ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-351/17 от 14.04.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а–351/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2017 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Масленниковой М.

с участием:

представителя административного истца ФИО1

представителя Администрации г.Ставрополя ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлениюАкционерного общества «Монокристалл» к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

установил:

АО «Монокристалл» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

В обоснование иска указав, что обществуна праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенный по адресу <адрес>.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 12.10.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:1985 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 134920033,98 рублей.

Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка завышена, не соответствует его рыночной стоимости, что является нарушением его прав как собственника земельного участка, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, имеет прямо пропорциональную зависимость к размеру земельного налога, рассчитываемого с учетом его кадастровой стоимости.

Общество обратилось в ООО «Бюро оценки основных средств» для определения рыночной стоимости земельных участков.

Оценщиком ООО «Бюро оценки основных средств» ФИО3 подготовлен Отчет № 233 от 21.10.2016 г., об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки. Согласно рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенного по адресу <адрес> составляет 105057637 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2015 г.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений от 27.11.2015 года № 1380, по состоянию на 01.01.2015 года значительно превышает его рыночную стоимость.

Согласно Положительному экспертному заключению № 194/2017 от 08.02.2017г Экспертного совета Общероссийской общественной организации «российское общество оценщиков» Саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» определенная в Отчете № 233 от 21.10.2016г стоимость объектов оценки подтверждена, отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Ссылаясь на нормы законодательства истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная в установленном законом порядке, как правило, не может превышать его реальную рыночную стоимость.

С целью досудебного урегулирования спора АО «Монокристалл» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

На основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 23.11.2016г в удовлетворении заявления было отказано.

В заявлении представитель административного истца ФИО1 просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенного по адресу <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере 105057637,00 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточнила заявленные требования и просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленном в заключении эксперта.

Представитель заинтересованного лица по делу – администрации г.Ставрополя по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласилас, вопросов и замечаний по судебной оценочной экспертизе не имеет, с заключением эксперта согласилась.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного административного иска.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу п.1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В связи с толкованием норм налогового законодательства административный истец, как законный правообладатель (собственник) земельного участка является плательщиком земельного налога. При этом расчет земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из материалов дела, АО «Монокристалл» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенного по адресу <адрес>.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 12.10.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2015 года составляет 134920033,98 рублей.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, Общество в подтверждение величины его рыночной стоимости представило составленные оценщиком ООО «Бюро оценки основных средств» ФИО3 Отчет № 233 от 21.10.2016 г., об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки.

Согласно Отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенного по адресу <адрес> по состоянию на дату оценки 01 января 2015 г. составляет 105057637 рублей.

На указанный отчет об оценке подготовлено заключению № 194/2017 от 08.02.2017г Экспертным советом Общероссийской общественной организации «российское общество оценщиков» Саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» определенная в Отчете № 233 от 21.10.2016г, согласно которому Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, определенная в Отчете стоимость объекта оценки подтверждена.

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии со статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству административного истца на основании определения суда от 15 февраля 2017 года.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 015/17-Э от 30.03.2017 года, выполненной экспертом ООО «Профэксперт», по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 102810000 рублей.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельного участка, заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.

Отличие от кадастровой стоимости объекта недвижимости величины его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск АО «Монокристалл» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной экспертизы.

В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Федеральный закон N 135- ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

По настоящему делу заявление АО «Монокристалл» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 31.10.2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

требования Акционерного общества «Монокристалл» к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных предприятий различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения, расположенного по адресу <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года равной 102810 000 (сто два миллиона восемьсот десять тысяч) рублей.

Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 31.10.2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Судья Ставропольского

Краевого суда Е.А.Строчкина.