№ 1-8, №№ 11, 12 к Подпрограмме 2 Государственной программы, предусматривающие возврат субсидий на расчетный счет КГАУ «КЦПП», а не в соответствующий бюджет, противоречат требованиям пп. 3 п. 3, п. 3.1 ст. 78 БК РФ.

Административный истец также указывает на несоответствие федеральному законодательству и положений указанных Порядков, являющихся Приложениями №№1-8, №11, №12 к Подпрограмме 2 Государственной программы, предусматривающих принятие решений об оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства конкурсной комиссией, тогда как принятие таких решений отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Между тем деятельность конкурсных комиссий по проведению конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства регулируется положениями, утвержденными Приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края № 69-п от 20 июня 2016 года «Об утверждении положений о комиссиях по предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014 – 2018 годы». Утвержденные Приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края № 69-п от 20 июня 2016 года положения о конкурсных комиссиях определяют порядок работы этих комиссий, их цели и функции, а также порядок конкурсного отбора кандидатов.

С учетом того, что порядок работы конкурсных комиссий, их цели и функции, порядок конкурсного отбора определены Приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края № 69-п от 20 июня 2016 года, правомерность принятия конкурсной комиссией решений об оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, полномочия и компетенция этой комиссии не могут быть предметом проверки и оценки суда в рамках дела по административному исковому заявлению об оспаривании отдельных положений государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», поскольку они установлены другим нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 5.1 ст. 78БК РФ при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Исходя из приведенных положений, в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 78 БК РФ, должны быть указаны (перечислены) связанные с достижением целей предоставления этих средств иные операции, для которых возможно приобрести иностранную валюту за счет полученных средств (субсидий).

Согласно п. 5 ч. 3 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам, являющегося Приложением № 1 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, условием предоставления субсидий является: включение в соглашение о предоставлении субсидий согласия энергоснабжающих организаций на осуществление Министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающими организациями условий, целей и порядка их предоставления и запрета приобретения энергоснабжающими организациями за счет полученных средств иностранной валюты (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных настоящим Порядком).

Аналогичные положения, указывающие на наличие иных операций, связанных с достижением целей предоставления средств субсидий, определенных соответствующим Порядком, содержатся в пункте 5 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по сниженным тарифам, являющегося Приложением № 2 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, пункте 6 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета предприятиям, осуществляющим поставки газа, в целях возмещения недополученных доходов в связи со снижением цены на природный газ для потребителей Камчатского края, являющегося Приложением № 3 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы, пункте 10 ч. 6 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета энергоснабжающим организациям Камчатского края на компенсацию выпадающих доходов, возникающих при реализации инвестиционных программ по созданию и (или) реконструкции инженерной инфраструктуры на территории Камчатского края, являющегося Приложением № 4 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» Государственной программы.

Анализируя содержание указанных Порядков, являющихся Приложениями №№ 1-4 к Подпрограмме 4 Государственной программы, суд приходит к выводу, что они содержат отсылочные нормы, предполагающие, что виды указанных валютных операций должны быть предусмотрены самими же Порядками, являющимися Приложениями №№ 1-4 к Подпрограмме 4 Государственной программы.

Между тем Порядки, являющиеся Приложениями №№ 1-4 к Подпрограмме 4 Государственной программы, не содержат каких-либо сведений о видах операций, в целях которых возможно приобрести иностранную валюту за счет полученных средств субсидий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что содержание указанных Порядков в части отсутствия указаний видов операций с иностранной валютой носит неопределенный характер, что может привести к ограничению прав энергоснабжающих организаций на приобретение иностранной валюты для достижения целей предоставления им средств субсидий, в связи с чем административные исковые требования о признании недействующими оспариваемых положений Порядков, являющихся Приложениями №№ 1-4 к Подпрограмме 4 Государственной программы, также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда по делу в законную силу: ч. 2.3.1(1) и приложения №№ 1-12 Подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П;

п. 5 ч. 3 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам, являющегося Приложением № 1 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П;

п. 5 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по сниженным тарифам, являющегося Приложением № 2 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П;

п. 6 ч. 4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета предприятиям, осуществляющим поставки газа, в целях возмещения недополученных доходов в связи со снижением цены на природный газ для потребителей Камчатского края, являющегося Приложением № 3 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П;

п. 10 ч. 6 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета энергоснабжающим организациям Камчатского края на компенсацию выпадающих доходов, возникающих при реализации инвестиционных программ по созданию и (или) реконструкции инженерной инфраструктуры на территории Камчатского края, являющегося Приложением № 4 к Подпрограмме 4 «Обеспечение доступности энергетических ресурсов» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании в «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федераций через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись К.И. Ерютин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2016 года

ВЕРНО:

Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин