ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/2021 от 09.03.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-34/2021

42OS0000-01-2020-000459-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«09» марта 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Адамик Татьяны Викторовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Адамик Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Адамик Т.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 1 450,1 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – здание консалтингового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 02.06.2011 года и составляет 34 063 588,55 руб.

Между тем рыночная стоимость указанного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Оценщик» № 2КСЗ от 26 августа 2020 года, согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером на дату оценки 02.06.2011 года составляет 8 760 000 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В судебное заседание Адамик Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Её представитель Талалаев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованное лицо администрация Беловского городского округа своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу) указали на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Иные лица, участвующие в деле, возражений по административному иску не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (ч. 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4).

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ), кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей (ч. 4).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 5).

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что Адамик Т.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 1 450,1 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – здание консалтингового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

Право собственности административного истца на спорное здание зарегистрировано в установленном законом порядке 04 декабря 2014 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 ноября 2020 года (л.д. 7-9).

Из указанной выписки также усматривается, что спорный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 02 декабря 2008 года.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 ноября 2020 года видно, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года, определенная по состоянию на 02 июня 2011 года, составляет 34 063 588,55 руб. (л.д. 6).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Адамик Т.В. обратилась 10 декабря 2020 года, о чем свидетельствует почтовый конверт (л.д. 63).

Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости возникла у Адамик Т.В. только с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала ее права, а также то, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Кемеровской области не проведена, суд считает необходимым восстановить Адамик Т.В. срок для подачи административного искового заявления в суд.

Из представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 2КСЗ от 26 августа 2020 года, составленного оценщиком ООО «Оценщик», следует, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 450,1 кв.м, по состоянию на 02.06.2011 года составляет 8 760 000 руб. (л.д. 10-59).

Определением Кемеровского областного суда от 11 января 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 02 июня 2011 года.

Согласно заключению судебной экспертизы № 10/21 от 24 февраля 2021 года, составленному экспертом ФИО4 (ООО «Оценочное бюро «Актив»), рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 02 июня 2011 составляет 13 149 000 руб. (л.д. 133-192).

Оценивая указанное заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимости, суд исходит из того, что оно по своему содержанию соответствует требованиям ч.2 ст.82 КАС РФ, содержит подробное описание и результаты проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, выводы эксперта мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.

Рыночная стоимость объекта недвижимости определена методом количественного анализа затратного подхода, отказ от иных методов затратного, сравнительного и доходного подходов обоснован. Метод количественного анализа выполнен путем составления сметы по единой системе ценообразования в строительстве, привязанной к условиям Кемеровской области – с использованием нормативной сметной базы ТЕР, введенной в действие с 01.01.2001 года. Переход в текущие цены произведен базисно-индексным методом с помощью индексов на строительные работы, выполняемые за счет бюджетных средств, рассчитанных Региональным центром по ценообразованию в строительстве Кемеровской области. Затраты на создание ОКС определены экспертом в сумме 21 881 542,40 руб. Прибыль предпринимателя определена экспертом на основании показателя рентабельности по отрасли экономики «Строительство» и составила 2,2%; накопленный износ составил 41,20% (9 213 529,77 руб.), соответственно, рыночная стоимость объекта на дату оценки составила 13 149 000 руб. (округленно). Заключение содержит сведения о соответствии уровня знаний эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Учитывая, что выводы оценщика в отчете об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества опровергаются заключением судебной экспертизы, которое соответствует требованиям относимости и допустимости, представленный административным истцом отчет не может быть принят в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости спорного объекта, а рыночная стоимость спорного объекта недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы.

Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области – Кузбасса (ранее - Коллегия Администрации Кемеровской области) – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной заключением судебной экспертизы рыночной стоимости спорного объекта.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость здания ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах исковые требования Адамик Т.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Адамик Татьяны Викторовны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером площадью 1 450,1 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – здание консалтингового центра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 13 149 000 руб., определенной по состоянию на 02 июня 2011 года.

Дата обращения Адамик Татьяны Викторовны в Кемеровский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 10 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Судья Е.В. Копылова

Решение в мотивированной форме изготовлено 09 марта 2021 года.