ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-355/2022 от 13.05.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-355/2022

16ОS0000-01-2022-000125-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 13 мая 2022 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании не действующим в части пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее – Положение).

Данное постановление вместе с указанным выше Положением опубликованы в первоначальной редакции в официальном печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» 5 июля 2006 года № 25, ст. 0605.

Положение устанавливает порядок предоставления упомянутых субсидий следующим категориям граждан (далее - получатели субсидии):

инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в указанный период, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и лицам, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя», лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (пункт 1).

Пункт 4 Положение в настоящее время действует с изменениями, внесенными в него постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 марта 2022 года № 203, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 9 марта 2022 года, в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» 11 марта 2022 года № 20, ст. 0668, которым данный пункт изложен в новой редакции. Оспариваемым пунктом Положения определено, что социальная выплата получателям субсидии предоставляется исходя из даты и очередности постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом определен круг лиц из числа льготной категории граждан, имеющих право на внеочередное получение субсидии, к ним отнесены инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий I группы, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами I группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 4 Положения в той мере, в которой его действие распространено на граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, сославшись на ограничение их права на внеочередное получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья, производного от предусмотренного статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на внеочередное получение жилого помещения.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан Хабиров А.А. административный иск поддержал.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Верхова И.А. административный иск не признала.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем категории граждан, указанной в данных документах, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, а форма ее предоставления определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (части 1, 2, 6 статьи 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, пункты 1, 2, 6 статьи 232 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные законоположения, а также нормы, изложенные в статьях 102, 103 Конституции Республики Татарстан, пункте 4 Регламента Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года, статье 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутым правовым актом полномочий, а также с соблюдением порядка принятия указанного нормативного правового акта, введения его в действие. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Вместе с тем суд соглашается с доводами административного истца о нарушении оспариваемой частью пункта 4 Положения прав льготной категории граждан на внеочередное получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья, производного от предусмотренного статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на внеочередное получение жилого помещения, поскольку реализация полномочий субъектом Российской Федерации по установлению формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не может быть произвольной и должна осуществляться с соблюдением предусмотренных федеральными законами для соответствующих граждан льгот и преимуществ.

Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1), граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3), на внеочередное получение жилых помещений.

Предоставление социальной выплаты льготной категории граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, и в силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации получение гражданами в установленном порядке, в том числе, от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий), поэтому суд приходит к выводу о сохранении за ними льгот, предусмотренных для отдельных категорий граждан при получении жилых помещений, и в случаях получения социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилья.

В связи с этим положение оспариваемого нормативного правового акта Кабинета Министров Республики Татарстан, предусматривающего предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья исходя из даты (очередности) постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречит федеральному законодательству (статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку ограничивает право получателей субсидии, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, или страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на внеочередное получение социальной выплаты.

Довод административного ответчика о том, что предоставление жилых помещений и выделение субсидий на приобретение жилья являются различными мерами и обеспечиваются за счет бюджетов различных уровней, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии пункта 4 Положения в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим в указанной части.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275, в части, ограничивающей им право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 25 мая 2022 года.

Судья Э.С. Каминский

Решение30.05.2022