ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-357/2023 от 26.09.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-357/2023

УИД 26 ОS0000-04-2023-000263-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года г. Ставрополь

<адрес>вой суд в составе судьи Ситьковой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2

с участием: представителя административного истца – ФИО7, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокураторы <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).

Названный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации <адрес> www.pravo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.

В Пункт 999 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, пер.Совхозный,13б.

ФИО1 обратился в <адрес>вой суд с административным иском о признании вышеназванного приказа министерства имущественных отношений <адрес> недействующим в части включения в Перечень на 2022 год нежилого здания с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований истцом указано, что объект недвижимости с кадастровым номером является нежилым зданием с наименованием «Станция технического обслуживания автомобилей», принадлежит истцу на праве собственности, включен в Перечень на 2022 год необоснованно, не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которые позволяют включить его в Перечень, что нарушает права и законные интересы истца, поскольку возлагает как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц его уплату в большем размере.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес>ФИО4 в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении требований, указав, что оспариваемый приказ не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание отвечает критериям торгового центра, включено в Перечень на 2022 год по виду разрешенного использования земельного участка – для строительства магазина, что отвечает критерию, предусмотренному п.п.1 п.4 ст.378.2 НК РФ.

Административный истец, представители административного ответчика, заинтересованных лиц ГБУ СК «Ставкрайимущество», администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ, подпункт 2 статьи 15, часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 поименованного кодекса в редакции, действующей до 01 января 2021 года, установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (п.п.2 п.3).

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции. К полномочиям Министерства относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 9.5 раздела 3.3 Положения).

Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как их кадастровая стоимость.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации <адрес> www/pravo.stavregion.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом субъекта с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>» и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура принятия нормативного правового акта <адрес> стороной административного истца не оспаривается.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 названной статьи, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из положений пункта 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 настоящей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется и предназначенным для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Проверяя соответствие оспариваемого в части Перечня на 2022 год нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела видно, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, пер.Совхозный,13б. Право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения земельного участка с «Станцией технического обслуживания автомобилей» от ДД.ММ.ГГГГ. Здание имеет назначение и наименование: Нежилое, «Станция технического обслуживания автомобилей», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Здание расположено в границах земельного участка площадью 1002 кв.м. с кадастровым номером по тому же адресу, с категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для строительства автомагазина». Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из позиции административного ответчика, выраженной как в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца, также в письменных возражениях на иск, следует, что принадлежащее административному истцу на праве собственности здание включено в оспариваемый Перечень на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, поименованного «для строительства автомагазина», то есть предусматривающего размещение торговых объектов.

Суд соглашается с данным доводом Министерства имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В настоящем деле множественность видов разрешенного использования земельного участка отсутствует, вид разрешенного использования земельного участка является четко определенным и прямо предусматривает использование расположенного на нем строения в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.

Из материалов реестрового дела и информационного сообщения филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-151 том 1) следует, что на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Для строительства автомагазина», сведения о котором внесены в ЕГРН в 2011 году, изначально в 2017 году прежним собственником ФИО5 возведен объект капитального строительства с наименованием – «Строительство автомобильного салона-магазина», сведения о котором внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Затем, по заявлению ФИО5 на основании постановления администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п наименование объекта недвижимости изменено на «Станция технического обслуживания автомобилей» и данные сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не предоставлены.

Согласно информационного сообщения администрации Труновского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 26 согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Донского сельсовета <адрес>, действующих до образования Труновского муниципального округа <адрес>, находится в зоне О2 «Зона делового, общественного и коммерческого назначения». Вид разрешенного использования «Станция технического обслуживания автомобилей» для данной территориальной зоны не предусмотрен. Постановлением администрации Труновского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены Правила землепользования и застройки Труновского муниципального округа <адрес>, согласно которым указанный земельный участок находится в зоне ОД «Зоны общественно-деловой застройки».

Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка истца соответствует кодам вида 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», либо 4.4 «Магазины» Классификатора видов разрешенного использования земельного участков, утвержденного Приказом Росреестра № П/0412 от ДД.ММ.ГГГГ

Изменение наименования нежилого здания, а также фактическое его использование под торговлю площадью не более 10% от общей площади здания правового значения для дела не имеют, поскольку основанием для включения спорного здания в Перечень на 2022 год является расположение здания на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торгового объекта, а не фактическое использование здания.

Предоставленные в материалы дела копии патентов на право применения патентной системы налогообложения, выданные налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ для применения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не отвечают требованиям относимости доказательств и не принимаются судом во внимание.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, спорный объект недвижимости, расположенный на земельном участке, предназначенном для размещения объекта торговли, несмотря на его переименование, отвечает условиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем законно включен административным ответчиком в оспариваемый Перечень.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующим с ДД.ММ.ГГГГ пункт 999 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Дата составления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ситькова О.Н.