дело № 3а-352/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 12 апреля 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан С.М. Перфильева,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Железнодорожников 26» к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим пункта 174.8 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года № 4-12,
УСТАНОВИЛ:
решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18 октября 2006 года № 4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее – Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете «Казанские ведомости» № 239/240 от 25 октября 2006 года.
В настоящее время Правила действуют в редакции, утвержденной решением Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года № 19-2, опубликованным в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» от 5 ноября 2015 года № 43 (324), с. 80.
Пунктом 174.8 Правил предусмотрено, что на озелененных территориях не допускается складировать строительные и прочие материалы, отходы, мусор, противогололедные материалы и иные вредные вещества, а также загрязненный песком и противогололедными реагентами снег, сколы льда.
Товарищество собственников жилья «Железнодорожников 26» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим пункта 174.8 Правил. По мнению административного истца, оспариваемый им в части нормативный правовой акт противоречит статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Административный истец полагает, что Казанской городской Думой оспариваемая норма сформулирована способом, исключающим без ее нарушения осуществление уборки и очистки тротуаров и лестниц во время снегопада и гололеда, сопряженной с обработкой противоголедными реагентами.
В подтверждение нарушения его прав пунктом 174.8 Правил товарищество собственников жилья «Железнодорожников 26» сослалось на факт привлечения его должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, за нарушение Правил, а именно за осуществление складирования загрязненных песком и противогололедными реагентами сколов льда и снега на озелененной территории многоквартирного дома № 26/31 по улице Железнодорожников города Казани.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 административное исковое заявление поддержали.
Представитель Казанской городской Думы ФИО3 административный иск не признала.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 25 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», а также в пункте 25 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
В силу требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 8, 19 Устава муниципального образования города Казани 24 августа 2015 года проведены публичные слушания по проекту решения Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года № 19-2 «О внесении изменений в решение Казанской городской Думы «О Правилах благоустройства города Казани», которым Правила изложены в новой редакции.
Данные публичные слушания были назначены постановлением Мэра города Казани от 30 июля 2015 года № 101, опубликованным в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» от 6 августа 2015 года № 30 (311), с. 15.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» от 15 октября 2015 года № 40 (321), с. 79.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемая норма противоречит статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сформулирована способом, исключающим без ее нарушения осуществление уборки и очистки тротуаров и лестниц во время снегопада и гололеда, сопряженной с обработкой противоголедными реагентами, суд приходит к следующему.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемый им пункт Правил имеет другой, отличный от предусмотренного статьями 4, 36, 39, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предмет правового регулирования, не вторгается в сферу жилищных отношений.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ законодатель, определяя полномочия органов местного самоуправления городских округов, предусмотрел, что правила благоустройства должны устанавливать, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организацию благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории) (пункт 25 части 1 статьи 16).
Во исполнение требований данного Федерального закона Правила в разделе IV устанавливают порядок уборки, содержания и благоустройства придомовой территории. В данном разделе Правила допускают складировать на газонах только не загрязненный песко-соляными смесями снег, при обеспечении сохранения зеленых насаждений (пункт 149.6) и запрещают попадание размягченных после обработки льдообразований на открытый грунт, под деревья или на газоны (пункт 149.9). Эти положения согласуются с оспариваемым пунктом 174.8 Правил, который находится в подразделе «Озеленение» раздела V «Требования к элементам благоустройства территории».
Согласно пункту 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, землепользователи озелененных территорий обязаны не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.
В соответствии с пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Таким образом, устанавливая в оспариваемом пункте Правил запрет на складирование строительных и прочих материалов, отходов, мусора, противогололедных материалов и иных вредных веществ, а также загрязненных песком и противогололедными реагентами снега, сколов льда на озелененных территориях, Казанская городская Дума реализовала предоставленные ей пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия по установлению требований по содержанию земельных участков и организации благоустройства территории, при этом воспроизвела положения федерального законодательства, установившие аналогичные ограничения.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Правил в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в использовании земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья «Железнодорожников 26» к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим пункта 174.8 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года № 4-12, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 17 апреля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский