Дело № 3а-35/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 29 марта 2019 года
Хабаровский краевой суд в составе
председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием прокурора Криковцовой Е.Г.,
представителя административных истцов ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Совету депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края о признании недействующей в части статьи 7 Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края от 21 февраля 2012 г. № 311 (в редакции решения от 21 ноября 2017 г. № 355),
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края 21 февраля 2012 г. принято решение № 311, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» (далее – Решение № 311). Нормативный правовой акт опубликован 28 февраля 2012 г. в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления городского поселения «Город Амурск» № 84, вступил в силу со дня официального опубликования.
Решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» от 21 ноября 2017 г. № 335 Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» изложены в новой редакции. Нормативный правовой акт опубликован 27 ноября 2017 г. в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления городского поселения «Город Амурск» № 228, вступил в силу со дня официального опубликования.
Статьей 7 Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – ПЗЗ) установлены границы территориальных зон в соответствии с прилагаемой схемой.
ФИО2, ФИО3 обратились в Амурский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 7 ПЗЗ в части включения в территориальную зону Ж-3 (зона смешанной жилой застройки) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование заявленного требования административные истцы указали, что с 11 октября 2005 г. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по указанного адресу. В целях эксплуатации дома в 2005 году с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района был заключен договор № 540 аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком на 10 лет, дополнительным соглашением от 23 июня 2016 г. № 231 срок договора аренды был продлен до 11.09.2016 г. В связи с необходимостью реконструкции жилого дома 19.09.2017 г. они обратились в администрацию городского поселения «Город Амурск» с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории находящегося под домом земельного участка с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении заявления было отказано на том основании, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона смешанной жилой застройки), где размещение индивидуальной застройки не предусмотрено. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 27:18:10:0038, расположенный по адресу: <...>, никогда не использовался для размещения многоквартирных жилых домов, с 1964 года на нем находился индивидуальный жилой дом. Решение об отнесении данного земельного участка к территориальной зоне Ж-3 принято без учета положений статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой зоны застройки индивидуальными жилыми домами подлежат включению в состав зоны Ж-1. Отнесение земельного участка к зоне Ж-3 ограничивает их права, как собственников индивидуального жилого дома, лишая возможности получить земельный участок в аренду или в собственность, произвести капитальный ремонт (реконструкцию) жилого дома.
Впоследствии административные истцы уточнили заявленные требования, просили признать недействующей статью 7 ПЗЗ в части включения в территориальную зону Ж-3 (зона смешанной жилой застройки) земельного участка, расположенного в г. Амурске Хабаровского края площадью 898 кв.м., с координатами границ (МСК-27) Х 650849, Y 3313903; X 650810, Y 3313928; X 650804, Y 3313909; X 650844, Y 3313885, используемого в целях эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административных истцов ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, представителя заинтересованного лица администрации города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, которые в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены заблаговременно и надлежащим образом, представители административного ответчика и заинтересованного лица представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В возражениях относительно административного иска председатель Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с компетенцией Совета депутатов, требованиям федерального законодательства не противоречит, порядок принятия ПЗЗ и внесения в них изменений соблюден. В сведениях Росреестра информация о земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000010:38 с 2012 года по настоящее время отсутствует.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно Уставу городского поселения «Город Амурск» представительным органом местного самоуправления поселения является Совет депутатов городского поселения, состоящий из 20 депутатов (статья 19). По вопросам, отнесенным к его компетенции, Совет депутатов принимает решения, которые обнародуются путем издания главой городского поселения специального правового акта, устанавливающего порядок и сроки их опубликования в печатных средствах массовой информации, учрежденных для опубликования муниципальных правовых актов, либо в других средствах массовой информации; решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом (части 1-5 статьи 22).
Из материалов дела следует, что постановлением главы городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края от 27 декабря 2007 г. № 126 утверждены состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск», Порядок деятельности комиссии, Порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц и этапы градостроительного зонирования территории городского поселения. Постановление опубликовано в газете «Амурская Заря» и размещено на официальном сайте городского поселения.
На основании распоряжений главы городского поселения от 10 ноября 2008 г. № 1055 и от 11 ноября 2008 г. № 1061, муниципального контракта от 29 декабря 2008 г. № 125 были выполнены работы по подготовке градостроительной документации, в том числе ПЗЗ. Градостроительная документация прошла соответствующее согласование.
Комиссией по подготовке проекта ПЗЗ проект данных Правил был проверен на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования и направлен главе городского поселения для принятия решения о проведении публичных слушаний (протокол заседания комиссии от 10 июля 2011 № 1).
Постановлением администрации городского округа от 20 июля 2011 № 134 (опубликовано в газете «Амурский Вестник» за 02.08.2011 и размещено на официальном сайте администрации города) на 8 октября 2011 г. были назначены публичные слушания по проекту корректировки Генерального плана и ПЗЗ.
Проект ПЗЗ был опубликован 21 июля 2011 г. в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления городского поселения «Город Амурск» № 73 (дополнение) за 2011 г. Кроме того, материалы по проекту ПЗЗ были размещены в электронном виде на официальном сайте администрации города.
Из протокола от 8 октября 2011 г. № 2 следует, что 8 октября 2011 г. в 10 часов состоялись публичные слушания по проекту ПЗЗ.
По результатам публичных слушаний Комиссией по подготовке проекта ПЗЗ составлено заключение, согласно которому проект ПЗЗ одобрен и направлен на утверждение в Совет депутатов городского поселения.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Наш город Амурск», № 07 от18 октября 2011 г.
Из протокола заседания Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» от 21 февраля 2012 г. № 4 следует, что установленная численность Совета – 20 человек, на заседании присутствовали 17 депутатов, за утверждение ПЗЗ все присутствовавшие проголосовали единогласно.
Заключением Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского поселения от 6 декабря 2016 г. главе поселения рекомендовано принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в данные Правила.
Постановлением администрации городского поселения «Город Амурск» от 12 декабря 2016 г. № 422 (опубликовано в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления городского поселения «Город Амурск», 16 декабря 2016 г. № 206) определено отделу архитектуры и строительства обеспечить подготовку проекта решения Совета депутатов о внесении изменений в ПЗЗ.
На основании распоряжений администрации городского поселения от 12 декабря 2016 г. № 1751 и № 1752 были выполнены работы по внесению изменений в ПЗЗ.
Комиссией по подготовке проекта ПЗЗ проект изменений в Правила был проверен на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования и направлен главе городского поселения для принятия решения о проведении публичных слушаний (протокол заседания комиссии от 27 марта 2017 № 1).
Постановлением администрации городского округа от 27 марта 2017 № 120 (опубликовано в газете «Наш город Амурск» за 04.04.2017 № 14 (292) и размещено на официальном сайте администрации города) на 14 июня 2017 г. в 18 часов были назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в ПЗЗ.
Проект ПЗЗ был опубликован в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления городского поселения «Город Амурск» от 03.04.2017 № 213.
Из протокола от 14 июня 2017 г. № 2 следует, что 14 июня 2017 г. в 18 часов состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в ПЗЗ.
По результатам публичных слушаний Комиссией по подготовке проекта ПЗЗ составлено заключение, согласно которому проект внесения изменений в ПЗЗ одобрен и направлен главе городского поселения для направления его в Совет депутатов городского поселения.
Из протокола заседания Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» от 21 ноября 2017 г. № 3 следует, что установленная численность Совета – 20 человек, на заседании присутствовали 12 депутатов, за утверждение изменений в ПЗЗ проголосовали 11 депутатов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ПЗЗ и изменения в них приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок принятия нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.
Проверяя оспариваемое положение ПЗЗ на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи жилого дома на земельном участке от 22 сентября 2005 г. ФИО2 и ФИО3 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Амурск Хабаровского края, улица Большое кольцо, дом 118, находящегося на земельном участке по данному адресу, расположенном на землях поселений, площадью 918 кв.м., кадастровый номер №. 13 декабря 2005 г. в целях эксплуатации дома между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района и В-выми был подписан договор № 540 аренды земельного участка с кадастровым номером 27:18:10:0038 сроком на 10 лет, который в установленном законом порядке зарегистрирован не был; соглашением от 23 июня 2016 г. № 231 срок договора аренды был продлен до 11.09.2016 г. В связи с необходимостью реконструкции жилого дома 19.09.2017 г. административные истцы обратились в администрацию городского поселения «Город Амурск» с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории находящегося под домом земельного участка с координатами границ (МСК-27) Х 650849, Y 3313903; X 650810, Y 3313928; X 650804, Y 3313909; X 650844, Y 3313885 с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Ответом от 17 октября 2017 г. № 01-20-5453 в удовлетворении заявления было отказано на том основании, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона смешанной жилой застройки), где размещение индивидуальной застройки не предусмотрено.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Оспариваемым решением Совета депутатов городского поселения также утверждена корректировка Генерального плана городского поселения «Город Амурск» (далее – Генеральный план).
Генеральным планом предусмотрены следующие зоны жилой застройки городского поселения: зона малоэтажной индивидуальной жилой застройки (Ж-1); зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с земельными участками (Ж-2); зона смешанной жилой застройки 3-10 этажей (Ж-3); зона многоэтажной жилой застройки 5-10 этажей (Ж-4).
В соответствии со статьями 7 и 8 оспариваемых ПЗЗ на карте градостроительного зонирования выделены, в числе иного, следующие жилые территориальные зоны:
Ж-1 - зона малоэтажной индивидуальной жилой застройки (территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов низкой плотности застройки не выше трех этажей с минимально разрешенным набором услуг);
Ж-3 - зона смешанной жилой застройки 3-10 этажей (территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов средней плотности застройки, где предусматривается размещение многоквартирных домов высотой от 3 до 10 этажей. Разрешен полный спектр услуг местного уровня).
Согласно выкопировке из Генерального плана в действующей редакции указанный выше земельный участок расположен в зоне Ж-3.
Согласно выкопировке из ПЗЗ в действующей редакции данный земельный участок также относится к зоне Ж-3.
Таким образом, в оспариваемой части ПЗЗ соответствуют Генеральному плану.
В силу пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (пункт 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ).
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23, 30 ГрК РФ.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
Установление территориальной зоны Ж-3 на территории, где расположен принадлежащий административным истцам жилой дом (в настоящее время разрушенный до фундамента), обусловлено строительством на данной части городского поселения многоквартирных жилых домов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Таким образом, ПЗЗ в части отнесения указанного административными истцами земельного участка к территориальной зоне Ж-3 не противоречат действующему градостроительному законодательству.
При этом следует отметить, что согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия, предусмотренные законом права административных истцов не нарушает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Наш город Амурск».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
ФИО2, ФИО3 в удовлетворении требования о признании недействующей статьи 7 Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края от 21 февраля 2012 г. № 311 (в редакции решения Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» от 21 ноября 2017 г. № 335), в части включения в территориальную зону Ж-3 (зона смешанной жилой застройки) земельного участка, расположенного в г. Амурске Хабаровского края, площадью 898 кв.м., с координатами границ (МСК-27) Х 650849, Y 3313903; X 650810, Y 3313928; X 650804, Y 3313909; X 650844, Y 3313885, используемого в целях эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Наш город Амурск».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская