ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-357/2023 от 26.10.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2023-000350-39

Дело № 3а-357/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 октября 2023 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Исцелемовой А.И., представителей административного истца ООО «Газпром теплоэнерго Киров» Киселева Д.В., Потапова М.В., Халтурина А.Е., действующих на основании доверенностей, представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Лозовой Е.Г., Михайловой Е.М., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующим Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края» № 246-т от 29 ноября 2022 года «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» (Нытвенский городской округ)» в части тарифа на поставляемую энергию с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023 (Приложение № 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края)

у с т а н о в и л

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 ноября 2022 № 246-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1, установлены обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, согласно приложению 2.

Постановление от 22 ноября 2022 года № 246-т опубликовано на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 02.12.2022, в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 50, 19.12.2022.

ООО «Газпром теплоэнерго Киров» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 ноября 2022г. № 246-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» (Нытвенский городской округ)» в части установления тарифов на тепловую энергию с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. (Приложение 2 к постановлению Министерства № 246-т).

В обоснование требований административного иска указано, что административный истец является исполнителем коммунальной услуги потребителям Нытвенского городского округа. В связи с изложенными обстоятельствами административный истец считает себя субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

При установлении оспариваемых тарифов на тепловую энергию для Общества Министерством не были учтены заявленные организацией расходы, которые регулирующий орган обязан был принять в расчет в силу требований нормативных актов, регулирующих тарифообразование в сфере теплоснабжения. С учетом предусмотренных в пункте 52 Основ ценообразования № 1075 оснований и расчетных формул, установленных Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э тариф на тепловую энергию с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. подлежал положительной корректировке на сумму 66850,27 тыс.руб., что складывалось из таких статей затрат как операционные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на топливо, электрическую энергию, воду, а также предпринимательская прибыль и недополученный доход. Документы в подтверждение указанных обстоятельств необходимости учета затрат и осуществления корректировки прилагались к заявлению Общества на установление тарифа на тепловую энергию с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. Регулирующий орган не учел подлежащую применению норму и исключил сумму корректировки из расчета тарифа на тепловую энергию.

При расчете тарифа с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. Министерством необоснованно исключены затраты Общества по статье «Средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки в целях соблюдения требований постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 № 400» в размере 37992,16 тыс.руб.. Перечень статей затрат и оснований для их включения либо исключения из состава расходов, учитываемых при формировании необходимой валовой выручки регулируемых организаций, определен основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э. Исключение экономически обоснованных расходов из необходимой валовой выручки нормами действующего законодательства не предусмотрено. Оспариваемое постановление в части утверждения тарифа на тепловую энергию с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. принято с нарушением требований закона, нарушает права административного истца, как исполнителя коммунальной услуги, поскольку утвержденный тариф не учитывает экономически обоснованные расходы организации.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом письменных пояснений.

Представители административного ответчика требования административных истцов не признали по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях и письменных пояснениях. Полагали, что нормативный правовой акт принят с соблюдением требований законодательства, обладающего большей юридической силой, порядок принятия и опубликования нормативного правового акта считали соблюденными.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту также – Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту также – Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту также – Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее по тексту также – Методические указания).

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии со статьей 17 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» (пункты 3.2.1.2 и 3.2.1.4 Положения) является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Оспариваемое административным истцом постановление регулирующего органа принято на заседании коллегиального органа, при наличии необходимого кворума, по результатам заседания правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края и опубликованы в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», что соответствует порядку, установленному указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 года № 170 «О Порядке опубликования правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, председателя Правительства Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, организации опубликования законов Пермского края».

Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Проверив доводы сторон с учетом материалов тарифного дела и представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление регулирующего органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ООО «Газпром теплоэнерго Киров» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии с использованием тепловых сетей на территории Нытвенского городского округа.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 ноября 2022 года № 246-т определены долгосрочные параметры регулирования общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» для формирования тарифов на тепловую энергию и установлены тарифы на тепловую энергию согласно приложению 2, на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023г..

Из экспертного заключения по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Газпром теплоэнерго Киров» на 2023-2025 годы следует, что органом регулирования не приняты к учету заявленные регулируемой организацией выпадающие доходы (корректировка) в размере 66850,3 тыс. руб. в связи с отсутствием надлежащего обоснования, а также средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки в целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 400, подлежащие учету при установлении тарифов в следующие периоды регулирования в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения составили 37992,16 тыс.руб..

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей в том числе следующие показатели:

- отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

- отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

- отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов.

Пунктом 13 Основ установлено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.

В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» установлено, что применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Из приведенной нормы следует, что превышение утвержденного постановлением правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.

В экспертном заключении содержится отрицательная корректировка необходимой валовой выручки организации в размере 37992,16 руб., в связи с чем тариф установлен в меньшем размере, чем экономически обоснованный тариф, что обусловлено соблюдением вышеприведенных положений законодательства о предельных индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Из пояснений представителей административного ответчика следует, что утверждение тарифа на экономически обоснованном уровне повлечет превышение предельного (максимального) индекса по муниципальному образованию, в обоснование указанных доводов представлен анализ платы граждан в разрезе муниципального образования «Нытвенский городской округ» (в сопостовимых условиях) с учетом п.37 постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 № 400.

Доводы представителей административного истца о том, что положения постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 № 400 не предусматривают возможность органу регулирования исключать из необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу действующего законодательства превышение утвержденного постановлением правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо, в связи с чем в отсутствие иных правовых механизмов соблюдения указанных требований закона, органом регулирования обоснованно проведена отрицательная корректировка в целях соблюдения Постановления № 400, при этом указано на учет неучтенных в спорном периоде средств при установлении тарифа в следующие периоды регулирования.

В связи с изложенным не могут являться основанием для признания оспариваемого постановления недействующим доводы административного иска в части отказа органа регулирования в проведении корректировки необходимой валовой выручки по отклонениям фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на сумму 66850,27 тыс.руб..

В экспертном заключении указано, что выпадающие доходы (корректировка), заявленная организацией в размере 66850,27 тыс.руб., не принята регулирующим органом к учету в связи с отсутствием надлежащего обоснования.

Согласно пункту 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров).

Пунктом 28 Правил установлено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Из материалов тарифного дела следует, что регулируемой организацией представлен расчет корректировки, документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность организации по регулируемому виду деятельности за 2021 год. При этом органом регулирования анализ представленных документов не проведен, дополнительные сведения в обоснование заявленной корректировки не запрашивались, в экспертном заключении конкретные мотивы отклонения заявленной корректировки либо ее части не приведены, расчет обоснованных расходов органом регулирования не производился, заявленная корректировка не учтена в полном объеме без приведения в экспертном заключении подробного обоснования отклонения указанной корректировки.

Из пояснений представителей административного ответчика следовало, что анализ документов, представленных регулируемой организацией в обоснование корректировки являлся нецелесообразным ввиду невозможности учета указанных расходов в связи с превышением предельного индекса платы граждан, что, по мнению суда, нельзя признать соответствующим требованиям Правил регулирования.

Вместе с тем, указанное обстоятельство в данном случае само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку, как установлено судом, органом регулирования проведена отрицательная корректировка необходимой валовой выручки организации с целью соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 400, в связи с чем положительная корректировка в размере, заявленном организацией либо в ином размере, не повлияла бы на расчет оспариваемого тарифа. При этом административный истец не лишен права заявить указанные расходы в следующих периодах регулирования.

С учетом указанных обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Киров» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующим Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 ноября 2022 года № 246-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной овтетственностью «Газпром теплоэнерго Киров» (Нытвенский городской округ)» в части тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям с 01 декабря 2022 по 31 декабря 2023г. (Приложение № 2 к Постановлению № 246-т от 29 ноября 2022г.) отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2023г.