ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-34/2023 от 11.12.2023 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-34/2023

43OS0000-01-2023-000153-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 11 декабря 2023 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нолинской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» к Губернатору Кировской области о признании недействующими пункта 46 книги 5, пункта 46 книги 7 Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной Указом Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 (в редакции №9 от 16.01.2023),

установил:

Указом Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 №335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре» утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области (далее – Схема).

Указом Губернатора Кировской области №9 от 16.01.2023 внесены изменения в Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021, в частности в Схему согласно приложению.

Пункт 46 книги 5 Схемы содержит описание по координатам северной, восточной, южной и западной границ охотничьих угодий, закрепленных за Нолинской районной организацией общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» (далее – Нолинская РООО «КОООиР»).

Пункт 46 книги 7 Схемы содержит текстовое описание границ закрепленных, общедоступных и планируемых для создания охотничьих угодий, планируемых границ зон натаски и нагонки собак в закрепленных угодьях и границ зон натаски и нагонки собак в общедоступных охотничьих угодьях, закрепленных за Нолинской РООО «КОООиР», в том числе:

Северная - от стыка административных границ с Сунским районом Татауровского и Кырчанского лесничеств (урочище Плетени) на восток по административной границе с Сунским районом до реки Воя.

Восточная - вниз по течению реки Воя до административной границы с Немским районом до пересечения с северо-западным углом квартала 40 Медведского участкового лесничества Нолинского лесничества далее вниз по течению реки Клюка до пересечения с кварталом 62, далее по западным граням кварталов 62, 82, 100, 107, далее по южной грани квартала 108 до пересечения с дорогой, далее по дороге через населенные пункты Тошкино, Баимово до пересечения с административной границей Нолинского и Уржумского районов.

Южная - по административной границе с Уржумским районом на восток до устья реки Воя.

Западная - от устья реки Воя вверх по течению до границы зеленой зоны города Нолинска, далее по границе зеленой зоны до автодороги Нолинск - Татаурово. По автодороге Нолинск - Татаурово на северо-запад до урочища Ямаевское, далее на север юго-восточнее урочища Мешаровское по границе Кырчанского участкового лесничества через урочище Крюковское на север до границы с Сунским районом.

Нолинская РООО «КОООиР» обратилась в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, просила признать недействующими пункт 46 книги 5, пункт 46 книги 7 Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной Указом Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 (в редакции №9 от 16.01.2023), в части описания южной и западной границ охотничьих угодий, закрепленных за Нолинской РООО «КОООиР» в соответствии с охотхозяйственным соглашением №53/13 от 10.12.2013.

В ходе рассмотрения дела административный истец Нолинская РООО «КОООиР» уточнила заявленные требования, а именно: просила признать недействующими пункт 46 книги 5, пункт 46 книги 7 Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной Указом Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 (в редакции №9 от 16.01.2023), в части описания границ охотничьих угодий, закрепленных за административным истцом в соответствии с охотхозяйственным соглашением №53/13 от 10.12.2013, как несоответствующие актам большей юридической силы: части 2 статьи 37 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2009); пункту 10 Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации предоставления ее заинтересованным лицам, утвержденного приказом Минприроды России №345 от 06.09.2010 (далее – приказ Минприроды России №345 от 06.09.2010); пунктам 7,10,11 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ, утвержденного приказом Минприроды России №335 от 31.08.2010 (далее – приказ Минприроды России №335 от 31.08.2010); пункту 7 Порядка ведения, структуры, состава и формы государственного охотхозяйственного реестра, утвержденного приказом Минприроды России №519 от 28.07.2021 (далее – приказ Минприроды России №519 от 28.07.2021); Требованиям к описанию границ охотничьих угодий, утвержденным приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010 (далее – приказ Минприроды России №306 от 06.08.2010).

В обоснование требований указали, что описание границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» в Схеме не совпадает с описанием границ в охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013, заключенном в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления управлением охраны и использования животного мира Кировской области государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений, утвержденным указом Губернатора Кировской области №109 от 04.09.2012. Описание границ в охотхозяйственом соглашении установлено в соответствии с приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010. Управление охраны и использования животного мира Кировской области самостоятельно подготовило проект охотхозяйственного соглашения, содержащий описание границ и площади закрепленного охотничьего угодья, в соответствии с Примерной формой, а затем подписало его, согласовав все условия. В ходе плановой проверки Нолинской РООО «КОООиР» за период с 01.05.2014 по 01.05.2017 министерством охраны окружающей среды Кировской области не было выявлено нарушений в описании границ закрепленных охотничьих угодий согласно приказу Минприроды России №306 от 06.08.2010. Полагает, что при разработке и утверждении Схемы, внесении в нее изменений, не были проведены натурные исследования, оставлено без внимания действующее состояние охотничьего хозяйства, в том числе ранее установленные нормативными правовыми актами, долгосрочными лицензиями, договорами и охотхозяйственными соглашениями границы закрепленных охотничьих угодий, подлежащих обязательному внесению в государственный охотхозяйственный реестр Кировской области. Вятский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» как разработчик Схемы в спорных случаях границы определял исключительно по документам и устным консультациям, без натуральных исследований и без оформления материалов таких исследований. Описание границ охотничьих угодий, приведенное в Схеме, не соответствует приказу Минприроды России №306 от 06.08.2010. В частности, южная граница охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР» в районе урочища «Никольский починок» изменена, поскольку по охотхозяйственному соглашению на этом участке граница проходит от навигационной точки №711 до точки №721, тогда как в пункте 46 книги 5 Схемы - от навигационной точки №1382 до точки №1409. Западная граница также изменена, поскольку по охотхозяйственному соглашению граница на этом участке проходит от навигационной точки №914 до точки №940, тогда как в пункте 46 книги 5 Схемы - от навигационной точки №1602 до точки №1652. Другой участок западной границы по охотхозяйственному соглашению проходит в районе урочища «Мокрое», начинается от навигационной точки №969 до точки №3, тогда как в пункте 46 книги 5 Схемы – от навигационной точки №1684 до точки №1. Текстовое описание границ охотничьих угодий, изложенное в книге 7 Схемы, не соответствует пункту 3 приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010, согласно которому описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы, не соответствуют пункту 8 приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010, согласно которому при описании границ охотничьих угодий по квартальной сети лесного фонда указывается расположение границ квартала относительно сторон света, номер квартала и его принадлежность к лесничеству и лесхозу; не соответствуют пункту 10 приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010, согласно которому смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам. Обратили внимание, что спустя только 10 лет после введения в действие федеральных норм о территориальном охотустройстве Губернатором Кировской области была утверждена Схема.

Представитель административного ответчика Губернатора Кировской области – Г.., действующая на основании доверенности, в отзыве и дополнениях к нему указала, что Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 принят уполномоченным должностным лицом субъекта РФ, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, соответствует процедуре принятия региональных нормативных правовых актов, опубликован и вступил в законную силу в установленные законом сроки. Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 соответствует требованиям вышестоящего законодательства, принят в соответствии с требованиями Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009, Закона Кировской области №107-ЗО от 06.11.2002, распоряжения Правительства Кировской области №207 от 24.07.2018 и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В судебное заседание представитель административного истца Нолинская РООО «КОООиР» не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании представитель С.., действовавший на основании доверенности, поддерживал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.

Административный ответчик – Губернатор Кировской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель административного ответчика Губернатора Кировской области – Г.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что границы охотпользователя в охотхозяйственном соглашении и в Схеме различаются. Охотхозяйственное соглашение заключено в границах, утвержденных в постановлении администрации Кировской области от 28.07.2000 №305. Описание границ в постановлении администрации Кировской области от 28.07.2000 №305 – словесное, а в охотхозяйственном соглашении - координатное. Перевод из словесного в координатное произвел сам охотпользователь. Уполномоченный на тот момент госорган данное описание не перепроверял и утвердил в том виде, в каком оно существует сейчас в охотхозяйственном соглашении. В результате чего возникла ошибка в описании границ в заключенном охотхозяйственном соглашении, которая и была устранена благодаря проведению территориального охотустройства. Разработчиком Схемы является незаинтересованная организация ФГБУ «Рослесинфорг», специалисты которой обладают специальными познаниями в области картографии, лесоустройства, землеустройства. Описание границ охотничьих угодий проводилось с применением современных методов, методик, компьютерных программ, с использованием огромного количества источников. Таким образом, описание границ обоснованное и проверяемое. Описание границ в охотхозяйственном соглашении проведено самим охотпользователем, который заинтересован в увеличении своей территории и включению участка, который принадлежит другому охотпользователю, о чем знал сам административный истец. На основании чего сделано описание границ непонятно, какие методы и методики применены тоже неясно. При этом лицо, производившее описание границ, считает, что оно неверное, но ему было дано незаконное поручение самим административным истцом по увеличению границ. Полагает, что описание границ административного истца в Схеме является верным.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области – А., действующий на основании доверенности, указал, что при проведении территориального охотустройства Кировской области в 2019- 2021 годах было установлено, что описание границ охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР» в охотхозяйственном соглашении от 10.12.2013 №53/13 в ряде случаев не соответствует описанию границ охотничьих угодий в договоре №09-08/5Н от 15.09.2008, в постановлении администрации Кировской области от 28.07.2000 №305. Неточности и ошибки в описании границ истца в охотхозяйственном соглашении привели к «наложению охотугодий» и двойному пользованию охотничьими ресурсами на этих участках. Включение же в охотугодья Нолинской РООО «КОООиР» по охотхозяйственному соглашению части территории города Нолинска противоречит закону. Требования к описанию границ охотничьих угодий, утвержденные приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010, при составлении Схемы соблюдены полностью. При проведении территориального охотустройства Кировской области возникла необходимость осмотра спорного участка западной границы охотугодий административного истца с выездом на место. Такое обследование было проведено разработчиком с участием представителей административного истца и смежного охотпользователя ООО «Кировохота». Каких-либо требований к натурному обследованию законодательством не установлено. Полагает, что Схема является правильной и законной. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «Кировохота» привлеченный к участию в деле протокольным определением от 27.11.2023, А.Н.Л.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика, министерства охраны окружающей среды Кировской области, возражала против удовлетворения административного искового заявления. Пояснила, что 11.05.2007 ОАО «Кировохота» Управлением Россельхознадзора по Кировской области была выдана долгосрочная лицензия, на основании которой 22.07.2009 был заключен договор на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, с описанием границ, установленных постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000. 31.08.2010 между ОАО «Кировохота» и Управлением охраны и использования животного мира Кировской области было заключено охотхозяйственное соглашение с описанием границ, установленных постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000. После заключения 10.12.2013 административным истцом охотхозяйственного соглашения на части территории ОАО «Кировохота» (охотничьи угодья в районе урочища «Мокрое») возникло двойное пользование охотничьими ресурсами, что не предусмотрено законодательством об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Административный истец знал, что спорная территория принадлежит ОАО «Кировохота», при этом сознательно включил данную территорию в описание своих границ для заключения с ним охотхозяйственного соглашения. Ситуация с неправильным описанием в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000, охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013 границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР», наложением границ охотугодий выявлена при проведении территориального охотустройства и разработки Схемы. В результате территориального охотустройства области и разработки Схемы впервые точно были описаны границы охотничьих угодий Кировской области. При разработке Схемы ФГБУ «Рослесинфорг» проводились натурные исследования совместно с представителями ООО «Кировохота», Нолинской РООО «КОООиР».

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Рослесинфорг», привлеченный к участию в деле протокольным определением от 15.11.2023, директор Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указал, что с требованиями Нолинской РООО «КОООиР» не согласен. Схема разработана в полном соответствии с действующим законодательством. Границы охотничьих угодий административного истца описаны верно и в установленном порядке, с соблюдением положений приказа Минприроды России №335 от 31.08.2010 и приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010. Ранее в судебном заседании пояснял, что при определении границ охотничьих угодий ФГБУ «Рослесинфорг» как исполнитель работ по составлению Схемы руководствовался постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и треками охотхозяйственных соглашений. Схема разрабатывалась, в том числе, на основании материалов натурных исследований. Анализируя описания границ охотничьих угодий охотпользователей, пришли к выводу, что описание ООО «Кировохота» ничему не противоречит в большей степени, поэтому Схема была составлена таким образом.

Заинтересованные лица: администрация Нолинского района Кировской области, Сунская районная организация общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», Общественная организация «Уржумское районное общество охотников и рыболовов», ИП В.Л.П.., привлеченные к участию в деле протокольным определением суда от 27.11.2023, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В отзыве на административное исковое заявление администрация Нолинского района Кировской области оставила принятие решение по делу на усмотрение суда.

Сунская районная организация общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», Общественная организация «Уржумское районное общество охотников и рыболовов», ИП В.П.П. в отзывах на административное исковое заявление указали, что замечаний по описанию границ охотничьих угодий в Схеме не имеется, их границы как охотпользователей описаны верно.

Заинтересованные лица - Общественная организация «Кировское областное общество охотников и рыболовов», ООО «Природа», привлеченные к участию в деле протокольным определением суда от 27.11.2023, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом надлежащего извещения сторон, заинтересованных лиц и отсутствием ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив представленные материалы, допросив свидетеля М.., суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулируются Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе, утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009, пунктом 5 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 №335, схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1.1 Закона Кировской области №107-ЗО от 06.11.2002 «О Губернаторе Кировской области» (далее - Закон Кировской области №107-ЗО от 06.11.2002) Губернатор Кировской области является высшим должностным лицом Кировской области.

В силу статьи 8 Закона Кировской области №107-ЗО от 06.11.2002, части 1 статьи 56 Устава Кировской области Губернатор Кировской области в пределах своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Кировской области издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Кировской области №325-ЗО от 14.10.2013 «О нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области» (далее – Закон Кировской области №325-ЗО от 14.10.2013) нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Пунктами 2,3 статьи 12 Закона Кировской области №325-ЗО от 14.10.2013 источником официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Кировской области является «Официальный интернет- портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Также опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области осуществляется на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://pravo.gov.ru.

Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области» подписан Губернатором Кировской области Васильевым И.В., опубликован на официальном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 02.08.2021 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://pravo.gov.ru 06.08.2021, вступил в силу через десять дней после официального опубликования.

Указ Губернатора Кировской области №9 от 16.01.2023 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области»» подписан Губернатором Кировской области Соколовым А.В., опубликован на официальном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 19.01.2023 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://pravo.gov.ru 20.01.2023, вступил в силу через десять дней после официального опубликования.

Таким образом, оспариваемый Указ Губернатора Кировской области принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Губернатора Кировской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Указанные обстоятельства применительно к оспариваемому нормативному правовому акту административным истцом не оспариваются.

Проверяя Указ Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 (в редакции №9 от 16.01.2023) в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент принятия указа, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также обеспечения рационального использования охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется территориальное охотустройство.

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий (часть 3 статьи 39 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009).

В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

Частью 6 статьи 39 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 установлено, что при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010 утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий.

Согласно приказу Минприроды России №306 от 06.08.2010, описание границ охотничьих угодий возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам, в том числе автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам, все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания (пункты 4, 10 и 11).

В части 9 статьи 39 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 указано, что состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России №335 от 31.08.2010 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (приложение 1), а также требования к ее составу и структуре (приложение 2).

В соответствии с пунктом 4 приложения 1 приказа Минприроды России №335 от 31.08.2010 составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

По результатам проведения открытого конкурса в электронной форме в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между государственным заказчиком министерством лесного хозяйства Кировской области, осуществлявшим в соответствии с постановлением Правительства Кировской области №659-П от 28.12.2018 полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и исполнителем (победителем открытого конкурса) ФГБУ «Рослесинфорг» 18.07.2019 был подписан государственный контракт №99-жм на выполнение работ по составлению Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области в соответствии с техническим заданием (т. 1 л.д. 82-90).

Дополнительным соглашением №1 от 05.03.2021 к государственному контракту №99-жм от 18.07.2019 с 15.02.2021 была произведена замена заказчика министерства лесного хозяйства Кировской области на министерство охраны окружающей среды Кировской области, поскольку полномочия в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов на основании постановления Правительства Кировской области №668-П от 15.12.2020 были переданы министерству охраны окружающей среды Кировской области (т. 1 л.д. 91-93).

На основании акта сдачи-приемки от 30.03.2021 Схема была передана исполнителем ФГБУ «Рослесинфорг» заказчику министерству охраны окружающей среды Кировской области (т. 1 л.д. 94-96).

Согласно пункту 7 приложения 1 приказа Минприроды России №335 от 31.08.2010 Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем.

Из пп.4.1.1 книги 2 Схемы следует, что при разработке Схемы с учетом данных государственного охотхозяйственного реестра прорисовка на карте границ охотничьих угодий была проведена на основании описаний границ, приведенных в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (ред. от 12.03.2020). Границы сверялись по правоустанавливающим документам: договорам на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты; долгосрочным лицензиям на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов; охотхозяйственным соглашениям.

В качестве картографической основы для прорисовки границ использованы следующие материалы: в случаях, когда границы описаны по лесным кварталам, использованы карты размещения лесных кварталов; в случаях, когда границы описаны по физико-географическим объектам (например, по рекам, дорогам), использованы физико-географические карты Кировской области в масштабе 1:100000. Верификация топографических карт проведена по спутниковым снимкам, доступным на онлайн-ресурсах: www.kosmosnimki.ru, maps.google.com; в случаях, когда границы описаны по границам муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, использованы публичная кадастровая карта и спутниковые снимки с портала http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline.

Прорисовку границ также осуществляли на основании карт-схем охотничьих угодий, входящих в комплект правоустанавливающих документов, и дополнительного анализа информации о границах охотугодий.

При разработке картографического материала использовались материалы земле- и лесоустройства, аэросъемки и космической съемки поверхности Земли давностью не более 5 лет на момент составления Схемы.

Расчет площадей охотничьих угодий и иных территорий, связанных с использованием и охраной охотничьих ресурсов, осуществлялся в системе координат WGS-84 EPSG-4326 (стандартная) методом автоподсчета с применением комплекса компьютерных программ QGIS 3.12.3.

Измерение площадей выполнено согласно требованиям Основных положений о государственной геодезической сети Российской Федерации (2003 г.).

Постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (ред. от 12.03.2020) юридическим лицам, получившим долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в целях охоты, были предоставлены необходимые для этого охотугодья в границах согласно приложению.

В частности, в данном постановлении содержалось словестное описание границ Нолинского охотничье-рыболовного хозяйства, площадью 93,4 тысячи гектаров:

Северная - от стыка административных границ с Сунским районом Татауровского и Кырчанского лесничеств (урочище Плетени) на восток по административной границе с Сунским районом до реки Воя.

Восточная - вниз по течению реки Воя до административной границы с Немским районом и далее на юг по административной границе с Немским районом до административной границы с Уржумским районом.

Южная - по административной границе с Уржумским районом на восток до устья реки Воя.

Западная - от устья реки Воя вверх по течению до границы зеленой зоны города Нолинска, далее по границе зеленой зоны до автодороги Нолинск - Татаурово. По автодороге Нолинск - Татаурово на северо-запад до границы Кырчанского и Татаурского лесничеств и далее по этой границе на север до административной границы с Сунским районом (урочище Плетени).

Также в постановлении содержалось словестное описание границ Нолинского охотничье-производственного участка ОАО «Кировохота», площадью 106,14 тыс. гектаров:

Северо-восточная - по северным граням квартала 1 урочища Соболевское Татауровского лесничества Нолинского лесхоза на юго-восток по границе с Сунским районом до квартала 4 урочища Крюковское Кырчанского лесничества Нолинского лесхоза.

Восточная - от границы с Сунским районом от урочища Крюковское на юго-запад по границе Татауровского лесничества северо-западнее урочища Мешаровское и квартала 2 Нолинского лесничества Нолинского лесхоза на юг до пересечения с автодорогой Татаурово - Нолинск в районе урочища Ямаевское и далее по автодороге до зеленой зоны города Нолинска, от зеленой зоны города Нолинска вниз по течению реки Воя до ее устья.

Южная - от устья реки Воя по границе с Лебяжским районом до населенного пункта Ключи, далее на северо-восток по проселочной дороге Ключи - Безводное до населенного пункта Безводное, далее на северо-запад по автодороге Швариха - Еремино до населенного пункта Еремино. Далее от населенного пункта Еремино на запад по проселочной дороге Еремино - Ситемка до пересечения административной границы Нолинского и Советского районов.

Западная - от пересечения проселочной дороги Еремино - Ситемка с административной границей Нолинского и Советского районов на север по административной границе Нолинского района с Советским, Верхошижемским и Сунским районами до автодороги Киров - Татаурово - Нолинск и до квартала 1 урочища Соболевское Татауровского лесничества.

В порядке части 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 31.08.2010 между охотпользователем ОАО «Кировохота» и управлением охраны и использования животного мира Кировской области было заключено охотхозяйственное соглашение №01/10 по инициативе охотпользователя без проведения аукциона на основании: долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 11.05.2007 серии О №0002057, выданной Управлением Россельхознадзора по Кировской области; постановления администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (ред. от 11.11.2009); договора на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, № 07-09/20К от 22.07.2009, по которому ОАО «Кировохота» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья, описания которого совпадает с описанием границ, установленных в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (т. 1л.д. 131-136).

При проведении территориального охотустройства были выявлены проблемные ситуации с неправильным описанием границ охотничьих угодий в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты», а также не соответствие границ охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР», указанных в охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013 №53/13, описанию границ охотничьих угодий в договоре на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, №09-08/5Н от 15.09.2008, в постановлении администрации Кировской области от 28.07.2000 №305 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (ред. от 12.03.2020) (далее - постановление администрации Кировской области от 28.07.2000 №305).

Границы охотничьих угодий были откорректированы и приведены в соответствие с Требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010.

Нолинская РООО «КОООиР», обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта, фактически указывает на несоответствие описания границ охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР», указанного в Схеме (пункт 46 книги 5 и пункт 46 книги 7), описанию границ охотничьего угодья в охотхозяйственном соглашении № 53/13 от 10.12.2013.

Так, из материалов дела следует, что 07.02.2007 Управлением Россельхознадзора по Кировской области Нолинской РООО «КОООиР» на основании постановления Правительства Кировской области №49/210 от 05.08.2003 была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия О №0002048 со сроком действия с 07.02.2007 по 12.08.2024. При этом границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, устанавливалась согласно приложению №1 к постановлению Правительства Кировской области №49/210 от 05.08.2003, площадь 93,4 тыс. гектаров (т. 1 л.д. 58).

Постановлением Правительства Кировской области от 05.08.2003 №49/210 внесены изменения и дополнения в постановление Губернатора области от 28.07.2000 №305, следовательно, границы охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» изначально были определены постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000.

18.09.2008 между Управлением охраны и использования животного мира Кировской области и охотпользователем Нолинской РООО «КОООиР» был заключен договор №09-08/5Н от 18.09.2008 на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (т. 1л.д. 59-62).

В приложении 1 к указанному договору № 09-08/5Н от 15.09.2008 содержалось словестное описание границ Нолинской РООО «КОООиР», площадью 93,4 тысячи гектаров, аналогичное описанию, закрепленному в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 (т. 1 л.д. 128).

В порядке части 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009 между охотпользователем Нолинской РООО «КОООиР» и управлением охраны и использования животного мира Кировской области 10.12.2013 было заключено охотхозяйственное соглашение №53/13 по инициативе охотпользователя без проведения аукциона на основании: долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 07.02.2007 серии О №0002048, выданной Управлением Россельхознадзора по Кировской области; постановления администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты» (ред. от 11.11.2009); договора на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, № 09-08/5Н от 18.09.2008, по которому Нолинской РООО «КОООиР» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах угодий, определенных в данном акте и описанных путем указания точек в системе координат (т. 1 л.д. 97-121)

При этом, согласно пункту 2.2 охотхозяйственного соглашения №53/13 от 10.12.2013 площадь охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР» составляет 79,3 тыс. га, границы охотничьего угодья описаны не словесным способом как в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договоре № 09-08/5Н от 15.09.2008, а с использованием географических координат в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010 (т. 1л.д. 97-112).

Перевод словестного описания границ охотничьих угодий в координатное произвел охотпользователь Нолинской РООО «КОООиР» с привлечением на договорной основе сотрудника ФГБНУ «ВНИИОЗ им. Житкова» Ж. При этом по просьбе председателя правления И. было изменено описание границ Нолинской РООО «КОООиР», а именно включен в территорию участок местности в районе урочища «Мокрое», который относится к территории охотничьего угодья Нолинского ОПУ ООО «Кировохота», что подтверждается письмом начальника МО МВД России «Нолинский» Т. №1509 от 04.03.2023 (т. 1 л.д. 138-140).

Административная процедура проверки соответствия описания границ охотничьих угодий в географических координатах, представленного Нолинской РООО «КОООиР», словестному описанию границ, указанному в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договоре № 09-08/5Н от 15.09.2008 не проводилась и не была предусмотрена административным регламентом предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений, утвержденным Указом Губернатора Кировской области №109 от 04.09.2012.

Таким образом, в охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013 возникла ошибка в описании границ охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР», что породило двойное пользование охотничьими ресурсами.

Так, южная граница охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» не совпадает с административной границей Уржумского района, восточная -не полностью совпадает с границей Немского района, северная - с границей Сунского района, по которым она должна проходить в местах, указанных в договоре № 09-08/5Н от 15.09.2008, постановлении администрации Кировской области от 28.07.2000 №305.

В частности, Нолинская РООО «КОООиР» не согласна с описанием в Схеме границ, закрепленных за ним охотничьих угодий на трех участках: 1) на участке южной границы в районе починка Никольский Красноярского сельского поселения Нолинского муниципального района; 2) на участке западной границы охотничьих угодий в районе зеленой зоны города Нолинска; 3) на участке западной границы, проходящей по границе Кырчанского и Татауровского лесничеств, до административной границы с Сунским районом (урочище Плетени).

В Схеме указано, что южная граница Нолинской РООО «КОООиР» проходит по административной границе с Уржумским районом на восток до устья реки Воя.

В охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013 указано, что южная граница охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» проходит: пгт. Аркуль- поселок Медведок-починок Никольский, только частично совпадает с административной границей Уржумского района, в других случаях отступает от нее на территорию Нолинского района либо проходит по Уржумскому району. На спорном участке «починок Никольский» граница охотугодий проведена севернее административной границы с Уржумским районом – «вглубь» Нолинского района, поэтому «починок Никольский» не входит в охотугодья Нолинской РООО «КОООиР».

Однако, исходя из постановления администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договора №09-08/5Н от 15.09.2008 южная граница Нолинской РООО «КОООиР» проходит по административной границе с Уржумским районом на восток до устья реки Воя, что подтверждает включение «починка Никольское» в охотничьи угодья Нолинского РООО «КОООиР» до заключения охотхозяйственного соглашения в 2013 году.

Таким образом, в охотхозяйственном соглашении южная граница охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» на значительном протяжении проведена неправильно, не по границе с Уржумским районом Кировской области, в Схеме южная граница административного истца приведена в соответствие с постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договором №09-08/5Н от 15.09.2008.

В Схеме западная граница Нолинской РООО «КОООиР» проходит от устья реки Воя вверх по течению до границы зеленой зоны города Нолинска, далее по границе зеленой зоны до автодороги Нолинск - Татаурово. По автодороге Нолинск - Татаурово на северо-запад до урочища Ямаевское, далее на север юго-восточнее урочища Мешаровское по границе Кырчанского участкового лесничества через урочище Крюковское на север до границы с Сунским районом.

В охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013 указано, что западная граница охотугодий проведена западнее, фактически по городской черте Нолинска.

При этом распоряжением администрации Нолинского района Кировской области №178-р от 24.03.2000 была выделена зеленая зона вокруг г. Нолинска, закрытая для охоты, площадью 52,12 кв.км. (т. 2 л.д. 25-26).

В постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договоре №09-08/5Н от 15.09.2008 указано, что западная граница проходит от устья реки Воя вверх по течению до границы зеленой зоны города Нолинска, далее по границе зеленой зоны до автодороги Нолинск - Татаурово. По автодороге Нолинск - Татаурово на северо-запад до границы Кырчанского и Татаурского лесничеств и далее по этой границе на север до административной границы с Сунским районом (урочище Плетени).

Таким образом, в охотхозяйственном соглашении граница охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» около города Нолинска в сравнении с постановлением администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и договором №09-08/5Н от 15.09.2008 описана неправильно, отнесение части территории города Нолинска к охотничьим угодьям Нолинской РООО «КОООиР» незаконно, поскольку правовой режим земель населенных пунктов не предусматривает возможности осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

При этом, как следует из письма Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №550 от 06.09.2023, пояснений директора Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» В. при составлении Схемы было установлено, что описание участка западной границы в договоре №09-08/5Н от 15.09.2008 и постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 «По автодороге Нолинск - Татаурово на северо-запад до границы Кырчанского и Татаурского лесничеств и далее по этой границе на север до административной границы с Сунским районом (урочище Плетени)» некорректно в части указания на границу Кырчанского и Татаурского лесничеств, поскольку общая граница между этими лесничествами отсутствует, её никогда не было, между ними расположена территория Лудянского сельского участкового лесничества. В охотхозяйственном соглашении граница в данном месте указана произвольно и проведена по охотничьему угодью в районе урочища «Мокрое», которое относится к охотугодьям ООО «Кировохота» согласно охотхозяйственному соглашению №01/10 от 31.08.2010.

Так, в постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000 и в охотхозяйственном соглашении №01/10 от 31.08.2010 на данном участке северо-восточная граница Нолинского охотничье-производственного участка ОАО «Кировохота» проходит по северным граням квартала 1 урочища Соболевское Татауровского лесничества Нолинского лесхоза на юго-восток по границе с Сунским районом до квартала 4 урочища Крюковское Кырчанского лесничества Нолинского лесхоза; восточная - от границы с Сунским районом от урочища Крюковское на юго-запад по границе Татауровского лесничества северо-западнее урочища Мешаровское и квартала 2 Нолинского лесничества Нолинского лесхоза на юг до пересечения с автодорогой Татаурово - Нолинск в районе урочища Ямаевское и далее по автодороге до зеленой зоны города Нолинска, от зеленой зоны города Нолинска вниз по течению реки Воя до ее устья.

На данном участке западной границы охотничьих угодий 01.10.2020 проводились натурные обследования ФГБУ «Рослесинфорг» с выездом на место с участием представителей административного истца и смежного охотпользователя ООО «Кировохота», что подтверждается письмом Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №550 от 06.09.2023, представителем ФГБУ «Рослесинфорг» В.., представителем ООО «Кировохота» А.Н.П.., показаниями свидетеля М.., работающего охотоведом в Нолинской РООО «КОООиР» и непосредственно принимавшим участие в данном обследовании, не оспаривается административным истцом.

Таким образом, описание в охотхозяйственном соглашении участка западной границы охотничьего угодья Нолинской РООО «КОООиР» по охотничьему угодью в районе урочища «Мокрое» является неверным, поскольку происходит пересечение участков треков Нолинской РООО «КОООиР» и ООО «Кировохота», площадь пересечения составляет 11,449 кв.км., при том, что согласно правоустанавливающим документам, в том числе охотхозяйственному соглашению №01/10 от 31.08.2010, заключенному между ОАО «Кировохота» и управлением охраны и использования животного мира Кировской области раньше Нолинской РООО «КОООиР», указанная территория охотничьих угодий изначально была закреплена за ОАО «Кировохота».

Также из Схемы следует, что имеется неоднократное пересечение границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР», описанных в охотхозяйственном соглашении №53/13 от 10.12.2013, со смежными охотпользователями Сунской районной организацией общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», ООО «Природа», ОО «Уржумское районное общество охотников и рыболовов», ООО «Кировохота», ИП В.П.П.., которые согласны с границами и площадями охотничьих угодий, описанными в Схеме, замечаний не имеют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что описание границ охотничьих угодий, закрепленных за Нолинской РООО «КОООиР», в Схеме является верным, выполнено с использованием предусмотренных законодательством об охоте и сохранении охотничьих ресурсов источников, документов и сведений, правоустанавливающих документов, содержащих описание границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР», данных натурных исследований. Описание границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» в охотхозяйственном соглашении принято быть не может, поскольку содержит неточности и ошибки, что привело к наложению охотугодий и двойному пользованию охотничьими ресурсами.

Из анализа содержания Схемы следует, что она выполнена в едином методическом ключе на основе данных, указанных в пункте 7 приказа Минприроды России №335 от 31.08.2010, правоустанавливающих документов, в частности: постановления администрации Кировской области №305 от 28.07.2000, договоров на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, охотхозяйственных соглашений.

Доводы административного истца о том, что Схема не соответствует части 2 статьи 37 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009, устанавливающей перечень документированной информации, которая содержится в государственном охотхозяйственном реестре, а также пункту 10 приказа Минприроды России №345 от 06.09.2010, которым устанавливались требования к содержанию государственного охотхозяйственного реестра, пункту 7 приказа Минприроды №519 от 28.07.2021, устанавливающему порядок ведения, структуру, состав и форму государственного охотхозяйственного реестра, несостоятельны, поскольку указанные правовые нормы регламентируют содержание, порядок ведения, структуру и формы государственного охотхозяйственного реестра и не содержат требований к территориальному охотустройству, к составляемой по его результатам Схеме субъекта РФ.

Указание административным истцом на то, что Схема не соответствует пунктам 7,10,11 приказа Минприроды России №335 от 31.08.2010, устанавливающим порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ, требования к ее составу и структуре, необоснованно.

Так, сведения о всех охотпользователях области и общедоступных охотничьих угодьях отражены в Схеме с указанием на государственный охотхозяйственный реестр. В частности, в таблице 4.1.2.1 «Охотпользователи Кировской области на основе данных государственного охотхозяйственного реестра, в таблице 4.1.2.2 «Принадлежность закрепленных охотничьих угодий Кировской области и их площади по сведениям государственного охотхозяйственного реестра», в таблице 4.1.2.3 «Информация об общедоступных охотничьих угодьях по сведениям государственного охотхозяйственного реестра».

Доводы административного истца о не проведении при составлении Схемы натурных исследований опровергаются самой Схемой, в разделе 4.3 которой указано, что при ее разработке натурные исследования проводились при составлении картографического материала, отображающего данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов. Кроме того, как установлено выше, натурное обследование проводилось при необходимости описания границ спорного участка западной границы охотугодий административного истца.

При этом приказом Минприроды России №335 от 31.08.2010 не установлены обязательные требования к объектам натурных исследований, техническим средствам и способам фиксации, обязательности указания уполномоченных лиц, места и времени такого осмотра, указания конкретных методов и приемов. Законодательством требований к натурному обследованию не установлено.

Доводы административного истца о несоответствии текстового описания границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР», изложенного в книге 7 Схемы, пунктам 3,4,8,10 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды России №306 от 06.08.2010, являются несостоятельными.

Так, согласно приказу Минприроды России №306 от 06.08.2010 описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней (п.3). Описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов, действующим железнодорожным путям, автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, горным хребтам и вершинам, действующим высоковольтным линиям электропередач (п.4). При описании границ охотничьих угодий по квартальной сети лесного фонда указывается расположение границ квартала относительно сторон света, номер квартала и его принадлежность к лесничеству и лесхозу (п. 8). Не допускается при описании границ использовать формулировку: "...и далее по границе охотничьего угодья..." или "...с охотничьего угодья...". Смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам (п. 10).

Из анализа п. 46 книги 5 Схемы следует, что координатное описание границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» выполнено в соответствии с пунктом 3 приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010, описание конечной точки отрезка каждой границы соответствует описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней (северная граница: начальная точка – X – 57,732, Y – 49,895, конечная точка - X – 57,720, Y – 50,289; восточная граница: начальная точка - X – 57,720, Y – 50,289, конечная точка - X – 57,290, Y – 50,103; южная граница: начальная точка - X – 57,290, Y – 50,103, конечная точка - X – 57,395, Y – 49,895; западная граница: начальная точка - X – 57,395, Y – 49,895, конечная точка - X – 57,732, Y – 49,895).

Словесное описание границ охотничьих угодий Нолинской РООО «КОООиР» в п. 46 книги 7 Схемы приведено дополнительно, содержит текстовое описание, основанное на постановлении администрации Кировской области №305 от 28.07.2000, договоре № 09-08/5Н от 15.09.2008. Использование данного описания не противоречит действующему законодательству.

В целом утверждения административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Схемы законодательству в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основано на ошибочном толковании норм материального права.

Неправильное толкование и применение оспариваемых правовых норм не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что Схема издана в пределах предоставленных Губернатору Кировской области полномочий, оспариваемые положения этой Схемы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, уменьшение площади охотничьих угодий которого не допущено, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Нолинской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» к Губернатору Кировской области о признании недействующими пункта 46 книги 5, пункта 46 книги 7 Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной Указом Губернатора Кировской области №112 от 02.08.2021 (в редакции №9 от 16.01.2023), отказать.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования Правительства Кировской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда В.И. Стёксов

Мотивированное решение суда составлено 21 декабря 2023 года.