ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-355/2021 от 24.12.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-355/2021

УИД 39OS0000-01-2021-000435-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при секретаре - Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дайнеко Александра Кузьмича к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения стоимости земельного участка с кадастровым номером ,

У С Т А Н О В И Л:

Дайнеко А.К. обратился в суд 29 ноября 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что с 20 января 2011 года он является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1790 кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под здание магазина, местоположение: <адрес>.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 установлена по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Калининградской области, в том числе указанного земельного участка в размере 12 987 219,7 руб.

Такая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 25 ноября 2021 года № 505/11-2021К оценщика ООО «РЦ «Эксперт-Оценка» Бычковой Н.В. составляет на ту же дату 7 510 000 руб.

Существенное превышение установленной кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости нарушает, по утверждению административного истца, его права в части взимания земельного налога в экономически обоснованном размере.

Определением от 3 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа «Город Калининград».

В судебное заседание представители сторон и заинтересованных лиц не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Управление Росреестра по Калининградской области посредством ГАС «Правосудие» подало ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, оставив вопрос о размере рыночной стоимости объекта на усмотрение суда.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1790 кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под здание магазина, местоположение: <адрес>, принадлежит Дайнеко А.К. на праве собственности с 20 января 2011 года (л.д. 10-14).

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года, которые применяются для целей налогообложения с 1 января 2020 года, в том числе кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 12 987 219,7 руб.

Сведения о кадастровой стоимости данного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31 января 2020 года и не изменялись (л.д. 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Административный истец, являясь собственником земельных участков, согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.

В силу пункта 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой начала применения для целей налогообложения установленной по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости земельного участка является 1 января 2020 года.

Таким образом, существенное различие между кадастровой стоимостью земельного участка, установленной в процессе массовой оценки без учета его индивидуальных характеристик, и рыночной стоимостью объекта влечёт за собой определение налоговой базы по земельному налогу в экономически необоснованном размере, в связи с чем у Дайнеко А.К. имеется законное право требовать установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Поскольку государственная кадастровая оценка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а переходный период для перехода к правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ на день подачи административного искового заявления не был окончен, спорные правоотношения регулируются положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Обязательный досудебный порядок урегулирования настоящего спора законом не установлен (часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Установленный ч.3 ст. 245 КАС РФ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исчисляемый в данном случае с 31 января 2020 года, не пропущен.

Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В обоснование своих требований Дайнеко А.К. представил отчёт от 25 ноября 2021 года № 505/11-2021К об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года в размере 7 510 000 руб., составленный оценщиком ООО «РЦ «Эксперт-Оценка» Бычковой Н.В.(л.д. 21-100).

Из данного отчета об оценке следует, что рыночная стоимость земельного участка определена сравнительным подходом методом сравнения продаж.

В результате анализа информации о наличии предложений по продаже земельных участков под коммерческую застройку в г. Калининграде, оценщиком отмечена средняя степень развития рынка. Принимая во внимание, что большинство предложений представлены в спальных районах и на окраинах г. Калининграда, оценщиком в качестве аналогов отобрано 3 наиболее соответствующих объекту оценки земельных участка из состава земель населенных пунктов, расположенных в г. Калининграде, предназначенных для размещения объектов торговли (объект-аналог № 1), под строительство административно-выставочного здания (объект-аналог № 2), для размещения объектов розничной торговли (объект-аналог № 3).

Оценщиком проведены корректировки на условия продажи (уторговывание), на юридические права (кроме аналогов №№ 2,3), площадь, местоположение, на наличие свободного подъезда к участку с использованием данных исследования рынков НКО»Ассоциация развития рынка недвижимости «СтатРиэлт».

Размер корректировок принят оценщиком в соответствии со Справочником оценщика недвижимости под ред. Л.А. Лейфера, 2018 год и приведен в мотивировочной части отчета об оценке.

Отказ от применения иных корректировок обоснован оценщиком.

Изложенные в отчете об оценке сведения об оцениваемом объекте и объектах-аналогах проверяемы и достоверны.

Объективных данных о недостоверности выводов оценщика в деле не имеется.

Оценщик Бычкова Н.В. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков, и имеет право на осуществления оценочной деятельности на территории Российской Федерации, в том числе по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости».

Гражданская ответственность оценщика застрахована в установленном порядке (полис страхования Калининградского филиала СОАО «ВСК» № 20670В4000229).

Оснований для признания данного отчета об оценке недопустимым доказательством не имеется.

В ходе производства по административному делу, в том числе в определении от 3 декабря 2021 года о принятии административного искового заявления к производству и судебном извещении от 6 декабря 2021 года судом было разъяснено административным ответчикам и заинтересованному лицу право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы либо представить доказательства иной величины рыночной стоимости объекта.

Однако административные ответчики и заинтересованное лицо таким правом не воспользовались.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства объективно свидетельствуют о том, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером существенно превышает его рыночную стоимость, чем нарушены права и законные интересы административного истца по исчислению земельного налога в экономически обоснованном размере.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно заключению эксперта – 7 510 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Дайнеко Александра Кузьмича, поданное в суд 29 ноября 2021 года, - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1790 кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под здание магазина, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года – 7 510 000 руб.

Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости объекта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2021 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова