ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/2022 от 18.03.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело <Номер обезличен>а-34/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Долгих А.В. в лице представителя Голанова Дениса Львовича к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» о признании незаконными уведомлений № ВЗ-11/2022/000001, № ВЗ-11/2022/000002, № ВЗ-11/2022/000003, № ВЗ-11/2022/000004, № ВЗ-11/2022/000005, № ВЗ-11/2022/000006, № ВЗ-11/2022/000007, № ВЗ-11/2022/000008, № ВЗ-11/2022/000009, № ВЗ-11/2022/000010, № ВЗ-11/2022/000011, № ВЗ-11/2022/000012, № ВЗ-11/2022/000013, № ВЗ-11/2022/000014, № ВЗ-11/2022/000015, № ВЗ-11/2022/000016, № ВЗ-11/2022/000017, № ВЗ-11/2022/000018, № ВЗ-11/2022/000019, № ВЗ-11/2022/000020, № ВЗ-11/2022/000021, № ВЗ-11/2022/000022, № ВЗ-11/2022/000023, № ВЗ-11/2022/000024, № ВЗ-11/2022/000025, № ВЗ-11/2022/000026, № ВЗ-11/2022/000027, № ВЗ-11/2022/000028 от 11 января 2022 года о возвращении без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, ..., <Номер обезличен>, в размере их рыночной стоимости,

установил:

Долгих А.В. в лице представителя Голанова Д.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» о признании незаконными уведомлений № ВЗ-11/2022/000001, № ВЗ-11/2022/000002, № ВЗ-11/2022/000003, № ВЗ-11/2022/000004, № ВЗ-11/2022/000005, № ВЗ-11/2022/000006, № ВЗ-11/2022/000007, № ВЗ-11/2022/000008, № ВЗ-11/2022/000009, № ВЗ-11/2022/000010, № ВЗ-11/2022/000011, № ВЗ-11/2022/000012, № ВЗ-11/2022/000013, № ВЗ-11/2022/000014, № ВЗ-11/2022/000015, № ВЗ-11/2022/000016, № ВЗ-11/2022/000017, № ВЗ-11/2022/000018, № ВЗ-11/2022/000019, № ВЗ-11/2022/000020, № ВЗ-11/2022/000021, № ВЗ-11/2022/000022, № ВЗ-11/2022/000023, № ВЗ-11/2022/000024, № ВЗ-11/2022/000025, № ВЗ-11/2022/000026, № ВЗ-11/2022/000027, № ВЗ-11/2022/000028 от 11 января 2022 года о возвращении без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, ..., <Номер обезличен>, в размере их рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником данных объектов недвижимости. Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2015 года и составляет, согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <Номер обезличен> – 6325095 рублей 66 копеек; <Номер обезличен> – 3208442 рубля 32 копейки; <Номер обезличен> – 534128 рублей 84 копейки; <Номер обезличен> – 3113122 рубля 99 копеек; <Номер обезличен> – 3103494 рубля 77 копеек; <Номер обезличен> – 764647 рублей 60 копеек; <Номер обезличен> – 377145 рублей 17 копеек; <Номер обезличен> – 3097075 рублей 96 копеек; <Номер обезличен> – 3326869 рублей 37 копеек; <Номер обезличен> – 188572 рубля 58 копеек; <Номер обезличен> – 289144 рубля 63 копейки; <Номер обезличен> – 3163831 рубль 59 копеек; <Номер обезличен> – 3712148 рублей 67 копеек; <Номер обезличен> – 3074931 рубль 7 копеек; <Номер обезличен> – 3097075 рублей 96 копеек; <Номер обезличен> – 1426854 рубля 37 копеек; <Номер обезличен> – 3118258 рублей 4 копейки; <Номер обезличен> – 978226 рублей 69 копеек; <Номер обезличен> – 3229945 рублей 34 копейки; <Номер обезличен> – 1219533 рубля 65 копеек; <Номер обезличен> – 2991486 рублей 53 копейки; <Номер обезличен> – 754290 рублей 33 копейки; <Номер обезличен> – 135143 рубля 68 копеек; <Номер обезличен> – 6354622 рубля 18 копеек; <Номер обезличен> – 3138798 рублей 23 копейки; <Номер обезличен> – 6246786 рублей 17 копеек; <Номер обезличен> – 188572 рубля 58 копеек; <Номер обезличен> – 3090657 рублей 15 копеек. Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлены судебные оценочные экспертизы: №206-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82398 рублей 98 копеек; №207-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 999,7 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 83594 рубля 74 копейки; №198-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтепровод ...... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 5700 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 53358 рублей 37 копеек; №211-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 970 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81111 рублей 23 копейки; №212-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 967 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80860 рублей 37 копеек; №202-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 627 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5869 рублей 42 копейки; №200-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 600 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5616 рублей 67 копеек; №208-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80693 рубля 13 копеек; №219-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1036,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81245 рублей 3 копейки; №196-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 150 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1404 рубля 17 копеек; № 199-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 460 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4306 рублей 11 копеек; №216-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,8 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82365 рублей 53 копейки; № 215-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1021 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 97931 рубль 12 копеек; № 213-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 958,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80116 рублей 16 копеек; № 210-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80693 рубля 13 копеек; № 218-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1020 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 97835 рублей 20 копеек; № 220-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина № 126 с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 971,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 99427 рублей 42 копейки; № 221-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82365 рублей 53 копейки; № 222-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1006,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 96530 рублей 73 копейки; № 214-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 83619 рублей 83 копейки; № 209-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 932,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 77942 рубля 4 копейки; № 195-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 9361 рубль 12 копеек; № 197-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 215 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2012 рублей 64 копейки; № 204-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 990 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82783 рубля 63 копейки; № 203-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 978 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 204450 рублей 48 копеек; № 205-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 973,2 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81378 рублей 82 копейки; № 201-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточная линия ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 300 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2808 рублей 34 копейки; № 217-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважина <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 963 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80525 рублей 89 копеек. Также указано, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлениями об установлении кадастровой стоимости названых объектов недвижимости согласно указанным отчетам об оценки. Уведомлениями ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» от 11 января 2022 года № ВЗ-11/2022/000001, № ВЗ-11/2022/000002, № ВЗ-11/2022/000003, № ВЗ-11/2022/000004, № ВЗ-11/2022/000005, № ВЗ-11/2022/000006, № ВЗ-11/2022/000007, № ВЗ-11/2022/000008, № ВЗ-11/2022/000009, № ВЗ-11/2022/000010, № ВЗ-11/2022/000011, № ВЗ-11/2022/000012, № ВЗ-11/2022/000013, № ВЗ-11/2022/000014, № ВЗ-11/2022/000015, № ВЗ-11/2022/000016, № ВЗ-11/2022/000017, № ВЗ-11/2022/000018, № ВЗ-11/2022/000019, № ВЗ-11/2022/000020, № ВЗ-11/2022/000021, № ВЗ-11/2022/000022, № ВЗ-11/2022/000023, № ВЗ-11/2022/000024, № ВЗ-11/2022/000025, № ВЗ-11/2022/000026, № ВЗ-11/2022/000027, № ВЗ-11/2022/000028 заявления административного истца возвращены, поскольку они поданы по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенных к таким заявлениям отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Административный истец Долгих А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Долгих А.В. – Голанов Д.Л., принимал участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» Ш. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемые действия по возвращению без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, совершены уполномоченным бюджетным учреждением в установленном порядке, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу положений статей 150, 226 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца Долгих А.В. – Голанова Д.Л., представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» Ш., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 данного Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 (часть 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 названного кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе: иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1 названной статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 269-ФЗ).

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 237-ФЗ, который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.

В частности, статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

Федеральным законом № 269-ФЗ в Федеральный закон № 237-ФЗ внесены изменения – введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона № 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ. Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Аналогичное по своему содержанию толкование норм вышеприведенных Федеральных законов изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.

Постановлением правительства Республики Коми от 10 февраля 2021 года № 53 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что 1 июля 2021 года является датой перехода к применению на территории Республики Коми положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – постановление № 53).

Указанное постановление № 53 размещено в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 11 февраля 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 февраля 2021 года, и официально опубликовано в издании «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 19 февраля 2021 года № 2, ст. 37.

Следовательно, с 1 июля 2021 года на территории Республики Коми не применяются нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта и не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Проанализировав вышеуказанные нормативные акты в совокупности, суд приходит к выводу о том, что с 1 июля 2021 года на территории Республики Коми введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции Федерального закона № 269-ФЗ).

Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее также - бюджетное учреждение).

Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним; иные полномочия, предусмотренные данным Федеральным законом (пункты 1 – 5, 5.1 и 6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ).

Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Коми от 25 января 2017 года № 39 «О реорганизации государственного унитарного предприятия Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» в форме преобразования его в государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» государственное унитарное предприятие Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП РК «РБТИ») реорганизовано в форме преобразования его в государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).

Пунктом 2 названного постановления Правительства Республики Коми от 25 января 2017 года № 39 установлено, что основными целями деятельности ГБУ РК «РУТИКО» являются: осуществление технической инвентаризации, паспортизации, технического учета, кадастровых работ; определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; содержание, хранение, обновление и пополнение архива технической документации на объекты недвижимости; предоставление справочной и иной информации из архива технической документации объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений наделен функциями и полномочиями учредителя государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (пункт 2, приложение № 2).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2.6 Устава государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки», утвержденного решением Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 10 марта 2021 года № 1231, государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» осуществляет рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним.

В силу части 3 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (часть 6 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Аналогичные положения закреплены в административном регламенте предоставления услуги по приему заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, оказываемой Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (утвержден приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 7 июня 2021 года № 134-од).

Из материалов дела следует, что Долгих А.В. является собственником: объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 999,7 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтепровода ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 5700 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 970 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 967 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 627 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 600 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1036,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 150 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 460 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,8 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1021 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 958,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1020 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 971,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985 м, расположенного по адресу: Республика <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1006,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 932,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 215 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 990 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 978 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 973,2 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 300 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 963 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года № 329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.

Согласно указанным результатам по состоянию на 1 января 2015 года (дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость объектов недвижимости составила: <Номер обезличен> – 6325095 рублей 66 копеек; <Номер обезличен> – 3208442 рубля 32 копейки; <Номер обезличен> – 534128 рублей 84 копейки; <Номер обезличен> – 3113122 рубля 99 копеек; <Номер обезличен> – 3103494 рубля 77 копеек; <Номер обезличен> – 764647 рублей 60 копеек; <Номер обезличен> – 377145 рублей 17 копеек; <Номер обезличен> – 3097075 рублей 96 копеек; <Номер обезличен> – 3326869 рублей 37 копеек; <Номер обезличен> – 188572 рубля 58 копеек; <Номер обезличен> – 289144 рубля 63 копейки; <Номер обезличен> – 3163831 рубль 59 копеек; <Номер обезличен> – 3712148 рублей 67 копеек; <Номер обезличен> – 3074931 рубль 7 копеек; <Номер обезличен> – 3097075 рублей 96 копеек; <Номер обезличен> – 1426854 рубля 37 копеек; <Номер обезличен> – 3118258 рублей 4 копейки; <Номер обезличен> – 978226 рублей 69 копеек; <Номер обезличен> – 3229945 рублей 34 копейки; <Номер обезличен> – 1219533 рубля 65 копеек; <Номер обезличен> – 2991486 рублей 53 копейки; <Номер обезличен> – 754290 рублей 33 копейки; <Номер обезличен> – 135143 рубля 68 копеек; <Номер обезличен> – 6354622 рубля 18 копеек; <Номер обезличен> – 3138798 рублей 23 копейки; <Номер обезличен> – 6246786 рублей 17 копеек; <Номер обезличен> – 188572 рубля 58 копеек; <Номер обезличен> – 3090657 рублей 15 копеек.

Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2015 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27 декабря 2021 года Долгих А.В. в лице представителя Голанова Д.Л. обратился в государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, ..., <Номер обезличен>, в размере их рыночной стоимости.

К указанным заявлениям в качестве отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, были приложены составленные на бумажном носителе судебные оценочные экспертизы: №206-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82398 рублей 98 копеек; №207-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 999,7 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 83594 рубля 74 копейки; №198-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтепровода ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 5700 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 53358 рублей 37 копеек; №211-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 970 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81111 рублей 23 копейки; №212-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 967 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80860 рублей 37 копеек; №202-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 627 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5869 рублей 42 копейки; №200-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 600 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5616 рублей 67 копеек; №208-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80693 рубля 13 копеек; №219-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1036,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81245 рублей 3 копейки; №196-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 150 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1404 рубля 17 копеек; № 199-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 460 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4306 рублей 11 копеек; №216-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985,8 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82365 рублей 53 копейки; № 215-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины № 122 с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1021 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 97931 рубль 12 копеек; № 213-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 958,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80116 рублей 16 копеек; № 210-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 965 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80693 рубля 13 копеек; № 218-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1020 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 97835 рублей 20 копеек; № 220-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 971,6 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 99427 рублей 42 копейки; № 221-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 985 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82365 рублей 53 копейки; № 222-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером 11:11:0101001:1082, глубиной 1006,4 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 96530 рублей 73 копейки; № 214-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 83619 рублей 83 копейки; № 209-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 932,1 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 77942 рубля 4 копейки; № 195-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 1000 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 9361 рубль 12 копеек; № 197-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 215 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2012 рублей 64 копейки; № 204-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 990 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 82783 рубля 63 копейки; № 203-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 978 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 204450 рублей 48 копеек; № 205-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 973,2 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 81378 рублей 82 копейки; № 201-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – нефтесточной линии ... с кадастровым номером <Номер обезличен>, протяженностью 300 м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2808 рублей 34 копейки; № 217-1Н/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленная ИП Г И.Л., согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости – скважины <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, глубиной 963 м, расположенного по адресу: Республика <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80525 рублей 89 копеек.

При этом к указанным заявлениям не были приложены и в приложениях к заявлениям не значились отчеты об оценке рыночной стоимости названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых устанавливается в размере рыночной стоимости, составленные на электронном носителе в форме электронного документа. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, дата определения стоимости объекта оценки (дата проведения оценки, дата оценки) - это дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.

В соответствии с частью 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае: если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям данной статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 1); если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 2).

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявления Долгих А.В. в лице представителя Голанова Д.Л. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, ..., <Номер обезличен>, в размере их рыночной стоимости, были поданы в ГУП РК «РУТИКО» без приложения соответствующих отчетов об оценке рыночной стоимости названных объектов недвижимости и по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенных к этим заявлениям судебных оценочных экспертизах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, а следовательно у ГУП РК «РУТИКО» имелись правовые оснований для возврата без рассмотрения данных заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости.

Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы закона и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены полномочным бюджетным учреждением, с соблюдением установленного порядка (формы, сроков и процедуры), при наличии к тому законных оснований, и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Долгих А.В. в лице представителя Голанова Д.Л. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» о признании незаконными уведомлений № ВЗ-11/2022/000001, № ВЗ-11/2022/000002, № ВЗ-11/2022/000003, № ВЗ-11/2022/000004, № ВЗ-11/2022/000005, № ВЗ-11/2022/000006, № ВЗ-11/2022/000007, № ВЗ-11/2022/000008, № ВЗ-11/2022/000009, № ВЗ-11/2022/000010, № ВЗ-11/2022/000011, № ВЗ-11/2022/000012, № ВЗ-11/2022/000013, № ВЗ-11/2022/000014, № ВЗ-11/2022/000015, № ВЗ-11/2022/000016, № ВЗ-11/2022/000017, № ВЗ-11/2022/000018, № ВЗ-11/2022/000019, № ВЗ-11/2022/000020, № ВЗ-11/2022/000021, № ВЗ-11/2022/000022, № ВЗ-11/2022/000023, № ВЗ-11/2022/000024, № ВЗ-11/2022/000025, № ВЗ-11/2022/000026, № ВЗ-11/2022/000027, № ВЗ-11/2022/000028 от 11 января 2022 года о возвращении без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, ..., <Номер обезличен>, в размере их рыночной стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

В окончательной форме решение изготовлено 31 марта 2022 года.

Судья - А.В. Кондратюк

...