ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-353/20 от 23.11.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66OS0000-01-2020-000342-34

3а-353/2020

Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Зайнуллине И.У.,

с участием прокурора Васильевой М.А.,

представителя административного истца ФИО1

представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации саморегулируемой организации «Гильдия строителей Урала» о признании не действующим в части Административного регламента предоставления Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области государственной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 07 мая 2019 года № 306-П (в редакции Приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 16 сентября 2020 года № 528-П),

установил:

приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 07 мая 2019 года № 306-П утвержден Административный регламент предоставления Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области государственной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – Административный регламент, нормативный правовой акт – т. 1 л.д. 112-132).

Первоначальный текст названного приказа опубликован 15 мая 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, № 21226 (т. 1 л.д. 133).

В нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения, на момент рассмотрения дела Административный регламент действует в редакции с учетом изменений, внесенных приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 16 сентября 2020 года № 528-П (т. 1 л.д. 171), который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 18 сентября 2020 года, № 27246 (т. 1 л.д. 172).

Пунктом 19 Административного регламента установлен перечень документов (сведений), необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных услуг.

Подпунктом 11 пункта 19 Административного регламента в указанный перечень включен эскизный проект объекта капитального строительства, согласованный Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23 августа 2016 года № 1694 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09 ноября 2015 года № 3199 «Об утверждении Положения о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства» за исключением случаев, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществляется: 1) в территориальной зоне Ж-5 и градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, выдан после 10 июня 2020 года; 2) в территориальной зоне Ц-4 и градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, выдан после 4 августа 2020 года.

Абзацем четвертым подпункта 3 пункта 47 Административного регламента установлено, что специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, в течение одного рабочего дня с момента регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, формирует и направляет межведомственный запрос в органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»:

- о предоставлении эскизного проекта объекта капитального строительства, согласованного Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23 августа 2016 года № 1694 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09 ноября 2015 года № 3199 «Об утверждении Положения о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства».

В приложении 1 к Административному регламенту, которым установлена форма заявления о выдаче разрешения на строительство, в графе 2 строки 10 таблицы содержится текст «Реквизиты решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства».

Ассоциация саморегулируемой организации «Гильдия строителей Урала» (далее - АСРО «Гильдия строителей Урала», Ассоциация, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований просит признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 11 пункта 19, абзац четвертый подпункта 3 пункта 47 Административного регламента, а также графу 2 строки 10 Приложения 1 к указанному Административному регламенту (т. 1 л.д. 174-176).

В обоснование доводов указывает, что члены АСРО «Гильдия строителей Урала» являются субъектами отношений, регулируемых Административным регламентом, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат частям 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление документов об архитектурном облике объекта капитального строительства при выдаче разрешения на строительство предусмотрено исключительно для строительства на территории исторических поселений и только в отношении заключений органов по охране объектов культурного наследия, при этом муниципальное образование «город Екатеринбург» историческим поселением не является.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании доводы уточненного административного иска и дополнений (т. 1 л.д. 7-13, 145-150, 174-176) поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений и дополнений к возражениям на административный иск (т. 1 л.д. 88-90, 105-111), указав, что Административный регламент принят в пределах компетенции Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство), оспариваемые положения не противоречат статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не возлагают на заявителей каких-либо обязанностей по предоставлению дополнительных документов, а указывают на право их предоставления, в случае наличия такой необходимости. Кроме того, указали, что при принятии решения о выдаче разрешения на строительство, Министерство обязано устанавливать соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством, в том числе в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «Город Екатеринбург», Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Екатеринбург». Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании также просила производство по административному делу прекратить, ссылаясь на то, что прокурором города Екатеринбурга в Екатеринбургскую городскую Думу направлен протест с требованиями об исключении из Правил землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «Город Екатеринбург» требования о том, что внешний вид здания, строения, сооружения, расположенного в каждой из территориальных зон, должен соответствовать согласованному в установленном муниципальными нормативными правовыми актами порядке архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства. В случае удовлетворения протеста прокурора, Министерством будут внесены соответствующие изменения в Административный регламент.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, направил в материалы дела письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (т. 1 л.д. 226-228).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях») саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании не действующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

АСРО «Гильдия строителей Урала» в соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В силу пункта 22 части 1 и частей 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщики и технические заказчики в определенных законом случаях должны состоять в саморегулируемых организациях.

Согласно уставу, АСРО «Гильдия строителей Урала» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в форме ассоциации и основанной на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, Ассоциация создана в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей. Ассоциация имеет право оспаривать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения (пункты 1.1, 3.1., 3.1.4 Устава).

Из приведенных выше правовых положений следует, что Ассоциация вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов своих членов, оспариваемые административным истцом нормы регулируют отношения с участием членов Ассоциации, соответственно, заявленные требования подлежат рассмотрению по существу, учитывая, что правовых оснований для прекращения производства по административному делу представителем административного ответчика ФИО2 в ходе рассмотрения дела не приведено.

При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

12 октября 2015 года принят Закон Свердловской области № 111-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области» (далее – Закон Свердловской области № 111-ОЗ).

В силу положений статьи 2 Закона Свердловской области № 111-ОЗ, пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 11 ноября 2015 года № 1043-ПП «Об определении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности, и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» в сфере градостроительной деятельности сроком на 6 лет отнесены к полномочиям Министерства, в том числе полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 2113-р деятельность по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения) включена в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных за границами земельных участков, предназначенных для комплексного освоения территории) включена в перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области, территориальными государственными внебюджетными фондами Свердловской области в государственном бюджетном учреждении Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 25 сентября 2013 года № 1159-ПП, согласно которому данную государственную услугу предоставляет Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.

Статья 58 Устава Свердловской области устанавливает, что областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, иные государственные органы Свердловской области принимают нормативные правовые акты Свердловской области в формах и случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области.

Приказы областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области входят в единую систему правовых актов Свердловской области (статьи 9 и 16 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области»).

Согласно части 1 статьи 101 Областного закона от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» внесение изменений в правовой акт Свердловской области осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт Свердловской области, в который вносятся изменения, правового акта того же вида, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.

07 мая 2019 года Министерством издан приказ № 306-П «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области государственной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Первоначальный текст названного приказа опубликован 15 мая 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, № 21226 (т. 1 л.д. 133).

Приказами Министерства от 08 августа 2019 года № 494-П (опубликован 12 августа 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, № 22283), от 17 марта 2020 года № 196-П (опубликован 24 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, № 25108), от 16 сентября 2020 года № 528-П (опубликован 18 сентября 2020 года 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, № 27246) в Административный регламент внесены изменения.

Таким образом, первоначальная редакция Административного регламента, а также действующая на момент рассмотрения дела судом редакция, которая создана в результате принятия Приказа от 16 сентября 2020 года № 528-П, приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя оспариваемые положения нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Оспариваемые положения Административного регламента предусматривают проверку наличия у заявителей, являющихся получателем государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», эскизного проекта объекта капитального строительства, согласованного Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, за исключением случаев, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществляется: 1) в территориальной зоне Ж-5 и градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, выдан после 10 июня 2020 года; 2) в территориальной зоне Ц-4 и градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, выдан после 4 августа 2020 года.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17 октября 2018 года № 697-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг).

Пунктом 6 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг определено, что регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Свердловской области, правовыми актами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, а также с учетом иных требований к порядку осуществления государственного контроля (надзора).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, и, несмотря на отсутствие специального указания как на самостоятельную и обособленную отрасль, законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

При этом эскизного проекта капитального строительства, согласованного с органами местного самоуправления, равно как и иного решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в данном перечне не содержится.

В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

В соответствии с частью 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Из системного толкования положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление документов об архитектурном облике капитального строительства (эскизный проект) при выдаче разрешения на строительство предусмотрено федеральным законодательством исключительно для строительства или реконструкции объектов капитального строительства на территории исторических поселений и только в виде заключений органов по охране объектов культурного наследия.

Оценивая доводы представителей административного ответчика о том, что Министерство проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, суд исходит из следующего.

Как разъяснил пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При этом в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации под требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства понимаются требования, установленные градостроительным регламентом.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Согласно части 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 данной статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения (часть 2.1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в силу указанной нормы такие требования подлежат включению только в предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Перечень исторических поселений утвержден совместным Приказом Минкультуры Российской Федерации и Минрегионразвития Российской Федерации от 29 июля 2010 года. Муниципальное образование «город Екатеринбург» в данный перечень не включено и не входит.

Таким образом, исчерпывающий перечень документов, необходимых к представлению в уполномоченный орган при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, установленный статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такого документа, как решение уполномоченного органа о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, не предусматривает.

Поскольку город Екатеринбург историческим поселением федерального или регионального значения не является, оспариваемые положения вводят дополнительные ограничения на рассматриваемом этапе градостроительной деятельности для получателей государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности положениям частей 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежит взысканию уплаченная административным истцом при обращении в суд государственная пошлина в размере 4 500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ассоциации саморегулируемой организации «Гильдия строителей Урала» удовлетворить.

Признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда подпункт 11 пункта 19, абзац четвертый подпункта 3 пункта 47 Административного регламента предоставления Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области государственной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 07 мая 2019 года № 306-П (в редакции приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 16 сентября 2020 года № 528-П), а также строку 10 таблицы Приложения № 1 к указанному Административному регламенту.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».

Взыскать с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в пользу Ассоциации саморегулируемой организации «Гильдия строителей Урала» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Председательствующий Жейнова С.И.