ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-353/2021 от 30.03.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-7/2022

УИД: 52OS0000-01-2021-000279-07

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 30 марта 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца Стоварнова К.В., представителей административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина И.Е., Мосеева А.А., старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО “Топливная компания” о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец общество с ограниченной ответственностью “Топливная компания” (далее - ООО “Топливная компания”, ООО “ТК”, Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 года.

В обоснование заявленных требований указывает, что Региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №50/17 от 03 декабря 2020 года, проведена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в городе Павлово Нижегородской области.

При этом в обоснование изменения установленных тарифов в решении имеется ссылка на экспертное заключение, с регистрационным номером №в-891 от 26.11.2020. В статье расходов по арендной плате в экспертном заключении не учтена сумма в размере 18079,88 тыс. руб. которая вытекает из договорных отношений представленных в обоснование планируемых затрат, а именно договоров субаренды с ИП ФИО5, ИП ФИО12 Указанные договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области. На право заключения договоров субаренды имущества, необходимого для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения на территории [адрес] Нижегородской области, на сайте государственных закупок проводились торги в виде запроса предложений.

Также в экспертном заключении уменьшена сумма операционных расходов по статье “заработная плата” на 7046,484 тыс. руб. На первый год долгосрочного периода регулирования, а это, 2019 год, сумма расходов по статье “заработная плата” была установлена в размере 15 928,540 тыс.руб., а на 2021 год статья расходов заработная плата установлена в сумме 8 882,056 тыс. руб. То есть фактически расходы на оплату труда снижены, а снизить количество работников не представляется возможным для безопасной эксплуатации котлов и иного оборудования.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года №1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" административный истец указывает, что арендная плата должна включаться в тариф в составе прочих расходов регулируемой организации, в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, что региональной службой по тарифам Нижегородской области сделано не было. Также уменьшена сумма операционных расходов, в которую входит и заработная плата сотрудников ООО "ТК". В связи с не включением в тариф арендной платы и уменьшением подконтрольных расходов были нарушены права и законные интересы административного истца, так как ООО "ТК" не дополучит доход в 2021 году.

С учетом заявления в порядке ст.46 КАС РФ, просит:

- признать незаконным оспариваемое решение в части не включения в тариф, установленный ООО "Топливная компания" решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 арендной платы;

- обязать региональную службу Нижегородской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО Топливная компания" с включением в тариф арендной платы;

- признать незаконным оспариваемое решение в части не включения в тариф, установленный ООО "Топливная компания" решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 сумму расходов по статье заработная плата внесенную в операционные расходы;

- возложить на административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 3000 (трех тысяч) рублей.

Региональной службой по тарифам Нижегородской области представлены в суд возражения и дополнения к ним, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления ООО "Топливная компания" отказать в полном объеме.

В свои возражениях административный ответчик указывает, что оспариваемое решение принято РСТ Нижегородской области в установленном порядке в пределах своей компетенции.

Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года №1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" указывает, что расходы на арендную плату учитываются в тарифах не по факту их несения, а только в экономически обоснованном размере; оценка экономической обоснованности арендных платежей осуществляется с учетом требований тарифного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. В представленных административном истцом в материалы тарифного дела договорах субаренды размер арендной платы определяется на основании протоколов согласования цен договоров, и не содержит разбивки на величину амортизационных, налоговых и иных платежей, что не соответствует условиям Основ ценообразования.

Представили сведения о дате ввода в эксплуатацию объектов основных средств, содержащиеся в открытых источниках информации, а также о предельных нормативных сроках их полезного использования. На основании данных сведений указывают, что нормативные сроки полезного использования объектов на момент рассмотрения вопроса об установлении тарифов истекли. Какие-либо документы, опровергающие факт полной амортизации имущества административным истцом не представлялись.

В части операционных расходов, в том числе по статье "оплата труда", указывают, в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями долгосрочные тарифы рассчитываются, в том числе, с применением метода долгосрочной индексации установленных тарифов. При расчете тарифов указанным методом органом регулирования определяются долгосрочные параметры регулирования (в том числе базовый уровень операционных расходов), которые устанавливаются на весь долгосрочный период регулирования.

Базовый уровень операционных расходов административного истца на 2019-2021 годы установлен решением РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 в размере 24 545,49 тыс.руб. и административным истцом не оспаривается.

В связи с сокращением количества тепловых сетей, используемых для осуществления регулируемой деятельности ввиду отключения потребителей и переключения их на источники теплоснабжения иной теплоснабжающей организации (ООО "ФСК ЭнергоСтрой") в течение текущего долгосрочного периода регулирования произошло снижение количества условных единиц административного истца. Количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, принято РСТ Нижегородской области по предложению административного истца на основании представленных документов и составило: на 2019 год - 128,79; на 2020 год - 85,64; на 2021 год - 52,61. Указанные величины административным истцом также не оспорены. Корректировка операционных расходов проведена в соответствии с п.36 Методических указаний. Операционные расходы скорректированы по формуле с учетом изменений имущественного комплекса и индекса потребительских цен и составила на 2019 год - 25 545,49 тыс.руб., на 2020 год - 18739,71 тыс.руб, на 2020 скоррект. - 18 776,01 тыс.руб., на 2021 год - 13 687,03 тыс.руб.

При этом аналогичная корректировка, проведенная в отношении операционных расходов на 2020 год, в установленном порядке административным истцом не оспаривалась.

Корректировка проведена в отношении всех операционных расходов регулируемой организации, а не в отношении отдельных статей затрат, включаемых в состав операционных расходов, в связи с чем ссылка на снижение расходов по статье "оплата труда" является некорректной.

Относительно требования об обязании включить в скорректированную сумму операционных расходов организации на 2021 год затраты на оплату труда в размере 15 928,540 тыс.руб., считают, что указанное требование не может быть удовлетворено судом, поскольку суд в рамках административного судопроизводства осуществляет абстрактный нормоконтроль и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта правовым нормам большей юридической силы, в то время как определения конкретного размера НВВ ресурсоснабжающей организации относится к исключительной компетенции органа регулирования тарифов и не относится к полномочиям судебных органов РФ. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований ООО "Топливная компания" отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица ФАС России, УФАС России по Нижегородской области отзыв на административное исковое заявление не представили. Просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Стоварнов К.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Согласился с экспертным заключением в части вопроса об оплате труда. Вывод о правомерном исключении расходов на аренду считал несостоятельным, так как фактически имущество арендуется, а арендная плата выплачивается.

Представители административного ответчика Уткин И.Е., Мосеев А.А. в судебном заседании требования не признали. Поддержали представленные возражения и дополнения к ним. Заключение судебной экспертизы просили не принимать в качестве надлежащего доказательства по делу в связи с наличием в заключении грубых нарушений.

Старший прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Кокурина Р.В. предложила суду в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как оспариваемые решения региональной службы по тарифам об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты полномочным органом с соблюдением установленного законом порядка.

В судебное заседание представители ФАС России и УФАС России по Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика и заключение прокурора, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на них, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования цен), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжении» (далее также - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Судом установлено, что решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года №50/17 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН [номер]), г.[адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г.[адрес] Нижегородской области» проведена корректировка тарифов, установленных в решении региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН [номер]), г.[адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г.[адрес] Нижегородской области". Таблица Приложения 2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области №55/26 от 20 декабря 2018 года №55/26 изложена в следующей редакции:

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» (ИНН [номер]), г. [адрес] Нижегородской области

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

двухставочный

ставка за тепловую энергию, руб./Гкал

ставка за содержание тепловой мощности, тыс.руб./Гкал/ч в мес.

Население (тарифы указаны с учетом НДС)

двухставочный

ставка за тепловую энергию, руб./Гкал

ставка за содержание тепловой мощности, тыс.руб./Гкал/ч в мес.

Оспариваемое решение РСТ Нижегородской области от 03 декабря 2020 года №50/17 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 07.12.2020, ему присвоен №16297-516-050/17. Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 10 декабря 2020 года (т.2 л.д.155).

Из материалов административного дела следует, что полномочия на установление тарифов в сфере теплоснабжения предоставлены РСТ Нижегородской области, в том числе частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктами 1.1, 3.3.2 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года №171 (т.2 л.д.96-116).

Таким образом, оспариваемое решение принято РСТ Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и в установленном законом порядке. Порядок принятия нормативных правовых актов административным истцом по настоящему административному делу не оспаривается.

Данное решение является нормативным правовым актом, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.

Из материалов дела следует, что ООО "Топливная компания" осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению на территории [адрес] Нижегородской области.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям [адрес] Нижегородской области" Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества в сфере теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность) на период с 2019 года по 2021 год в соответствии с приложениями №1 и №2 к решению (т. 2 л.д.117-120).

При принятии решения экспертом 1 категории региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО10 подготовлено экспертное заключение №в-1064 от 13 декабря 2018 года.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года №50/17 (т.2 л.д.144-145) произведена корректировка долгосрочных тарифов, установленных решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26.

Следовательно, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года № 50/17 применяется в отношении ООО «Топливная компания», при этом общество, оказывающее услуги по теплоснабждению, является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены его права и законные интересы.

Принимая во внимание изложенное, ООО «Топливная компания» на основании ч.1 ст.208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В ходе корректировки тарифов на теплоснабжение Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в том числе, исключены расходы на арендную плату в размере 18 079, 88 тыс.руб., а также снижены операционные расходы в размере 7 046,484 тыс.руб.

В указанной части решение региональной службы по тарифам Нижегородской области оспаривается административным истцом.

Проверив решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года №50/17 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (подпункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).

Также одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также по тексту - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, п. 29 Методических указаний, амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, к которым среди прочих относятся обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов.

В силу положений части 1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования, а также иными нормативными правовыми актами, включая Методические указания.

Как установлено Правилами регулирования:

- цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (пункт 7);

- открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования, в том числе в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 12);

- в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (пункт 14);

- в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20);

- в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, расчета цен (тарифов) для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5(2) Основ ценообразования (при отсутствии у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов), тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года (пункт 24);

- орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33).

В соответствии с положениями Основ ценообразования:

- метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17).

- при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (пункт 32);

- долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением установленных случаев (пункт 51);

- при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71);

- при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72).

Методическими указаниями определен следующий порядок расчета цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7);

- необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности (пункт 11);

- определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (абзац первый пункта 12);

- если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (абзац пятый пункта 12).

Из материалов дела следует, ООО «ФИО2 компания» было создано 10 января 2017 года, соответствующие сведения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

01 марта 2017 года между ООО «Топливная компания» и ИП ФИО5 заключен договор субаренды №1/Т, согласно пункту 1.1. которого арендатор передает, а субарендатор принимает во временное возмездное владение и пользование (субаренду) недвижимое имущество, передаточные устройства (коммуникации) и производственное оборудование, согласно приложениям к договору №1, 2, 3. Договор заключён сроком по 31 декабря 2021 года и зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (т.1 л.д. 16-20).

01 марта 2017 года между ООО «Топливная компания» и ИП ФИО12 заключен договор субаренды №2/Т, согласно пункту 1.1. которого арендатор передает, а субарендатор принимает во временное возмездное владение и пользование (субаренду) недвижимое имущество, передаточные устройства (коммуникации) и производственное оборудование, согласно приложениям к договору №1, 2, 3. Договор заключён сроком по 31 декабря 2021 года и зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (т.1 л.д. 21-25).

01 ноября 2017 года между ООО «Топливная компания» и ООО «Завод <данные изъяты>» заключен договор аренды №01-11/17, согласно пункту 1.1. арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование узел учета тепловой энергии (с тепловычислителем ТСРВ-024, расходомером ЭРСВ-440Ф-В Ду 150 мм.) котельной на тепловую ветку, расположенную по адресу: [адрес], согласно приложениям к договору №1, 2, 3. Договор заключён сроком по 31 декабря 2021 года и зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (т. 2 л.д. 188-21).

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям [адрес] Нижегородской области" Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества в сфере теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность) на период с 2019 года по 2021 год в соответствии с приложениями №1 и №2 к решению (т. 2 л.д.117-120).

Указанное решение включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 24.12.2018, ему присвоен №12574-516-055/26. Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 25 декабря 2018 года (т.2 л.д.130).

Данное решение Обществом в административном порядке не обжаловалось.

Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года № 64/15 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям [адрес] Нижегородской области» произведена корректировка долгосрочных тарифов. Внесены изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26.

Указанное решение включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 30.12.2019, ему присвоен №14399-516-064/15. Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 30 декабря 2019 года (т.2 л.д.143).

Данное решение Обществом в административном порядке не обжаловалось.

26 ноября 2020 года, уполномоченным лицом, экспертном 1 категории региональной службы по тарифам Нижегородской области по предложению ООО «ТК», было подготовлено экспертное заключение № в-891 о корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, установленных на первый долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (т. 2 л.д. 158-188).

03 декабря 2020 года состоялось заседание Правления органа регулирования, участие в котором принимал директор ООО «Топливная компания» ФИО11

Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года № 50, на основании материалов дела об установлении тарифов и экспертного заключения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 внесены изменения, изложив таблицу Приложения 2 к решению в следующей редакции:

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

двухставочный

ставка за тепловую энергию, руб./Гкал

ставка за содержание тепловой мощности, тыс.руб./Гкал/ч в мес.

Население (тарифы указаны с учетом НДС)

двухставочный

ставка за тепловую энергию, руб./Гкал

ставка за содержание тепловой мощности, тыс.руб./Гкал/ч в мес.

Также из этого протокола следует, что во включении расходов на арендную плату в размере 18079,88 тыс.руб. отказано всвязи с непредставлением документов по пункту 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075, подтверждающих возмещение арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Доводы о снижении заработной платы в размере 7046,484 тыс.руб. отклонен как противоречащий пунктам 58 и 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, в соответствии с которыми расходы на оплату труда включаются в состав базового уровня операционных расходов. Расчет операционных расходов выполнен по формуле 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э, с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Из материалов тарифного дела, представленных в материалы административного дела следует, что в обоснование затрат на арендную плату ООО «Топливная компания» представили РСТ НО:

- договор субаренды №1/Т от 01 марта 2017 года, заключенный между ИП ФИО5 и ООО «Топливная компания» (т. 2 л.д. 1-8);

- договор субаренды №2/Т от 01 марта 2017 года, заключенный между ИП ФИО12 и ООО «Топливная компания» (т. 2 л.д. 9-17);

- договор аренды №01-11/17 от 01 ноября 2017 года, заключенный между ИП ФИО12 и ООО «Топливная компания» (т. 2 л.д. 18-21);

Дополнительный том.

- расчет размера активов ООО «Топливная компания» (т. 2 л.д. 23-25);

- расчет операционный (подконтрольных) расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (производство плюс передача) (т. 2 л.д. 26);

Том 4.

- перечень документов ООО «Топливная компания» [адрес], представляемых для корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения (т.2 л.д.28-29);

- реестр договоров аренды и субаренды основного производственного оборудования и передаточных средств для расчёта затрат ООО «Топливная компания» по статье арендная плата (т. 2 л.д. 30);

- реестр счетов-фактур и актов по аренде и субаренду основных производственных фондов ООО «Топливная компания» (т. 2 л.д. 31-32);

- акты по договорам субаренды, аренды (т. 2 л.д. 29-68);

В судебном заседании представитель административного истца Стоварнов К.В. пояснил, что необходимости в исследовании дополнительных материалов тарифного дела нет. Документов, представленных в материалах административного дела, достаточно для разрешения заявленных требований.

Из имеющихся материалов следует, что размер арендной платы по договорам субаренды №01/Т, 02/Т от 01.03.2017 определен на основании протоколов согласования цен (т. 2 л.д. 7,16), размер арендной платы по договору аренды №01-11/17 от 01.11.2017 определен на основании пункта 3.1. договора аренды (т.2 л.д.18-21). В указанных документах отсутствует разделение на величину амортизационных, налоговых и иных обязательных платежей.

Кроме того, из представленных в материалы тарифного дела документов, определить собственника арендуемого имущества не представляется возможным, так как в договорах субаренды собственник не назван, договоры аренды или документы о праве собственности не представлены.

Согласно экспертному заключению №в-891 от 26.11.2020 экономически обоснованный размер арендной платы основного производственного оборудования на период регулирования с 01.01.2021 по 31.12.2021 учтен в размере 0 рублей ввиду отсутствия обосновывающих материалов (т. 2 л.д. 171, стр. 14 заключения).

Доказательств уплаты амортизационных, налоговых и иных обязательных платежей ни в материалы дела об установлении тарифов, ни в суд Обществом не представлено.

Суд не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при расчете данных расходов ООО «ТК» и полагает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела и представленным регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов документам и обосновывающим материалам расходы по данной статье в вышеназванном размере (в размере 0 рублей) являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

Оснований для принятия их в предложенном ООО «ТК» размере у региональной службы по тарифам Нижегородской области, действовавшей в соответствии с требованиями Правил регулирования, Основ ценообразования и Методических указаний, не имелось.

Кроме того, из материалов административного дела следует, что ООО «Топливная компания» в 2021 году обращалось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Министерству Финансов Но, РСТ Но о взыскании убытков, составляющих расходы Общества по арендной плате по говорам субаренды, не учтенные при утверждении тарифа на периоды с 01.11.2017 по 31.12.2018 и 2019-2021г.г. (том 3 л.д. ). Решением Арбитражного суда Но от 04 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований ООО «Топливная компания отказано». Постановлением первого Арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 вышеназванное Решение оставлено без изменения (том 3 л.д. ).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктами 58, 59, 60 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя расходы, в том числе в соответствии с подпунктом "в" на оплату труда. Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования. Изменение уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов осуществляется в порядке, установленном методическими указаниями с учетом зависимости текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов. Индекс эффективности операционных расходов определяется органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Базовый уровень операционных расходов установлен решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 в размере 24 545,49 тыс.руб. (Приложение 1 к решению) (т. 2 л.д. 119).

Базовый уровень операционных расходов, как и решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 Обществом в административном порядке не обжаловалось.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

В соответствии с экспертным заключением №в-891 от 26.11.2020 Обществом скорректированы объёмы полезного отпуска тепловой энергии на 2021 год.

Снижение заявленного полезного отпуска тепловой энергии (мощности) обусловлено изменением схемы поставки тепловой энергии и переключением части потребителей на источники теплоснабжения иной теплоснабжающей организации (ООО "ФСК ЭнергоСтрой") в течение текущего долгосрочного периода регулирования.

Корректировка операционных расходов проведена в соответствии с п.36 Методических указаний. Операционные расходы скорректированы по формуле с учетом изменений имущественного комплекса и индекса потребительских цен и составила на 2019 год - 25 545,49 тыс.руб., на 2020 год - 18739,71 тыс.руб, на 2020 скорректиров. - 18 776,01 тыс.руб., на 2021 год - 13 687,03 тыс.руб.

При этом, как указывалось ранее, корректировка операционных расходов на 2020 год административным истцом не оспаривалась.

Кроме того, определением суда от 19 августа 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

- Соответствует ли экспертное заключение, выполненное уполномоченным лицом ФИО10 №в-891 от 26 ноября 2020 года, требованиям законодательства о тарифном регулировании в сфере тепловой энергии (мощности)?

- Является ли экономически обоснованным размер расходов ООО "Топливная компания" на оплату труда и отчисления социальные нужды, а также на субаренду, включенных в НВВ при расчете тарифа на 2021 год, провести корректировочный расчет указанных расходов?

Как следует из экспертного заключения о проведении судебной экономической экспертизы по делу 3а-353/2021, выполненного экспертами ЗАО "<данные изъяты>» ФИО13, ФИО14:

- экспертное заключение, выполненное уполномоченным лицом ФИО10 №в-891 от 26 ноября 2020 года, соответствует требованиям законодательства о тарифном регулировании (сфера тепловая энергия (мощность));

- размер расходов ООО "Топливная компания" на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включённые в НВВ при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2021 год, не являются экономически обоснованными. Расходы на аренду, представленные ООО "Топливная компания", не являются экономически обоснованными и правомерно исключены из НВВ при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2021 год (л.д. 131-196 том 3).

Выводы, к которым пришли эксперты, соответствуют выводам суда по данному делу, в связи с чем, критическая оценка указанного экспертного заключения представителями административного ответчика судом во внимание не принимается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 03 декабря 2020 года № 50/17 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2018 года №55/26 "Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ""ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН <данные изъяты>), [адрес] Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям [адрес] Нижегородской области» в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы ООО «Топливная компания».

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «Топливная компания» о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 года следует отказать.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Принимая во внимание изложенное, не подлежат удовлетворению и требования административного истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, поскольку данные доводы производны от требований о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 года, в удовлетворении которых отказано.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 259-260 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ООО “Топливная компания” о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области №50/17 от 03 декабря 2020 года - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева