ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/18 от 29.11.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-35/2018

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Зуйковой А.А.,

с участием прокурора Заболоцкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калинина Д.В. о признании пункта Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) , недействующим с момента его принятия,

установил:

(дата) Администрацией Смоленской области принято постановление «Об утверждении Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) », опубликованное (дата) в печатном издании «Смоленская газета», .

Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) в пункт Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от (дата) (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от (дата) , от (дата) , от (дата) ), внесены следующие изменения: абзац первый дополнен предложением следующего содержания: «При определении очередности рожденного (усыновленного) в семье ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату (далее - очередной ребенок), в семье учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью очередного ребенка; предыдущие дети отца очередного ребенка, в том числе усыновленные им, в случае смерти матери предыдущих детей, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении предыдущих детей, отмены усыновления ею предыдущих детей, совершения матерью в отношении предыдущих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности».

Оспариваемая редакция опубликована в печатном издании «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», (дата) , (часть ), с. .

Действующая в настоящее время редакция нормативного правового акта утверждена Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от (дата) ».

Указанная редакция опубликована (дата) на официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты>.

Калинин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пункта Постановления Администрации Смоленской области от (дата) «Об утверждении Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) » недействующим с момента его принятия.

Уточнив заявленные требования, Калинин Д.В. просит признать пункт Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) , недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность учитывать в качестве предыдущих детей отца для назначения ему ежемесячной денежной выплаты ребенка, в отношении которого мать не лишена родительских прав, при обстоятельствах, когда место жительства ребенка определено местом жительства отца, и с матери ребенка в пользу отца на содержание данного ребенка взысканы алименты.

В обоснование указывает, что является отцом троих детей: Калинина Я.Д., умершего (дата) , Калининой Арины Дмитриевны и Калинина Андрея Дмитриевича. Решением от (дата) отдела социальной защиты населения в г. Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию Калинину Д.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей на основании того, что мать второго ребенка Калинина Е.А., брак с которой им расторгнут, в отношении второго ребенка не лишена родительских прав. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) по гражданскому делу Калинину Д.В. отказано в удовлетворении требования к Департаменту о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка на основании пункта Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) (далее – Порядок).

Полагает, что пункт Порядка нарушает его права и законные интересы, а также права и интересы его несовершеннолетних детей на получение социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

В судебное заседание административный истец Калинин Д.В., надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, его представитель Пайко С.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Смоленской области Хуртина Ю.Н. предъявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному и областному законодательству, принят уполномоченным органом, процедура его принятия и опубликования была соблюдена.

Представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. поддержала позицию административного ответчика, полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления. Указала, что суть административного иска сводится к оспариванию вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) по гражданскому делу , которым отказано в удовлетворении иска Калинина Д.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на меру социальной поддержки и возложении обязанности по назначению выплаты.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ № 606) принят в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента РФ № 606 Правительство Российской Федерации обязано осуществлять, начиная с (дата) , софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Пунктом 2 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до (дата) нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после (дата) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В силу части 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 20.08.2012 № 60-з «О мере социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей на территории Смоленской области» (далее – Закон Смоленской области № 60-з) право на меру социальной поддержки, установленную настоящим областным законом, возникает при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения) в (дата) .

Согласно части 3 статьи 2 Закона Смоленской области № 60-з при возникновении права на меру социальной поддержки, установленную настоящим областным законом, не учитываются: дети, которые находятся на полном государственном обеспечении; дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или отменено усыновление.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Смоленской области № 60-з ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьей 1 настоящего областного закона (далее - ежемесячная денежная выплата), предоставляется семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает <данные изъяты> в (дата) , <данные изъяты> в (дата) , <данные изъяты> в (дата) , <данные изъяты> в (дата) .

Ежемесячная денежная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей), совместно проживающему с рожденными (рожденными и усыновленными) в (дата) третьим ребенком или последующими детьми, на каждого из указанных детей до достижения им возраста трех лет.

Частью 3 статьи 5 Закона Смоленской области № 60-з установлено, что порядок предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной настоящим областным законом, в части, не урегулированной настоящим областным законом, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

Как следует из материалов дела, Калинин Д.В. является отцом троих несовершеннолетних детей: Калинина Я.Д., (дата) , умершего (дата) , Калининой А.Д., (дата) , и Калинина А.Д., (дата) .

Матерью второго ребенка - Калининой А.Д. является Калинина Е.А. ((дата) ), брак между которой и Калининым Д.В. расторгнут (дата) на основании решения мирового судьи судебного участка в г. Смоленске от (дата) .

(дата) между Калининым Д.В. и Сусленко Е.А. ((дата) ) зарегистрирован брак. В период брака родился Калинин А.Д., (дата)

Калинина А. на основании решения Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) об определении ее места жительства проживает по месту жительства отца совместно с его новой семьей.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) по гражданскому делу , вступившим в законную силу (дата) , Калининой Е.А. отказано в удовлетворении требования об определении места жительства Калининой А. с матерью.

Решением мирового судьи судебного участка в г. Смоленске от (дата) по гражданскому делу , вступившим в законную силу (дата) , с Калининой Е.А. взысканы алименты в пользу Калинина Дмитрия Владимировича на содержание несовершеннолетней Калининой А. в размере <данные изъяты> части всех видов заработка (доходов).

Калинин Д.В. обратился (дата) в Департамент Смоленской области по социальному развитию за назначением ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.

Решением исх. от (дата) отдела социальной защиты населения в г. Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию отказано в назначении Калинину Д.В. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка в связи с несоответствием требованиям Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей на территории Смоленской области, а именно на основании того, что Калинина Е.А. - мать второго ребенка заявителя не лишена родительских прав в отношении дочери Арины.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) по гражданскому делу Калинину Д.В. отказано в удовлетворении требования к Департаменту о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и возложении обязанности по назначению выплаты со ссылкой на пункт Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) . Поскольку мать несовершеннолетней Калининой А.Д. не лишена родительских прав, несовершеннолетняя не может учитываться при решении вопроса о назначении истцу меры социальной поддержки.

Решение суда вступило в законную силу (дата) .

Согласно абз. пункта Порядка (в ред. от (дата) ) ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает <данные изъяты>, при рождении (усыновлении рожденного в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения) в (дата) .

Постановлением Администрации Смоленской области от 29.04.2014 № 320 в пункт 4 Порядка внесены следующие изменения: абзац первый дополнить предложением следующего содержания: «При определении очередности рожденного (усыновленного) в семье ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату (далее - очередной ребенок), в семье учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью очередного ребенка; предыдущие дети отца очередного ребенка, в том числе усыновленные им, в случае смерти матери предыдущих детей, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении предыдущих детей, отмены усыновления ею предыдущих детей, совершения матерью в отношении предыдущих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности».

По смыслу указанной нормы Порядка, право на ежемесячную денежную выплату возможно в семье с учетом предыдущих детей, рожденных (усыновленных) матерью очередного ребенка, либо предыдущих детей отца очередного ребенка, в том числе усыновленных им, в случае смерти матери предыдущих детей, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении предыдущих детей, отмены усыновления ею предыдущих детей, совершения матерью в отношении предыдущих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Между тем, Указ Президента РФ № 606 и Закон Смоленской области № 60-з таких условий не содержат.

Тем самым, пунктом указанного Порядка сужен круг лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки.

Пунктом 2 Указа Президента РФ № 606 предусмотрено право нуждающихся в поддержке семей на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей в случае рождения после (дата) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Таким образом, на установленную меру социальной поддержки имеет право семья, в которой после (дата) родился (усыновлен) третий либо последующий ребенок. Видом такой социальной поддержки является ежемесячная денежная выплата, размер которой ограничен величиной прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, и условием получения такой выплаты являются рождение (усыновление) после (дата) третьего и последующего ребенка, а также нуждаемость семьи в социальной поддержке, определяемая в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом Указ Президента РФ № 606 не закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой меры поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения.

Условия приобретения права на получение ежемесячной денежной выплаты в оспариваемом пункте 4 Порядка изложены в иной редакции по сравнению с условиями, определенными в Указе Президента РФ № 606. В данном случае учитываются дети, не воспитываемые в семье, а только рожденные (усыновленные) матерью третьего или последующего ребенка, либо предыдущие дети отца очередного ребенка, в том числе усыновленные им, в случае смерти матери предыдущих детей, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении предыдущих детей, отмены усыновления ею предыдущих детей, совершения матерью в отношении предыдущих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Поскольку пунктом 1 Указа Президента РФ № 606 установлено, что реализация положений Указа осуществляется на принципах софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, Правительству Российской Федерации предписано определить перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 2090-р и от 18.11.2017 № 2565-р утверждены перечни субъектов Российской Федерации, в отношении которых в (дата) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Смоленская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанных значений.

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на (дата) и плановый период (дата) » бюджетные ассигнования в виде субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» были включены в состав расходов федерального бюджета.

Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на (дата) и на плановый период (дата) » также предусмотрены расходы на эти цели, Смоленская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование указанных расходных обязательств.

Таким образом, на основании Указа Президента РФ № 606 и вышеназванных Распоряжений Правительства Российской Федерации предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа, осуществляется на принципах софинансирования, в том числе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств Смоленской области, возникающих при назначении выплаты, а не только за счет бюджета Смоленской области, как полагает административный ответчик.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, признаются судом несостоятельными.

пункт Порядка исключает возможность административному истцу в интересах семьи получать ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до наступления специальных оснований, предусмотренных оспариваемым положением – лишения матери А. родительских прав в отношении дочери, смерти, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах и др.

Тем самым, интересы семьи Калинина Д.В., в том числе, его несовершеннолетних детей, остаются незащищенными.

Таким образом, пунктом Порядка, утвержденным Администрацией Смоленской области, призванным повысить материальное благополучие семьи в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей, фактически ущемлены интересы семей путем установления дополнительных требований.

Между тем, в части 3 статьи 5 Закона Смоленской области № 60-з предусмотрено право установления нормативным правовым актом Администрации Смоленской области порядка предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной настоящим областным законом, в части, не урегулированной настоящим областным законом (то есть процедуры), а не дифференциации категорий лиц, имеющих право на получение таковой.

Таким образом, несостоятельны доводы Администрации Смоленской области о том, что оспариваемой нормой не определяется категория лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки, а лишь устанавливается порядок учета детей в целях предоставления меры социальной поддержки с целью исключить ситуации, при которых один и тот же ребенок будет учтен дважды для получения меры социальной поддержки.

Реализация требования части 2 статьи 3 Закона Смоленской области № 60-з о предоставлении ежемесячной денежной выплаты меры социальной поддержки только одному из родителей (усыновителей) в семье должна осуществляться в порядке оказания государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) », а не путем установления дополнительных ограничений среди категорий лиц, имеющих право на получение таковой.

Противоречит положениям Указа Президента РФ № 606 и позиция административного ответчика о свободе усмотрения Смоленской области в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления.

Иные доводы административного ответчика и заинтересованного лица, в том числе о том, что оспариваемый правовой акт принят в пределах компетенции Администрации Смоленской области и не противоречит федеральному законодательству, являются несостоятельными, поскольку не основаны на правильном понимании и толковании вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый пункт Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) , противоречит действующему законодательству Российской Федерации, применялось на территории Смоленской области, следует его признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Калининым Д.В. уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> согласно чеку-ордеру от (дата) , операция . Данные судебные расходы подлежат взысканию с Администрации Смоленской области в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Калинина Д.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт Порядка предоставления на территории Смоленской области меры социальной поддержки семей при рождении (усыновлении рожденных в (дата) ) третьего ребенка или последующих детей в (дата) , утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от (дата) (в ред. от (дата) ), которым ограничиваются права отца на получение ежемесячной денежной выплаты в части слов «в случае смерти матери предыдущих детей, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении предыдущих детей, отмены усыновления ею предыдущих детей, совершения матерью в отношении предыдущих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Администрации Смоленской области в пользу Калинина Д.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Холикова

Решение принято в окончательной форме 4 декабря 2018 года.