3а- 35\2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
17 июля 2018 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Клевцовой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Макаровой Е.А.,
с участием представителя административного истца Лобзова А.В. – Подлесной Ю.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя заинтересованного лица - администрации Курского района Курской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. - Жиляева Р.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лобзова А.В. к Администрации Курской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л
Лобзов А.В. в лице своего представителя по доверенности Подлесной Ю.А. обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, из земель сельхозназначения, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска указано, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца как собственника и препятствует переводу участка в другую категорию земель.
В судебном заседании представитель административного истца Подлесная Ю.А. заявленный иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации Курского района Курской области - Жиляев Р.Г. не возражал против удовлетворения административного иска.
В предыдущем судебном заседании представитель администрации Курской области Епишева А.В. также не высказала возражений против удовлетворения административного иска.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило. В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Администрации Курской области от 07 декабря 2012 г. № 1066-па утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков (учтенных в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на 1 января 2012 г.) в составе земель сельскохозяйственного назначения Курской области.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Курской области, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно положениям статьи 8 (части1-5) Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости ( пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лобзов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2012 г. была установлена в размере <данные изъяты> рублей на основании постановления Администрации Курской области от 07 декабря 2012г. № 1066-па и размер этой стоимости определен путем массовой оценки.
23.03.2018 г. Лобзов А.В. обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области. Уведомлением замещающего секретаря Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. № заявление Лобзова А.В. не принято к рассмотрению, поскольку подано с нарушением пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.
Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ ( в ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В силу части 2 статьи 7 указанного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Администрации Курской области от 07 декабря 2012 № 1066-па утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков (учтенных в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на 1 января 2012 г.) в составе земель сельскохозяйственного назначения Курской области, а также средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам (городским округам) Курской области.
Средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Курскому муниципальному району Курской области в соответствии с данным постановлением составляет 3,81 руб./ кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и подтверждает наличие у истца законного интереса в установлении в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных правовых норм обстоятельством, имеющим значение для разрешения заявленного административного иска, является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2012 года. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, илим в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).
Таким образом, установление рыночной оценки, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, на уточнение массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу истца проведена оценка земельного участка.
Согласно представленному отчету№, выполненному 26 февраля 2018 года оценщиком - индивидуальным предпринимателем ФИО11. об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере <данные изъяты>.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что в отчете об оценке от 26 февраля 2018 года № проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик правомерно использовал сравнительный подход, при этом отказ от доходного и затратного подхода в отчете мотивирован, также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. В отчете отражена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объекту оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.
В пояснительном письме к отчету № от 12 июля 2018 г. оценщик указал, что в отчете на страницах 14,16,23 допущена техническая опечатка, так как объект оценки ошибочно указан, как относящийся к земельным участкам «населенных пунктов», но для расчета было использована фактическая, указанная в документах категория земли: «земли сельскохозяйственного назначения». В соответствии с чем и были подобраны подходящие аналоги и корректировки, принятые при составлении расчетной таблицы.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельного участка выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета от 26 февраля 2018 года № и опровергнуть выводы отсутствуют, ходатайство о назначении судебной экспертизы сторонами не заявлялось, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости. В связи с чем, требования Лобзова А.В. подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Принимая во внимание, что Лобзов А.В. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области с заявлением 23 марта 2018 года, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г., применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Лобзова А.В. к Администрации Курской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2012 года в размере, равном его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Лобзовым А.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 23 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Курского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Курского
областного суда: Г.П. Клевцова