Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область. 02 марта 2018 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
с участием прокурора Ганцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-35/18 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующим с момента официального опубликования Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» в части определения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 310-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок №2) и исключения границ земельных участков с условным обозначением,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований о признании недействующим с момента официального опубликования Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» в части определения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 310-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок №2) и исключения границ земельных участков с условным обозначением.
В административном исковом заявлении административные истцы указали, что Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки».
По мнению административных истцов Постановление Правительства Московской области от 26 декабря 2016 год № 993/47 в части определения границ участка № 2 озерно-болотного комплекса у д. Новинки не соответствует действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях и принято в нарушение ст.ст. 2, 22, 23, 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 2 ст. 27, ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 2, 16 Закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях».
Изменение границ государственного природного заказника принято в нарушение порядка, установленного ст. 14.1 Закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 6.2, 6.3 Положения об особенностях реорганизации, утвержденного Постановлением Московской области от 12.02.2008 г. №86/4.
Оспариваемым Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 г. № 993/47 в части определения границ участка №2 озерно-болотного комплекса у д. Новинки, была исключена часть земельных участков ранее входивших в описание границ заказника, объявленного Решением исполнительного комитета Московского областного совета от 07 августа 1981 года № 1025/1 «Об организации заказников в области» леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки». Изменение границ, режима, категории, значения является реорганизацией особо охраняемых природных территорий, что непосредственно определяется частью 1 статьи 14.1 Закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях».
Оспариваемым Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» были изменены границы особо охраняемой природной территории и произошло уменьшение площади в части не включения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 3 10-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок №2). Исключение части земельных участков ранее входивших в описание границ заказника нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду. По мнению административных истцов имела место реорганизация особо охраняемой природной территории.
В связи с тем, что по мнению административных истцов границы особо охраняемой природной территории были изменены оспариваемым Постановлением Правительства Московской области, имело место уменьшения площади государственного природного заказника, а также землеустроительные работы, которые осуществляются могут привести к значительному ущербу экосистеме заказника по ходатайству представителя административных истцов судом была назначена комплексная судебная эколого-землеустроительная экспертиза с целью проверки доводов административных истцов об изменении границ ООПТ в сторону уменьшения, которые могут повлечь за собой ущерб экосистеме заказника. Производство экспертизы поручено экспертам Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Суду представлено экспертное заключение, согласно которому границы Заказника «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» определены и установлены Решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15. Оспариваемым Положением территория заказника уменьшена, и при застройке территории, которая была исключена из заказника будет утрачена ее экологическое значение и природоохранная ценность, что приведет к деградации государственного природного заказника «Леса окрестностей ФИО4 и озерно - болотный комплекс у д. Новинки».
Представители административных истцов в судебном заседании требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснив, что ФИО1 является собственником земельных участков и дома, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Павло - Слободское, <...> и проживает на данной территории.
ФИО2 является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Павло - Слободское, <...> и проживает на данной территории.
ФИО3 является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Павло - Слободское, <...>, и проживает на данной территории.
Решением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15 «Об организации заказников в области» леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки были объявлены заказником с установлением цели использования - научное, учебное, эстетическое; областное: местообитание редких видов растений и животных; место проведения учебной практики студентов МГТИ и установлен бессрочный режим особой охраны.
Согласно Положению о заказнике, утвержденному решением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15 «Об организации заказников в области» территория заказника ограничена с юга трассой Москва - Рига, с востока дорогой, ведущей к дачному поселку. Территория заказника у д. Новинки включает примыкающие к деревне озера, лес на глубину до 1 км., а также прилегающие луга до 200 м. от края тростников.
В соответствии с Положением о заказнике (паспорт) установлен режим охраны, как запрещающий: расчистку леса и все виды рубок, в том числе санитарные; выпас и прогон скота; изменение гидрологического режима территории; распашку поймы; возведение новых построек, не связанное с учебными и научными целями; охоту; рыбную ловлю (кроме специально отведенных мест); сбор растений на букеты; устройство туристических стоянок, разведение костров; проведение массовок и других массовых мероприятий; засорение территории; въезд, автомототранспорта, остановка автомототранспорта на трассе Москва - Рига ближе, чем в 1 км от заказника.
Министерством экологии и природопользования Московской области в целях подготовки перечня координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат МСК - 50 для уточнения границ заказника на местности, актуализации информации об объектах охраны на территории заказника для внесения в Государственный кадастр недвижимости, в лице уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области, была размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru конкурсная документация к проведению открытого конкурса для последующего заключения государственного контракта. В конкурсной документации содержится техническая часть для заключения государственного контракта. Техническим заданием определены подготовительные, полевые, камеральные работы. В полевые работы входят уточнение прохождения границ ООПТ и их охранных зон (в соответствии с предварительными рабочими схемами границ ООПТ и охранных зон) по ориентирам, имеющимся на местности (включая границы земельных участков, границы лесных кварталов, водотоки, просеки, автодороги)); проведение работ природоохранного назначения - маршрутные и точечные обследования ООПТ и их охранных зон (в соответствии с предварительными схемами границ ООПТ и охранных зон (при наличии)): геологических, геоморфологических, почвенных, ботанических, зоологических, общеэкологических для сбора необходимой (недостающей) природоохранной информации о природных особенностях ООПТ и охранных зон (при наличии) с целью фиксации ценных природных комплексов и объектов, уточнения, дополнения и актуализации сведений в паспортах (положениях) ООПТ. Уточнение прохождения границ ООПТ и их охранных зон (при их наличии) по итогам фиксации ценных природных комплексов и объектов, уточнения, дополнения и актуализации сведений о состоянии ООПТ. Результатом выше названных работ будет являться составление рабочих схем границ ООПТ, уточнение перечня координат характерных (поворотных) точек границ ООПТ. Условия, определенные в Техническом задании, являются предметом для заключения государственного контракта.
Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Гринлайф Кадастровое Бюро» 21 сентября 2015 года был заключен Государственный контракт № 1313 - ЭКО на выполнение выше названных работ (оказание услуг) в соответствии с установленными требованиями в Технической части конкурсной документации. ООО «Гринлайф Кадастровое Бюро» должно было уточнить границы государственного природного заказника «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» на местности, а не изменить их.
По завершению работ по обследованию границ Заказника с использованием современных методов проведения геодезической съемки в системе МСК-50, по результатам указанных работ исполнителем разработаны материалы, предназначенные для занесения в государственный кадастр недвижимости данных о Заказнике и переданы в адрес Министерства экологии и природопользования Московской области. При этом, границы государственного природного заказника, определенные Решением исполнительного комитета Московского областного совета от 07 августа 1981 года № 1025/1, были изменены оспариваемым Постановлением, а не утверждены. Основания для принятия решения об изменения границ не указаны и не обоснованы данным нормативным правовым актом.
На территории Заказника до принятия оспариваемого Постановления были произведены технические работы по отсыпке грунта в целях осуществления строительства. В целях устранения противозаконных действий было направлено обращение в адрес Истринской городской прокуратуры Московской области. Истринской городской прокуратуры Московской области по фактам, изложенным в обращении была проведена проверка специалистами Министерства экологии и природопользования Московской области и администрации Истринского района согласно которой земельные участки, которые были созданы и, находящиеся вблизи озера в д. Новинки (коттеджный поселок «Павлово») входят в границы особо охраняемой природной территории областного значения государственный природный заказник «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», а один земельный участок занимает береговую полосу водного объекта на расстоянии до 4 - 5 метров от края тростников. Данный земельный участок, входит в описательные границы, установленные изначально в Положении о заказнике от 07 августа 1981 года. Изменения границ заказника в нарушение требований действующего законодательства в области особо охраняемых природных территорий привели к вырубки лесных насаждений и угрозе уничтожения животного и растительного мира, что подтверждается выводами комплексного (экспертного) экологического и землеустроительного исследования, произведенного ООО НПЦ «Лесное дело», представленное в материалы дела в качестве доказательства.
Представитель Правительства Московской области с требованиями, заявленными ФИО1, ФИО2, ФИО3 не согласилась. Пояснила, что земельные участки, которые, по мнению административных истцов, исключены из территории государственного природного заказника, сведения о которой содержатся в Положении о заказнике, утвержденном решением Исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15 «Об организации заказников в области», административным истцам не принадлежат. Административные истцы не обладают какими-либо правами на данные земельные участки. Административными истцами также не представлены доказательства нахождения в границах государственного природного заказника земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве.
Таким образом, действие Постановления № 993/47 на административных истцов не распространяется. Оспариваемым актом права и законные интересы административных истцов не затрагиваются и не нарушаются. Административные истцы не являются субъектами отношений, регулируемых Постановлением № 993/47.
Полномочия Правительства Московской области по утверждению положения (паспорта) особо охраняемых территорий областного значения, утверждению границ особо охраняемых территорий областного значения установлены статьей 6 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях».
В целях соблюдения порядка опубликования нормативных правовых актов, установленного частью 5 статьи 33 Закона Московской области № 23/2005-ОЗ, Постановление № 993/47 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 26 декабря 2016 года, в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 54, от 28 марта 2017 года, в издании «Информационный вестник Правительства Московской области № 4, от 13 апреля 2017 года.
Постановление № 993/47 принято в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях».
Положение о заказнике, утвержденное решением Исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15 «Об организации заказников в области» включает лишь описательную часть границ заказника, но не содержит сведений о координатах точек его границ.
Постановлением № 993/47 утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки, которым было приведено в соответствие требованиям действующего законодательства Положение о заказнике, утвержденное решением Исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15 «Об организации заказников в области», в части установления границ заказника в системе координат МСК-50 с целью внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением № 993/47 не изменены ни границы, ни режим, ни категория, ни значение особо охраняемой природной территории, в связи с чем доводы административных истцов о проведении процедуры реорганизации являются несостоятельными.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражала против удовлетворения требований, заявленных ФИО1, ФИО2, ФИО3, пояснив, что в соответствии с пунктом 8 и 9 статьи 124 КАС РФ, на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
д) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 6 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к полномочиям Правительства Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится утверждение положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения, утверждение границ особо охраняемых природных территорий областного значения.
В соответствии со статьей 33 Закона Московской области от 02 ноября 205 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий вправе издавать постановления и распоряжения, обеспечивать их выполнение.
Пунктом 59.2 Регламента Правительства Московской области, утвержденного Постановлением Губернатора МО от 02 июля 2003 года № 150-ПГ определено, что нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами, по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области отнесено к полномочиям Правительства, издаются в форме Постановлений Правительства.
Постановления Правительства издаются по вопросам, в том числе, утверждения положений, порядка, правил, регламентов, инструкций.
Пунктом 2 статьи 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года №230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» установлено, что порядок принятия постановлений и распоряжений Правительства Московской области устанавливается Регламентом Правительства Московской области.
При принятии Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» нарушений требований указанного Регламента допущено не было, в связи с чем в данной части законность оспариваемого нормативного правового акта не может быть поставлена под сомнение.
В соответствии со статьей 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», постановления Правительства Московской области подлежат официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и (или) в «Информационном вестнике Правительства Московской области», а также размещению (опубликованию) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.
Полный текст актов Правительства Московской области, опубликованный в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», в «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещенный (опубликованный) на интернет-портале Правительства Московской области, является официальным.
Постановления Правительства Московской области, подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу на следующий день после их опубликования, если иное не установлено самим постановлением Правительства Московской области.
Текст Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 26 декабря 2016 года, в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 54 28 марта 2017 года, в журнале «Информационный вестник Правительства МО» № 4 13 апреля 2017 года. Начало действия в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2016 года № 984/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» данный документ вступил в силу на следующий день после его официального опубликования, а именно 27 декабря 2016 года.
Положения оспариваемого нормативно правового акта, включая его части, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: положениям Федерального закона от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», положениям Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Административные истцы оспаривают нормативный правовой акт в части описания границ участка № 2 озерно-болотного комплекса у д. Новинки. Однако, земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, не расположены в границах государственного природного заказника областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», установленных в соответствии с действующим законодательством, режим особой охраны на них не распространяется. Ограничений, обременений в отношении участков административных истцов не установлено, их права принятым нормативно-правовым актом не ограничены и не нарушены.
Кроме того, в отношении административных истцов в указанной части оспариваемый нормативно-правовой акт не применяется, субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом в указанной части, они не являются.
Ссылка административных истцов на нарушение их прав по причине отсыпки грунта на спорных участках в данном случае не является нарушением их прав поскольку отсыпка грунта производилась в 2015 году, как следует из самого заявления. Вместе с тем, оспариваемое Постановление Правительства Московской области было принято 26 декабря 2016 года.
Также не состоятелен довод административных истцов о том, что Правительство Московской области, исключив часть земельных участков из границ заказника в процессе принятия оспариваемого нормативного правового акта, должно было провести процедуру реорганизации заказника, так как с в соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Для внесения соответствующих сведений в кадастр необходима информация о границах особо охраняемой природной территории в географической системе координат или системе координат МСК-50, которая была получена в результате выполнения работ по государственному контракту № 1313-ЭКО на основании границ государственного природного заказника «Леса окрестностей АБС����������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�†�›�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????��?????????�??????????�??????????�?????????
Пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года № 42 предусмотрено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек, что и было выполнено в рамках исполнения государственного контракта.
Оспариваемым нормативно-правовым актом заказник не создавался, его границы, категория и режим не изменялись, а приводились в соответствие с требованиями действующего законодательства, в частности, для внесения сведений об особо охраняемой природной территории в государственный кадастр недвижимости необходимо описание местоположения его границ, которое должно быть выполнено в виде списка координат характерных точек в системе координат МСК-50.
Оспариваемым нормативно-правовым актом было утверждено положение о Заказнике, в котором было приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства Положение о заказнике, утвержденное ранее решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15 в части установления его границ в системе координат МСК-50, что не могло привести к реорганизации Заказника.
В соответствие со статьей 14.1 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения.
Чтобы изменить границы заказника необходимо предварительно определить их местоположение. Первоначальное месторасположение границ заказника содержится в описательной части решения исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 №1025/15, из которого представляется возжным установить описательную часть границ заказника, но не представляется возможным определить координаты их местоположения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом границы заказника на момент утверждения положения о нем не были определены на местности в системе координат МСК-50 (в соответствии с требованиями действующего законодательства), а носили лишь описательный характер.
Кроме того, административными истцами не представлены надлежащие доказательства того, что спорные земельные участки, входили в границы заказника до утверждения Положения о нем, а, следовательно, и доказательства того, что не включение спорных участков влечет изменение границ особо охраняемой природной территории, также отсутствуют.
Проект Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», представленный административными истцами с письмом Министерства экологии и природопользования Московской области, таким доказательством являться не может, так как указанный документ является исключительно проектом, ни кем не утвержденным и не подписанным уполномоченным органом - Правительством Московской области. Юридической силы указанный документ не имеет.
Ссылка административных истцов на ответ Истринской городской прокуратуры Московской области №360ж-2015 от 29 июля 2015 года, подготовленный по результатам проведенной Министерством экологии и природопользования Московской области проверки, не может быть принят судом во внимание как надлежащее доказательство вхождения участков в границах заказника. Так, по состоянию на 2015 год сведения о координатах местоположения границ заказника отсутствовали, определение границ участка осуществлялось на основании анализа описательной части границ, изложенной в Положении о заказнике, утвержденной решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15.
Кроме того, в административном исковом заявлении не указано, в чем именно выразилось не соответствие Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о Государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» требованиям ст. ст. 2, 23, 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 2 ст. 27, 95 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 2, 16 Закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях». Оспариваемый нормативный акт не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Представитель заинтересованного лица ФИО10 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что административные истцы не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», а поэтому не имеют права обращаться с соответствующим административным иском. Факт наличия права собственности на земельные участки вблизи ООПТ на правоотношения владения, пользования и распоряжения земельными участками не влияет. Право на благоприятную окружающую среду конкретных граждан Постановление Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 в оспариваемой части не нарушает, так как установление, закрепление и защита сформированного в соответствии с требованием федерального законодательства участка в качестве природного заказника является гарантией на благоприятную окружающую среду, а не угрозой для нее.
Кроме того, административные истцы выбрали ненадлежащий способ защиты права. Из текста заявления усматривается, что фактически основаниями для оспаривания Постановления МО послужили обстоятельства изменения границ особо охраняемой природной территории, а также строительство на соответствующих территориях, противоречащая целям создания природного заказника, что по сути являются спором о праве. Ссылаясь на решение исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года № 1025/15, административные истцы полагают, что нарушена процедура и порядок реорганизации заказника. Ссылаются на Положение об особенностях реорганизации и упразднения государственных природных заказников и памятников природы областного значения, утвержденным Постановлением Правительства МО от 12 декабря 2008 года № 86/4. Также ссылаются на нормативные акты субъекта федерации (Московской области) и не указывают, какому закону федерального уровня противоречит оспариваемое Постановление МО.
Представитель заинтересованного лица ООО «Роза ветров-оператор» с требованиями, заявленными ФИО1, ФИО2, ФИО3 не согласилась. Пояснила, что Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 не изменены границы охраняемой природной территории (ООПТ), установленные Решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15, поскольку Решение исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15 не устанавливало границы ООПТ, включало лишь описательную часть границ заказника, и не содержало сведений о координатах его границ.
Кроме того административные истцы не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», и не имеют права обращаться с соответствующим административным иском. Наличие на праве собственности земельных участков вблизи ООПТ на правоотношения владения, пользования и распоряжения земельными участками не влияет. Право административных истцов на благоприятную окружающую среду не нарушено оспариваемым Постановлением, так как не изменены ни границы, ни режим, ни категория, ни значение особо охраняемой природной территории, а сформирован участок в соответствии с требованием федерального законодательства в качестве природного заказника. Кроме того, административные истцы выбрали ненадлежащий способ защиты права, поскольку имеет место спор о праве.
Заинтересованное лицо ФИО11 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В представленных суду письменных возражениях с требованиями, заявленными ФИО1, ФИО2, ФИО3 не согласилась, указав, что оспариваемым Постановлением Правительства МО были уточнены и описаны границы ООПТ областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», что отнесено к полномочиям органа исполнительной власти Московской области.
Решением от 1981 года конкретные границы заповедника закреплены не были и имели лишь описательный характер. Тогда как, в обжалуемом Постановлении указаны конкретные географические точки. Каких либо ограничений или обременений для земельных участков административных истцов, обжалуемое Постановление не несет, их права и законные интересы не ограничиваются и не ущемляются. В отношении административных истцов оспариваемый нормативно-правовой акт в оспариваемой части не применяется, субъектами отношений, регулируемых обжалуемым постановлением, они не являются.
По мнению прокурора, Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» границы заказника приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушают права, законные интересы административных истцов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки». Данное Постановление опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 26 декабря 2016 года, в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 54, 28 марта 2017 года, в издании «Информационный вестник Правительства Московской области № 4, 13 апреля 2017 года.
В соответствий со ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 6 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к полномочиям Правительства Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится утверждение положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения, утверждение границ особо охраняемых природных территорий областного значения.
В соответствии со статьей 33 Закона Московской области от 02 ноября 205 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий вправе издавать постановления и распоряжения, обеспечивать их выполнение.
Положение о заказнике (паспорт) «Леса окрестностей агробиостанции Павловская слобода (АБС) и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» утверждено Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов от 07.08.1981 № 1025/15.
В части информации о границах Заказника Положение содержит следующую информацию. Определён объект, охраняемый режимом Заказника, и его характер: «Леса окрестностей агробиостанции Павловская Слобода (АБС) и озерно-болотный комплекс у д. Новинки». Приведено краткое описание границ Заказника: «Территория, прилегающая к АБС, ограничена с севера лесной опушкой, с запада – р. Рудника, включая пойму, далее за р. Беляйка по опушке леса; с юга – трассой Москва-Рига, с востока – дорогой, ведущей к дачному поселку. Территория у д. Новинки включает примыкающие к деревне озера, лес на глубину до 1 км., а также прилегающие луга до 200 м. от края тростников».
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Для внесения соответствующих сведений в кадастр необходима информация о границах особо охраняемой природной территории в географической системе координат или системе координат МСК-50, которая получена в результате выполнения работ по государственному
контракту № 1313-ЭКО. В результате проведенных работ были установлены границ государственного природного заказника «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», которые соответствуют описанию границ, содержащихся в Положении о заказнике утвержденном решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07.08.1981 № 1025/15.
Пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, предусмотрено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек.
Оспариваемым нормативно-правовым актом Положение о заказнике, утвержденное решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15, приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства в части установления его границ в системе координат МСК-50.
Довод административных истцов о том, что имело место изменение границ заказника, что на основании ст. 14.1 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» является его реорганизацией, процедура проведения которой не соблюдена, не состоятелен.
В соответствие со статьей 14.1 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения.
Режим охраны заказника не претерпевал изменений с момента его создания. Оспариваемым Постановлением границы заказника приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем доводы административных истцов в указанной части не обоснованы, поскольку для изменения границ заказника необходимо предварительно определить их местоположение.
В связи с тем, что по мнению административных истцов границы особо охраняемой природной территории были изменены оспариваемым Постановлением Правительства Московской области, имело место уменьшения площади государственного природного заказника, а также землеустроительные работы, которые осуществляются могут привести к значительному ущербу экосистеме заказника по ходатайству представителя административных истцов судом была назначена комплексная судебная эколого-землеустроительная экспертиза с целью проверки доводов административных истцов об изменении границ ООПТ в сторону уменьшения. К заключению судебной комплексной эколого-землеустроительной экспертизы выполненному ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» суд относится критически. Исходя из исследовательской части заключения экспертизы, границы заказника определялись экспертами на основании анализа открытых данных космической съемки от 24 августа 1984 года и 09 октября 2005 года и данных ФГИС ЕГРН об основных характеристиках (координаты, поворотные точки) земельных участков. Достоверность расшифровки данных космической съемки применительно к рассматриваемой территории в части определения точных координат края тростника вызывает обоснованные сомнения. Определяя, таким образом границу, эксперты принимают за основу расстояние 200 метров от края тростника, в то время как в решении исполнительного комитета граница установлена на расстоянии до 200 метров от края тростников, минимальное значение при этом не определено. Обоснования, по каким причинам принято расстояние именно 200 метров, в экспертном заключении не приведено. Более того эксперты не выходили на местность и непосредственно на местности не устанавливали расположение объектов по которым описаны границы заказника в Положении утвержденном решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07.08.1981 № 1025/15.
Из описания границ заказника, содержащегося в решении исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 года №1025/15, не представляется возможным установить координаты их местоположения. Приведенные границы заказника не определены на местности, носят лишь описательный характер. Такие ориентиры как опушка леса, край тростника являются подвижными, могут изменяться с течением времени и в зависимости от климатических условий. Более того, применительно к населенному пункту д. Новинки решением исполнительного комитета граница особо охраняемой природной территории определена по линии примыкающих к деревне озер, что соответствует границам, установленным оспариваемым Постановлением.
Государственный контракт на выполнение работ по разработке материалов для занесения в Государственный кадастр недвижимости данных об особо охраняемых природных территорий областного значения был заключен 21 октября 2015 года с ООО «Гринлайф Кадастровое Бюро» (Том 3 Л.Д. 67).
Специалист ФИО12, осуществляющий геодезическую деятельность, имеющий диплом инженера землеустроителя, допрошенный в судебном заседании 02 марта 2018 года пояснил, что в экспертном заключении не указаны методы определения границ заказника, поэтому данное заключение не может быть объективным. Существует четыре метода определения границ: картографический метод, геодезический, метод геодезических спутниковых измерений и аналитический метод. Границы должны быть определены одним из данных методов. Для того, чтобы определить границы по снимку из космоса возможно применение двух методов: аналитический и картографический. Для этих методов существуют погрешности, но об этом в экспертном заключении не указано. Как определялись границ, к какой точки привязки и откуда взят космический снимок, в экспертном заключении не указано. В 2016 году границы данного заказника были установлены методом геодезических спутниковых измерений. Чтобы оспорить такие границы необходимо применять только такой же метод, а для этого необходимо выезжать на местность. В 1981 году границы заказника не были установлены, они были только описаны, однозначно их идентифицировать не возможно.
По мнению суда в 2016 году не имело места изменение границ заказника, его режима, категории и значения, соответственно оснований для проведения процедуры реорганизации не имелось. Оспариваемым Постановлением границы заказника приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» было принято компетентным органом, в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Московской области, оснований для признания Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» недействующим не имеется. Требования, заявленные ФИО1, ФИО2, ФИО3, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующим с момента официального опубликования Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года № 993/47 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике областного значения «Леса окрестностей ФИО4 и озерно-болотный комплекс у д. Новинки» недействующим в части определения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 310-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок №2) и исключения границ земельных участков с условным обозначением:
Номер кластера | N | X, м | Y, м |
1 | 1 | 476641,44 | 1353926,57 |
2 | 476659,39 | 1353923,01 | |
3 | 476691,14 | 1353919,04 | |
4 | 476758,61 | 1353926,98 | |
5 | 476811,53 | 1353941,53 | |
6 | 476894,87 | 1353971,96 | |
7 | 476993,61 | 1354021,67 | |
8 | 477009,87 | 1354031,88 | |
9 | 477083,02 | 1354085,06 | |
10 | 477114,78 | 1354116,81 | |
11 | 477137,79 | 1354154,12 | |
12 | 477148,66 | 1354177,5 | |
13 | 477146,33 | 1354178,09 | |
14 | 477090,49 | 1354192,04 | |
15 | 477077,53 | 1354195,28 | |
16 | 477066,24 | 1354162,34 | |
17 | 477054,21 | 1354127,25 | |
18 | 477029,41 | 1354098,58 | |
19 | 477003,44 | 1354092,09 | |
20 | 476994,82 | 1354082,39 | |
21 | 476939,93 | 1354020,66 | |
22 | 476910,69 | 1354016,18 | |
23 | 476871,81 | 1354010,23 | |
24 | 476836,43 | 1354004,81 | |
25 | 476793,15 | 1353998,18 | |
26 | 476737,06 | 1353989,59 | |
27 | 476668,76 | 1353979,13 | |
28 | 476646,23 | 1353975,68 | |
29 | 476641,44 | 1353926,57 | |
2 | 30 | 477163,99 | 1354210,48 |
31 | 477164,88 | 1354212,74 | |
32 | 477186,21 | 1354266,83 | |
33 | 477186,94 | 1354271,23 | |
34 | 477180,04 | 1354272,84 | |
35 | 477182,76 | 1354292,92 | |
36 | 477189,42 | 1354326,58 | |
37 | 477203,68 | 1354366,68 | |
38 | 477200,3 | 1354373,17 | |
39 | 477187,15 | 1354375,5 | |
40 | 477188,81 | 1354384,35 | |
41 | 477199,54 | 1354441,51 | |
42 | 477148,64 | 1354441,77 | |
43 | 477128,05 | 1354441,87 | |
44 | 477075,23 | 1354439,36 | |
45 | 477045,46 | 1354423,49 | |
46 | 477035,2 | 1354388,43 | |
47 | 477050,26 | 1354357,37 | |
48 | 477067,28 | 1354322,28 | |
49 | 477088,77 | 1354310,28 | |
50 | 477101,93 | 1354302,94 | |
51 | 477138,39 | 1354282,59 | |
52 | 477151,61 | 1354197,93 | |
53 | 477151,61 | 1354185,87 | |
54 | 477151,61 | 1354183,85 | |
55 | 477162,89 | 1354208,12 | |
56 | 477163,99 | 1354210,48 | |
4 | 97 | 475879,37 | 1354516,57 |
98 | 475840,2 | 1354489,87 | |
99 | 475820,71 | 1354477,49 | |
100 | 475769,91 | 1354461,61 | |
101 | 475729,43 | 1354452,88 | |
102 | 475713,56 | 1354444,15 | |
103 | 475712,76 | 1354437,8 | |
104 | 475715,14 | 1354410,81 | |
105 | 475731,82 | 1354393,35 | |
106 | 475783,21 | 1354349,98 | |
107 | 475783,3 | 1354348,87 | |
108 | 475785,82 | 1354347,78 | |
109 | 475848,27 | 1354401,12 | |
110 | 475883,34 | 1354433,34 | |
111 | 475900 | 1354450 | |
112 | 475938,7 | 1354480,99 | |
113 | 475959,34 | 1354498,34 | |
114 | 475978,9 | 1354552,96 | |
115 | 475993,99 | 1354618,41 | |
116 | 475968,75 | 1354628,23 | |
117 | 475932,63 | 1354624,42 | |
118 | 475907,44 | 1354566,96 | |
119 | 475885,22 | 1354525,69 | |
120 | 475881,56 | 1354522,77 | |
121 | 475879,37 | 1354516,57 | |
5 | 122 | 476010,58 | 1353988,99 |
123 | 476018,98 | 1353996,41 | |
124 | 476025,12 | 1354003,06 | |
125 | 475996,33 | 1354019,96 | |
126 | 475989,53 | 1354015,56 | |
127 | 475999,52 | 1354004,98 | |
128 | 476010,58 | 1353988,99 |
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Терещенко А.А.