Дело № 3а-355/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Никулиной Е.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,
представителя административного истца МУП «Новоильинский» ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Новоильинский» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 6 декабря 2017 года № 209-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителя МУП «Новоильинский» Новоильинского городского поселения (Нытвенский район)»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ Пермского края, регулирующий орган) от 06.12.2017 № 209-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности муниципального унитарного предприятия «Новоильинский» Новоильинского городского поселения для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1; установлены тарифы согласно приложению 2, которые действуют с 01.01.2018 по 31.12.2022. Указанное постановление опубликовано в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 50 от 18.12.2017 и является действующим.
Муниципальное унитарное предприятие «Новоильинский» (далее – МУП «Новоильинский», Предприятие, регулируемая организация) с учетом уточненных требований обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления РСТ Пермского края от 06.12.2017 № 209-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителя МУП «Новоильинский» Новоильинского городского поселения (Нытвенский район)» в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность).
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что при определении необходимой валовой выручки регулирующим органом необоснованно занижены показатели: объем потребления газа с 1600 тыс.куб.м до 1485,8 тыс.куб.м; расход электроэнергии на выработку регулирующим органом учтен в размере 758, 8 тыс. кВтч вместо заявленного Предприятием 887 кВтч. Регулирующим органом необоснованно занижены показатели по среднемесячной заработной плате административно-управленческого персонала. По плану организации заявлено 22972, 22 руб., региональная служба приняла в расчет 12865, 63 руб., что в результате повлекло занижение показателя «расходы на оплату труда» на 260, 7 тыс. рублей (1787,5 – 1526,8). Расходы на ремонт основных средств были заявлены по плану организации в размере 347 тыс.рублей, вместе с тем РСТ Пермского края заявленные затраты полностью исключила.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Постановлением РСТ Пермского края от 06.12.2017 № 209-т установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Новоильинский» Новоильинского городского поселения (Нытвенский район), на период с 01.01.2018 по 31.12.2022.
Как усматривается из материалов дела, постановление от 06.12.2017 № 209-т принято уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 2.5, 3.8.16.1, 3.8.17, 5.2.12 и 5.5 Положения о РСТ Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п) и официально опубликован 18.12.2017 в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 50, в соответствии с пунктом 1 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, … актов исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7 Методических указаний).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.04.2017 МУП «Новоильинский» обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на 2018 - 2022 годы на тепловую энергию для потребителей муниципального образования Новоильинское городское поселение «Нытвенский район» с приложением материалов.
Расчет оспариваемых тарифов произведен РСТ Пермского края на основании анализа представленных Предприятием расчетов, документов и материалов, а также с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019-2022 годов.
По результатам рассмотрения представленных документов составлено экспертное заключение, согласно которому, в частности, основные технико-экономические показатели (раздел 9) по объему природного газа, по расходу электроэнергии на выработку, а также среднемесячная начисленная заработная плата по административно-управленческому персоналу учтены регулирующим органом исходя из представленных в подтверждение документов, согласно отчетным данным за предыдущие периоды регулирования. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и цеховых рабочих включены не в полном объеме. Расходы регулируемой организации на ремонт основных средств из расчета исключены.
Проанализировав представленные сторонами документы, суд пришел к выводу, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произведена в связи с отсутствием экономической обоснованности ряда заявленных требований.
Судом установлено, что в связи со снижением объемов потребления газа с 1600 тыс.куб.м до 1485,8 тыс.куб.м, повлекло занижение показателя «расходы на топливо» на 841,3 тыс.руб. (9606,7 – 8 765,4).
Расход электроэнергии вместо заявленного Предприятием в 887 тыс.квт/ч принят РСТ Пермского края 758, 8 тыс.квт/ч, что повлекло занижение показателя «расходы на электрическую энергию» на 1111 тыс. руб. (5410,7 – 4299,7).
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
На основании пункта 35 Основ ценообразования удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива. Функцию по утверждению норматива удельного расхода на основании пп. «б» пункта 36 Основ ценообразования и пункта 3.6.12 Положения о РСТ Пермского края осуществляет регулирующий орган.
МУП «Новоильинский» с заявлением об утверждении норматива удельного расхода в РСТ Пермского края не обращалось.
В рекомендуемой таблице индивидуальных нормативов расхода топлива для котлоагрегатов на номинальной нагрузке (пункт 45 Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии») отсутствуют сведения о котлах марки КСВа 1,25, КВГ 1,25-115.
В предложении об установлении тарифов на 2018-2022 годы паспорта котлов и режимные карты котлоагрегатов не представлены. В связи с чем, норматива удельного расхода принят регулирующим органом на уровне базового периода 2015-2017 годов - 154,9 кг.у.т./Гкал (пункт 2 раздела IX экспертного заключения).
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов допускается использовать экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулирующей организацией. В базовом периоде 2015-2017 годов норматив удельного расхода принят РСТ Пермского края согласно отчетным данным организации (по режимным картам котлов).
Как указал административный ответчик, переводной коэффициент условного топлива в натуральное (природный газ) рассчитан исходя из расчетной теплоты сгорания газа в стандартных условиях 7900 ккал/тыс.мЗ (пункт 1.1.3 раздела IX экспертного заключения) в соответствии с договором поставки газа от 21.04.2014 № 41-4-1401/14, заключенным между ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» и МУП «Новоильинский» и теплоты сгорания по условному топливу 7000 ккал/кг.у.т.: 7900 / 7000 = 1,129 (пункт 1.1.4 раздела IX экспертного заключения).
Расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии (пункт 1 раздела X экспертного заключения) 10 825 Гкал рассчитан исходя из планового полезного отпуска тепловой энергии (пункт 7 раздела X экспертного заключения) 10592 Гкал, учтенного на основании среднего полезного отпуска за предыдущие периоды, подтвержденного статистической отчетностью организации, и потерь тепловой энергии, принятых на уровне базового периода с учетом заявки организации (пункт 6 раздела X экспертного заключения) 233 Гкал.
Цена природного газа (пункт 1.1.2 раздела IX экспертного заключения) для IV группы потребителей с годовым объемом потребления газа от 1 до 10 млн.м3 рассчитана в соответствии с приказами ФАС России от 13.06.2017 № 776/17, от 15.05.2015 № 152-э/15, от 07.08.2017 № 1037/17, постановлением РСТ Пермского края от 20.09.2017 № 2-г.
С 01.01.2018: (4073+116,92+90,47+656,86)х 1,18=5826,0 руб./тыс.м3, с 01.07.2018: (4073х 1,034+116,92+90,47+656,86)х 1,18=5989,4 руб./тыс.мЗ, где 103,4% - индекс цен на газ в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 - 2022 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации. На следующие годы долгосрочного периода регулирования цена электроэнергии принята с учетом индексов роста согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации.
Средневзвешенная цена газа принята на уровне 5899,49 руб./тыс.м3. МУП «Новоильинский» применяет основную систему налогообложения, все расходы приняты с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 18%.
Расходы на топливо (пункт 32 раздела X экспертного заключения) составили: 10825Гкалх154,9кг.у.т./Гкал /1,129х5899,49 руб./тыс.мЗ/1000 = 8 765,4 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Согласно пункту 27 Методических указаний № 760-э, расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, PPi, рассчитываются по формуле:
(тыс. руб.), (5)
Расчетный объем электрической энергии (пункт 3 раздела IX экспертного заключения) на производственные нужды определен регулирующим органом в экономически обоснованном размере исходя из мощности установленного оборудования, коэффициентов спроса по каждому типу оборудования и количества часов работы. Цена электроэнергии рассчитана, исходя из средневзвешенной цены за 2016 год, определенной на основании фактических данных, с учетом НДС, индексов-дефляторов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год – 105,0%, на 2018 год – 105, 3%. На следующие годы долгосрочного периода регулирования цена электроэнергии принята с учетом индексов роста в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, расходы на электрическую энергию (пункт 33 раздела Х экспертного заключения) составили:
758 817,7 кВтч х 5,67 руб./кВтч / 1000 = 4 299,7 тыс.руб.
Суд полагает, что расчеты РСТ Пермского края произведены правомерно по оспариваемым статьям расходов как затраты на приобретение энергетических ресурсов, которые в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования включаются в необходимую валовую выручку с особенностями, предусмотренными пунктами 34, 38 и 66 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
МУП «Новоильинский» на 2018 год была заявлена среднемесячная заработная плата на оплату труда административно-управленческого персонала 22972, 22 рубля, регулирующий орган принял в размере 12865, 63 рублей, в результате расходы по статье затрат «оплата труда» составили 1526, 8 тыс.рублей, вместо заявленных 1787,5 тыс. рублей из расчета 12 ставок персонала и среднемесячной оплаты труда 12 413,22 рублей (12 чел.х 12 413,22 руб. х 12 месяцев / 1000 руб. = 1 787,5 тыс.рублей).
РСТ Пермского края при проведении экспертизы предложений об установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Новоильинский» размер среднемесячной заработной платы принят на уровне заявки организации 12 413,22 руб. Численность, принятая для расчета, определена на основании представленного штатного расписания по участку «Газовая котельная» и «Тепловые сети и оборудование» в количестве 10,25 ставки:
10,25 чел.х 12 413,22 руб.х 12 месяцев / 1000 руб. = 1 526,8 тыс.рублей.
Дата утверждения штатного расписания организации - 25.10.2016. Месячный фонд оплаты труда исходя из окладов, установленных на основании разрядов, с учетом доплаты за работу в ночное время, премий и уральского коэффициента, в соответствии со штатным расписанием утвержден на уровне 108506, 17 рублей на 10, 25 ставок.
Таким образом, среднемесячная заработная плата по участку «Газовая котельная» и «Тепловые сети и оборудование» согласно штатному расписанию = 108 506,17 руб./ 10,25 чел. = 10 585,97 рублей, что ниже учтенной органом регулирования на уровне заявки организации 12413, 22 рубля на 1827, 25 рублей.
Помимо участка «Газовая котельная» и «Тепловые сети и оборудование» в штатном расписании отражены должности, количество ставок и ФОТ по прочим подразделениям предприятия, а именно «Транспортно-механический цех», «Водоснабжение», «Канализация», «Участок по содержанию и текущему ремонту жилья», «Баня» и «Очистные сооружения».
Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала являются косвенными и распределяются по видам деятельности согласно учетной политике организации, которой не предусмотрено ведение раздельного учета по видам деятельности. Сумма общехозяйственных и цеховых расходов, заявленная предприятием, принята РСТ Пермского края в полном объеме.
При этом суд исходит из того, что штатная численность рабочих и административно-управленческого персонала по сравнению с 2016 годом не изменялась. Кроме того, в дело об установлении тарифов МУП «Новоильинский» представлена заполненная форма федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - декабрь 2016 года».
Таким образом, произведенный РСТ Пермского края расчет расходов по статьям «Оплата труда», «Среднемесячная начисленная заработная плата» является обоснованным и соответствует пункту 42 Основ ценообразования. Расчет расходов приведен в пунктах 6,8 раздела IX и пунктах 11,13 раздела X экспертного заключения.
Согласно подпункту "б" пункта 58 Основ ценообразования в состав операционных расходов включаются расходы на ремонт основных средств.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ
на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или в ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Предприятие ссылается на то, что регулирующий орган не приняты заявленные расходы по статье затрат «ремонт основных средств» в размере 347 тыс. рублей. При этом в подтверждение данных расходов МУП «Новоильинский» документы, подтверждающие фактический расход по данной статье, не представлены, также не представлены документы,
подтверждающие плановые расходы с указанием экономически обоснованных объемов и цен на соответствующие работы. Административный истец полагает, что расходы могли быть учтены РСТ Пермского края с учетом ранее заявленных расходов Предприятия в предыдущем периоде регулирования.
Суд считает, что регулирующий орган обоснованно не принял расходы Предприятия на ремонт основных средств, поскольку данные расходы на момент принятия оспариваемого постановления не были подтверждены документально. Договоры подряда, сметная документация, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие документы, подтверждающие несение расходов на ремонт основных средств в регулирующий орган не представлено.
При этом следует указать, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае документального подтверждения указанных расходов МУП «Новоильинский» не лишено возможности представить в орган регулирования тарифов сведения о понесенных экономически обоснованных расходах для их включения в необходимую валовую выручку в следующем периоде регулирования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.9 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, ремонтные работы, не отличающиеся по своему характеру от текущего ремонта, но производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
Как следует из протокола заседания правления РСТ Пермского края от 06.12.2017 в необходимую валовую выручку Предприятия в составе неподконтрольных расходов включена амортизация основных средств и нематериальных активов по 237, 9 тыс. рублей на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
В предыдущие периоды регулирования в необходимую валовую выручку МУП «Новоильинский» также включалась амортизация основных средств.
Таким образом, в установленных законом случаях ремонт основных средств должен финансироваться за счет амортизационных отчислений или за счет инвестиционной составляющей в случае принятия инвестиционной программы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура установления тарифов РСТ Пермского края соблюдена, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.
В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа. В нарушение данного правила, общество в материалы тарифного дела не представило документы, подтверждающие планируемые расходы по оспариваемым статьям затрат, как и документы, подтверждающие фактические расходы. Представленное в материалы настоящего административного дела экспертное заключение Аудиторской фирмы «Инвест-Аудит» от 10.07.2018 не подтверждает экономическую обоснованность заявленных Предприятием затрат в порядке, установленном Правилами регулирования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление МУП «Новоильинский» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия «Новоильинский» о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 6 декабря 2017 года № 209-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Муниципального унитарного предприятия «Новоильинский» Новоильинского городского поселения (Нытвенский район)» отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 19 ноября 2018 года.
Судья (подпись)