ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-354/20 от 13.11.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-354/2020

42OS0000-01-2020-000307-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Гейэр Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«13» ноября 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению ООО Санаторий-профилакторий «Энергетик» о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2019 года Региональной энергетической комиссией Кемеровской области приняты постановления № 801 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую МКП «Тепло» на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы» и № 803 «Об установлении МКП «Тепло» долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы».

ООО Санаторий-профилакторий «Энергетик», являясь потребителем услуг МКП «Тепло», обратилось в Кемеровский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании указанных постановлений РЭК Кемеровской области № 801 (административное дело № 3а-354/2020) и № 803 (административное дело № 3а-355/2020) не действующими с даты принятия.

Определением Кемеровского областного суда от 09 сентября 2020 года административные дела объединены в одно производство, административному делу присвоен № 3а-354/2020.

Заявленные требования, с учетом уточнений (т.2, л.д. 29-32, 222-224, т.3, л.д. 42-43), мотивированы тем, что РЭК Кемеровской области при установлении тарифов были допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что повлекло необоснованное увеличение тарифов и нарушение прав административного истца как потребителя услуг МКП «Тепло».

Так, МКП «Тепло» производит реализацию тепловой энергии и теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, бюджетной сфере и иных потребителей г. Топки и сельских поселений Топкинского муниципального округа Кемеровской области.

В целях определения необходимой валовой выручки предприятия и уровня тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального округа на 2020-2022 г.г., эксперты определили расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения, актуализированной на 2020 год, в размере 28,642 тыс.Гкал.

Однако, по мнению административного истца, постановление администрации Топкинского муниципального района от 30.05.2019 № 422-п, утвердившее схемы теплоснабжения, не обладает свойствами нормативности, в связи с чем не могло быть положено в основу для расчета тарифа.

Утверждает, что при расчете общей выработки энергии с переданных МКП «Тепло» котельных экспертами допущены арифметические ошибки, расчет тарифа произведен неверно.

Кроме того, при расчете необходимой валовой выручки на производство и реализацию тепловой энергии, влияющей на размер установленных для МКП «Тепло» тарифов, регулирующим органом необоснованно на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 заложены расходы на эксплуатацию угольной котельной (участок энергоснабжения Топкинская роща), которая введена в эксплуатацию только в июне 2020 года.

Также отмечает, что органом регулирования неправомерно в необходимую валовую выручку регулируемой организации включены затраты по данной котельной на твердое топливо и электроэнергию, что приводит к задвоенности расходов.

Орган регулирования не установил действительное количество используемого предприятием имущества для осуществления регулируемого вида деятельности, поскольку представленные правоустанавливающие документы на переданное МКП «Тепло» на праве оперативного управления имущество в установленном законом порядке государственную регистрацию не прошли. В связи с указанным установленные тарифы не могут быть признаны обоснованными.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» деятельность по поставке административному истцу тепловой энергии не подлежит тарифному регулированию.

В настоящее время МКП «Тепло» подано исковое заявление в арбитражный суд о взыскании с ООО Санаторий-профилакторий «Энергетик» задолженности за поставленную в 2020 году тепловую энергию, горячую воду, в связи с чем оспариваемые постановления РЭК Кемеровской области № 801 и № 803 затрагивают права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца ООО Санаторий-профилакторий «Энергетик» ФИО1, действующий на основании доверенности от 20.07.2020 года сроком на один год, заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующий на основании доверенности от 21.05.2020 года сроком на три года, в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (т.2, л.д. 1-13).

Представитель заинтересованного лица МКП «Тепло» ФИО3, действующая на основании доверенности от 09.01.2020 года сроком до 31.12.2020 года, заявленные требования полагала необоснованными по доводам письменных возражений (т.2, л.д. 25).

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, а также тарифное дело, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Раздел 3 Положения определяет виды тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливаемые Комиссией: на тепловую энергию (мощность) (п. 3.17.2); на теплоноситель (п. 3.17.3); на горячую воду (п. 3.17.4); на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 3.17.5).

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В силу статьи 9 Закона о теплоснабжении, при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075).

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил регулирования следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Судом установлено, что МКП «Тепло» производит реализацию тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, бюджетной сфере и иных потребителей г. Топки и сельских поселений Топкинского района.

В сфере теплоснабжения и ГВС по узлу теплоснабжения Топкинского района предприятие эксплуатирует на праве оперативного управления 18 котельных различной мощности с тепловыми сетями на основании заключенных с КУМИ администрации Топкинского муниципального района договоров о закреплении имущества на праве оперативного управления от 30.10.2018 № 27, от 01.11.2018 № 51 и дополнительных соглашений к ним. Ранее имущественный комплекс (котельное и вспомогательное оборудование, тепловые сети в сельских поселениях Топкинского района) находился на обслуживании у МКП «ЖКХ».

30.04.2019 года МКП «Тепло» обратилось в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением об установлении тарифов на услуги теплоснабжения в Топкинском муниципальном районе на период с 01.01.2020 по 31.12.2022, предоставив обосновывающие документы и расчеты (тома 1-5 тарифного дела) (т.2, л.д. 14-15).

13.05.2019 года региональная энергетическая комиссия Кемеровской области открыла дело об установлении тарифов № РЭК/105-МКПТеплоТР-2020 и по результатам экспертизы предложения МКП «Тепло» на 2020-2022 г.г. Комиссией приняты оспариваемые постановления от 20.12.2019 года: № 801 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую МКП «Тепло» на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы», № 803 «Об установлении МКП «Тепло» долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы», а также постановление № 802 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый МКП «Тепло» на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы», которое административным истцом в рамках настоящего дела не оспаривается.

20.12.2019 года оспариваемые постановления № 801 и № 803 опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21.11.2014 № Эл ФС77-59906 (т.2, л.д. 17, 18).

Таким образом, указанные постановления приняты уполномоченным органом по установленной процедуре, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.

В силу пункта 22 Основ ценообразования, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Согласно п. 11 Методических указаний № 760-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

На основании п. 33 Правил регулирования № 1075, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов.

В соответствии с положениями пунктов 28, 29 Правил регулирования № 1075, пунктов 15, 16 Регламента № 163 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое должно содержать, в том числе, общие мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Из экспертного заключения РЭК Кемеровской области, подготовленного по материалам, представленным МКП «Тепло» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на тепловую энергию, горячую воду на 2020-2022 годы (далее - экспертное заключение), следует, что указанные требования законодательства органом регулирования не были соблюдены.

Как было отмечено ранее, правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В подпункте «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении дано понятие регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения - это вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с этим Законом государственному регулированию, а именно реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с основами ценообразования, правилами, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 этого Закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, перечислены в части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении).

В части 2.1 статьи 8 Закона установлена возможность определения цены на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Так, в пункте 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в указанном порядке могут быть согласованы цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункт 1 части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ); производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год (пункт 2 части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ).

При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон (пункт 3.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Аналогичные нормы закреплены в пунктах 5 (1), 5 (2), 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

В соответствии с пунктом 5 (1) Основ ценообразования, цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов).

Вместе с тем, как указано в пункте 5 (2) Основ ценообразования с 1 января 2018 года цены, указанные в пункте 5 (1) настоящего документа, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением следующих случаев: а) реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; б) производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.

Согласно пункту 5 (5) Основ ценообразования с 1 января 2019 года в случае, указанном в подпункте "б" пункта 5 (2) настоящего документа, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Таким образом, в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, устанавливающими критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения, цены на тепловую энергию (мощность), а также цены на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, с 01.01.2019 года определяются соглашением сторон, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Как установлено судом, следует из материалов тарифного дела и подтверждено представителями участвующих в деле лиц, с расположенной в ГЛД Топкинская роща котельной МКП «Тепло» поставляет тепловую энергию лишь двум потребителям – юридическим лицам – административному истцу ООО «Санаторий-профилакторий «Энергетик» и государственному образовательному специальному учебно-воспитательному учреждению «Губернаторская специальная общеобразовательная школа». Данный источник производства тепловой энергии, мощность которого менее 10 Гкал/ч, через тепловые сети связан исключительно с указанными потребителями, поставка тепловой энергии от данной котельной в целях оказания коммунальных услуг населению и приравненных к нему категориям потребителей не осуществляется.

Следовательно, учитывая установленное правовое регулирование, в рассматриваемых правоотношениях цена на поставляемую административному истцу тепловую энергию с 01.01.2019 года не подлежит государственному регулированию и должна определяться соглашением сторон.

Между тем, при формировании НВВ МКП «Тепло» все расходы предприятия включены органом регулирования в перечень операционных и неподконтрольных расходов и учтены в тарифе в целом по предприятию. Таким образом, на административного истца, напрямую подключенного к котельной и имеющего закрытую систему горячего водоснабжения, возложено бремя несения расходов по остальным 17 котельным, при этом экспертное заключение не содержит какого-либо обоснования правомерности учета при осуществлении тарифного регулирования котельной по узлу теплоснабжения «Топкинская роща», что противоречит приведенным выше положениям Закона.

Суд критически оценивает довод административного ответчика о законности и обоснованности утверждения органом регулирования тарифа по предприятию в целом, ввиду отсутствия возможности исключить из тарифного регулирования источник теплоснабжения – котельную по узлу теплоснабжения в Топкинской роще.

Как видно из экспертного заключения РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2019 года, в целях определения НВВ МКП «Тепло» и уровня тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального округа на 2020-2022 г.г., расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определен экспертами в соответствии со схемой теплоснабжения Топкинского муниципального района, актуализированной на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки ее на 2019 год (утверждена постановлением администрации Топкинского муниципального района от 30 мая 2019 года № 422-п).

В соответствии со схемой теплоснабжения, на территории Топкинского сельского поселения, входящего в состав Топкинского муниципального района, находятся два централизованных источника тепловой энергии – коммунальная котельная с. Топки и котельная в Топкинской роще, по последней отдельно приведена необходимая информация о ее мощности, количестве часов работы котельной в год, в том числе в отопительный период, о потребителях тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, о системе теплоснабжения, протяженности тепловой сети и др.

Аналогичные сведения по указанной котельной, в том числе о потребителях, были представлены в орган регулирования МКП «Тепло» с заявлением об установлении тарифов.

Каких-либо допустимых доказательств того, что указанная котельная представляет собой единый имущественный комплекс и неразрывно связана с остальными котельными, находящимися в оперативном управлении МКП «Тепло», в связи с чем, не могла быть исключена из тарифного регулирования, административным ответчиком не представлено.

Также судом учтены разъяснения, содержащиеся в письме Федеральной антимонопольной службы России от 28.06.2019 № ИА/54920/19 «О правоприменительной практике в процессе формирования договорных отношений в сфере теплоснабжения», по вопросу о порядке действия органа регулирования в случае поступления заявления об установлении тарифа на вид товара, соответствующий критериям, установленным частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ.

Так, при поступлении заявлений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения от хозяйствующих субъектов, которые в случаях и сроки, предусмотренные законодательством в сфере теплоснабжения, переходят на договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон таких договоров, орган регулирования дело об установлении соответствующих цен (тарифов) не открывает, документы возвращаются с сопроводительным письмом, в котором отмечается отсутствие правовых оснований для установления регулируемой цены (тарифа).

В случае, если дело было открыто, то принимается решение об отсутствии оснований для установления регулируемой цены (тарифа).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что необходимая валовая выручка для предприятия определена с нарушением действующего законодательства, в связи с чем долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, рассчитанные на ее основе, установленные оспариваемым постановлением от 20.12.2019 № 801, не могут быть признаны экономически обоснованными.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1075, пунктом 154 Методических указаний № 760-э, тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Следовательно, тариф на горячую воду является производным от тарифов на теплоноситель и тарифов на тепловую энергию, рассчитанных на основании НВВ предприятия.

Ввиду того, что тариф на тепловую энергию является компонентом тарифа на горячую воду, а затраты, подлежащие включению в НВВ МКП «Тепло» для расчета тарифа на тепловую энергию, учтены органом регулирования в нарушение действующего законодательства, то тариф на горячую воду, утвержденный постановлением РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 803, также нельзя признать экономически обоснованным.

Принимая во внимание, что деятельность по передаче тепловой энергии и горячей воды от котельной по узлу теплоснабжения «Топкинская роща» не подлежит тарифному регулированию, иные доводы административного истца, положенные в обоснование заявленных требований, правового значения не имеют.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 801 и № 803 противоречат Федеральному закону «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку в соответствии с заключенным между МКП «Тепло» и ООО «Санаторий-профилакторий «Энергетик» договором № 56Р/18 тэ от 17 мая 2018 года, действующим в настоящее время, расчет за полученную тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду производится по тарифам, установленным в соответствии с постановлением РЭК Кемеровской области (п. 5.1 договора).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права организаций и граждан, то они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Также суд полагает необходимым отметить, что в абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

При этом следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 № 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.

С учетом приведенных положений действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административный истец не лишен возможности защитить свое субъективное право при рассмотрении арбитражным судом спора по взысканию задолженности за оказанные МКП «Тепло» услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды за период, предшествующий дню признания оспоренных постановлений недействующими.

В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере деятельности по передаче тепловой энергии, горячей воды суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 801 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую МКП «Тепло» на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы» и № 803 «Об установлении МКП «Тепло» долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2020-2022 годы».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять новые нормативные правовые акты, заменяющие названные постановления, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Судья Е.В. Копылова

Мотивированное решение составлено 19 ноября 2020 года.