Дело № 3а-34/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2021 г. г. Курган
Курганский областной суд в составе:
судьи Менщикова С.Н.,
при секретаре Корецкой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Курганской области, Управлению Росреестра по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Росреестра по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование указала, что является собственником нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: № категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли, общей площадью 154 кв.м., по адресу: <адрес> Имея намерение выкупить указанный земельный участок, обратилась в Администрацию города Кургана и получила ответ от 12 января 2020 г. о том, что выкуп возможен по стоимости в размере пятидесяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 февраля 2021 г. определена по состоянию на 19 мая 2020 г. в размере 262496 руб. 08 коп. Согласно отчёту по определению рыночной стоимости объекта недвижимого имущества № 40-02/2021 от 15 февраля 2021 г., подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирования» (далее – ООО «НЭО) рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 г. составляет 99000 руб. Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 99 000 руб.
В судебное заседание ФИО1 не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена, что следует из уведомления с отметкой о вручении судебного извещения.
Представитель ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации города Кургана ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, оспаривала отчет ООО «НЭО по определению рыночной стоимости земельного участка, ходатайство о проведении судебной экспертизы по делу не заявила.
Представители Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра» по Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания (здание склада-магазина) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В 2020 г. ФИО1 обращалась в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее – Департамент) с заявлением о возможности выкупа земельного участка с кадастровым номером №, категории: земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли, общей площадью 154 кв.м., на котором расположено принадлежащее ей здание.
По информации Департамента от 12 января 2020 г. № Е-1923а ФИО1 для приобретения права собственности на земельный участок вправе обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами. При этом цена продажи земельного участка будет определена на основании постановления Правительства Курганской области от 24 февраля 2015 г. № 34 «Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курганской области, предоставляемых без проведения торгов» в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 154 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов торговли, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 5 февраля 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 19 мая 2020 г. в размере 262496 руб. 08 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что результатом определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности административного истца.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Земельный участок с кадастровым номером № в приложение № 1 к указанному постановлению не вошел, поставлен на государственный кадастровый учет 19 мая 2020 г.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
На основании изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:090504:721 может быть определена по состоянию на 19 мая 2020 г.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов отчета об оценке, подготовленного ООО «НЭО», участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик ФИО4 руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к оценщику и отчету об оценке объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ООО «НЭО» № 40-02/2021 от 15 февраля 2021 г. в сумме 99 000 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, обратившейся в Курганский областной суд 4 июня 2021 г., к Правительству Курганской области, Управлению Росреестра по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 154 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов торговли, расположенный по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере 99 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 г.
Судья С.Н. Менщиков