ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-356/2023 от 02.11.2023 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-356/2023

42OS0000-01-2023-000408-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 2 ноября 2023 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Сальманович А.О.,

с участием прокурора Фроловой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПаритет» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 28 сентября 2023 года № 130 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЭнергоПаритет» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год»,

УСТАНОВИЛ:

28 сентября 2023 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 130 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЭнергоПаритет» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год» (далее также Постановление № 130) (том 2 л.д.187-189).

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 28 сентября 2023 года (том 2 л.д.186).

Пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 приложения к Постановлению № 130 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЭнергоПаритет» и сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2023 год: ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; ООО «Кузбассэнергосеть» и ООО «ЭнергоПаритет»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Горэлектросеть»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «ЕвразЭнергоТранс»; ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «КузбассЭлектро»; ООО «ЭнергоПаритет» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кубзассэнерго – РЭС»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО ХК «СДС-Энерго»; ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»); ООО «ЭнергоПаритет» и АО «Электросеть»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Энергосервис».

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоПаритет» (далее по тексту ООО «ЭнергоПаритет», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 28 сентября 2023 года № 130 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЭнергоПаритет» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год» в приведенной выше части по причине его не соответствия Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…» (далее – Правила недискриминационного доступа), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

Считает, что при принятии замещающего нормативного правового акта во исполнение решения Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу № 3а-227/2023, регулирующий орган в полном объеме не устранил недостатков предшествующего тарифного регулирования и установил индивидуальные тарифы не позволяющие обеспечить административному истцу собираемость необходимой валовой выручки (НВВ) и исполнение обязательств перед смежными территориальными сетевыми организациями (ТСО) в полном объеме.

Указывает на то, что принимая оспариваемый нормативный правовой акт, регулирующий орган повторно, вопреки вступившему в законную силу судебному акту не принял во внимания представленные для формирования баланса мощности сведения и неправомерно распределил дополнительные объемы заявленной мощности в 16, 3773 МВт, установив суммарно по миникотлу 150,499 МВт, что привело к завышению показателя плановой тарифной выручки на 352 907, 36 тыс.руб., неправильному определению индивидуальных тарифов.

В судебном заседании представитель административного истца Зуева Е.В., действующая на основании доверенности (том 1 л.д.20), на заявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в административном иске, настояла. Суду пояснила, что исходя из оспоренного объема мощности при рассмотрении административного дела № 3а-227/2023 и спариваемого в настоящем деле следует, что РЭК Кузбасса непосредственно сам распределяет мощность в пределах мощности, утвержденной в сводном прогнозном балансе (том 2 л.д.257), игнорирование величин, указанных административным истцом в тарифной заявке, и не опровергнутых регулятором в экспертных заключениях, свидетельствует о нарушении принципов государственного тарифного регулирования. РЭК Кузбасса в расчете необходимо было учесть 134,12 МВт по мини-котлу.

Представитель административного ответчика Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности (том 2 л.д.104), по основаниям, изложенным в письменных возражениях, административный иск не признала (том 2 л.д.231-233).

Представитель заинтересованного лица ОАО «КузбассЭлектро» Титова Е.М., действующая на основании доверенности (том 2 л.д.106), с заявленными требованиями согласилась, суду пояснила, что объем мощности, который указан в заявке, согласован с сетевыми организациями и потребителями. Также при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулятор не исполнил в полном объеме решение Кемеровского областного суда по административному делу № 3а-227/2023.

Заинтересованные лица ООО «Кузбасская энергосетевая компания», АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания», ООО «Кузбассэнергосеть», ООО «Горэлектросеть», ООО «ЕвразЭнергоТранс», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кубзассэнерго – РЭС», ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть», ООО ХК «СДС-Энерго», ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»), АО «Электросеть», ООО «Энергосервис» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО9., исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела №3а-227/2023, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» действовавшим до 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По существу, аналогичные нормы содержит пункт 104 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» действующий с 1 января 2023 года.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка пунктом 2 Основ ценообразования определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «ЭнергоПаритет» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса (том 1 л.д.23).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

С учетом приказа ФАС России от 22 декабря 2022 года № 1019/22 «О согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО «ЭнергоПаритет» на территории Кемеровской области - Кузбасса с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2023 по 2032 годы (том 1 л.д.39-41-приказ ФАС России, л.д.42-43-постановление РЭК Кузбасса).

28 апреля 2022 года ООО «ЭнергоПаритет» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д.153 - 191). Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы, в их числе, формы П1.4, П1.5, П1.6, П1.30 на 2023 год (том 1 л.д.192-197).

30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса было принято постановление № 960 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год» (далее также Постановление № 960), пунктами 13, 39, 48, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82 приложения к которому установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год (том 1 л.д.82-93).

3 марта 2023 года ООО «ЭнергоПаритет» обратилось в Кемеровский областной суд в административным исковым заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта в приведенной части недействующим (том 2 л.д.243-254).

В административном исковом заявлении Общество указывало на то, что является котлодержателем в рамках котловой модели с ОАО «КузбассЭлектро» и определении баланса электрической мощности с учетом включения в мини-котел показателей последнего; направлении в адрес регулирующего органа сведений для тарифного регулирования о суммарной мощности полезного отпуска в 134,121 МВт и ее необоснованном завышении из сетей ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «КузбассЭлектро»; распределении дополнительных объемов мощности в размере 30,908 МВт и установлении заявленной мощности конечных потребителей по мини-котлу в 165,029 МВт с превышением как плановых, так и средних за три предыдущих года; завышение тарифной выручки на 352 907 тыс.руб. и установление индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.

В обоснование заявленных требований Обществом представлялся в том числе расчет о недополучении тарифной выручки в общем размере 352 907, 36 тыс.руб. (том 1 л.д.115); договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 01/ТСО/2022 от 17 ноября 2021 года заключенный между ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «Кузбассэлектро» (том 1 л.д.198-245, том 2 л.д.1-29); материалы содержащие сведения о его первоначальном балансе мощности и с учетом их последующей корректировки и представленные ОАО «КузбассЭлектро» в РЭК Кузбасса сведения о балансе своей мощности на 2023 (том 2 л.д.108-117, 224-226 – первоначальный баланс, л.д.118-127, 227-229 – скорректированный баланс, л.д.241,242 – баланс ОАО «КузбассЭлектро»).

Вышеуказанные документы, а также заявление ООО «ЭнергоПаритет» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год и предоставленные им первоначально и впоследствии скорректированные формы П1.4, П1.5, П1.6, П1.30 на 2023 год анализировались судом при рассмотрения административного дела № 3а-227/2023.

В ходе рассмотрения административного дела № 3а-227/2023 судом было установлено, что при определении балансовых показателей орган регулирования использовал данные об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, отраженные ООО «ЭнергоПаритет» по формам П1.4 – П1.6, П1.30, незавершенных технологических присоединений, объема разногласий со смежной сетевой организацией ПАО «Россети Сибирь» и установил ему объем мощности (полезный отпуск конечным потребителям) в 88,217 МВт, в отношении ОАО «КузбассЭлектро» установлено 77,432 МВт исходя из поданных сетевой организацией данных, мощности незавершенных технологических присоединений, а также выявленного по результатам анализа предыдущих фактических данных занижения плановых значений, которые в совокупности определили объем мощности мини-котла.

Разрешая административное дело №3а-227/2023 суд пришел к выводу о том, что фактические данные о полезном отпуске мощности потребителям в предыдущих расчетных периодах, отражаемые по формам №46-ЭЭ регулирующим органом не учитывались, за основу были приняты плановые показатели на 2023 год по предложениям организаций, после чего к ним присоединены дополнительные объемы мощности, то есть вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, административным ответчиком в одностороннем порядке использована итоговая величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования.

Решением Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу № 3а-227/2023 оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года признано недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года № 960 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год» в части пунктов 13, 39, 48, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 80, 81, 82 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса) (том 2 л.д.190-194 - решение, л.д.195-198 – апелляционное определение).

Во исполнение решения Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу № 3а-227/2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 17 августа 2023 по делу №66а-1318/2023 Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято Постановление № 130, оспариваемое в настоящем деле.

Обоснование принятого нормативного правового акта приведено в экспертном заключении (том 2 л.д.161-185).

Как указано в экспертном заключении, оценка балансовых показателей электрической энергии и мощности принимаемых для расчета тарифов на 2023 год, производилась на основе анализа данных, представляемых в материалы тарифного дела ООО «ЭнергоПаритет», информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний.

Из экспертного заключения следует, заявленная мощность потребителей ООО «ЭнергоПаритет» принята регулирующим органом на уровне учтенном ФАС России при утверждении сводного прогнозного баланса, как считает регулирующий орган, в соответствии с шаблоном ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, где заявленная мощность потребителей составляет 78,3616 МВт; заявленная мощность потребителей ООО «КузбассЭлектро», входящего в сетевой котел ООО «ЭнергоПаритет», определяется в соответствии с положениями п.47 Правил, как среднее фактическое значение за последние 3 года и составляет 72,757 МВт (страница 4 экспертного заключения).

Согласно справке о балансе мощности по ООО «ЭнергоПаритет» на 2023 год, при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 99, 534 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 2,779 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 78,000 МВт, из которых одноставочные 20, 491 МВт, двухставочные 57,508 МВт (пункт 7), население 0,092 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 18,393 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе «Сбыт1» со значением в 78,362 МВт (пункт 16.2) (Приложение 1 таблица 1 – страницы 7-10 экспертного заключения, том 2 л.д.167-170).

Согласно справке о балансе мощности по ОАО «КузбассЭлектро» на 2023 год, при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 84,823 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 1,693 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 72,499 МВт, из которых одноставочные 5,279 МВт, двухставочные 67,221 МВт (пункт 7), население 0,024 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 10, 192 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе «Сбыт1» со значением в 72, 757 МВт (пункт 16.2) (Приложение 1 таблица 2 – страницы 11-14 экспертного заключения, том 2 л.д.171-174).

Как следует из содержания таблицы «Баланс электрической мощности по мини-котлу ООО «Энергопаритет» на 2023 год, регулирующий орган утвердил плановые объем полезного отпуска прочих потребителей в 150,499 МВт, из которых одноставочные 25,770 МВт, двухставочные 124,729 МВт (пункт 7) (Приложение 1 таблица 3 том 2 л.д.175-178).

Согласно расчету тарифной выручки ООО «ЭнергоПаритет» на 2023 год с учетом судебного решения по делу от 17.05.2023 № 3а-227/2023, расчет тарифной выручки по котловым тарифам регулирующим органом выполнен исходя из двухставочного тарифа и мощности одноставочных потребителей в 25,7698 МВт, двухставочных в 124,7291 МВт (том 2 л.д.179-180 - Приложение 2 таблица 1).

В соответствии с абзацем 10 пункта 81 Основ ценообразования) в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используется, в том числе, величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.

Согласно пункту 46 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа) тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.

Под заявленной мощностью в пункте 2 Правил недискриминационного доступа, понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.

Потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств (статья 3 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс) (пункт 14 Основ ценообразования).

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 года № 53-э/1 (далее также Порядок).

Пунктом 13 Порядка установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

Правила определения сетевой организацией заявленной мощности, используемой в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемой в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов содержатся в пункте 47 Правил недискриминационного доступа.

Величина заявленной мощности потребителей, содержащаяся в сводном прогнозном балансе, участвует в формировании единых (котловых) тарифов (пункт 50 Методических указаний №20-э/2).

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, как было указано ранее, является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации (пункт 52 Методических указаний №20-э/2).

Вышеприведенные положения позволяют сделать вывод о том, что «заявленная мощность потребителей» используемая для расчета котловых тарифов и «присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации» используемая для расчета индивидуальных тарифов не являются идентичными.

Пунктом 57 Методических указаний №20-э/2 предусмотрено, что для расчета тарифов используется, в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (Таблица П1.6). При подаче заявления об установлении цен (тарифов), кроме отражающий плановый объем полезного отпуска Таблицы П1.6, предоставляется также утвержденная Приказом Росстата от 02.08.2018 № 477 форма статистического наблюдения № 46-ЭЭ, которая содержит фактические данные о полезном отпуске электрической энергии и мощности за прошлый период регулирования.

Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования).

Таким образом, при расчете индивидуальных тарифов используется заявленная мощность присоединенных к сетям ТСО потребителей, представляющая собой планируемую к использованию в регулируемом периоде потребителями мощность и определяемая на основании сведений о полезном отпуске мощности потребителям, а также сводного прогнозного баланса, утвержденного ФАС России, при формировании которого учитываются фактические данные за 3 последних года (форма № 46-ЭЭ).

Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Аналогичные положения содержатся в пункте 49 Методических указаний № 20-э/2, которым также определено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Разрешая заявленные требования, суд не может согласиться с подходом РЭК Кузбасса при формировании баланса мощности регулируемой организации ООО «ЭнергоПаритет», а также ОАО «КузбассЭлектро», показатели которой учитываются в балансе мощности по мини-котлу.

При рассмотрении административного дела № 3а-227/2023 судом было установлено, что ООО «ЭнергоПаритет» направлялись в РЭК Кузбасса скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2023 год по формам П1.4, П1.5, П1.6 и П1.30, в соответствии с которыми объем заявленной мощности с учетом населения округленно равен 66 МВт. Исходя из договорной модели взаимоотношений ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «КузбассЭлектро» при определении балансовых показателей в целях последующего расчета тарифов также подлежали учету показатели ОАО «КузбассЭлектро», которые были представлены регулирующему органу и составили в части планового объема заявленной мощности данной сетевой организации округленно 68 МВт.

Из представленных в ходе рассмотрения настоящего дела формы П1.6 следует, что без учета округления объем заявленной мощности направленный регулирующему органу в отношении ООО «ЭнергоПаритет» составил 65, 8297 МВт (том 2 л.д.227-229), ОАО «КузбассЭлектро» 68,292 (том 2 л.д.242).

Разница между заявленными ООО «ЭнергоПаритет», а также ОАО «КузбассЭлектро», показатели которой учитываются в балансе мощности по мини-котлу в 134, 121 (65,829 + 68,292) МВт и утвержденным регулирующим органом при принятии заменяющего нормативного правового акта 150, 499 МВт, составила 16, 3773 (150,499 – 134,121) МВт.

Согласно пунктам 38 и 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, определяется на основании договора между смежными сетевыми организациями, в котором должны содержаться условия о величине максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки, и величине заявленной мощности, определяемой по соглашению сторон, в иных случаях - определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.

В рассматриваемом случае экспертное заключение регулирующего органа ссылок на недостоверность информации о согласованных с потребителями объемах передачи электрической энергии и мощности, и составленных на их основании таблиц П1.4, П1.5, П1.6, П1.30, представленных ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «КузбассЭлектро» для установления тарифов, не содержит, не названо таковых и в ходе рассмотрения дела.

Какой – либо конкретный анализ представленных административным истцом в соответствии со статьей 57 Методических указаний № 20-э/2 таблиц, экспертное заключение не содержит.

Доводы стороны административного ответчика о применении заявленной мощности потребителей ООО «ЭнергоПаритет» на уровне предложения организации в соответствии со сведениями ФАС России исходя из шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, судом отклоняются.

Согласно ответу ФАС России на запрос суда в рамках рассмотрения дела № 3а-227/2023, РЭК Кузбасса 01.09.2022 направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2023 год, в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY в соответствии с которой заявленная мощность потребителей ООО «ЭнергоПаритет» составляет 78,3616 МВт (том 4 л.д.26-27 материалы дела №3а-227/2023).

Как следует из представленного шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, на который в экспертном заключении ссылается административный ответчик, в представленных по указанной форме сведениях о заявленной мощности потребителей в 78,3616 МВт (п.9), имеется разбивка на собственное потребление (п.9.1) в 61, 6226 МВт и сторонних потребителей (субабонентов) в 16,7390 МВт, по которой регулирующий орган с учетом представленных ему Обществом таблиц, в том числе по форме П1.6 и сведений о сальдо – перетоках со смежными сетевыми организациями, должен был определить, какое количество электроэнергии (мощности) направлено в адрес конечного потребителя и является полезным отпуском мощности потребителям, а какое в направлено в смежные сетевые организации в качестве транзита.

Вывод регулирующего органа о том, что величина в 78,3616 МВт является объемом полезного отпуска ООО «ЭнергоПаритет», на представленных им для регулирования документах, не основан.

Суд также учитывает, что указанный выше шаблон был направлен ООО «ЭнергоПаритет» в ФАС России 12.08.2022 (том 2 л.д.230), то есть еще до подачи в РЭК Кузбасса 28.09.2022 скорректированных сведений (том 1 л.д.192-197) и целью его подачи как следует из его содержания, является установление ФАС России технологического расхода электроэнергии (мощности) - потерь в электрических сетях, а не полезного отпуска мощности потребителям.

Не может суд согласиться и с определением регулирующим органом полезного отпуска мощности ОАО «КузбассЭлектро» в 72,757 МВт избранным способом со ссылкой на решение Кемеровского областного суда по делу № 3а-227/2023 указывающего на последовательную динамику к снижению его показателя полезного отпуска мощности с учетом фактических данных 2019, 2020, 2021 годов и плановой заявке на 2023 год в 67,951 МВт.

При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на пункт 47 Правил недискриминационного доступа регламентирующий порядок расчета заявленной мощности, используемой в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, судом отклоняется, поскольку ни из экспертного заключения, ни из расчета тарифов не усматривается, что регулирующий орган отклонил представленные ОАО «КузбассЭлетро» сведения о заявленной мощности по причине их несоответствия указанному порядку.

При предоставлении ОАО «КузбассЭлектро» сведений о плановых показателях полезного отпуска мощности потребителей в плановом периоде, регулирующий орган не мог руководствоваться только формами №46-ЭЭ, при том, что состоявшееся решение суда таких действий не предписывало.

Таким образом, при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулирующий орган применяя положения пункта 47 Правил недискриминационного доступа при формировании баланса мощности вышеуказанных сетевых организаций содержащимися в нем предписаниями руководствовался не в полной мере, применяя их избирательно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник производственно-технического отдела ООО «ЭнергоПаритет» ФИО10. суду пояснил, что размер мощности полезного отпуска был завышен на 16,37 МВт, в денежном выражении это завышении привело к завышению выручки по котловым тарифам на 187,5 млн. При расчете котловой выручки для установления тарифов различие между полезным отпуском и отпуском в сети смежных ТСО имеет большое значение, поскольку объединение этих отпусков приводит к неверному определению выручки по котловым тарифам. Полезный отпуск конечному потребителю – это выручка по котловым тарифам, а транзит используется для расчетов индивидуальных тарифов, суммирование полезного отпуска конечному потребителю и отпуска в сети смежных ТСО некорректно и приводит к завышению котловой выручки.

Исходя из установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом и ОАО «КузбассЭлектро» для формирования баланса мощности сетевых организаций согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.

Вышеизложенное свидетельствует о неверном определении органом регулирования как величины присоединенной (заявленной) мощности сетевых организаций, так и баланса мощности мини-котла и подтверждает доводы административного истца о необоснованном установлении регулирующим органом мощности потребителей ООО «ЭнергоПаритет» и ОАО «КузбассЭлектро» (суммарно по мини-котлу) в размере 150,499 МВт с учетом дополнительно учтенных объемов мощности в 16, 3773 МВт (округленно).

В ходе рассмотрения дела данные недостатки экспертного заключения не устранены, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.

Поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, неверное её определение в свою очередь, влечет неправильное определение индивидуального тарифа, который не обеспечивает получение необходимой валовой выручки и влечет для сетевой организации убытки, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом увеличение заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, неизбежно ведет к завышению плановой тарифной выручки, которая участвует в формировании индивидуальных тарифов, что также не позволяет административному истцу получить доходы от услуг по передаче электрической энергии, мощности, суммарно обеспечивающие необходимую валовую выручку, и исполнять в полном объеме обязательства перед другими сетевыми организациями.

Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца (том 1 л.д. 152), регулирующим органом в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Представленные в ходе судебного разбирательства письменные доказательства и свидетельские показания указанные недостатки экспертного заключения не устранили, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных Обществом на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу как держателю мини-котла заявленной мощности суд находит обоснованными доводы ООО «ЭнергоПаритет», а также заинтересованных ОАО «КузбассЭлектро» о том, что Постановление № 130 противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку утвержденные им индивидуальные тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований и признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление № 130 следует признать не действующим в части со дня его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче иска в суд государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1 л.д. 4).

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующими со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 28 сентября 2023 года № 130 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЭнергоПаритет» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу ООО «ЭнергоПаритет» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий А.М. Решетняк

В окончательной форме решение составлено 17 ноября 2023 года.