Дело № 3а-353/2021
УИД 25ОS0000-01-2021-000500-19
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
8 июля 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Электрик Плюс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Электрик Плюс» (далее - ООО «Электрик Плюс») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: административного здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером №, площадью
2 129 кв.м., назначение: нежилое, количество этажей: 3, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное здание принадлежит ему на праве собственности.
B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 октября 2020 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером 25:34:01692:12937 по состоянию на 1 января 2019 года составляет ФИО5.
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту № 79-2021 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 6 мая 2021 года, выполненному оценщиком АНО «Экспертно-консультационный центр «Апрайзер Групп» (далее - АНО «Апрайзер Групп») по состоянию на 1 января 2019 года составляет ФИО6.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы ООО «Электрик Плюс», как плательщика налога на имущество организаций, поскольку влечёт увеличение размера налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Просит суд: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: Административного здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером №, площадью 2 129 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ФИО7 по состоянию на 1 января 2019 года.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания; направил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца, указал, что на административных исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, где указан, что министерство имущественных и земельных отношений Приморского края не согласно с административными исковыми требованиями, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 года № 374-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края», постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п указанный в административном иске объект недвижимости включен в перечень объектов, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ, по государственной оценке, на основании большого количества различных ценообразующих факторов (характеристики объектов, местоположение, использование, наличие коммуникаций, техническое состояние и др.) и реальных рыночных данных. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п опубликовано в официальном издании органов государственной власти Приморского края «Приморская газета», а также размещено на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. По результатам проведенной государственной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Приморского края, а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края (населенных пунктов, муниципальных районов, (городских округов) Приморского края. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статей 372 и 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов и сборов, плательщиками которого являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. К числу такого имущества относится недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (часть 1 статьи 373 НК РФ).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
Согласно статье 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Электрик Плюс» является собственником объекта недвижимости: Административного здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером №, площадью
2 129 кв.м., назначение: нежилое, количество этажей: 3, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 23 июля 2014 года сделана запись регистрации № №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 мая 2021 года № КУВИ-002/2021-62588873, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ФИО8, которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п.
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморский край, г<адрес>
д. 8, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года № 281-ри (под номером 4761), включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2019 № 1022-ри (под номером 4672), а такжена 2021 год, распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года № 611-ри (под номером 3926).
Поскольку налог на имущество организаций исчисляется на основании кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие установленной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости величине его рыночной стоимости нарушает права ООО «Электрик Плюс».
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом ООО «Электрик Плюс» представлен Отчёт об оценке № 79-2021 рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный оценщиком АНО «Апрайзер Групп» ФИО2 6 мая 2021 года, из которого следует, что рыночная стоимость Административного здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером №, площадью 2 129 кв.м., назначение: нежилое, количество этажей: 3, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет ФИО9.
Суд, оценивая Отчёт об оценке№ 79-2021 рыночной стоимости объекта недвижимости от 6 мая 2021 года, составленный оценщиком АНО «Апрайзер Групп» ФИО2, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подхода к оценке с обоснованием применения доходного подхода и обоснован отказ от применения сравнительного и затратного подходов. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией, в отчете имеются ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток, оценщиком составлены сравнительные таблицы, приведены расчеты и подробные пояснения к ним.
Доказательств несоответствия Отчёта об оценке № 79-2021 от 6 мая 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае ООО «Электрик Плюс», как собственником объекта недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «Электрик Плюс» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ФИО10 по состоянию на 1 января 2019 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № суд признает 28 мая 2021 года (дата сдачи административного искового заявления в почтовое отделение для направления в суд).
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Электрик Плюс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: Административного здания с торговыми помещениями и участком ремонта бытовой техники с кадастровым номером №, площадью
Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «Электрик Плюс» заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, считать 28 мая 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова