УИД: 59OS0**-24 КОПИЯ
№ 3а-351/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 сентября 2022 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Бобиной Д.А.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Исцелемовой А.И.,
представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» о признании не действующим в части приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12,
установил:
Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 «О внесении изменений отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» в нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, утвержденные приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2019 г. № 24-02-46-149 внесены изменения, в том числе, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно на территории 13 климатического района Пермского края для 1-этажных домов со стенами из панелей, блоков; для 3-4-этажных домов со стенами из камня, кирпича; для 5-9-этажных домов со стенами из камня, кирпича; для 5-9-этажных домов со стенами из панелей, блоков.
Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 6, 14 февраля 2022 г., и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 14 февраля 2022 г.
ООО «Теплосети» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия пункта 1.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г.№ 46-02-04-12 «О внесении изменения отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативного потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению:
- в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края.
В обоснование заявленных требований ООО «Теплосети» указывает, что при проведении расчетов методом аналогов Министерством не соблюден порядок измерений и снятия показаний приборов, а также отсутствовал необходимый объем выборки многоквартирных (жилых) домов. При применении расчетного метода допущены ошибки: приняты показатели температуры не соответствующие информации органов гидрометеослужбы; допущены арифметические ошибки. Изложенное привело к необходимости применять заниженные нормативы, что влечет взыскание платы за коммунальные услуги в заниженном размере и причиняет убытки административному истцу, как организации, оказывающей услугу по отоплению в г. Красновишерске (т. 1 л.д. 4, 53, 150).
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что при расчете норматива аналоговым методом в выборку 1-этажных многоквартирных домов со стенами из панелей, блоков включены дома со стенами из панелей и кирпича, а также дома с отсутствующими приборами учета. В расчете норматива расчетным методом принят показатель qуд равным 92, соответствующий значению температуры воздуха наиболее холодной пятидневки -40 ?. Однако, согласно СП 131.13330.2020 в расчете следовало использовать температуру -37 ?, что соответствует значению показателя 88. Та же ошибка допущена в показателе tро. Показатель tвн должен быть принят в размере +20 ? (а не +18 ?) в соответствии с п. 15 приложения 1 раздела VI Правил от 6 мая 2011 г. № 354. Правилами не предусмотрен расчет показателя qmax отдельно по каждому населенному пункту. Министерством не выполнены указания суда, данные в решении Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г., принять значение показателя nо на основании сведений органов гидрометеослужбы за предыдущие пять отопительных периодов подряд. Отопительный сезон 2019-2020 годов был короче среднего показателя за пять лет, что привело к установлению заниженного норматива. Выполняя указания суда, Министерство должно было использовать показатель tро на основании информации органов гидрометеослужбы, а не из СП 131.13330.2020.
Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы возражений о том, что информация о многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, получена по запросу Министерства от глав администраций муниципальных образований. Информация об 1-этажных многоквартирных домов со стенами из панелей, блоков содержит указание на соответствующий материал стен и наличие приборов учета. Показания приборов учета сняты администрациями муниципальных образований первого и последнего числа отопительного сезона 2019-2020 годов. Количество 1-этажных многоквартирных домов, отвечающих требованиям Правил № 306, соответствует необходимому объему выборки. Показатели для применения расчетного метода приняты в соответствии с СП 131.13330.2020 и Правилами от 6 мая 2011 г. № 354 (т. 1 л.д. 70).
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Исцелемовой А.И., считавшей требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления, закреплен в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила № 306).
Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в который Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 внесены изменения, в том числе в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков, 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки включительно на территории 13 климатического района Пермского края, оспариваемые административным истцом.
С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 г. № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг», указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 г. № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 630-п «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края», а также Постановления Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края" и Постановления Правительства Пермского края от 21.10.2020 № 804-п "О передаче Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края отдельных функций Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом приказ от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 принят уполномоченным на дату его принятия органом - Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, в установленной форме и официально опубликован.
Решением Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г. по делу № 3а-101/2021 удовлетворено административное исковое заявление ООО «Теплосети», признаны не действующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных в 13 климатическом районе (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края) на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 г. № 46-02-04-72.
Пунктом 1.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, в том числе нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно на территории 13 климатического района Пермского края:
- 1-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков в размере 0,0272 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц;
- 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича, в размере 0,0288 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц;
- 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича, в размере 0,0255 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц;
- 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков, в размере 0,0238 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц.
ООО «Теплосети» является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края, что установлено вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г. по делу № 3а-101/2021. Следовательно, административный истец является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. В связи с этим возражения административного ответчика об отсутствии у ООО «Теплосети» заинтересованности в оспаривании указанного норматива суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, устанавливаются по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Пунктами 13, 19 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
Из сноски в приложении к нормативному правовому акту и пояснений административного ответчика следует, что норматив для 1-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков определен методом аналогов (в ранее оспоренном акте - Приказе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149, соответствующий норматив был определен расчетным методом).
Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
При этом уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями (пункт 32 Правил № 306).
Министерством сформирована группа многоквартирных (жилых) домов по составу стен - из панелей, блоков, этажности - 1-этажных, уровню благоустройства - до 1999 года постройки включительно, с центральным отоплением, а также климатическим условиям - расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края).
В силу пункта 35 Правил № 306 для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из возражений административного ответчика следует, что в генеральную совокупность включены 23 многоквартирных (жилых) дома, имеющих параметры: 1-этажный со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 13 климатического района.
Административный истец оспаривает по причине несоответствия материала стен включение в число таких домов:
- дома по адресу **** (стены каменные и бетонные);
- дома по адресу **** (стены каменные и бетонные);
- дома по адресу **** (стены крупнопанельные и кирпичные);
- дома по адресу **** (стены каменные и бетонные);
- дома по адресу **** (стены крупнопанельные и кирпичные);
- дома по адресу **** (стены рубленые);
- дома по адресу **** (стены кирпичные);
- дома по адресу **** (стены кирпичные);
- дома по адресу **** (стены из прочих материалов, кирпичные, шлакобетонные).
В обоснование данных доводов административный истец ссылается на выписки из ЕГРН (т. 1 л.д. 171-191) и сведения ЦТИ (т. 1 л.д. 217-237).
Изучив копии материалов технических паспортов многоквартирных домов, суд приходит к выводу, что одновременное наличие в ЕГРН сведений о двух разных материалах стен связано с неправильным прочтением технической документации. В технических паспортах многоквартирных домов в одной строке находятся записи о материале наружных стен, внутренних стен и перегородок. Из технических паспортов следует, что наружные стены многоквартирных домов по адресам **** изготовлены из панелей. Для ЕГРН исходной является информация, содержащаяся в технической документации. В связи с этим ошибки, допущенные при переносе информации из технических паспортов в ЕГРН не должны влиять на оценку доказательств. Кроме того, сам административный истец в таблице, приложенной к письму в адрес Министерства, указывает названные дома в числе имеющих стены из панелей, блоков (т. 1 л.д. 203, 204). Следовательно, оснований для исключения указанных домов из генеральной совокупности не имеется.
Объективных доказательств, подтверждающих обоснованность включения в генеральную совокупность многоквартирных домов по адресам **** и **** административным ответчиком суду не предоставлено. По информации из ЕГРН дом по адресу **** имеет наружные стены из кирпича; дом по адресу **** имеет наружные стены из прочих материалов, кирпичные, шлакобетонные (выписки из ЕГРН т. 1 л.д. 188-191). Следовательно, данные дома не соответствуют признаку группировки - стены из панелей, блоков и необоснованно включены Министерством в генеральную совокупность 1-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков.
Доводы истца о неполном периоде работы приборов учета в многоквартирных домах, включенных в генеральную совокупность для расчета норматива, суд находит заслуживающими внимания. По сведениям ПАО «Пермэнергосбыт» начисление коммунальной услуги «отопление» в многоквартирных домах по адресам ****, в отопительном сезоне 2019 - 2020 годов осуществлялось по нормативам, а не по приборам учета. При этом названные дома имеют по две, три квартиры. Исходя из этого административный истец оспаривает обоснованность значений объема потребления, приходящегося на каждый из многоквартирных домов.
Возражая, административный ответчик ссылается на возможность уклонения жильцов от подачи сведений с приборов учета, однако объективных доказательств наличия общедомовых приборов учета и их исправности в отопительном сезоне 2019 - 2020 годов суду не представил. Из пояснений административного ответчика и материалов дела следует, что значения объемов потребления теплоэнергии собраны Министерством по запросу у органов местного самоуправления. В связи с этим оспоренные истцом значения не могут быть проверены судом с точки зрения их достоверности. Поскольку обязанность доказывания законности принятого нормативного правового акта лежит на административном ответчике, суд приходит к выводу о несоответствии акта в данной части требованиям пункта 35 Правил № 306.
Избранный Министерством порядок сбора информации об объеме потребления коммунальных ресурсов (путем одномоментного запроса у органов местного самоуправления обобщенной информации за весь отопительный сезон 2019 - 2020 годов) не соответствует порядку, закрепленному в пунктах 36-38 Правил 306.
В соответствии с пунктом 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Согласно подпункту «б» пункта 37 Правил № 306 показания приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода.
В силу пункта 38 Правил № 306 при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются:
а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги;
б) адрес многоквартирного дома или жилого дома;
в) число проживающих жителей;
г) количество квартир;
д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома;
е) дата и время снятия показаний приборов учета;
ж) количество этажей;
и) вид системы горячего водоснабжения в соответствии с положениями, установленными пунктами 32 - 32(2) настоящих Правил.
Судом установлено, что в нарушение пунктов 36, 37 Правил 306 план проведения измерений и снятия показаний приборов учета после формирования объема выборки многоквартирных домов не составлялся, фактически Министерством использованы запрошенные сводные данные по жилым домам, поступившие из органов местного самоуправления.
В поступивших сводных данных отсутствуют показания приборов учета первого и последнего числа отопительного периода и сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпунктов «а», «е» пункта 38 Правил № 306.
Соблюдение этих требований административным ответчиком не доказано. Данное отступление не может быть оправдано необходимостью исполнения решения суда в трехмесячный срок.
Использование при расчете оспариваемого норматива потребления данных об объеме потребления коммунального ресурса в указанных домах, не отвечающих требованиям к выборке, но попавших в нее, повлияло на правильность расчета.
Нормативы для жилых помещений в 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича; жилых помещений 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича и жилых помещений 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков определены Министерством расчетным методом.
Согласно пункту 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.
Решением Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г. по административному делу № 3а-101/2021 по исковому заявлению ООО «Теплосети» судом указано на допущенные нарушения при применении расчетного метода:
- использование данных о температуре (tро и tсро) и продолжительности отопительного сезона (nо) из отчета от 12 августа 2019 г., выполненного ФГБОУ ВО «ПГНИУ», вместо данных органов гидрометеорологической службы;
- показатель S должен иметь большее значение, чем показатель Sоб, либо равное, поскольку первый включает в себя помимо площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Административный истец в настоящем деле оспаривает правильность показателей температуры (tро, tсро и tвн) и продолжительности отопительного сезона (nо), принятых Министерством при расчете норматива.
Согласно пункту 19 приложения № 1 к Правилам № 306 количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по следующей формуле 19 с учетом показателей:
qmax - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час);
tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C);
tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C);
tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);
nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже;
Количественные значения tвн, tсро, tро и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306.
Пунктом 20 Правил № 306 установлено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле 20, с учетом показателей:
qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4;
S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).
В соответствии с пунктом 44 Правил № 306 температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Из предоставленного Министерством расчета следует, что температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений (tвн) принята в размере +18 ? исходя из пункта 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Однако, указанный пункт предусматривает альтернативное значение нормативной температуры воздуха отапливаемых жилых помещений в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - не ниже +20 °C. Согласно СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*, утвержденного Приказом Минстроя России от 24.12.2020 N 859/пр, температура воздуха наиболее холодной пятидневки для г. Чердынь (обеспеченностью 0,92) составляет -37 °C. Поэтому в расчете количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома на территории 13 климатического района, по формуле 19 следует принимать температуру внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений (tвн) равной +20 °C.
Также в расчете Министерство принимает показатель «среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (tсро)» в соответствии с данными Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для ближайших метеостанций: в г. Чердынь -4,7 ?, в г. Губаха -5 ?, что соответствует указаниям Пермского краевого суда, данным в решении от 18 мая 2021 г. по административному делу № 3а-101/2021.
Показатель «расчетная температура наружного воздуха» (tро) принят Министерством исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, утвержденных для ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются в таблице 3.1 СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*, что соответствует требованиям пункта 44 Правил № 306.
Однако конкретное значение показателя выбрано Министерством из таблицы неверно. В частности климатические параметры для проектирования отопления, вентиляции и кондиционирования, приведенные в таблице 10.1 СП 131.13330.2020 для холодного периода (параметры Б - для систем отопления, вентиляции и воздушного душирования в холодный период года) принимаются из графы 5 таблицы 3.1 СП 131.13330.2020, где для г. Чердынь установлено значение температуры воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -37 ?. Вместо этого административным ответчиком принято для расчета значение данного показателя из графы 4 таблицы 3.1 СП 131.13330.2020 - температуры воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,98) -40 ?, что противоречит приведенным выше нормам, регламентирующим порядок проведения расчета.
Показатель «продолжительность отопительного периода» (nо) принят Министерством по информации Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для ближайших метеостанций в г. Чердынь и в г. Губаха продолжительностью 230 дней, что соответствует указаниям Пермского краевого суда, данным в решении от 18 мая 2021 г. по административному делу № 3а-101/2021.
Кроме того, Министерством при расчете значения часовой тепловой нагрузки qmax по формуле 20 Правил 306 необоснованно принят из таблицы 4 Правил 306 показатель нормируемый удельный расход тепловой энергии (qуд.) для 3-4 этажных домов в размере 92, что соответствует расчетной температуре наружного воздуха -40 ?. Однако показатель «расчетная температура наружного воздуха» (tро) в соответствии с графой 5 таблицы 3.1 СП 131.13330.2020 для г. Чердынь составляет -37 ?. Следовательно в расчете необходимо было принимать значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии из таблицы 4 Правил 306, соответствующие расчетной температуре наружного воздуха -35 ?.
Кроме того, Министерством не исполнено указание Пермского краевого суда, данное в решении от 18 мая 2021 г. по административному делу № 3а-101/2021 состоящее в том, что показатель S должен иметь большее значение, чем показатель Sоб, либо равное, поскольку первый включает в себя помимо площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Несмотря на это в расчете для Губахинского округа в формуле 20 применяются значения показателя S - 22617,9 кв.м, т.е. меньшие чем значения показателя Sоб - 181647,87 кв.м в формуле 18 (т. 1 л.д. 74 и 77). Для остальных территорий соотношение показателей S и Sоб соответствует данным ранее указаниям суда.
Таким образом, судом установлены нарушения при расчете оспариваемых административным истцом нормативов, данные нарушения повлияли на размер нормативов, установленный в приказе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 9.2 статьи 156 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 32, 36, 37, 44 Правил № 306, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края; в жилых помещениях 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края; в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края; в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края, утвержденных пунктом 1.2 приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 «О внесении изменения отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативного потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края».
Возражения административного ответчика о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают права административного истца, опровергаются исследованными судом доказательствами. Административный истец является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края, осуществляет расчеты с потребителями на основании оспариваемых нормативов. Административный истец оспаривает нормативный правовой акт только в той части, в которой он непосредственно затрагивает права административного истца. Данные обстоятельства установлены Решением Пермского краевого суда 18 мая 2021 г. по административному делу № 3а-101/2021. Оспариваемый в настоящем деле акт регулирует те же правоотношения в тот же период.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Учитывая, что признание недействующим в части оспариваемого Приказа Министерства влечет неурегулированность правоотношений в рассматриваемой сфере, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, с учетом заявленных исковых требований, возлагает на Министерство обязанность принять в трехмесячный срок новый нормативный правовой акт об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Судебные расходы административного истца на оплату государственной пошлины в сумме 4500 рублей, понесенные ООО «Теплосети» при подаче административного искового заявления, подлежат возмещению ответчиком Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 «О внесении изменений отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению:
- в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края.
Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда, в течение трех месяцев.
Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 руб.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении подлежит опубликованию в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья (подпись)
Оригинал решения суда находится в материалах административного дела № 3а-351/2022 Пермского краевого суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2022 г.