Дело № 3А-350/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,
при секретаре Шляхта О.А.
с участием прокурора Тимощук Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«02» мая 2017 года
административное дело по административному иску ФИО1 к Прокопьевскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим в части Решения Прокопьевского городского совета народных депутатов от 10.12.2009 № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска»,
УСТАНОВИЛ:
10.12.2009 года Прокопьевским городским Советом народных депутатов принято решение № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска».
Решение официально опубликовано в приложении «Прокопьевск официальный» к газете «Диалог», № 46, 16.12.2009г., № 19, 12.05.2010г., № 20, 19.05.2010г.
ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании указанного решения противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления на карте градостроительного зонирования территории города Прокопьевска территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, а именно установления в отношении участка с кадастровым номером <данные изъяты> территориальных зон ПК-1 и ИТ-3, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> территориальных зон ПК-1, ИТ-3, ИТ-2, Р-4.
В обоснование требований указывает, что Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска, устанавливающие несколько территориальных зон в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые принадлежат административному истцу на праве собственности, ограничивают его права по использованию данных участков и противоречат статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми не допускается на одном земельном участке установление нескольких территориальных зон.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности от 09 декабря 2016 года, заявленные требования поддержала.
Представитель Прокопьевского городского Совета народных депутатов ФИО4, действующая на основании доверенности от 05.04.2017г. № 1, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что дата внесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в государственный кадастр недвижимости 29.07.2016 г., то есть после принятия оспариваемого решения. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Порядок внесения изменения в правила землепользования и застройки определен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 5 Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска. Административным истцом не были предприняты соответствующие меры по внесению изменений в указанные Правила, а именно ФИО1 не направлялось заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска в комиссию по землепользованию и застройке города Прокопьевска, в связи чем права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Прокопьевска ФИО5, действующая на основании доверенности от 04.04.2017г. № 97, возражала против заявленных требований. Представила суду устные и письменные возражения, согласно которым по проекту Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска проводились публичные слушания. Замечания к проекту в ходе публичных слушаний не поступили. Большая часть площади земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> находится в границах территориальной зоны ПК-1 и незначительная – в границах территориальных зон ИТ-3, ИТ-2, Р-4. После получения сведений о градостроительных регламентах административный истец мог обратиться к кадастровому инженеру для исправления кадастровой ошибки путем внесения изменений в координаты указанных земельных участков, а в случае невозможности исправления координат, с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в порядке ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.5 Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска. Данный вопрос решается во внесудебном порядке, путем внесения изменений в Правила.
ФГБУ «ФКП Росреестра» своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимощук Л.А.. полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Муниципальное образование город Прокопьевск наделено статусом городского округа Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований".
В соответствии с Уставом муниципального образования «Прокопьевский городской округ» Прокопьевский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления Прокопьевского городского округа (статья 25 Устава).
Оспариваемое Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска» принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска состоят из текстовой части и графической части – Карты градостроительного зонирования территории города Прокопьевска.
ФИО2 является собственником двух земельных участков, расположенных в г.Прокопьевске:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 29.07.2016 г., образовались путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленного на кадастровый учет 10.03.2006 г. (т.2 л.д.75).Для установления местонахождения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> на Карте градостроительного зонирования территории города Прокопьевска, судом был истребован ситуационный план расположения данных земельных участков на фрагменте Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска, согласно которому земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в двух территориальных зонах: зоне коммунально-складских объектов I-IV классов опасности (ПК-1) и зоне улично-дорожной сети (ИТ-3), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в четырех территориальных зонах: зоне коммунально-складских объектов I-IV классов опасности (ПК-1), зоне улично-дорожной сети (ИТ-3), зоне автомобильного транспорта (ИТ-2), зоне озеленения защитного назначения (Р-4).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Как предусмотрено положениями части 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Учитывая, что территориальное зонирование спорных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, находящихся в собственности административного истца, требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки города Прокопьевска в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства: части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применение Правил землепользования и застройки города Прокопьевска в оспариваемой части к административному истцу влечет снижение уровня правовых гарантий его прав и законных интересов, как правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, по существующему и планируемому использованию земельных участков.
Доводы возражений о том, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет после принятия оспариваемого нормативного правового акта не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку спорные земельные участки образовались путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленного на кадастровый учет 10.03.2006 г., в пределах его границ, соответственно на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта существовавший земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, включавший спорные земельные участки, также находился в нескольких территориальных зонах.
Также являются несостоятельными доводы о том, что административный истец должен был произвести уточнение границ спорных земельных участков либо инициировать процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Прокопьевска во внесудебном порядке, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска» должно быть признано не действующим, как противоречащее актам большей юридической силы, в части установления на карте градостроительного зонирования территории города Прокопьевска территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска» подлежит признанию не действующим в указанной части с момента вступления в силу настоящего решения.
В настоящее время официальным опубликованием муниципальных правовых актов города Прокопьевска считается публикация в газете "Шахтерская правда" (ст.43 Устава муниципального образования). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано в указанном печатном издании.
Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 № 295 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска» в части установления на карте градостроительного зонирования территории города Прокопьевска территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Шахтерская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд
Мотивированное решение составлено 05 мая 2017 года.
Председательствующий: Зиновьева К.В.