Дело 3а-351/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Гибадулиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации деятельности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) обратилось в Амурский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Союз десантников» (далее - организация) зарегистрировано 28.11.2012 на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление) за ОГРН №, ИНН №, ведомственный номер №
Управлением, при осуществлении административной процедуры - анализ отчетов некоммерческих организаций, предусмотренной п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, выявлены нарушения обязательных требований и норм законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников» в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии ее в учетном деле организации.
Управлением по данному факту 06.06.2016 в отношении должностного лица организации был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, 30.06.2016 и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 5-854/16 с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Управлением, по факту непредставления отчетности за период 2012-2015 гг. 30.11.2016 на юридический адрес организации было направлено письменное предупреждение № 28/03-29/183 о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России», однако отчетность в Управления не была представлена.
Кроме того, по факту непредставления ежегодной отчетности за период 2012-2017 гг., Управлением 03.05.2018 за исх. № 28/03-29/62 было вынесено повторное письменное предупреждение на юридический адрес организации и на домашний адрес председателя организации, которое согласно отчета с официального сайта «Почта России» было получено 15.05.2018 по адресу регистрации должностного лица, однако отчетность за указанный период деятельности организации в Управление не представлена.
Несмотря на изложенные факты и надлежащее уведомление общественной организации, до настоящего времени нарушения, указанные в предупреждениях Управления не устранены и в установленном законом порядке не обжалованы.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.
На основании изложенного, административный истец, просит суд: вынести решение о признании Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников» ОГРН №, ИНН № прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого Государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области – ФИО1 настаивала на заявленных требованиях, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Из расписки о получении административного искового заявления следует, что Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Союз десантников» не осуществляет свою деятельность на протяжении длительного периода времени. С требованиями, указанными в исковом заявлении, председатель правления ФИО2 согласен в полном объеме. В связи с отсутствием средств для добровольной ликвидации, просил суд ликвидировать организацию в судебном порядке.
Председатель правления Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников» ФИО2, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, что следует из телефонограммы, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 15 вышеуказанного Федерального закона, общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи.
Таким органом является Министерство юстиции Российской федерации.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации наделено государственной функцией по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
По смыслу абзацев 2, 4, 8 статьи 29 Федерального закона 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Союз десантников» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 28.11.2012 (ОГРН №, ИНН №, ведомственный номер №) на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, при осуществлении административной процедуры - анализ отчетов некоммерческих организаций, предусмотренной п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, выявлены нарушения обязательных требований и норм законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников» в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии ее в учетном деле организации.
06.06.2016 Управлением по данному факту в отношении должностного лица организации был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, 30.06.2016 и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 5-854/16 с назначением административного наказания в виде предупреждения.
30.11.2016 Управлением по факту непредставления отчетности за период 2012-2015 гг. на юридический адрес организации было направлено письменное предупреждение № 28/03-29/183 о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России», однако отчетность в Управления не была представлена.
Кроме того, по факту непредставления ежегодной отчетности за период 2012-2017 гг., Управлением 03.05.2018 за исх. № 28/03-29/62 было вынесено повторное письменное предупреждение на юридический адрес организации и на домашний адрес председателя организации, которое согласно отчета с официального сайта «Почта России» было получено 15.05.2018 по адресу регистрации должностного лица, однако отчетность за указанный период деятельности организации в Управление не представлена.
По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Однако такие требования, установленные действующим законодательством, Амурским региональным отделением межрегиональной общественной организации «Союз десантников» не соблюдаются, доказательства обратного административным ответчиком, в порядке части 1 статьи 62 КАС РФ, не представлены.
Сведений об оспаривании вынесенных в адрес общественной организации предупреждений, а также судебных постановлений, материалы дела не содержат. Представитель административного ответчика, уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно письменной позиции председатель правления не возражал относительно заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании), является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4 статьи 29 названного Федерального закона).
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Между тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, с учетом в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что допущенные административным ответчиком нарушения действующего законодательства являются грубыми, не были устранены в установленные сроки; по установленным фактам общественная организация была признана судом виновной в совершении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде предупреждения. Следовательно, требование административного истца о признании Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Союз десантников» ОГРН №, ИНН № прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.
Признать Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Союз десантников» ОГРН №, ИНН № прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого Государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Амурский областной суд.
Судья А.П. Бушманов