ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/2022 от 23.06.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№3а-34/2022

10OS0000-01-2022-000032-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2022 года г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

с участием прокурора Ильмаста А.Н.,

представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-34/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2021 года №185 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод) (территория оказания услуг - поселок городского типа Хелюля Сортавальского городского поселения)»,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что общество с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» (далее - ООО «ДомСтройСервис», Общество) является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия, наделенной с 01.12.2019 постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 29.11.2019 № 86 статусом гарантирующей организации. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) от 20.12.2021 №185 (далее - Постановление №185) для ООО «ДомСтройСервис» утверждены производственные программы по питьевому водоснабжению (забор воды и водоподготовка) и водоотведению (очистка сточных вод) на период с 01.01.2022 по 31.12.2024, а также установлены одноставочные тарифы на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка), на водоотведение (очистка сточных вод) на период с 01.01.2022 по 31.12.2024, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка), на водоотведение (очистка сточных вод) с использованием метода индексации.

ООО «ДомСтройСервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановление № 185, мотивировав требования тем, что Госкомитет в нарушение положений ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Закон о водоснабжении), п.4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), утвердил Обществу тарифы, не входящие в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, без учета расходов гарантирующей организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «ДомСтройСервис» во временную эксплуатацию по передаточному акту от 28.10.2021 на основании постановления администрации Хелюльского городского поселения от 28.10.2021 №22, и позволяющих осуществлять транспортировку воды и сточных вод. В нарушение Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила), орган регулирования открыл и рассмотрел дело об установлении Обществу тарифов без учета предложений регулируемой организации, не запросил дополнительные сведения, в том числе, подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования; решение принято без учета представленных Обществом материалов, только на основании экспертного заключения; виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов и основания их исключения в протоколе заседания правления Комитета от 20.12.2021 №176 не указаны. При этом Госкомитет незаконно и необоснованно применил метод индексации при установлении Обществу тарифов и фактически отказал во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, не указав на то, что их экономическая обоснованность не подтверждена. Так, из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) Общества исключены подтвержденные надлежащими документами расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала по водоснабжению в количестве 7 штатных единиц в размере 4319,7 тыс. руб. и по водоотведению в количестве 14 штатных единиц в размере 8742,3 тыс. руб.; расходы на проведение лабораторных исследований природных, питьевых и сточных вод в размере 1004 тыс.руб.; расходы на текущий ремонт объектов водоснабжения и водоотведения в размере 2514,2 тыс.руб.; общехозяйственные расходы в размере 1829,5 тыс. руб.; расходы на приобретение электроэнергии в размере 1731,2 тыс. руб.; расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, включая реагенты, ГСМ, материалы и малоценные основанные средства в размере 1111,2 тыс.руб.; расходы, связанные с оплатой налогов и сборов размере 268 тыс.руб.; расходы на оплату работ и слуг, выполняемых сторонними организациями, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения либо объектов в их составе в размере 172,2 тыс.руб.; расходы на амортизацию основных средств в размере 655 тыс. руб.; расчетная предпринимательская прибыль Общества в размере 458,8 тыс.руб. по водоснабжению и 639,2 тыс.руб. по водоотведению. Оспариваемым постановлением №185 Госкомитет необоснованно уменьшил размер заявленной Обществом НВВ, в результате чего тариф значительно уменьшен. В этой связи оспариваемый тариф не имеет экономического обоснования, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы Общества как организации, оказывающей услуги по транспортировке воды и сточных вод.

Административный ответчик в отзыве на исковое заявление выразил несогласие с изложенными в нем доводами. Указал, что Постановление №185 принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти в пределах установленной ему компетенции, подписано уполномоченным должностным лицом, форма и вид, в котором принято оспариваемое постановление, соответствует требованиям закона, порядок опубликования и введения действие соблюден. ООО «ДомСтройСервис» согласно п.17 Правил в 2020 году в адрес Госкомитета были представлены выписки из ЕГРН в отношении следующих объектов водоснабжения и водоотведения: здание канализационно-насосной станции инв.№62, здание канализационно-насосной станции инв.№517, здание канализационно-насосной станции инв.№516, здание канализационно-очистных сооружений инв.№515, водоочистная насосная станция «Хельмиярви» инв.№45. Тем самым, Обществом зарегистрировано имущество в части осуществления забора воды, водоподготовки и очистки сточных вод. При проведении экспертизы Госкомитетом учтены расходы по объектам водоснабжения и водоотведения, государственная регистрация прав на которое документально подтверждена. Экспертное заключение Госкомитета от 21.10.2020 направлено в адрес Общества, которое письмом от 28.10.2020 выразило согласие с предложенными тарифами на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод). Тарифы для ООО «ДомСтройСервис» на 2021 год установлены постановлением Госкомитета от 29.12.2020 №199. Предложений об установлении тарифов на 2022 год в установленный п.14 Правил срок Общество не представило. Дело об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022 год в порядке пп.б) п.13 Правил открыто по инициативе органа регулирования тарифов. На основании п.15 Правил №406 в связи с отсутствием результатов проверки хозяйственной деятельности Общества, сведений об иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях, Госкомитет при установлении тарифов на 2022 год руководствовался материалами об установлении тарифов на 2021 год, а также имеющимися сведения о регулируемой организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение за предшествующий период регулирования – МУП «Хелюльские коммунальные сети». В отсутствие предложений Общества об установлении тарифов, анализ такого предложение не может быть произведен и запрос дополнительных сведений не является обязанностью Госкомитета. При проведении экспертизы тарифов на 2022 год Госкомитетом не учитывались документы, представленные Обществом по заявлениям от 29.10.2021 №№564,565, поскольку они были представлены с нарушением сроков, установленных п.14 Правил №406, что является основанием для отказа в рассмотрении предложений об установлении тарифов. Представленные документы также не содержали оснований для рассмотрения тарифов в течение регулируемого периода, предусмотренных п.18 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э (далее – Регламент) и п.9 Правил, о чем Госкомитет сообщил в письме от 15.11.2021. При расчете тарифов на 2022 год с учетом положений п.37 и п.75 Основ ценообразования Госкомитет применил метод индексации на первый долгосрочный период - с 01.01.2022 по 31.12.2024. Документы Общества, представленные на тарифное регулирование на 2021 год, а также экспертное заключение от 21.10.2020 по данным документам приняты за основу расчета НВВ по регулируемым видам деятельности на 2022 год с применением прогнозного индекса потребительских цен согласно прогноза социально-экономического развития РФ на период 2022 год и на плановый период 2023 и 2024гг. Также Госкомитет возражает по оспариваемым Обществом статьям расходов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, доводы административного иска поддержал. Дополнил, что Госкомитет не выносил решения об отказе в открытии тарифного дела, письмо от 15.11.2021 таким решением не является, Госкомитет должен выносить решения в форме приказов, распоряжений. Неправомерно документы о передаче бесхозяйного имущества Обществу не были приняты во внимание Госкомитетом, соответствующее постановление администрации Хелюльского городского поселения не оспорено. Состав объектов идентичен тому, который учитывался Госкомитетом при установлении тарифов МУП «Хелюльские коммунальные сети». Общество также вправе претендовать на полный тариф. Госкомитет Постановлением №185 установил Обществу тарифы, не предусмотренные действующим законодательством, неправомерно занижена НВВ, безосновательно исключен расчет предпринимательской прибыли. Просит исковые требования удовлетворить.

Представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании по иску возражали, поддержали доводы отзыва на иск. Дополнили, что виды затрат, заложенные в тарифы, конкретизированы в Постановлении №185; тарифы учли затраты Общества по объектам, находящимся в его собственности; Хелюльское городское поселение не утратило право собственности на имущество, ранее переданное в хозяйственное ведение МУП «Хелюльские коммунальные сети», впоследствии ликвидированное, в связи с чем передача Обществу имущества в качестве бесхозяйного неправомерна, и Общество не вправе относить на него затраты; концессионного соглашения либо договора аренды с Обществом не заключалось; технологическое присоединения должно подтверждаться актуализированной схемой водоснабжения и водоотведения, которая нужна для расчета затрат, необходимы данные о протяженности сетей для расчета нормативной численности; в представленных Обществом документах не было заявлено объема ремонтных работ по бесхозяйному имуществу; предусмотренных действующим законодательством оснований для обращения Общества с предложением об установлении тарифов по истечение 01 мая не имелось. В иске просят отказать.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, материалы тарифных дел Общества и МУП «Хелюльские коммунальные сети», представленные к заявлениям Общества от 29.10.2021 №№564,565 об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение документы, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования и Правилами, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

ООО «ДомСтройСервис», является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия, наделенной с 01.12.2019 постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 29.11.2019 №86 статусом гарантирующей организации.

Приказом Госкомитета от 15.12.2020 №339 открыто дело об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение ООО «ДомСтройСервис», 21.10.2020 Госкомитетом по делу подготовлено экспертное заключение. Постановлением Госкомитета от 29.12.2020 №199 утверждены ООО «ДомСтройСервис» производственные программы по питьевому водоснабжению (забор воды и водоподготовка) и по водоотведению (очистка сточных вод) на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, установлены ООО «ДомСтройСервис» одноставочный тариф на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) с 01.01.2021 по 31.01.2021 и одноставочный тариф на водоотведение (очистка сточных вод) с 01.01.2021 по 31.12.2021.

29.10.2021 Обществом направлены в Госкомитет заявления №564 и 565 об установлении тарифов на водоснабжение (питьевую воду) и водоотведение с приложением производственных программ, расчета размера тарифов и НВВ, обосновывающих документов к расчету тарифов.

Госкомитетом в письме от 15.11.2021 сообщено об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов в связи с несоблюдением Обществом установленных сроков представления предложений об установлении тарифов (до 01 мая года, предшествующему очередному периоду регулирования – п.14 Правил), отсутствием предусмотренных п.9 Правил оснований для установления (изменения) тарифов в течение регулируемого периода.

19.11.2021 Госкомитетом открыто тарифное дело по инициативе органа регулирования.

Постановлением Госкомитета №185 для ООО «ДомСтройСервис» утверждены производственные программы по питьевому водоснабжению (забор воды и водоподготовка) и водоотведению (очистка сточных вод) на период с 01.01.2022 по 31.12.2024, а также установлены одноставочные тарифы на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка), на водоотведение (очистка сточных вод) на период с 01.01.2022 по 31.12.2024, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка), на водоотведение (очистка сточных вод) с использованием метода индексации.

Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, опубликован 22.12.2021 на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, и по этим основаниям не оспаривается.

По существу заявленных исковых требований суд приходит к следующему.

Правилами №406 определены сроки, в соответствии с которыми организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования) предложения (заявления об установлении тарифов): регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Аналогичный срок предусмотрен Регламентом.

В силу ст. 2 Закона о водоснабжении, водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Разъяснения понятия «забор (подъем) воды» действующее законодательство в сфере тарифного регулирования в сфере водоснабжения не содержит.

Согласно ч.1 ст.12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Из ч.2 указанной статьи ст.12 следует, что гарантирующая организация: осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение; эксплуатирует водопроводные и (или) канализационные сети; к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 29.11.2019 № 86 ООО «ДомСтройСервис» наделено с 01.12.2019 статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения с установлением зоны деятельности в границах Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия.

В силу ч.1 и ч.7 ст.31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения; в сфере водоотведения - 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном Основами ценообразования.

Согласно п. 4 Основ ценообразования и ч.2, ч.8 ст.31Закона о водоснабжении в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входят следующие виды тарифов: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной систему холодного водоснабжения; в сфере водоотведения:тариф на водоотведение;тариф на транспортировку сточных вод;тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Пунктами 5 и 6 Основ ценообразования предусмотрено, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения/водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные п.4 настоящего документа.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Направляя 29.10.2021 в Госкомитет заявления №564 и 565 об установлении тарифов на водоснабжение (питьевую воду) и водоотведение с приложением производственных программ, расчета размера тарифов и НВВ, обосновывающих документов к расчету тарифов, Общество представило постановление администрации Хелюльского городского поселения от 28.10.2021 №22 «О передаче бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Хелюльского городского поселения, во временную эксплуатацию гарантирующей организации» с приложением, а также передаточный акт.

Отказывая в письме от 15.11.2021 в рассмотрении предложений Общества об установлении тарифов, Госкомитет указал, что государственное регулирование тарифов в отношении деятельности Общества в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ранее осуществлялось, оснований для пересмотра тарифов в течение регулируемого периода не имеется.

Согласно п.г) п.9 Правил (в действовавшей на тот момент редакции) тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Согласно п.1 постановления администрации Хелюльского городского поселения от 28.10.2021 №22 Обществу, наделенному статусу гарантирующей организации, во временное эксплуатационное обслуживание, до завершения процедуры признания права собственности на такие объекты или до передачи их во владение, пользование или распоряжение в соответствии с действующим законодательством, переданы имеющие признаки бесхозяйного имущества объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, непосредственно присоединенные к инженерным сетям, путем эксплуатации которых обеспечивается водоснажение и водоотведение Хелюльского городского поселения. Приложение №1 к указанному постановлению содержит перечень передаваемых объектов: канализационно-очистные сооружения (п.Хелюля), водопровод от насосной станции Хельми-Ярви до с.Хелюля (с.Хелюля), водопроводные сети от насосной станции Хельми-Ярви до п.Хелюля (с.Хелюля, п.Хелюля), водопровод к школе №7 (п.Хелюля), водопроводная сеть с.Хелюля (с.Хелюля), водопровод от МУП «СМЛК» до спорткомплекса (п.Хелюля), водопровод от Сортавальского шоссе до МУП «СМЛК» (п.Хелюля), водопроводная сеть (п.Хелюля) сети канализации от двух арбалитовых домов (п.Хелюля), напорно-канализационный коллектор от насосной станции с.Хелюля до школы №7 (с.Хелюля, п.Хелюля), трубопровод водоснабжения (пгт.Хелюля, ул.Зеленая).

На основании передаточного акта от 28.10.2021 Общество приняло указанные объекты, обладающие признаками бесхозяйного имущества, во временное эксплуатационное обслуживание.

В силу ч.5 ст.8 Закона о водоснабжении, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Также из п. 28 и пп. "е" п. 65 Основ ценообразования следует, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Доводы стороны ответчика о том, что спорное имущество не является бесхозяйным, могло быть передано лишь в аренду либо на основании концессионного соглашения, имеется недобросовестное поведение ряда лиц, судом отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела и установленными в его рамках обстоятельствами.

В п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Доказательств недобросовестного поведения, злоупотребления правом, со стороны конкурсных управляющих МУП «Хелюльские коммунальные сети», органов местного самоуправления, Общества, касаемо имущества, указанного в постановлении администрации Хелюльского городского поселения от 28.10.2021 №22, суду не представлены.

Данное постановление является действующим. Определение иной организации в качестве эксплуатирующей вышеуказанные объекты согласно ч.5 ст.8 Закона о водоснабжении возможно только в случае не определения гарантирующей организации, что в рамках настоящего дела не установлено.

Состав объектов, посредством которых обеспечивается водоснабжение и водоотведение Хелюльского городского поселения, включая переданные на основании постановления администрации Хелюльского городского поселения от 28.10.2021 №22, идентичен тому, который учитывался Госкомитетом при установлении тарифов МУП «Хелюльские коммунальные сети» (имущество было закреплено на праве хозяйственного ведения распоряжением администрации Хелюльского городского поселения от 15.07.2011 №25-А), которому был установлен полный тариф - на питьевое водоснабжение и водоотведение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Общество, получив во временное эксплуатационное обслуживание вышеуказанное имущество, позволяющее осуществлять транспортировку воды и сточных вод, вправе претендовать на установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение в полном объеме в связи с началом осуществления регулируемых видов деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, поскольку ранее (на 2021 год), исходя из буквального толкования Постановления Госкомитета от 29.12.2020 №199, Обществу были установлены тарифы на определенные виды деятельности - на забор воды и водоподготовку и на очистку сточных вод.

Доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств технологического присоединения находящегося в собственности у Общества имущества (здание канализационно-насосной станции инв.№62, здание канализационно-насосной станции инв.№517, здание канализационно-насосной станции инв.№516, здание канализационно-очистных сооружений инв.№515, водоочистная насосная станция «Хельмиярви» инв.№45) с переданным по временное эксплуатационное обслуживание, судом отклоняются.

Из пояснений представителей ответчика следует, что таким доказательством должна являться актуализированная схема водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения.

Следует отметить, что ни в письме Госкомитета от 15.11.2021, ни в экспертном заключении от 10.12.2021, ни в протоколе заседания правления Госкомитета от 20.12.2021 №176 соответствующих выводов не содержится. До 15.11.2021 (дата отказа в рассмотрении предложений Общества об установлении тарифов) соответствующих запросов Обществу либо в орган местного самоуправления Госкомитетом не направлялось.

Принимая во внимание, что схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления (п.4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782), их актуализация (корректировка) осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (п.9 указанных Правил), возлагать на Общество негативные последствия в связи с неосуществлением органом местного самоуправления соответствующей корректировки, неправомерно. Кроме того, схемы подлежат официальному опубликованию, доступны для неопределенного круга лиц, соответственно Госкомитет имел возможность получить соответствующие сведения самостоятельно.

Более того, постановление администрации Хелюльского городского поселения от 29.11.2019 №86, как и статус Общества как гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хелюльского городского поселения никем не оспорены, не оспаривается указанный статус и административным ответчиком, что следует из пояснений его представителя в судебном заседании.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что Госкомитет без достаточных оснований отклонил 15.11.2021 предложения Общества об установлении тарифов, открыв 19.11.2021 дело об установлении тарифов по своей инициативе, в нарушение п.20 Правил не запросил дополнительные сведения, в экспертном заключении не дана оценка приложенным Обществом к заявлениям №564 и 565 от 29.10.2021 документам (учитывая, что Обществу они не были возвращены, находись у Госкомитета, им представлены суду), не произведен анализ расходов, предложенных ко включению в тарифы Обществом, выводов об экономической обоснованности/необоснованности заявленных расходов экспертное заключение от 10.12.2021 не содержит, в связи с чем применение метода индексации при установлении Обществу тарифов на 2022-2024гг., требования закона не соответствует. Госкомитет установил Обществу тарифы в нарушение положений ч.6 ст.8 Закона о водоснабжении, п.28 и пп. "е" п.65 Основ ценообразования.

В силу п.2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемая ею по своему усмотрению.

Включение расчетной предпринимательской прибыли в НВВ гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода индексации установленных тарифов предусмотрено п.38, п.74 Основ ценообразования, соответственно.

Госкомитетом в обоснование отказа учета расчетной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на 2022 год указано на отсутствие соответствующего заявления Общества при представлении документов на тарифное регулирование на 2021 год. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что 14.12.2020 соответствующее письмо Общество было направлено в Госкомитет. Заявлена она была и в приложенных к заявлениям Общества от 29.10.2021 об установлении тарифов документах.

В силу п.74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с п.78.1 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных п.47.2 данного документа. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 данного документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Поскольку Общество наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хелюльского городского поселения, положения п.47.2 Основ ценообразования на административного истца в рассматриваемом случае не распространяются, оснований для исключения из НВВ заявленной Обществом расчетной предпринимательской прибыли у органа регулирования не имелось.

Оценивая вышеуказанное в совокупности, суд приходит к выводу, что при вынесении Постановления №185 Госкомитет допустил нарушение законодательства, регулирующего порядок формирования тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, что повлекло за собой нарушение права административного истца на установление экономически обоснованных тарифов. В связи с изложенным административный иск подлежит удовлетворению.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующимполностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Суд полагает необходимым в связи с признанием оспариваемого нормативного правового акта недействующим возложить на орган регулирования обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.

Исходя из положений п.38 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

На основании положений ст.111 КАС РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2021 года №185 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод) (территория оказания услуг - поселок городского типа Хелюля Сортавальского городского поселения)».

Возложить на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4500 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение составлено 01.07.2022