ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-352/2021 от 28.04.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело №3а-352/2021

УИД 26OS0000-04-2020-000711-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь

28 апреля 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.,

с участием представителя административного истца ООО «Ритм-Б» по доверенности Аксельрод А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ритм-Б» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Ритм-Б», действуя через представителя по доверенности Аксельрод А.В., обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении по состоянию на 01.01.2019 кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости:

- с кадастровым номером площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 7 564 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 3 254 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 10 241 000 рублей;

- с кадастровым номером площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости в размере 5 293 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 14 678 000 рублей.

В обоснование административного искового заявления указано, что данные земельные участки принадлежат ООО «Ритм-Б» на праве аренды.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе, объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , .

Согласно выписке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером составляет 18 408 205,20 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером составляет 6 206 174,78 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером составляет 23 822 814,78 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером составляет 12 137 410,96 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером составляет 41 594 279,26 рублей.

Административный истец считает, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, не соответствует их рыночной стоимости, что является нарушением прав административного истца как арендатора земельных участков, поскольку завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обуславливает высокий размер арендной платы.

ООО «Ритм-Б» обратилось в ООО «Консалтинговая компания «Аргус» для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

ООО «Консалтинговая компания «Аргус» подготовлен отчет от 09.12.2020 №31/11Н20 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на дату оценки.

Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка:

- с кадастровым номером , площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, составляет 7 564 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 3 254 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 10 241 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 5 293 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 14 678 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019.

Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175, по состоянию на 01.01.2019 значительно превышает их рыночную стоимость.

В заявлении ООО «Ритм-Б» просило установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости:

- с кадастровым номером , площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 7 564 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 3 254 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 10 241 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 5 293 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 14 678 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ритм-Б» по доверенности Аксельрод А.В. поддержала доводы административного искового заявления и просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, установленном в заключении эксперта.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 КАС РФ указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (пункт 1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ).

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28) разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, статьи 375, 390, 402 НК РФ, глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ. С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в аренде объекты недвижимости арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.

Как следует из материалов дела, ООО «Ритм-Б» на праве аренды принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером , площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> что подтверждается договором аренды земельного участка от 26.07.2012 №851, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2020 №99/2020/361163924, от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42377245;

- с кадастровым номером площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 10.07.2020 №8846, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42381367;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 08.11.2013 №2713, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2020 №99/2020/361157076, от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42384980;

- с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 13.07.2020 №8854, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2020 №99/2020/361159047, от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42380118;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 25.12.2012 №1523, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2020 №99/2020/361162233, от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42379056.

На территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ставропольского края, проводилась государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество», результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе, объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , .

Согласно выписке о кадастровой стоимости:

- от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42368671 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 18 408 205,20 рублей;

- от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42372408 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 6 206 174,78 рублей;

- от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42373333 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 23 822 814,78 рублей;

- от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42379175 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 12 137 410,96 рублей;

- от 25.11.2020 №КУВИ-002/2020-42370098 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 41 594 279,26 рублей.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, ООО «Ритм-Б» в подтверждение величины их рыночной стоимости представил составленный ООО «Консалтинговая компания «Аргус» отчет от 09.12.2020 №31/11Н20 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на дату оценки.

Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка:

- с кадастровым номером , площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, составляет 7 564 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 3 254 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 10 241 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 5 293 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> составляет 14 678 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28, следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству представителя административного истца ООО «Ритм-Б» по доверенности Аксельрод А.В., на основании определения суда от 27.01.2021.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 28.03.2021 №40-Э/03/2021, выполненной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», рыночная стоимость земельного участка:

- с кадастровым номером площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.2 Промышленная, по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 11 297 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 4 534 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 15 606 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 7 508 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 24 550 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Участники процесса при производстве судебной экспертизы не присутствовали. Осмотр объектов проводился 05.03.2021. Дополнительная идентификация объектов исследования осуществлена по материалам административного дела.

Исследование проведено методом сопоставления данных, содержащихся в материалах административного дела, с нормативной и методической документацией проведения расчетов.

В заключение судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.

Экспертом в заключение произведен анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости города, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки.

Выявленные объекты-аналоги сопоставлялись с оцениваемым по всем элементам сравнения, используемым при расчете стоимости сравнительным подходом (метод сравнения продаж). За объекты-аналоги приняты те объекты, по которым имеется максимальное количество совпадений. Данный подход к выбору объектов-аналогов обеспечивает при расчете сравнительным подходом применение минимального количества корректировок, что приводит к более точному результату расчета.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы.

Информация по характеристикам, не указанная в объявлениях, уточнялась экспертом.

Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленного судом вопроса эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.

Экспертом произведен расчет рыночной стоимости объектов недвижимости сравнительным подходом (метод сравнения продаж).

При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату его государственной кадастровой оценки.

Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 03.07.2014 №1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 КАС РФ.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец ссылается на необоснованное их завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение арендной платы, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных объектов недвижимости по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика арендной платы.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью объектов недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке данные об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в аренде у административного истца, в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент»,

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 23.12.2020 (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Ритм-Б» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 240 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями (литеры К3, Ц3 – производственные), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 11 297 000 рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 408 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (литер А – административно-производственное), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 4 534 000 рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 13 154 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок №1 под производственным зданием (литеры Щ, Щ1, Щ2, Щ3), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 15 606 000 рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 911 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под литером Д (участок №2), для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 7 508 000 рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 21 586 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственным предприятием, для размещения промышленных объектов, находящегося по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 24 550 000 рублей.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 23.12.2020.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья Е.А.Строчкина