ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-357/202107И от 07.07.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-357/2021 07 июля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

с участием прокурора Рыбалко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 07 июля 2021 года административное исковое заявление ФИО115 Льва ФИО12 о признании недействующим Постановления Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года № 159-пп в части включения в Приложение № 1 дома по адресу: <адрес>,

установил:

Постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года № 159-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, на 2014 - 2049 годы.

Первоначальный текст постановления опубликован в печатном издании - газета «Волна» № 16 от 29 апреля 2014г.

Указанное постановление действует в редакции Постановлений Правительства Архангельской области от 28 октября 2014 г. № 438-пп, от 27 октября 2015 г. № 426-пп, от 29 марта 2016 г. № 96-пп, от 20 декабря 2016 г. № 515-пп, от 27 июля 2017 г. № 286-пп, от 12 декабря 2017 № 559-пп, от 24 апреля 2018 г. № 177-пп, от 19 июня 2018 г. № 268-пп, от 04 сентября 2018г. № 378-пп, от 04 декабря 2018 г. № 561-пп, от 19 марта 2019 г. № 136-пп, от 20 мая 2019 г. № 267-пп, от 04 июня 2019 г. № 290-пп, от 16 июля 2019 г. №369-пп, от 10 сентября 2019 г. № 488-пп, от 01 октября 2019 г. № 533-пп, от 19 ноября 2019 г. № 627-пп, от 04 февраля 2020 г. № 53-пп, от 10 марта 2020 № 115-пп, от 10 июля 2020 г. № 406-пп, от 03 ноября 2020 г. №724-пп, от 26 января 2021 г. № 30-пп, от 07 апреля 2021 г. № 177-пп.

Приложением № 1 к программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Архангельской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными, подлежащими сносу, в котором в разделе «Ломоносовский округ» г. Архангельска указан многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: Серафимовича, <адрес>, и планируемые сроки проведения капитального ремонта его общего имущества.

Оспаривая вышеуказанное постановление в данной части административный истец указывает на то, что является собственником квартиры (блок-секции) по адресу <адрес> городе Архангельске. Полагает, что включение спорного дома в программу капитального ремонта противоречит статьям 158 и 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, поскольку <адрес> корпус 2 по <адрес> не обладает признаками многоквартирного дома, так как не имеет общих помещений и общего имущества, и относится к категории жилых домов блокированной застройки. С момента ввода его в эксплуатацию косметический и капитальный ремонт производится исключительно за счёт собственных средств собственников помещений в этом доме. Спорный жилой дом состоит из 3 этажей, в нем расположено 5 блоков, именуемых квартирами, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, дом расположен на земельном участке, площадью 1062 кв. м, на землях населенных пунктов. В указанном жилом доме отсутствуют помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в нем: лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердак, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме и находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений оборудование (механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое). Считает, что факт строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома именно как дома блокированной постройки, подтверждается Постановлением мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, которым КИЗ «Дельта» в постоянное пользование был предоставлен земельный участок для проектирования, строительства и эксплуатации 2-3 этажного жилого дома в кирпичном исполнении; договором аренды земельного участка л от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым для строительства 2-3 этажных блок-квартир согласно стройгенплана и постановления мэра города. Паспорт жилого дома отражал фактическую принадлежность блок-секции одному собственнику. Кроме того, протоколом № 1 от 15 февраля 2018 г. собственники помещений жилого дома блокированной постройки в связи с отсутствием общего имущества подтвердили ранее принятый способ управления жилым домом блокированной постройки - непосредственное управление. Согласно заключению кадастрового инженера дом является жилым домом блокированной постройки, состоящим из 5 отдельных блоков. Просит с учетом уточнений признать недействующим Постановление Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 г. № 159-пп, в части включения в Приложение № 1 дома по адресу: <адрес>, со дня его принятия, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО110 заявленные требования поддержала, указала, что понятие «многоквартирный дом» для целей организации проведения капитального ремонта включает в себя критерии наличия именно общего имущества, подлежащего капитальному ремонту. Нахождение жилого дома блокированной застройки на отдельном участке не имеет правого значения для определения, есть ли в доме общее имущество и общие помещения. В <адрес> в <адрес> отсутствует как общее имущество, так и общие помещения, куда имеется доступ из квартир. Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, поэтому договор в виде отдельного документа не обязателен к составлению. Доказательством того, что ресурсы подаются непосредственно в блок-секцию истца, являются квитанции (расчётные листки) на оплату потреблённых ресурсов, отсутствие в них сведений о потреблении на нужды общедомового имущества подтверждает отсутствие как такового общедомового инженерного оборудования. Кроме того, согласно заключению, содержащемуся в техническом плане здания, подготовленного кадастровым инженером, указано, что дом по <адрес> является домом блокированной застройки, состоящим из 5 отдельных блоков. Индивидуальный предприниматель ФИО15 состоит в реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера. Кадастровый инженер является лицом, способным определить вид, назначение и основные характеристики недвижимого имущества, так как в силу положений ч.4 ст. 1 Закона N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровой работы обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе.

Представитель административного ответчика Правительства Архангельской области ФИО16 с иском не согласилась, пояснила, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования. Жилой <адрес> в г. Архангельске включен в региональную программу капитального ремонта в соответствии с имеющимися у уполномоченных органов сведениями о нем. Исходя из официальной справочной информации Росреестра вышеуказанный дом относится к типу многоквартирный дом, жилой дом. Обладая указанной информацией, орган местного самоуправления включил указанный дом в Перечень, передал информацию в некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов Архангельской области». В дальнейшем данная информация была направлена в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и в последующем в виде Перечня, являющегося приложением к региональной программе, была утверждена Правительством Архангельской области. Оснований не доверять информации, полученной из официальных источников, у уполномоченных органов не имелось. Полагает, что административным истцом избран неправильный способ защиты права, так как на данный момент отсутствуют достоверные данные о том, что вышеуказанный дом является домом блокированной застройки и не подлежит включению в региональную программу. Указанный факт мог быть подтвержден путем внесения актуальной информации в сведения, содержащиеся в Росреестре, либо путем обращения в суд с требованием о признании многоквартирного жилого дома домом блокированной застройки. Полагает, что оснований считать указанный дом домом блокированной застройки не имеется, поскольку материалами дела подтверждается наличие общего имущества дома, его расположение на едином земельном участке. Кроме того, собственниками дома избран способ управления дома как непосредственное управление, который согласно ст. 161 ЖК РФ является одним из способов управления многоквартирным домом. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представители заинтересованного лица Министерства ТЭК и ЖКХ ФИО17, ФИО18 поддержали позицию представителя Правительства Архангельской области, указали, что спорный дом включён в программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов на основании сведений, поступивших от муниципального образования «Город Архангельск». Представителями Фонда капитального ремонта, администрации городского, департамента городского хозяйства г. Архангельска - Министерства ТЭК и ЖКХ произведен визуальный осмотр дома только снаружи, поскольку собственники квартир на осмотр не явились. Осмотром установлено, что крыша дома - скатная цельная, отсутствуют границы, разделяющие ее над каждым жилым помещением верхнего (мансардного) этажа; выше покрытия кровли имеются вентиляционные шахты в местах общей стены между двумя жилыми помещениями; конфигурация дома не позволяет выделить 5 однотипных блоков. В ходе осмотра не удалось зафиксировать наличие противопожарных преград, предупреждающих распространение огня от одного жилого автономного блока к другому и (или) на другие пожарные отсеки. На основании данных, предоставленных ООО «РВК-Архангельск», вышеуказанный дом имеет один ввод системы холодного и два выпуска внутридомовой инженерной системы водоотведения, что свидетельствует об отсутствии в каждом жилом помещении самостоятельных инженерных систем водоотведения и холодного водоснабжения.

Административный истец, представители заинтересованного лица городского округа «Город Архангельск», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», заинтересованные лица ФИО111, ФИО11, ФИО112, ФИО113, ФИО114, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7). При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подп. 61 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакциях от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, действовавших на момент принятия Постановления Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 г. № 159-пп, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Пунктом 6.1 ст. 2 ЖК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе по организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно п.п. 2, 3, 5 ч.1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подлежат размещению органами государственной власти субъекта Российской Федерации в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанных нормативных правовых актов не установлен федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно ст. 3 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 г. № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» высшим исполнительным органом государственной власти Архангельской области является Правительство Архангельской области, формируемое Губернатором Архангельской области.

В силу положений ч.ч. 2, 4 ст. 22 данного Закона правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Архангельской области.

Официальным опубликованием постановления Правительства Архангельской области является первая публикация его полного текста в газете «Волна», а в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Архангельской области, - первое размещение его полного текста на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ред. от 19 декабря 2013 г.).

В соответствии со ст. 5 Областного закона Архангельской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (далее - Областной закон) к полномочиям Правительства Архангельской области относится утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее - Региональная программа), утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 г. № 159-пп, официально опубликована в газете «Волна» № 16 от 29 апреля 2014 г.

Внесенные в Региональную программу постановлениями Правительства Архангельской области от 28 октября 2014 г. № 438-пп, от 27 октября 2015 г. № 426-пп, от 29 марта 2016 г. № 96-пп, от 20 декабря 2016 г. № 515-пп, от 27 июля 2017 г. № 286-пп, от 12 декабря 2017 № 559-пп, от 24 апреля 2018 г. № 177-пп, от 19 июня 2018 г. № 268-пп, от 04 сентября 2018г. № 378-пп, от 04 декабря 2018 г. № 561-пп, от 19 марта 2019 г. № 136-пп, от 20 мая 2019 г. № 267-пп, от 04 июня 2019 г. № 290-пп, от 16 июля 2019 г. №369-пп, от 10 сентября 2019 г. № 488-пп, от 01 октября 2019 г. № 533-пп, от 19 ноября 2019 г. № 627-пп, от 04 февраля 2020 г. № 53-пп, от 10 марта 2020 № 115-пп, от 10 июля 2020 г. № 406-пп, от 03 ноября 2020 г. №724-пп, от 26 января 2021 г. № 30-пп, от 07 апреля 2021 г. № 177-пп последующие изменения также официально опубликованы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования. Административным истцом по указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Согласно ст. 9.1 Областного закона региональная программа состоит из паспорта региональной программы и основных разделов. Перечень многоквартирных домов, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 8 Областного закона разрабатывается в виде реестра по каждому муниципальному образованию Архангельской области.

Перечень предусматривает все многоквартирные дома, расположенные на территории Архангельской области (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области в региональную программу могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную постановлением Правительства Архангельской области.

Согласно п. 2.1 вышеуказанной статьи в региональную программу не включаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Судом установлено, что в региональную программу (приложение №1) по <адрес> включен <адрес>, собственником <адрес> котором является административный истец. Согласно счету-квитанции за март 2021г. административному истцу выставлен счет на оплату взносов на капитальный ремонт. Таким образом, административный истец вправе оспаривать нормативный правовой акт, поскольку им затрагиваются его права.

Доводы представителя административного ответчика об избрании административным истцом неверного способа защиты права судом отклоняются, поскольку наличие иных способов нарушенного права не лишают истца права на оспаривание нормативного правого акта, не соответствующего, по его мнению, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающего его права и законные интересы.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также дома, в которых имеется менее чем три квартиры.

Понятие многоквартирного дома приведено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Под жилыми домами блокированной застройки в силу ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Согласно СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные, утвержденному Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. № 725/пр блок жилой автономный представляет собой жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными включает два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. При этом к приквартирному участку относится земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.

Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке). При этом наличие отдельных входов и общей стены без проемов с соседним блоком не может служить единственным критерием для отнесения жилого помещения к квартире в многоквартирном доме или части дома (блоку) дома блокированной застройки, поскольку наличие самостоятельных выходов из квартир на прилегающий земельный участок характерно как для многоквартирного дома, так и для дома блокированной застройки.

В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Из материалов дела следует, что согласно постановлению мэра г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ коллективу индивидуальных застройщиков «Дельта» был предоставлен в постоянное пользование земельный участок для проектирования, строительства и эксплуатации 2-3 этажного жилого дома в кирпичном исполнении. ДД.ММ.ГГГГ между КИЗ «Дельта» и департаментом муниципального имущества мэрии <адрес> заключен договор аренды земельного участка сроком на два г. с правом пролонгации для строительства 2-3 этажных блок-квартир. ДД.ММ.ГГГГ КИЗ «Дельта» выдано свидетельство о регистрации завершенного строительства четырехквартирного жилого дома по <адрес>. 10 января 2007 г. ФИО113, ФИО112 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию пристройки к жилому дому, расположенной по вышеуказанному адресу.

Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на 14 января 2000 г. назначение строения – жилой дом с пристроенными нежилыми помещениями, число этажей: <данные изъяты>. Год постройки дома, процент износа: <данные изъяты>%, <данные изъяты><данные изъяты>. В доме расположено 5 квартир, права собственности на которые согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости зарегистрированы за административным истцом, ФИО11, ФИО113, ФИО112, ФИО111, ФИО114

Из пояснений представителя административного истца, справочной информации по объектам недвижимости следует, что земельный участок, на котором расположен дом (кадастровый ), является единым.

Доводы представителя административного истца об отсутствии общего имущества дома, капитальный ремонт которого финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, основаны на неправильном толковании норм материального права, и опровергаются материалами дела.

В состав общего имущества многоквартирного дома, согласно ст. 36 ЖК РФ, входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 ЖК РФ).

Актом осмотра многоквартирного дома от 05 июля 2021 г., проведенного комиссий в составе представителей Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск», Администрации Ломоносовского территориального округа г. Архангельска, Некоммерческой организации «Фонд капремонта Архангельской области», государственной жилищной инспекции выявлено, что в ходе визуального осмотра наружных ограждающих конструкций дома (крыша, фасад с цоколем) выявлено:

- отсутствие границ, разделяющих крышу над каждым жилым помещением верхнего этажа;

- наличие выше покрытия кровли вентиляционных шахт в местах общей стены между двумя жилыми помещениями.

Отмечено, что конфигурация дома не позволяет выделить пять однотипных блоков. Кроме того, в ходе визуального осмотра не удалось зафиксировать наличие противопожарных преград, предупреждающих распространение огня от одного автономного блока к другому и (или) на другие пожарные отсеки, предусмотренных СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, фундамент указанного жилого дома – монолитный ростверк по железобетонному основанию, кровля - железная по деревянным стропилам, канализация, водопровод – центральные, отопление – от электричества.

Как следует из представленных суду фотоснимков, пояснений представителя административного истца, жилой дом имеет единую конструкцию крыши. Под выступающим единым элементом части крыши расположены помещения, относящиеся к разным квартирам (л.д. 55, т.1).

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости помещение, расположенное на мансардном этаже, указано только в составе квартиры № <данные изъяты> Согласно плану мансардного этажа технического плана дома таких помещений, расположенных над помещениями квартир <данные изъяты> и <данные изъяты> указано 2. Доказательств, свидетельствующих о разделении указанного этажа между всеми квартирами и отнесении их к составу квартир, стороной административного истца не представлено.

Понятие «внутридомовые инженерные системы», являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, раскрыто в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому таковыми являются инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

Из информации, представленной ООО «РВК-Архангельск» по запросу суда, следует, что технологическое присоединение дома <адрес> в <адрес> к централизованной системе холодного водоснабжения осуществлено через водопроводную сеть, пролегающую по ул. Чумбарова-Лучинского, находящейся в пользовании и обслуживании ООО «РВК-Архангельск», водопроводной сети от колодца ВК-1 до ВК-2 и от ВК-2 до ввода в указанный дом. Иных точек присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения здание не имеет. Холодное водоснабжение квартир осуществляется от внутридомовых водопроводных сетей, технологически связанных с наружной водопроводной сетью от колодца ВК-2 до ввода в здание.

К централизованной системе водоотведения дом подключен посредством присоединения внутриплощадочных сетей к канализационным выпускам от наружных стен здания до выпускных колодцев и внутриквартальной канализационной сети. Существующее технологическое присоединение дома к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения не позволяет судить о непосредственном водоснабжении каждой из квартир и водоотведении из каждой квартиры непосредственно в централизованную систему водоотведения, минуя внутриплощадочные сети дома.

О наличии только одной точки ввода в здание сети водоснабжения свидетельствует также схема, предоставленная представителем заинтересованного лица Администрации городского округа «Город Архангельск».

Согласно информации ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» тепломеханическое оборудование располагается у наружной стены здания со стороны <адрес> и документов о схеме присоединения систем теплоснабжения отдельных квартир в обществе не имеется. Из справки о выполнении технических условий по реконструкции теплового пункта Серафимовича, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реконструкция теплового узла произведена собственниками квартир ФИО12, ФИО113, ФИО11, ФИО111, ФИО114, выполнена в соответствии с проектом. На обслуживании ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» находится теплотрасса от тепловой камеры ТК-20а-10л-3 до наружной проекции стены здания по <адрес>, на обслуживании ФИО113, ФИО12, ФИО11, ФИО111, ФИО114 – теплотрасса от наружной проекции стены задания по <адрес> до теплового пункта в здании по <адрес>.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, и свидетельствующих о наличии в квартирах дома самостоятельных инженерных систем и индивидуального подключения к внешним сетям централизованных систем (теплоснабжения, водоснабжения, канализации), подтверждающих, формирование под каждым жилым помещением (каждой квартирой) в доме в установленном порядке отдельного земельного участка, стороной административного истца суду не представлено.

Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца, <адрес> в <адрес> имеет элементы общего имущества, в частности общие ограждающие конструкции: фундамент, крышу; вентиляционные шахты, оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (тепловой узел, внутридомовые водопроводные сети). Указанное отвечает всем признакам многоквартирного дома. Кроме того, жилой дом был введен в эксплуатацию в 2000 г. как четырехквартирный, на едином земельном участке.

Ссылки представителя административного истца на указание кадастровым инженером в техническом плане объекта недвижимости как блока в доме блокированной застройки суд считает несостоятельными, поскольку при составлении указанного плана оценка наличия либо отсутствия общего имущества дома не производилась.

С учетом изложенного, включение дома по адресу: <адрес> Приложение №1 региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, на 2014 - 2049 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 г. № 159-пп соответствует положениям ст. 168 ЖК РФ, не противоречит ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.

Согласно п.2 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО116 о признании недействующим Постановления Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 г. № 159-пп в части включения в Приложение дома по адресу: <адрес> - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова