Дело № 3а-357/2021
52OS0000-01-2021-000271-31
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 02 сентября 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Негоциант» о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).
Приказ от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2018 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].
12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18, Перечень 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес].
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес].
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
Общество с ограниченной ответственностью «Негоциант» (далее по тексту также - ООО «Негоциант», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указал административный истец, объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ. Их включение в Перечни на 2018-2021 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Согласно техническому паспорту, нежилое здание с кадастровым номером [номер] представляет собой 1-этажное кирпичное здание с подвалом, расположено на охраняемой территории. Согласно экспликации, в здании расположены помещения: склад, подсобные, уборные, кабинеты (114,8 кв.м. - 6,5% от общей площади), коридор, котельная. Фактически нежилое здание используется в складских целях, сдается в аренду ОО «Вино-Град». Расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «эксплуатация нежилого здания-склада».
Нежилое здание с кадастровым номером [номер] также расположено на охраняемой территории. Расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения».
Считает, что оснований, предусмотренных ст.378.2 НК РФ, для включения указанных нежилых зданий не имелось.
Административным ответчиком представлен отзыв по делу, в котором указано следующее.
В Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2021 годы включен объект, принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], который, согласно сведениям ЕГРН, имеет следующие характеристики: назначение: нежилое здание; общей площадью 1265,9 кв.м., этажность - 3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения».
Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в спорный период в здании с кадастровым номером [номер] расположены офисные помещения ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, является оптовая торговля напитками (код 46.34).
Таким образом, указанное здание с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, т.к. соответствует самостоятельному критерию, предусмотренному пп.1 п.3 ст.378.2 НК РФ.
В Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2020 годы включен объект, принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], который, согласно сведениям ЕГРН, имеет следующие характеристики: назначение: нежилое здание; наименование: нежилое отдельно стоящее здание, общей площадью 1764,7 кв.м., этажность - 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания-склада».
100% площади здания имеет ограничение прав и обременение в виде аренды в пользу ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, является оптовая торговля напитками (код 46.34).
Таким образом, указанное здание с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, т.к. соответствует самостоятельному критерию, предусмотренному абз.2 пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ.
Просит в удовлетворении требований отказать (л.д.200-206 т.1).
В дополнительном отзыве административный ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования: «бытовое обслуживание населения».
Таким образом, по мнению административного ответчика, указанное здание с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в оспариваемые Перечни, т.к. соответствует самостоятельному критерию, предусмотренному пп.1 п.4 ст.378.2 НК РФ, поскольку расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания (л.д.178-179 т.2).
Заинтересованное лицо - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, привлеченное к участию в деле по ходатайству административного истца от 27.07.2021, удовлетворенному судом в судебном заседании 28.07.2021 (л.д.14, 16-17 т.3), представило свой отзыв на административное исковое заявление ООО «Негоциант» в котором указало, что согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № П/0515, а именно перечню полномочий, предмет рассмотрения настоящего административного дела к полномочиям Учреждения не относится.
Также указывает, что Учреждение, в лице Филиала, права и законные интересы административного истца не нарушало, препятствий истцу не создает, доказательств обратного в материалах дела не представлено.
Просит провести судебное заседание по настоящему делу в отсутствие представителя Филиала с учетом позиции, изложенной в данном отзыве (л.д.32-33 т.3).
Заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», свою позицию на административное исковое заявление ООО «Негоциант» суду не представило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель административного истца ООО «Негоциант», и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению в части, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением Городской Думы [адрес] от 25 ноября 2014 г. № 821 «О налоге на имущество физических лиц» установлена повышенная ставка налога в зависимости от кадастровой стоимости для объектов налогообложения, расположенных на территории [адрес], включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (подпункт 7 пункта 3).
Из материалов дела следует, что ООО «Негоциант» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35034293 от 09.04.2021 (л.д.150-153 т.1).
Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечней 2018, 2019, 2020 и 2021, соответственно.
Из материалов дела также следует, что ООО «Негоциант» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35034293 от 09.04.2021 (л.д.141-145 т.1).
Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечней 2019 и 2020, соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Негоциант» является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017, приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 и № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказы №326-13-463/17 от 14.09.2017, №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, №326-13-369863/19 от 25.11.2019, №326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 1265,9 кв.м, расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35034293 от 09.04.2021 (л.д.150-153 т.1).
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту (копия), по состоянию на 22.01.2010 (л.д.145-155 т.2), указанное здание имеет наименование «здание».
Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения:
- по 1 этажу: тамбур, холл (2), кабинет (8), подсобное помещение, коридор, котельная, касса (4), уборная (4), умывальник, электрощитовая, лестничная клетка;
- по 2 этажу: лестничная клетка (2), кабинет 10), тамбур, коридор, холл, уборная 4), умывальник, электрощитовая;
- по 3 этажу: лестничная клетка, кабинет (5), комната для приема пищи, уборная (5), умывальник (л.д.154-155 т.2).
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «бытовое обслуживание населения» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35047644 от 12.04.2021 (л.д.154-157 т.1).
Также в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 1764,7 кв.м, расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «нежилое отдельно стоящее здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35034293 от 09.04.2021 (л.д.141-145 т.1).
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту (копия), по состоянию на 15.09.2014 (л.д.172-184 т.1), указанное здание имеет наименование «нежилое отдельно стоящее здание».
Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения: склад, подсобное помещение (3), уборная (2), кабинет (5), раздевалка, коридор, котельная, склад (2), лифтовая шахта (л.д.179 т.1).
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «эксплуатация нежилого здания-склада» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-35047644 от 09.04.2021 (л.д.146-149 т.1).
Согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области № 37-7001/21 от 13.04.2021, сведений об изменении назначений и наименований объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] и [номер] в истребуемый период в ЕГРН отсутствуют.
Сведения об изменении видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами [номер] и [номер], на которых расположены указанные выше объекты капитального строительства, в истребуемый период в ЕГРН также отсутствуют (л.д.139-140 т.1).
Рассматривая требования административного истца относительно признания недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019-2020 годы, в части включения в пункты 1463 и 1461 соответственно, объекта, принадлежащего административному истцу на праве собственности: нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], суд приходит к следующему.
Из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказов № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 и № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.
Доводы административного ответчика о том, что 100% площади здания с кадастровым номером [номер] имеет ограничение прав и обременение в виде аренды в пользу ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, является оптовая торговля напитками (код 46.34), не могут служить основаниями к отказу в удовлетворении административных исковых требований, поскольку фактическое использование спорного объекта с кадастровым номером [номер] административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорного помещения в перечни не проверялось.
Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объекта недвижимости уполномоченным на то органом, составлялся акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.
Вышеуказанный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 1484 кв.м., который имеет разрешенное использование «эксплуатация нежилого здания-склада», что не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В связи с чем, административное исковое заявление ООО «Негоциант» в части о признании недействующими пунктов <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечней на 2019 и 2020 годы, соответственно, со дня принятия приказов Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 и № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, подлежит удовлетворению.
Что касается требований административного истца относительно признания недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018-2021 годы, в части включения в пункты 1464, 1665, 1677 и 2831 соответственно, объекта, принадлежащего административному истцу на праве собственности: нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] то суд приходит к следующему.
Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено спорные нежилое здание с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования «бытовое обслуживание населения» (выписка из ЕГРН № КУВИ-002/2021-35047644 от 12.04.2021 - л.д.154-157), что прямо предусматривает размещение на нем объектов бытового обслуживания.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, действующей на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «бытовое обслуживание населения» соответствует коду 1.2.5 по вышеуказанной классификации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, действующим до 04.04.2021 (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10 ноября 2020 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание» (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 указанной статьи).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1).
Как следует из материалов дела, на момент утверждения Перечней на 2018-2021 годы, земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования «бытовое обслуживание населения», то есть предусматривает размещение на нем зданий различных назначений, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания недействующими оспариваемых региональных норм.
Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года № 1259-О, согласно которой статья 378.2 НК РФ устанавливает необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению из кадастровой стоимости, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Анализ приведенных положений позволяет суду прийти к выводу, что на момент утверждения Перечней 2018-2021 годы, земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено спорные нежилое здание с кадастровым номером [номер], имел вид разрешенного использования: «бытовое обслуживание населения», соответственно предусматривал размещение на нем зданий различных назначений, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг, что позволяло отнести спорное здание с кадастровым номером [номер] к объекту бытового обслуживания, как соответствующего требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях налогообложения.
Выводы суда в части требований заявленных в отношении спорного объекта нежилого здания с кадастровым номером [номер] основаны также и на исследовании кадастровых дел объектов недвижимости: с кадастровым номером [номер], с кадастровым номером [номер] ( л.д.39-172 том 2).
Кроме того, административный истец, как собственник спорного объекта недвижимости, в соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению, а также вправе изменить наименование объекта и вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с их фактическим использованием. Однако своим правом об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО «Негоциант» не воспользовалось.
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
Не имеет правового значения для разрешения административного спора и Акт обследования здания от 01.06.2021, согласно которому не менее 20% от общей площади здания (93,5%) используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая специализированные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (л.д.180-211 т.2), поскольку дата проведения обследования указана – 28.05.2021, т.е. значительно позже формирования оспариваемых Перечней на 2018-2021 годы. Кроме того основанием для включения здания в Перечни послужил вид разрешенного использования земельного участка, а не предназначение либо фактическое использование зданий в целях размещения офисных объектов.
Таким образом, доказательств необоснованности включения спорного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в Перечни на 2018-2021 годы, административным истцом не представлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что:
- объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни;
- объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включены в Перечни 2018-2021 годы по основанию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, прямо предусматривающим размещение на нем объектов бытового обслуживания.
В связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить заявленные ООО «Негоциант» требования частично, а именно: признать недействующими пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2019 и 2020 годы соответственно, в остальной части требований - отказать.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2019, являлся таковым и в 2020 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 год, на 2020 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2019 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018; пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Негоциант» о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год - удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт [номер] раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», со дня принятия.
Признать недействующим пункт [номер] раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Негоциант» - отказать.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято 14 сентября 2021 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева