ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-354/2021 от 30.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-354/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Ишимова И.А.,

при секретаре Агатаевой А.С.,

с участием прокурора Козиной И.В.,

а также представителей ООО «Теплоэнергетик» – ФИО8, ФИО9, представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – ФИО10, ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ООО «Теплоэнергетик» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

в Челябинский областной суд поступило по подсудности административное дело по административному исковому заявлению ООО «Теплоэнергетик» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в котором общество с учетом принятого судом уточнения просило:

- признать недействительным со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 69/10 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа»;

- возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность в трехнедельный срок с момента вынесения судебного акта принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим;

- взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при обращении в суд (т. 1 л.д. 5, 35-39).

В обоснование заявленных требований обществом указано, что постановлением администрации Златоустовского городского округа от 21 октября 2019 года № <данные изъяты> обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности котельных общества №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 п. Центральный, п. Дегтярка, п. Веселовка с 01 января 2021 года. Согласно пп. 4, 5 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию. В установленном законом порядке общество направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области пакет документов для утверждения тарифа на тепловую энергию для потребителей Златоустовского городского округа на 2021 год. При производстве тепловой энергии в 2019 году общество понесло, подтвержденные бухгалтерской отчетностью, счетами-фактурами обоснованные расходы на приобретение электрической энергии по статье «Электроэнергия» в сумме 152 145,64 тыс. руб., которые были признаны Министерством, но в расчет была принята не вся сумма фактических расходов по электроэнергии при расчете корректировки необходимой валовой выручки (далее – НВВ). При сравнении данных по фактическим расходам ООО «Теплоэнергетик», затраченным на электроэнергию, и объемам, принятым Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области при утверждении тарифа на тепловую энергию, усматривается, что в тариф не включена электроэнергия, фактически затраченная предприятием, на сумму 9 679,27 тыс. руб. Это означает, что ООО «Теплоэнергетик» понесет убыток на данную сумму. Кроме того, в тарифном решении в зонах деятельности котельных ООО «Теплоэнергетик» на 2021 год объем отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии (кроме котельной № 9) утвержден в размере 627,4 тыс. Гкал. Поставка тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа в хонах деятельности котельных ООО «Теплоэнергетик» осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа, по договору оказания услуг по передаче пепловой энергии. В тарифном решении МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на услуги по передачи тепловой энергии от котельных ООО «Теплоэнергетик» на 2021 год установлены показатели: объем приобретаемых услуг по передаче тепловой энергии утвержден в размере 456,37 тыс. Гкал; объем покупной тепловой энергии с целью компенсации потерь утвержден в размере 86,5 тыс. Гкал. Таким образом, сложилась ситуация, при которой ООО «Теплоэнергетик» должно отгрузить с источников тепловой энергии в сети теплосетевой организации тепловую энергию в объеме 627,4 тыс. Гкал. В то время как теплосетевая организация МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа в свою очередь обязано передать количество тепловой энергии в размере 456,37 тыс. Гкал, которое утверждено для нее регулирующим органом в тарифе на передачу. Также МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа обязано купить тепловую энергию в целях компенсации потерь ООО «Теплоэнергетик» в размере 86,5 тыс. Гкал. Из анализа данных указанных двух тарифов усматривается, что у общества возникают выпадающие доходы в размере 115 129,86 тыс. руб. ((627,4 тыс. Гкал – 456,37 тыс. Гкал – 86,5 тыс. Гкал) х 1135 руб. х 1,2). В результате действия административного ответчика при утверждении обществу тарифа на отпуск тепловой энергии потребителям дважды нарушены экономические интересы общества: допущено возникновение убытков (в результате невключения полного объема фактических расходов ООО «Теплоэнергетик», затраченных на электроэнергию); допущено формирование объема недополученных доходов (в результате неурегулирования баланса выработки и потребления тепловой энергии).

В письменном пояснении ООО «Теплоэнергетик» дополнительно указало, что после присвоения статуса единой теплоснабжающей организации общество выразило намерение принять в аренду централизованные сети теплоснабжения, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа. Однако в связи с допущенными нарушениями МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа и администрацией Златоустовского городского округа при проведении процедуры заключения договора аренды ООО «Теплоэнергетик» вынуждено было принять решение о невозможности согласования и подписания договора, о чем было уведомлено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в частности сообщено, что общество не может регламентировать вопрос о включении в тариф единой теплоснабжающей организации собственные расходы на передачу тепловой энергии по сетям, принадлежащим МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа. По этой причине ООО «Теплоэнергетик» попросило Министерство дать правовую оценку сложившейся ситуации и утвердить для себя тариф на тепловую энергию для потребителей с учетом тарифа МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на передачу тепловой энергии по принадлежащим ему сетям. Между тем Министерство не дало указанным обстоятельствам правовой оценки и не учло при расчете тарифов. В результате утверждения тарифа на коллекторах источников тепловой энергии, тарифа для потребителей и тарифа на передачу разница между количеством тепловой энергии, отпущенной с котельных ООО «Теплоэнергетик» в тепловую сеть, и между количеством тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, составила 84526,07 Гкал или в стоимостном выражении 96487354,17 руб. Между ООО «Теплоэнергетик» и МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа возник спор об объеме тепловой энергии, которая подлежит приобретению МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа в качестве компенсации потерь. ООО «Теплоэнергетик» в проекте договора поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь определило объем потерь в размере 171035,35 Гкал, но МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа заявило о приобретении тепловой энергии только в объеме нормативных потерь 86509,25 Гкал, которые утверждены Министерством для данной организации в тарифе на передачу. От оплаты остального объема тепловой энергии, который вырабатывается, отгружается в тепловую сеть, но остается нереализованным конечным потребителям, МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа отказывается. В связи с неразрешенными разногласиями по объемам тепловой энергии в целях компенсации потерь договор поставки между организациями не согласован. Согласно сведениям о фактической отгрузке и реализации тепловой энергии в 2021 году и фактических потерях тепловой энергии в тепловых сетях МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа за январь-август обществу не оплачено выработанной им и фактически отгруженной тепловой энергии на сумму 64808838,71 руб. Таким образом, Министерство, формально применяя законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения, при формировании тарифа приняло нормативные затраты и потери, а не реально сложившиеся, что причиняет обществу убыток и противоречит смыслу и принципам тарифного регулирования (т. 12 л.д. 58-66).

Протокольным определением Челябинского областного суда от 13 октября 2021 года к участию в деле качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Златоустовского городского округа Челябинской области, ОМС «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», МУП «Коммунальные сети Златоустовского городского округа (т. 12 л.д. 1-7).

Представители административного истца ООО «Теплоэнергетик» – ФИО8, ФИО9, действующие на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем основаниям с учетом доводов письменных пояснений.

Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – ФИО10, ФИО11, действующие на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным отзыве, письменном мнении и дополнительном письменном мнении.

Представители заинтересованных лиц администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, ОМС «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Козиной И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Златоустовского городского округа от 21 октября 2020 года № <данные изъяты> ООО «Теплоэнергетик» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности котельных 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, п. Центральный, п. Дегтярка, п. Веселовка (т. 1 л.д. 12, т. 2 л.д. 25).

26 ноября 2020 года за вх. № <данные изъяты> в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области поступило заявление ООО «Теплоэнергетик» об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в котором просило рассмотреть прилагаемые документы и утвердить норматив для ООО «Теплоэнергетик» в размере 232, 272 Гкал (т. 11 л.д. 289).

Письмом ООО «Теплоэнергетик» от 22 декабря 2020 года № <данные изъяты>, ссылаясь на невозможность заключения с МУП Коммунальные сети» ЗГО договора аренды тепловых сетей по причине неурегулированных разногласий, соответственно, непередачу в аренду тепловых сетей и невозможность включения в тариф ЕТСО собственных расходов на передачу тепловой энергии по сетям, принадлежащим МУП Коммунальные сети» ЗГО, попросило Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области дать правовую оценку сложившейся ситуации и утвердить для ООО «Теплоэнергетик» тариф на тепловую энергию для потребителей с учетом тарифа МУП Коммунальные сети» ЗГО на передачу тепловой энергии по сетям, принадлежащим МУП Коммунальные сети» ЗГО (т. 11 л.д. 10-11).

В письме ООО «Теплоэнергетик» от 23 декабря 2020 года № <данные изъяты> Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области сообщено, что общество является владельцем источника тепловой энергии. Доставка тепловой энергии от источников тепла до потребителей должна будет осуществляться по централизованным тепловым сетям, владельцем которым является МУП Коммунальные сети» ЗГО. Первоначально по инициативе МУП Коммунальные сети» ЗГО решался вопрос о передаче тепловых сетей ООО «Теплоэнергетик» по договору аренды. Однако по причине недостижения согласия по существенным условиям договора, из-за нарушения арендодателем конкурентных процедур заключение договора аренды не состоялось. Поскольку затраты на доставку тепловой энергии по тепловым сетям МУП Коммунальные сети» ЗГО являются необходимой составляющей частью тарифа ЕТСО, общество направило в МУП Коммунальные сети» ЗГО обращение, в котором изложило просьбу в кратчайшие сроки утвердить тариф на передачу тепловой энергии по централизованным сетям МУП Коммунальные сети» ЗГО. В связи с чем в письме заявлена просьба утвердить конечный тариф на тепловую энергию для потребителей, вырабатываемую котельными ООО «Теплоэнергетик», с учетом стоимости расходов на передачу, в том числе приобретаемых услуг по передаче тепловой энергии от МУП Коммунальные сети» ЗГО, а также расходов на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии (т. 11 л.д. 9).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 69/10 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Зластоустовского городского округа» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа согласно приложению. В пункте 2 постановления указано, что тарифы на тепловую энергию, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года. Согласно приложению для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, утвержден одноставочный тариф на первое и второе полугодие 2021 года в размере 1 497,92 руб. Гкал и в размере 1 797,50 руб. Гкал – население (с учетом НДС) (т. 1 л.д. 11, 52, 222).

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку ООО «Теплоэнергетик» является единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности котельных 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, п. Центральный, п. Дегтярка, п. Веселовка Златоустовского городского округа, то оно имеет право на обращение в суд с данным административным иском.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

На основании ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных ч. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего Федерального закона, предусматривающей в п. 4 ч. 1 тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300 утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в подп. 1 п. 7 которого к основным задачам Министерства отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением. В подпункте 19 п. 8 Положения к основным функциям Министерства отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В порядке п. 18 упомянутого выше Положения для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пп. 19, 20 Положения).

В выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № <данные изъяты> отражено, что на заседании присутствовали следующие члены правления: председатель правления ФИО1 – Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО2 – первый заместитель Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО3, ФИО12 – заместители Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО4 – начальник контрольно-правового управления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО5 – заместитель начальника управления – начальник отдела Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО6 – начальник отдела мониторинга, нормирования потребления коммунальных услуг и топливно-энергетических ресурсов Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО7 – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков УФАС по Челябинской области.

Рассмотрение заявления об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа, на 2021 год стояло на 4-м месте в повестке дня. Единогласным голосованием членов Правления при необходимом кворуме был установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа, на 2021 год (т. 1 л.д. 210-214).

Оспариваемое постановление Министерства от 29 декабря 2020 года № 69/10 в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» и постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 февраля 2006 года № 26 «Об официальных и иных печатных изданиях Законодательного Собрания Челябинской области» опубликовано в газете «Южноуральская панорама» 14 января 2021 года № 2/1 (4214/1) (т. 1 л.д. 227-231).

Таким образом, оспариваемое постановление Министерства принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликовано с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.

Проверяя оспариваемое постановление от 29 декабря 2020 года № 69/10 по существу, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № <данные изъяты> при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год, поставляемую ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа, применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), что соответствует положениям подп. «а» п. 17 Основ ценообразования, поскольку в отношении ООО «Теплоэнергетик», как единой теплоснабжающей организацией, ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) в данной зоне деятельности.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), иными нормативными правовыми актами.

В статье 3 Закона о теплоснабжении приведены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, среди которых значатся такие как, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пп. 5-7 ч. 1). Одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в п. 2 ч. 1 ст. 7 этого же Закона названо обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В порядке п. 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:

а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);

б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии;

в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Такой же порядок расчета тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, приведен в п. 134 главы IX.IV Методических указаний. В силу п. 147 Методических указаний, относящегося к указанной главе, расчет тарифов в соответствии с настоящей главой производится в соответствии с приложением 6.4 к настоящим Методическим указаниям. В свою очередь в примечании к названному приложению (таблице расчета тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям) указано, что расчет средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности) производится в соответствии с приложением 6.3 к настоящим Методическим указаниям, а расчет средневзвешенной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии производится в соответствии с приложением 6.5 к настоящим Методическим указаниям.

Средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности) определена Министерством в приложении 1 к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 29 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 215) в размере 1141,51 руб. Гкал с учетом тарифов на тепловую энергию, производимую ООО «Теплоэнергетик», утвержденных постановлениями Министерства от 16 декабря 2020 года № <данные изъяты> (для котельной № 9) и № <данные изъяты> (кроме котельной № 9).

При расчете средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности) Министерством учитывались:

- НВВ (кроме котельной № 9) ООО «Теплоэнергетик» в размере 712101 тыс. руб. и объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии в размере 627,40 тыс. Гкал, рассчитанные при установлении тарифа на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии в размере 1135 руб. Гкал, утвержденного постановлением Министерства от 16 декабря 2020 года № 62/93;

- НВВ (котельная № 9) ООО «Теплоэнергетик» в размере 8801,58 тыс. руб. и объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии в размере 4,13 тыс. Гкал, рассчитанные при установлении тарифа на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии (котельная № 9) в размере 2131,13 руб. Гкал, утвержденного постановлением Министерства от 16 декабря 2020 года № 62/93 (кроме котельной № 9).

Разделив сумму названных выше НВВ (712101 тыс. руб. + 8801,58 тыс. руб.) на сумму объема отпуска тепловой энергии (627,40 тыс. Гкал + 4,13 тыс. Гкал), Министерство вывело средневзвешенную стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности) в размере 1141,51 руб., т.е. первую составляющую тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям. Произведенный Министерством расчет соответствует расчету средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности), указанному в приложении № 6.3 Методических указаний.

Расчет второй составляющей тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, – удельной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии также произведен Министерством в приложении 1 к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 29 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 215). При расчете названной составляющей Министерство определило удельную стоимость (тариф) для ООО «Теплоэнергетик» в размере 238 руб. Гкал путем умножения НВВ на объем полезного отпуска, чьи показатели в размере 928,19 тыс. руб. и 3,90 тыс. Гкал указаны в приложении 2 (т. 1 л.д. 216). Также Министерство учло тариф в размере 339,77 руб. Гкал, утвержденный для МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа постановлением Министерства от 29 декабря 2020 года № <данные изъяты> и объем полезного отпуска МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа в размере 456,37 тыс. Гкал. С учетом приведенных выше показателей удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии составила 338,91 руб. Гкал. ((238 руб. Гкал х 3,90 тыс. Гкал + 339,77 руб. Гкал х 456,37 тыс. Гкал) / (3,90 тыс. Гкал + 456,37 тыс. Гкал). Произведенный Министерством расчет соответствует расчету средневзвешенной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии, указанному в приложении № 6.5 Методических указаний.

Удельная стоимость расходов на сбыт рассчитана Министерством исходя из основных плановых (расчетных) показателей деятельности ООО «Теплоэнергетик» по отпуску тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа, отраженных в приложении 3 к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 29 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 219), и составила 17,506 руб. Гкал (8057,34 тыс. руб. (НВВ) / 460,268 тыс. Гкал (объем полезного отпуска).

Таким образом, в соответствии с п. 93 Основ ценообразования, п. 134 Методических указаний тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, Министерством определен в размере 1497,92 руб. Гкал, как сумма приведенных выше составляющих: 1141,51 руб. Гкал (средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности)) + 338,91 руб. Гкал (удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии) + 17,506 руб. Гкал (расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя).

Данный расчет проверен судом, признан верным, административным истцом не оспорен.

При этом суд обращает внимание, что положениями п. 93 Основ ценообразования, п. 134 Методических указаний при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не предусмотрена возможность учета такого показателя регулируемой организации, как выпадающие (недополученные) доходы, образовавшиеся в результате неоплаты всего объема тепловой энергии, который вырабатывается, отгружается в тепловую сеть, но остается нереализованным конечным потребителям.

Кроме того, ни Законом о теплоснабжении, ни Основами ценообразования и Правилами регулирования, ни Методическими указаниями не предусмотрено указание в постановлении об утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, оговорки о том, что такой тариф должен быть установлен с учетом предоставления субсидии теплоснабжающей организации на возмещение недополученных доходов, на что ссылается административный истец в письменном пояснении.

Порядок предоставления в 2021 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 05 февраля 2021 года № 29-П, также не регламентирует возможность отражения в постановлении об утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, указанной выше оговорки. Названный порядок призван компенсировать выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением в соответствии с Законом № 503-ЗО льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области.

Ссылка административного истца на такой общий принцип организации отношений в сфере теплоснабжения, как соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении), а также такие принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов, создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (ст. 7 Закона о теплоснабжении) не свидетельствует о том, что за счет тарифа во всяком случае должны быть покрыты выпадающие доходы регулируемой организации, а также, что установленный органом тарифного регулирования тариф гарантирует безубыточность регулируемой деятельности организации.

По сведениям административного истца выпадающие доходы у ООО «Теплоэнергетик» образуются в связи с тем, что теплосетевая организация МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа не оплачивает в полном объеме выработанную ООО «Теплоэнергетик» и отпущенную в сеть тепловую энергию. Между ООО «Теплоэнергетик» и МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа возник спор об объеме тепловой энергии, которая подлежит приобретению МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа в качестве компенсации потерь. Однако финансовые отношения между названными организациями по поводу поставки и оплаты тепловой энергии находятся за рамками правоотношений, связанных с установлением тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, а возникший между ООО «Теплоэнергетик» и МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа экономический спор подлежит разрешению в ином порядке.

Что касается заявленного в административном иске отклонения учтенных Министерством расходов ООО «Теплоэнергетик» на электроэнергию от фактических понесенных данным обществом в 2019 году таких расходов на сумму 9679,27 тыс. руб., суд отмечает следующее.

В силу п. 56 Методических указаний – расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определяются исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле (30), тыс. руб., а именно:

(тыс. руб.), (30), где:

Vi,z – объем потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов в i-м году;

– фактический объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в i-м году, тыс. Гкал (тыс. куб. м);

– объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), учтенный при установлении тарифов на i-й год, тыс. Гкал (тыс. куб. м);

– фактическая стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя в i-м году.

Согласно расчетам Министерства, произведенным в соответствии с приведенной выше формулой, сумма расходов на покупаемые энергетические ресурсы составила 142466,37 тыс. руб. (29954,45 тыс. кВтч (объем электроэнергии) х 642420,01 Гкал (объем фактического отпуска тепловой энергии с коллекторов котельных) / 673532,36 Гкал (объем планового отпуска тепловой энергии с коллекторов котельных) х 4,986438 руб./кВтч (фактическая средневзвешенная цена покупки электрической энергии)), в то время как ООО «Теплоэнергетик» заявило расходов на сумму 152145,64 тыс. руб.

По утверждению Министерства отклонение объема электроэнергии, учтенного Министерством (142466,37 тыс. руб.), от фактического приобретенного обществом объема электроэнергии (152145,64 тыс. руб.), вызвано снижением фактического отпуска тепловой энергии в сеть по сравнению с плановым отпуском в сеть, учтенным в тарифах на тепловую энергию на 2019 год, в то время как Основами ценообразования и Методическими указаниями не предусмотрена возможность учета фактических затрат электроэнергии, превышающих значения, определенные по форму (30) п. 56 Методических указаний.

Между тем понесенные обществом в 2019 году расходы на электроэнергию непосредственно не участвовали в расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, утвержденного оспариваемым постановлением Министерства от 29 декабря 2020 года № 69/10.

Указанные расходы, как это усматривается экспертного заключения от 16 декабря 2020 года, в частности таблицы 2 «Расчет размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год», являлись предметом проверки Министерства при утверждении тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО «Теплоэнергетик» Златоустовского городского округа на 2019-2023 годы, утвержденных постановлением Министерства от 16 декабря 2020 года № <данные изъяты>, которое не является предметом спора по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 69/10 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа» правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, принято Министерством в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования, суд в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ полагает возможным принять решение об отказе ООО «Теплоэнергетик» в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Теплоэнергетик» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействительным со дня принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 69/10 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоэнергетик» потребителям Златоустовского городского округа», возложении обязанности на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в трехнедельный срок с момента вынесения судебного акта принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, взыскании с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области расходов по уплате государственной пошлины отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий