ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-353/18 от 20.02.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-39/2019

25OS0000-01-2018-000442-48

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 20 февраля 2019 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Сылко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Главное управление обустройства войск» к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, Администрация городского округа ЗАТО город Фокино об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объектов недвижимости: здание склада (Лит.В), здание контрольно-пропускного пункта (Лит.Б), сооружение – открытая площадка (Лит.Г), здание – административный корпус, трансформаторная подстанция (Лит.А, А1), общая площадь 10482 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.А), расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная названным актом, составляет ... рубля.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования 156 механического завода, общая площадь 22600 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная названным актом, составляет ... рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения базы автотранспорта и механизации, общая площадь 56914 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная названным актом, составляет ... рубля.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 ноября 2015 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу 26 октября 2016 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: сухой док, общая площадь 133738 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 330 м по направлению на северо-запад от ориентира здание, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная вышеуказанным актом, составляет ... рублей.

Акционерное общество «Главное управление обустройства войск» (далее – АО «ГУОВ») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером в размере равной его рыночной стоимости ... рублей, с кадастровым номером в размере равной его рыночной стоимости ... рублей, с кадастровым номером в размере равной его рыночной стоимости ... рублей, с кадастровым номером в размере равной его рыночной стоимости ... рубля. В обоснование своих требований указало, что Общество является собственником вышеназванных земельных участков. Установленная кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером ... рубля, с кадастровым номером с кадастровым номером ... рублей, с кадастровым номером ... рубля,, определенную в Отчетах №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО от 26 октября 2018 года, Отчете № 2015/1-486-10-КО от 8 ноября 2018 года, составленных ООО ФИО38, чем нарушаются права Общества, как плательщика налога на недвижимость.

До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию городского округа ЗАТО город Фокино.

В судебном заседании представитель АО «ГУОВ» ФИО9 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены как доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости спорных земельных участков. Настаивала, что представленные ими Отчеты рыночной стоимости спорных земельных участков, выполненные ООО ФИО38 №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО от 26 октября 2018 года, № 2015/1-486-10-КО от 8 ноября 2018 года, достаточно и достоверно подтверждают реальную стоимость земельных участков.

Представитель Администрации города Владивостока ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв на административный иск.

Представители департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в их отсутствие не заявили. Ранее от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в суд поступил письменный отзыв на административный иск.

Выслушав объяснения представителя АО «ГУОВ» ФИО9,возражения представителя Администрации города Владивостока ФИО11, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, АО «ГУОВ» указало на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности у Общества, их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав Общества, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно материалам дела, АО «ГУОВ» на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объектов недвижимости: здание склада (Лит.В), здание контрольно-пропускного пункта (Лит.Б), сооружение – открытая площадка (Лит.Г), здание – административный корпус, трансформаторная подстанция (Лит.А, А1), общая площадь 10482 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.А), расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения базы автотранспорта и механизации, общая площадь 56914 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования 156 механического завода, общая площадь 22600 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: сухой док, общая площадь 133738 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 330 м по направлению на северо-запад от ориентира здание, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 2 сентября 2014 года, 3 сентября 2014 года и 4 декабря 2014 года соответственно.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 7 ноября 2018 года, установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером ... рубля, с кадастровым номером ... рублей, с кадастровым номером ... рубля, которая определена по состоянию на 1 февраля 2015 года, утверждена 1 января 2016 года и внесена в реестр объектов недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края».

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 7 ноября 2018 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере ... рублей, которая определена по состоянию на 1 ноября 2015 года, утверждена 13 октября 2016 года и внесена в реестр объектов недвижимости 27 октября 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края».

26 ноября 2018 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , которые были отклонены решениями №№ 20/32, 20/33, 20/34, 20/35 от 7 декабря 2018 года.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

Так, в обоснование заявленных требований АО «ГУОВ» представлен Отчета № 486-5-КО, составленный оценщиком ФИО14 и привлеченными специалистами ФИО15, ФИО36, ФИО37 ООО ФИО38 26 октября 2018 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объектов недвижимости: здание склада (Лит.В), здание контрольно-пропускного пункта (Лит.Б), сооружение – открытая площадка (Лит.Г), здание – административный корпус, трансформаторная подстанция (Лит.А, А1), общая площадь 10482 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.А), расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 ноября 2015 года составляет округленно ... рублей.

Из Отчета № 486-6-КО, составленного оценщиком ФИО14 и привлеченными специалистами ФИО15, ФИО36, ФИО37 ООО ФИО38 26 октября 2018 года, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования 156 механического завода, общая площадь 22600 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет округленно ... рублей.

Согласно Отчету № 486-7-КО, составленному оценщиком ФИО14 и привлеченными специалистами ФИО15, ФИО36., ФИО37 ООО ФИО38 26 октября 2018 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения базы автотранспорта и механизации, общая площадь 56914 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет округленно ... рублей.

Из Отчета № 2015/1-486-10-КО, составленного оценщиком ФИО14 и привлеченными специалистами ФИО15, ФИО36 ООО ФИО38 8 ноября 2018 года, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: сухой док, общая площадь 133738 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 330 м по направлению на северо-запад от ориентира здание, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 ноября 2015 года составляет округленно ... рубля.

При составлении Отчета № 2015/1-486-10-КО ООО ФИО38 на странице 6 Отчета допущена явная техническая описка, а именно вместо «Отчет № 2015/1-486-10-КО» указано «Отчет № 486-10-КО».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательств несоответствия Отчетов №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО от 26 октября 2018 года, Отчета № 2015/1-486-10-КО от 8 ноября 2018 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков ими не заявлялось.

Так, из положений части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ следует, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете, кроме прочего, должен быть указан перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения (часть 4 статьи 11).

Требования к проведению оценки предусмотрены Федеральными стандартами оценки ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, утвержденными приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, а также ФСО № 4, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2014 года № 611, обязательны к применению субъектами оценочной деятельности.

Согласно пункту 6 ФСО № 1 итоговая величина стоимости - стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Пунктом 11 ФСО № 1 предусмотрено, что основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Исходя из вышеизложенной нормы, применение каждого из существующих подходов при оценке конкретного объекта не является обязательным, однако отказ от использования определенного подхода должен быть обоснован.

Согласно пункту 13 ФСО № 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки (пункт 14).

Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки. Аналогичное положение содержится в пункте 24 ФСО № 1, пункте 25 ФСО № 7.

Положения пункта 5 ФСО № 3, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Проанализировав Отчеты №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО от 26 октября 2018 года, Отчет № 2015/1-486-10-КО от 8 ноября 2018 года, составленные оценщиком ФИО14 и привлеченными специалистами ФИО15., ФИО36, ФИО37 ООО ФИО38, суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиком и привлеченными специалистами составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков, в частности, их площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объектов оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объектов оценки; информация о текущем использовании объектов оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость.

Кроме того, оценщиком и привлеченными специалистами произведен обзор рынка земельных участков, расположенных в Приморском крае, а также проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценнообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Подробно описан процесс оценки объектов недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов. В рамках сравнительного подхода был использован метод прямого сравнения продаж (стр. 69-86 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-7-КО, стр. 69-85 Отчета № 486-6-КО, стр. 46-58 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

В качестве аналогов объектов оценки оценщиком и привлеченными специалистами выбрано по три объекта сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки.

Из таблиц 15 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО следует, что объекты-аналоги сопоставлялись с объектами оценки по следующим элементам сравнения: цене предложения (руб.), цене предложения за 1 кв.м объекта (руб.), периодом между датами сделок (предложений) и оценки, условиям финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки, условиям продажи (предложения), типу сделки, виду передаваемых прав, категории земель/разрешенному использованию, местоположению, типу подъезда, престижности района, общей площади (кв.м), коммуникациям, рельефу, наличию ж/д ветки (стр. 72-73 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО).

При расчете рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , на различия между объектами оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, а именно корректировка на тип сделки (сделка, предложение); корректировка на вид передаваемых прав (собственность, аренда); корректировка на тип подъезда (грунтовая дорога, асфальтированный подъезд) (земельный участок с кадастровым номером ); корректировка на общую площадь (кв.м); корректировка на наличие коммуникаций (электроснабжения, водоснабжения, канализации), что отражено в таблице 21 Отчета № 486-5-КО, в таблицах 20 Отчетов №№ 486-6-КО, 486-7-КО (стр. 82-85 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-7-КО, стр. 81-84 Отчета № 486-6-КО).

Как следует из таблицы 16 Отчета № 2015/1-486-10-КО, объекты-аналоги сопоставлялись с объектом оценки по следующим элементам сравнения: цене предложения (руб.), цене предложения за 1 кв.м объекта (руб.), периодом между датами сделок (предложений) и оценки, условиям финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки, условиям продажи (предложения), типу сделки, виду передаваемых прав, категории земель/разрешенному использованию, местоположению, общей площади (кв.м), коммуникациям (электроснабжению), коммуникациям (водоснабжению и канализации), расположению относительно транспортных магистралей, наличию ж/д ветки (стр. 56-58 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

При расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером на различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, а именно корректировка на тип сделки (сделка, предложение); корректировка на вид передаваемых прав (собственность, долгосрочная аренда); корректировка на общую площадь (кв.м); корректировка на наличие коммуникаций (электроснабжения); корректировка на наличие коммуникаций (водоснабжения и канализации); корректировка на расположение относительно транспортных магистралей, что отражено в таблице 16 Отчета (стр. 56-58 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

В описании корректировок оценщиком и привлеченными специалистами дано обоснование применения вышеуказанных корректировок и отказа от применения корректировок по остальным элементам сравнения (стр. 74-78 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО, стр. 50-54 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

Объекты, отобранные в качестве аналогов, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки объектов оценки (земельных участков с кадастровыми номерами: , , ), срок экспозиции на рынке июль 2014 года – январь 2015 года.

Отобранные в качестве аналогов, объекты предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки объекта оценки (земельного участка с кадастровым номером ), срок экспозиции на рынке апрель - декабрь 2014 года.

Объект оценки (земельный участок с кадастровым номером ) отнесен к категории «земли промышленности», объект-аналог № 1 к категории «земли населенных пунктов», объект-аналог № 3 к категории «земли промышленности», а разрешенное использование объекта-аналога № 2 определено «под размещение производственной базы». В Отчете указано, что корректировки на категорию земельного участка и вида разрешенного использования приняты равными нулю, в связи с тем, что все сравниваемые объекты являются сопоставимыми, поскольку подходят для размещения производственных и складских зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства (стр. 52 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

Сведения о кадастровом номере объекта-аналога № 3 в Отчетах №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО, а также о кадастровом номере объекта-аналога № 2 в Отчете № 2015/1-486-10-КО, отсутствуют. Между тем, действующим законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена обязанность оценщика включать в отчет сведения о кадастровых номерах объектов-аналогов.

В Отчетах содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.

Кроме этого, в Отчетах имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

Так, оценщиком и привлеченными специалистами использованы данные интернет-сайтов www.cbr.ru, www.economy.gov.ru, www.farpost.ru, и другие (стр. 90 Отчетов №№ 486-5-КО, 486-7-КО, стр. 89 Отчета № 486-6-КО, стр. 61 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

В Приложениях № 4 к Отчетам №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО, в Приложении № 2 Отчета № 2015/1-486-10-КО имеются копии скриншотов объявлений объектов-аналогов, в которых содержатся характеристики объектов недвижимого имущества (стр. 114-116 Отчета № 486-5-КО, стр. 116-118 Отчетов №№ 486-6-КО, 486-7-КО, стр. 76-78 Отчета № 2015/1-486-10-КО).

Отсутствие в настоящее время части объявлений об объектах-аналогах в архивной базе объявлений общедоступного интернет-сайта не свидетельствует о недостоверности Отчетов, поскольку надлежащее ведение архива интернет-сайтов к компетенции оценщика не относится.

Поскольку Отчеты №№ 486-5-КО, 486-6-КО, 486-7-КО от 26 октября 2018, Отчет № 2015/1-486-10-КО от 8 ноября 2018 года составлены, в частности, специалистом ФИО14, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы; выводы, в соответствии с требованиями части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в них сведения соответствуют действительности и признает их достоверными доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований АО «ГУОВ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... рубля.

При этом, датой подачи административного иска, суд признает дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков 26 ноября 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Главное управление обустройства войск» к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, Администрация городского округа ЗАТО город Фокино об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объектов недвижимости: здание склада (Лит.В), здание контрольно-пропускного пункта (Лит.Б), сооружение – открытая площадка (Лит.Г), здание – административный корпус, трансформаторная подстанция (Лит.А, А1), общая площадь 10482 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.А), расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования 156 механического завода, общая площадь 22600 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения базы автотранспорта и механизации, общая площадь 56914 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: сухой док, общая площадь 133738 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 330 м по направлению на северо-запад от ориентира здание, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 ноября 2015 года, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Датой подачи административного искового заявления считать 26 ноября 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А. Зайцева