ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-351/2021 от 20.07.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24RS0019-01-2020-000233-88

3а-351

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Славкина М.М.

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» к Игарскому городскому Совету депутатов о признании недействующим в части решения Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 № 22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»,

установил:

ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Игарскому городскому Совету депутатов, в котором просит (с учетом уточнений) признать несоответствующим законодательству Российской Федерации, а именно статьям 9, 15, 31 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 г. №22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (опубликовано в газете «Игарские новости» 02.11.2019 № 93-94, в части исключения из расходной части бюджета средств на погашение кредиторской задолженности на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а именно в связи с невыполнением ресурсоснабжающими организациям производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 г.; взыскать с Игарского городского Совета депутатов в пользу ООО «Энергопром» уплаченную при подаче настоящего административного искового заявления государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что Решением Игарского городского Совета депутатов от 25.09.2018 г. №72-365 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов от 13.12.2017 г. №57-300 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» была предусмотрена субсидия на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 г. Сумма выделенной субсидии была распределена между ООО «Энергопром» и ООО «Водоканал». В 2018 году указанная субсидия, ввиду отсутствия бюджетных средств, предоставлена не была, в связи с чем сложилась кредиторская задолженность городского бюджета. Но вместо внесения образовавшейся задолженности в решение о городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, решением Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 №22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», опубликованным в газете «Игарские новости» 02.11.2019, из расходной части финансирования исключены расходы на субсидии. Исключение расходных обязательств из городского бюджета привело к их прекращению, что в свою очередь привело к невозможности получения денежных средств, находящихся под обязательствами в рамках заключённых договоров о предоставлении субсидии.

По мнению административного истца, решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 является незаконным и необоснованным, поскольку Игарский городской Совет депутатов не имел право принимать решение об исключении расходных обязательств при наличии действующих договоров.

Предусмотренная ООО «Энергопром» и его дочернему обществу - ООО «Водоканал» субсидия носит компенсационный характер и связана с интересами как отдельных потребителей, так и общества в целом, основан на принимаемых решениях органов власти. Так, Игарский городской Совет депутатов, принимая оспариваемое решение, неправомерно ограничил права хозяйствующих субъектов. В результате принятия Игарским городским Советом депутатов незаконного нормативного правового акта ООО «Энергопром» недополучил из бюджета 40 659 700 руб., а его дочернее общество ООО «Водоканал» 19 340 300 руб. В свою очередь неполучение бюджетного финансирования привело к неполному и несвоевременному исполнению обязательств перед бюджетом, в том числе по уплате налогов.

В судебном заседании представитель административного истца Куликов В.Ю. административные исковые требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.

Игарский Совет депутатов, администрация Игарского района Красноярского края, МИФНС России №17 по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, заключение прокурора суд считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс», сокращённое наименование - ООО «Энергопром» создано администрацией города Игарки, 100% доли ООО «Энергопром» принадлежит муниципальному образованию город Игарка в лице администрации города Игарки.

ООО «Энергопром» является учредителем Дочернего общества с ограниченной ответственностью «Водоканал».

Решением Игарского городского Совета депутатов от 25.09.2018 г. №72-365 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов от 13.12.2017 г. №57-300 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» была предусмотрена субсидия на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 г.

Согласно договору №1 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям города Игарки, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов понесенных в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году от 21.12.2018, заключенному между администрацией г. Игарка и ООО «Водоканал», администрация обязалась предоставить получателю субсидию в размере 26705800 руб. (Т.2 л.д. 24-26).

Из содержания договора №2 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям города Игарки, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов понесенных в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году от 21.12.2018, заключенному между администрацией г. Игарка и ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс», администрация обязалась предоставить получателю субсидию в размере 40659 700 руб. (т.2 л.д. 27-29).

Решением Игарского городского Совета депутатов от 04.03.2019 № 9-35 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов от «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» не выплаченная субсидия на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 г. предусмотрена как гашение кредиторской задолженности в рамках непрограмных расходов общего пользования в размере 67365,5 тыс. руб. (т.1 л.д. 145, 194).

Решением Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 № 22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов от «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» из расходной части бюджета исключены расходные обязательства на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году т.1 л.д 10-144). Решение опубликовано в общественно-политической газете «Игарские новости» от 02.11.2019 №93-94 (т.3 л.д.86-87).

Впоследствии между администрацией города Игарки и ООО «Водоканал», ООО «Энергопром» 26.12.2019 заключены дополнительные соглашения № 1 и № 2, которыми обязательства в неисполненной части субсидии сторонами прекращены.

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно п. 7 ст. 78 БК РФ, порядок предоставления субсидий из местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", определено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается в ом числе информация о порядке предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным правовым актом требованиям, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения отбора (в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора в форме запроса предложений) (при необходимости) (п.п. «е» п. 5 Общих требований).

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что в силу ч.1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Вместе с тем, принимаемые правовые акты или его части не должны противоречить федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям ст. 9, 15, 31, 86 Бюджетного кодекса РФ, не допускающим произвольное исключение расходных обязательств бюджета, а также Постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 в том, что при недостаточности лимитов расходные обязательства не исключаются, а предоставляются в очередном финансовом году получателю субсидии, требования административного истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 № 22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в части исключения из расходной части бюджетных средств на погашение кредиторской задолженности на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающими организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017г., не действующим.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» к Игарскому городскому Совету депутатов о признании недействующим в части решения Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 № 22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» - удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу судебного решения решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 № 22-66 «О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в части исключения из расходной части бюджетных средств на погашение кредиторской задолженности на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающими организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017г.

Взыскать с Игарского городского Совета депутатов в пользу общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Обязать Игарский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 3 августа 2021 г.