РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием представителя административного истца ООО «Меркурий» Осипова А.В., действующего на основании доверенности от 01.06.2018 сроком действия по 31.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №3а-35/2018 по административному исковому заявлению ООО «Меркурий» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Администрации Томской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Меркурий» обратилось в Томский областной с иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово и с кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв., расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск в размере равном их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово и плательщиком земельного налога. Также ООО «Меркурий» на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 309 от 17.05.2010 владеет земельным участком с кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв., расположенного по адресу, ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск. На данном земельном участке расположена АЗС, собственником которой является ООО «Меркурий». АЗС является объектом недвижимости в связи, с чем истец обладает правом выкупа указанного земельного участка.
На основании выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) от 06.07.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером70:14:0100035:17 утверждена актом Управления Росреестра от 07.06.2018 по состоянию на 01.01.2009 в размере 3940140 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:220020810:6 утверждена постановлением Администрации Томской области № 2А от 17.01.2012 по состоянию на 01.01.2009 в размере 5915000 рублей.
Вместе с тем рыночная стоимость земельных участков по состоянию на момент определения их кадастровой стоимости 01.01.2009 согласно отчету № 350-А/2018 от 09.07.2018, подготовленному ООО « Бюро оценки «ТОККО», составляет в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:17 - 3528000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:220020810:6 - 2703000 рублей.
Полагал нарушенными свои права установлением кадастровой стоимости земельных участков, в размере превышающем их о рыночную стоимость, так как размер кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на размер земельного налога и выкупной цены земельного участка.
Просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости определённой представленным отчетом на дату на которую установлена их кадастровая стоимость - на 01.01.2009.
На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков Управления Росреестра по Томской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области, представителя Администрации Томской области, представителя заинтересованного лица муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Меркурий» Осипов А.В. исковые требования поддержал и просил установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово, в размере равном его рыночной стоимости 3528000 рублей, кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв.м, расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск, в размере равном его рыночной стоимости 2703000 рублей по состоянию на 01.01.2009г.. Также заявил ходатайство о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости мотивируя его тем, что очередная кадастровая стоимость по истечении 5 лет утверждена не была, оспариваемая кадастровая стоимость продолжает применяться, в связи с чем нарушает права и интересы ООО «Меркурий».
Представитель Управления Росреестра по Томской области в представленном отзыве оставила вопрос об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, на усмотрение суда.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в представленном отзыве не возражала против удовлетворения требований, и указала, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является по делу надлежащим ответчиком.
Представитель Администрации Томской области в представленном отзыве указала, что постановлением Администрации Томской области № 2А от 17.01.2012 действительно были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков при утверждении кадастровой стоимости в рамках предоставленных Администрации полномочий действий, нарушающих права и законные интересы административного истца не совершала. В тоже время ответчик не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.
Представитель заинтересованного лица «муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск представил отзыв, в котором указал, что истцом пропущен установленный ст. 245 Кодекса административного судопроизводства срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. Кроме то, поскольку земли, ЗАТО Северск являются ограниченными в обороте, то истца отсутствует право выкупа земельного участка.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования об установлении кадастровой стоимости нежилого строения в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 06.08.2018 ООО «Меркурий» является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования для строительства автозаправочной станции.
Постановлением Администрации Томской области № 2А от 17.01.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Томской области. В том числе и данного земельного участка в размере 8336856, 94 рублей. Указанным Постановлением кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2009г.
В соответствии с положениями ст. 24.19, 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решением Управления Росреестра по Томской области № 70/18-5456 от 08.06.2018 исправлена техническая ошибка выразившееся в применении неподлежащего применению удельного показателя при определении кадастровой стоимости земельного участка и кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 3940140 рублей. Указанное согласуется с данными отраженными в справке о кадастровой стоимости земельного участка ФГБУ ФКП Росреестра от 06.07.2018, согласно которой кадастровая стоимость на момент обращения в суд определена в размере 3940140 рублей по состоянию на 01.01.2009.
ООО «Меркурий» является плательщиком земельного налога в силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которого исчисляется исходя из результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, что указывает на заинтересованность административного истца в установлении размера кадастровой стоимости участка как налогооблагаемой базы.
При таких обстоятельствах обращение административного истца в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2014 года в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.
На основании договора аренды № 309 от 17.мая 2010 ООО «Меркурий» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв., расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск. Указанный участок предоставлен в аренду для эксплуатации и обслуживания сооружения АЗС (л.д. 12 т.1).
Согласно выписки из ЕГРН ООО «Меркурий» является собственником объекта недвижимости сооружения АЗС с кадастровым номером 70:22:000000:204 расположенного на указанном выше земельном участке.
В силу положений п.6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу положений ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Доводы заинтересованного лица о необоснованности требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 70:220020810:6 находится в границах закрытого административно-территориального образования ЗАТО Северск и в силу положений подп.6 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является земельным участком ограниченным в обороте не основаны на законе.
Так, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается указанным Кодексом, федеральными законами (пункты 1, 2 и 3).
Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 27 приведенного Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не указанные в пункте 4 этой статьи в границах закрытых административно-территориальных образований.
Таким образом, к землям, изъятым из оборота, относятся не все земли закрытых административно-территориальных образований, а исключительно те земельные участки, которые заняты находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того что на указанном земельном участке расположены объекты, находящиеся в федеральной собственности суду не представлено.
Кроме того, истец, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, независимо от реализации им права выкупа земельного участка, имеет преимущественное право на заключение договора аренды.
В силу положений п. 3.4. договора аренды указанного земельного участка ставки арендной платы изменяются арендатором в одностороннем порядке ежегодно, в связи с принятием Думой городского округа ЗАТО Северск решения, устанавливающего порядок определения размера арендной платы за землю.
Решением Думы ЗАТО от 30.08.2007 № 37/5 установлен порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за землю на территории ЗАТО Северск.
В силу положений п.1 и п.2 данного порядка арендная плата определяется на основании показателя кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает законные права и интересы административного истца, и он имеет право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановление Администрации Томской области № 2А от 17.01.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Томской области по состоянию на 01.01.2009, в том числе земельного участка с кадастровым номером 7022:000000:6, а также удельные показатели кадастровой стоимости в разрез-е групп видов разрешённого использования исходя из которого определена кадастровая стоимость земельного с кадастровым номером 70:14:0100035:17.
Так как очередная государственная кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Томской области в срок, установленный ст. 24.12 Федерального закона не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить ООО «Меркурий» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «Меркурий» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.08.2018 (л.д. 10-11 т.1)
Также ООО «Меркурий является арендатором земельного участка с кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв.м, расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск, что подтверждается нотариально заверенной копией договора аренды № 309 от 17.05.2010 (л.д. 12-13).
Также ООО «Меркурий» является собственником сооружения АЗС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 70:220020810:6, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.08.2017 (л.д. 97 т.1).
Согласно выпискам из ЕГРН от 06.07.2018 и копии решения Управления Росреестра по Томской области от 08.06.2018 кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена постановлением Администрации Томской области № 2А от 17.01.2012 и на основании удельных показателей кадастровой стоимости утверждённых данным постановлением.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта, который в силу требований ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ прилагается к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В ходе судебного заседания в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости земельных участков был представлен: отчет ООО «Бюро оценки «ТОККО» № 350А/2018 от 09.07.2018, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово, составляет 3528000 рублей, по состоянию на 01.01.2009г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:220020810:6 площадью 4257 кв.м, расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск, составляет 2703000 рублей, по состоянию на 01.01.2009г.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, установлено, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Согласно пунктам 11, 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования статей 15, 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены, поскольку указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, обладающим специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки.
Ответственность оценщика Хлопцова Д.М. застрахована в установленном законом порядке и размере. Он обладает специальными познаниями и является членом саморегулируемой организации оценщиков (л.д. 78-85 т.1).
Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на 01.01.2009, то есть на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков, в частности, его площади, категории, виде разрешенного использования, месте расположения которая документально подтверждена.
Оценщик произвел анализ рынка предложений земельных участков Томской области и г. Томска, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. При проведении оценки земельных участков оценщиком использован предусмотренный законодательством об оценочной деятельности подходы сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, а также мотивировано решение об отказе от использования доходного и затратного подходов оценки.
Из предложений по продаже, земельных участков оценщиком выбрано три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки.
При выборе объектов-аналогов оценщик использовал данные электронной базы данных Oris и данные официального сайта Росреестра.
В отчете присутствуют скриншоты базы данных Oris, что позволяет делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки, что соответствует требованиям п.11 ФСО №3.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельных участков. На различия между объектом оценки с объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке № 350А/2018 от 09.07.2018 величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:22:0020810:6 в размере 2703 000 рублей и с кадастровым номером 70:14:0100035:17 в размере 3528000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
В соответствии с требованиями ст. 24.18, 24.20 13 и п.1 ч.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Датой подачи соответствующего заявления в суд является 21 августа 2018 года.
При этом суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», поскольку указанный орган государственной власти не является надлежащим административным ответчиком по данному административному делу. ФГБУ «ФКП Росреестра» не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Меркурий» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Администрации Томской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером 70:14:0100035:17 площадью 6000 кв.м расположенного по адресу Томский район окр. Д. Петрово, в размере равном его рыночной стоимости 3528000 рублей, по состоянию на 01.01.2009г., для применения в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером 70:22:0020810:6 площадью 4257 кв.м, расположенного по адресу ЗАТО Северск, Автодорога Северск-Томск, в размере равном его рыночной стоимости 2703000 рублей, по состоянию на 01.01.2009г., для применения в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 21 августа 2018 года.
В удовлетворении требований ООО «Меркурий» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Томского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий