Дело №3а-355/2022 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе председательствующего судьи Невейкиной Н.Е., при секретаре Овсянниковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-355/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «ЭЛКОМ» к государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, УСТАНОВИЛ: Административный истец ООО Научно-производственное предприятие «ЭЛКОМ» обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений к государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в котором просил суд признать незаконным акт государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» № 064_11.03.2020 от 18 марта 2020 года по включению кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 65 407 171,3 рублей по состоянию на 10 марта 2020 года; указать в решении суда, что указанное судебное решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 10 марта 2020 года. В обоснование заявленных требований указано, что Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – торгово-офисное здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты> В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2017 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 года № 13ВР-1766 в 2018 года была проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки – 01.01.2018 года. При этом кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего административному истцу составила по состоянию на 01 января 2018 года <данные изъяты> рублей, что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта №<данные изъяты> Согласно выписке о кадастровой стоимости указанного объекта №<данные изъяты>, кадастровая стоимость объекта по состоянию на 10 марта 2020 года составила <данные изъяты> рублей. Административный истец обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении разъяснений об основаниях изменения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>. В свою очередь, 04.06.2021 года ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставило разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, из которых следует, что перерасчет кадастровой стоимости объекта был произведен по основаниям, предусмотренным частью 1 статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и пунктом 12 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226, в связи с поступившими из Управления Росреестра по Московской области сведениями об изменении количественных и качественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе сведений об уточнении характеристики материала стен и изменении строительного объема объекта недвижимости, также произошло изменение кода подгруппы здания на 0403, что повлекло увеличение удельных показателей кадастровой стоимости, и, соответственно, увеличение кадастровой стоимости самого здания, что привело к перерасчету кадастровой стоимости спорного нежилого здания. Согласно Акту об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> за № 064_11.03.2020 от 18 марта 2020 года произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 10 марта 2020 года в размере <данные изъяты> рублей. По утверждению административного истца, перерасчет кадастровой стоимости не связан с изменением качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, поскольку каких либо изменений (количественных и качественных характеристик объекта недвижимости) Общество не производило и с заявлениями о внесении соответствующих изменений в ЕГРН в уполномоченные органы не обращалось. В результате такого перерасчета кадастровая стоимость нежилого здания значительно увеличилась. Общество полагает, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для перерасчета кадастровой стоимости, а установленная в соответствии с оспариваемым актом кадастровая стоимость возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в необоснованно завышенном размере. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме, с учетом произведенных уточнений. Представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, полагая их незаконными и необоснованными, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что перерасчет кадастровой стоимости произведен на основании сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Московской области в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, в связи с изменениями количественных и качественных характеристик объекта недвижимости, которые влияют на кадастровую стоимость объекта, поскольку, согласно разделу 12 указанных Методических указаний, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется на основе результатов последней государственной кадастровой оценки. В этой связи, Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» считает, что кадастровая стоимость им определена без ошибок и методических неточностей. Кроме того, со ссылкой на ч. 1 ст. 219 КАС РФ, указала на пропуск административным истцом трехмесячного срока обращения в суд с требованиями о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратится в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13). В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Таким образом, оспаривание актов об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости безусловно относится к спорам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости таких объектов. Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец ООО Научно-производственное предприятие «ЭЛКОМ» является собственником объекта недвижимости – торгово-офисного здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 02.06.2006 года и Выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 года. В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-03 «О налоге на имущество организаций в Московской области», в отношении спорного нежилого помещения административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. В связи с чем, определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого нежилого здания напрямую затрагивает права ООО Научно-производственное предприятие «ЭЛКОМ». В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Московской области от 23 мая 2017 года N 372/17 «О переходе к проведению государственной кадастровой оценки Московской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода в Московской области к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом - 1 июня 2017 года. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости. На территории Московской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее - ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»). Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. В пункте 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2017 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 года № 13ВР-1766 в 2018 года была проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки – 01.01.2018 года. При этом кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего административному истцу составила по состоянию на 01 января 2018 года <данные изъяты> рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта №<данные изъяты>. Также, из материалов дела следует, что по состоянию на 10 марта 2020 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере <данные изъяты> рублей на основании Акта ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 11.03.2020 года N 064, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27 октября 2020 года №<данные изъяты>. При рассмотрении дела судом установлено, что основанием изменения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 11.03.2020 года N 064 послужило изменение в сведениях об адресе спорного объекта с «<данные изъяты>, что отражено в выписке из ЕГРН от 10 марта 2020 года. Как следует из письменных пояснений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», а также объяснений представителя указанного Учреждения, данных в ходе рассмотрения дела в суде, следует, что увеличение кадастровой стоимости спорного нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 10 марта 2020 года произошло в связи с поступившими из Управления Росреестра по Московской области сведениями об изменении количественных и качественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе сведений об уточнении характеристики материала стен и изменении строительного объема объекта недвижимости, также произошло изменение кода подгруппы здания на 0403. Эти изменения повлекли увеличение удельных показателей кадастровой стоимости, и, соответственно, увеличение кадастровой стоимости самого здания, что привело к перерасчету кадастровой стоимости спорного нежилого здания. Сведения в рамках исполнения положений частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 237 поступили в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» 11 марта 2020 года. В рамках реализации требований статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ сведения об объектах недвижимости, в том числе спорного нежилого здания, были сформированы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области и 11 марта 2020 направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в отсутствие каких-либо сведений об изменениях качественных и (или) количественных характеристик в отношении объекта недвижимости в указанный период. Доводы административного ответчика об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании, более того, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе выпиской из ЕГРН на 10 марта 2020 года, согласно которой на указанную дату каких либо качественных и (или) количественных характеристик в отношении объекта недвижимости не имелось. Сведений о том, что административный истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в материалы дела также не представлено. Несмотря на то, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого нежилого здания не изменились, сведения о спорном объекте были включены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в перечень объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» для проведения соответствующего перерасчета. В свою очередь, в отсутствие законных оснований ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» произвело перерасчет кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 10 марта 2020 года без изменений характеристик указанного объекта недвижимости. Указанные действия и акт, повлекшие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие установленных законом оснований для такого определения являются нарушением требований ст. 16 Закона № 237-ФЗ. При таких обстоятельствах, административный иск о признании незаконным Акта государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» № 064_11.03.2020 от 18 марта 2020 года по включению кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 марта 2020 года в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного объекта в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки подлежит удовлетворению. С учетом изложенного выше, суд полагает необходимым указать в судебном решении, что принятое решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 марта 2020 года. Доводы административного ответчика, со ссылкой на ч. 1 ст. 219 КАС РФ о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с требованиями о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, судом отклоняются по следующим основаниям. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Таким образом, из анализа указанных положений следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит рассмотрению в установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетний срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административное исковое заявление заявлению Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «ЭЛКОМ» к государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - удовлетворить. Признать незаконным акт государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» № 064_11.03.2020 от 18 марта 2020 года по включению кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 марта 2020 года. Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 марта 2020 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.Е. Невейкина Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2022 года. |