ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-357/2021 от 20.09.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-357/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 20 сентября 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о ликвидации Ленинградской областной региональной общественной организации «Спортивная федерация «Универсальный Бой» и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

10.11.2010 Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято решение о государственной регистрации Ленинградской областной региональной общественной организации «Спортивная федерация «Универсальный Бой» (далее – ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой», Организация).

Сведения о ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 22.11.2010 под основным государственным регистрационным номером 1104700001867.

Устав ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой», утвержденный общим собранием учредителей 02.08.2010, является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.

Управление Минюста России по Ленинградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой» и исключение из ЕГРЮЛ сведений об Организации указав, что по результатам федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области, выявлены нарушения Организацией действующего законодательства. Организацией за период 2019-2020 не представлены отчеты, предусмотренные ст.29 Федерального закона № 82-ФЗ. В нарушение ч.4 ст.14 Федерального закона № 82-ФЗ Уставом Организации предусмотрена возможность создания филиалов, открытия представительств на территории РФ и титульный лист Устава содержит сведения о нахождении Организации на территории Санкт-Петербурга. Пункт 4.1 Устава Организации не соответствует требованиям ч.1 ст.19 Федерального закона № 82-ФЗ. В Организации отсутствует постоянно действующий руководящий орган управления. Организация по адресу государственной регистрации фактически отсутствует. Документ об изменении адреса Организации не представлен. Вынесенные в адрес Организации предупреждения не исполняются и нарушения действующего законодательства не устраняются.

Представитель административного ответчика в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явился.

Представитель административного истца Трапезникова О.А. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила удовлетворить административное исковое заявление.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

Статьёй 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в п.26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64).

Судом установлено, что 07.10.2019 Управление Минюста России по Ленинградской области, в связи с тем, что Организацией не представлена отчетность за 2018 год, вынесло Организации предупреждение №47/02-4439, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 05.12.2019, направлено по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, как адрес юридического лица (Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, ул. Молодцова, д.4, корп.3) и получено представителем Организации 15.10.2019.

10.12.2019, по факту невыполнения Организацией предупреждения от 07.10.2019, Управлением направлено уведомление №47/02-5362 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, направленное по адресу Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, а также в адрес президента Организации Ложкина С.В.

Указанное уведомление возвращено отправителю с отметкой «возврат по истечении срока хранения».

23.10.2020 приказом Управления Минюста России по Ленинградской области утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

Распоряжением Управления Минюста России по Ленинградской области от 09.04.2021, с учетом распоряжения Управления Минюста России по Ленинградской области от 28.04.2021 №280-р, в период с 11.05.2021 по 07.06.2021 запланировано проведение документарной проверки Ленинградской областной региональной общественной организации «Спортивная федерация «Универсальный Бой» на предмет соблюдения Организацией обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Уведомление о проведении плановой документарной проверки от 12.04.2021 №47/02-1428 направлено 15.04.2021 в адрес Организации.

Указанное уведомление возвращено отправителю с отметкой «возврат по истечении срока хранения».

Организацией документы для проведения проверки не представлены.

Согласно письму администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 22.04.2021 о предоставлении информации в отношении некоммерческих организаций, ЛО РОО «Спортивная Федерация «Универсальный бой», зарегистрированная по адресу: 188650, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, ул. Молодцова, д.4, корп.3, фактически по адресу государственной регистрации отсутствует.

Согласно акту проверки от 07.06.2021 в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно Организацией не представлена отчетность за 2018-2019 годы, отчеты по форме №ОН0003 на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2017, 2018, 2019 годы не опубликованы, в нарушение ч. 4 ст. 14 Федерального закона №82-ФЗ пунктом 3.1.8 Устава Организации предусмотрено, что Организация имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ, титульный лист Устава содержит сведения о ее месте нахождения на территории Санкт-Петербурга, в нарушение ч. 1 ст. 19 указанного ФЗ согласно п. 4.1 Устава членами Организации могут быть дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ, а также юридические лица – общественные объединения, в нарушение ч.3 ст. 8 указанного ФЗ пунктом 7.1 Устава предусмотрено, что структуру органов управления Организации входит Президиум – постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган Организации, постоянно действующий руководящий орган управления Организацией отсутствует, в нарушение ч. 2 ст. 29 указанного ФЗ до настоящего времени в Управление не поступили документы об изменении адреса Организации в пределах места ее нахождения.

Исходя из положений пунктов 2 и 3 ст.5 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Согласно ст.14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В п.1.10 Устава указано, что Организация действует на территории субъекта РФ – Ленинградская область.

Однако, согласно п.3.1.8 Устава Организация имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Согласно ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Пунктом 7.1 Устава Организации предусмотрено, что для текущего руководства деятельностью Организации Общим собранием сроком на 5 лет из числа членов Организации избирается постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган – Президиум, возглавляемый Президентом.

Следовательно, в Организации отсутствует постоянно действующий руководящий орган.

Несоответствие устава требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений, является грубым нарушением, так как в настоящее время оно не может быть устранено законным способом.

Исходя из положений п.3.2.3 Устава Организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения и адрес Организации – Ленинградская область, Всеволожский район, г.Сертолово, ул.Молодцова, д.4, корп.3, однако, по указанному адресу не находится.

Поскольку вышеуказанная деятельность ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой», демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, чем создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации Организации.

В данном случае ликвидация ЛО РОО «Спортивная федерация «Универсальный Бой» как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области удовлетворить.

Ликвидировать Ленинградскую областную региональную общественную организацию «Спортивная федерация «Универсальный Бой» (основной государственный регистрационный номер 1104700001867) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2021 г.