ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/20 от 28.09.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-35/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Неволиной Е.В.,

при секретарях Филипповой О.В., Ким А.В.,

с участием прокурора Зайцевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» об оспаривании нормативных правовых актов Региональной энергетической комиссии Сахалинской области

установил:

Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Дальневосточный» (далее – АО «Оборонэнерго», Общество) обратилось в Сахалинский областной суд с административным иском к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) о признании недействующими:

первой, второй и третьей строк приложения № 1 к приказу от 26 декабря 2019 года № 97-Э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с сетевыми организациями на территории Сахалинской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2020-2022 годы» в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с ПАО «Сахалинэнерго», ООО «Охинские электрические сети» и МУП «Водоканал» на территории Сахалинской области на 2020 год;

первой строки таблицы приложения № 3 к этому же приказу от 26 декабря 2019 года № 97-Э в части установления АО «Оборонэнерго» (филиалу «Дальневосточный») необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 36664,80 тыс. рублей;

строки 3 второй части таблицы 1 приложения № 1 к приказу РЭК Сахалинской области от 26 декабря 2019 года № 123-Э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Сахалинской области» в части учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Сахалинской области необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиала «Дальневосточный» в размере 36664,80 тыс. рублей и возложении обязанности на Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области принять нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемые положения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеназванные приказы в оспариваемой части не соответствуют части первой статьи 6, частям первой и второй статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 18, 24, 25, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, поскольку размер необходимой валовой выручки и индивидуальные тарифы для АО «Оборонэнерго» филиала «Дальневосточный» рассчитаны с нарушением принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Так, по мнению заявителя, административный ответчик необоснованно исключил из необходимой валовой выручки (далее также НВВ) на 2020 год заявленные к утверждению затраты на формирование аварийно-страхового запаса в сумме 3485,84 тыс. рублей, а заявленную сумму материально-производственных затрат (МПЗ) на ремонт объектов электросетевого хозяйства – 4991,19 тыс. рублей необоснованно снизил до 1632,32 тыс. рублей.

В судебном заседании представители АО «Оборонэнерго» Л и С, участие которых обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, административный иск поддержали, пояснив, что аварийно-страховой запас на предприятии сформирован в 2012 году и периодически расходуется, однако ресурсов на его пополнение не имеется и затраты на его формирование (пополнение) должны быть включены в тариф по нормативам, установленным типовыми нормами. Относительно расходов на пополнение материально-производственных затрат настаивали на том, что решение о снижении расходов общества по данной статье принято РЭК без учета реальной потребности в материалах, без учета реального состояния объектов электросетевого хозяйства и оборудования.

Представители Региональной энергетической комиссии Сахалинской области В, Ч, З просили в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 2-11, том 2). Полагали, что оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными, при их утверждении соблюдены требования нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.

Заинтересованные лица – ПАО «Сахалинэнерго», ООО «Охинские электрические сети» и МУП «Водоканал» муниципального образования «городской округ Ногликский» о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. От ПАО «Сахалинэнерго» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Зайцевой Я.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства (далее также ЭСХ). На территории Сахалинской области указанный вид деятельности осуществляют ПАО «Сахалинэнерго», ООО «Охинские электрические сети» и МУП «Водоканал» муниципального образования «городской округ Ногликский», с которыми АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» производит взаиморасчеты.

Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года № 244 «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Сахалинской области» Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в частности, в электроэнергетике (пункт 1.1).

В соответствии с пунктами 5.4-5.9 Положения принятие решений об установлении тарифов и их и их предельных уровней является компетенцией правления; заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопрос; решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

Как следует из материалов дела, в апреле 2019 года АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на долгосрочный период 2020-2022 годы в границах Сахалинской области.

В числе прочего заявили о включении в необходимую валовую выручку затрат на формирование аварийно-страхового запаса в размере 3485,84 тыс. рублей и МПЗ на ремонт объектов электросетевого хозяйства в размере 4991,19 тыс. рублей.

Заключением управления технической экспертизы тарифов РЭК Сахалинской области от 25 июня 2019 года предложено в расчет тарифа не включать заявленные филиалом расходы на формирование аварийно-страхового запаса и материального резерва для ликвидации ЧС, поскольку данные виды затрат не предусмотрены Основами ценообразования; расходы на текущий ремонт объектов ЭСХ предложено учесть в сумме 1632,32 тыс. рублей (л.д. 60-66, том 2).

Заключением управления экономической экспертизы тарифов РЭК Сахалинской области от 26 сентября 2019 года, по итогам анализа хозяйственно-финансовых показателей работы филиала; производственных показателей на 2020 год; анализа экономической обоснованности расходов на содержание электрических сетей в границах Сахалинской области по статьям затрат; анализа выпадающих доходов; производственных расходов на содержание электрических сетей на 2020 год, произведен расчет необходимой валовой выручки на содержание сетей на 2020 год в сумме 36664,8 тыс. рублей (л.д. 67-100, том 2).

По итогам заседания правления РЭК Сахалинской области 26 декабря 2019 года большинством голосов при наличии необходимого кворума правления установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с сетевыми организациями на территории Сахалинской области, определенные на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2022 годы (л.д. 34-37, 38-40, том 2), а также установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Сахалинской области на 2020 год (л.д. 41-44, 45-53, том 2).

С учетом принятых правлением решений, РЭК Сахалинской области изданы оспариваемые приказы от 26 декабря 2019 года № 97-Э об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с сетевыми организациями на территории Сахалинской области (л.д. 13-14, 15-17), а также приказ № 123-Э об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Сахалинской области (л.д. 18, 19-28, том 2), в которых при установлении тарифов учтена необходимая валовая выручка указанного подразделения АО «Оборонэнерго» в размере 36664,8 тыс. рублей.

Названные приказы, а также протоколы заседания комиссии опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации РЭК Сахалинской области 04 января 2020 года (л.д. 54-58).

Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная пунктами 5.4-5.9 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, органом регулирования тарифов, соблюдена.

По процедуре и порядку принятия приказы не оспариваются.

Проверяя доводы административного истца о необоснованности установленного оспариваемыми приказами размера необходимой валовой выручки, в связи с уменьшением (исключением) заявленных обществом расходов на формирование аварийно-страхового запаса и уменьшением расходов МПЗ на ремонт объектов электросетевого хозяйства, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлены общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, в частности такими принципами являются: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с частью 1 статьи 23 поименованного закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 настоящего документа (пункт 24 Основ ценообразования).

Согласно пункту 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации 2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.

Как указано в пункте 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, (далее – Методические указания), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.

Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом НВВ регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.

Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле, приведенной в пункте 11 Методических рекомендаций.

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229, в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - Порядок), согласно пункту 2 которого резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 3 Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администрации предприятий, учреждений и организаций.

В силу пункта 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно пункту 7 Порядка осуществляется за счет средств предприятия - объектовые резервы материальных ресурсов.

Представители административного истца пояснили, что действительно аварийно-страховой запас был сформирован на предприятии в 2012 году в размере 161,49 тыс. рублей и этот запас периодически расходовался и пополнялся.

Исключая расходы на формирование аварийно-страхового запаса, тарифный орган в заключении от 25 июня 2019 года указал, что данные виды затрат не предусмотрены Основами ценообразования; в судебном заседании представители РЭК Сахалинской области пояснили, что у АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» имеется ранее сформированный аварийно-страховой запас, конечный остаток по которому в границах Сахалинской области указан в сумме 74958,88 рублей (том 6 расчетных документов (РД), стр. 474-477) (л.д. 116, том 2). При этом в представленном расчете «Формирование аварийного запаса по Сахалинской области» представлен реестр-расчет, содержащий недостоверные сведения о количестве находящегося в эксплуатации предприятия оборудования, использовано завышенное количество рассчитанного норматива, в расчете не учтены значения коэффициентов снижения потребности в оборудовании и изделиях (том 6 РД, стр. 488). Кроме того отсутствует материальный отчет, подтверждающий факт расходования ресурсов из аварийного страхового запаса и их пополнения на всем протяжении регулируемой деятельности 2012-2018 годы, что не позволило определить размер обоснованных и необходимых затрат на восстановление материальных ресурсов по статье «аварийный страховой запас».

Проанализировав представленные доказательства, с учетом объяснений представителей сторон, суд исходит из того, что аварийно-страховой запас был ранее сформирован на предприятии, судя по документам, представленным в РЭК, его остаток в Сахалинской области равен 74958,88 тыс. рублей (л.д. 116, том 2), документально подтвержденные данные о расходовании запаса и о размере средств, необходимых для его пополнения, в регулирующий орган не представлялись, в связи с чем следует признать обоснованным решение регулирующего органа о не включении в НВВ расходов на создание аварийно-страхового запаса, по мотиву экономической необоснованности, в связи с тем, что Основами ценообразования не предусмотрено повторное создание такого запаса при его наличии.

При этом суд учитывает, что согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Разрешая вопрос о включении регулирующим органом в необходимую валовую выручку расходов на материально-производственные затраты на ремонт объектов электросетевого хозяйства в меньшем размере, чем заявлено Обществом, суд приходит к следующему.

Пунктом 1.6.1 приказа Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» установлено, что на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановый ремонт и модернизация оборудования, здания, сооружений и коммуникаций энергоустановок.

Согласно пунктам 1.5 и 1.6 Методических рекомендаций по разработке норм расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды в электроэнергетике (РД 34.10.301) нормы расхода материалов не могут быть неизменными. Внедрение восстановительной технологии, повышение эксплуатационных качеств, надежности, ремонтопригодности приводят к снижению норм расхода, которые, как правило, должны систематически пересматриваться (пункт 1.5).

Процессу нормирования должны предшествовать изучение и критический анализ существующей организации эксплуатации и ремонта оборудования, и эффективности использования для этих целей соответствующих материалов (пункт 1.6).

Как видно из материалов дела, заявляя о необходимых расходах МПЗ на ремонт электросетевого хозяйства Общество представило «Нормы расхода на материалы и инструменты по Сахалинской области» на сумму 4741 681,72 рубля (том 6 РМ, стр. 141-144) ( л.д. 122-125) и «Затраты на техническое обслуживание электрических сетей Сахалинской области» на сумму 249505,86 рублей (том 6 РД, стр. 139-140) (л.д. 126-127, том 2); всего на сумму 4991187, 58 рублей.

Нормы расхода материала обоснованы РД 34.10.108 «Табели комплектования предприятий электрических сетей Минэнерго СССР средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 - 750 кВ и кабельных линий 0,4 - 35 кВ. РД 34.10.108», которые, как следует из их содержания, предназначены для использования предприятиями электрических сетей (ПЭС) при определении потребности в средствах малой механизации, приспособлениях, такелажном оборудовании, ручном инструменте и приборах (СММ); они имеют рекомендательный характер.

Затраты на техническое обслуживание электрических сетей произведены на основании РД 34.10.390 «НР 34-70-73-85. Нормы расхода материалов и изделий на ремонт и техническое обслуживание мачтовых трансформаторных подстанций напряжением 6 - 20/0,4 кВ и комплектных трансформаторных подстанций напряжением 10/0,4 кВ». Как следует из текста названных РД, расчет приведенных норм осуществлялся исходя из межремонтного периода проведения работ, принятого для капитального ремонта 6 лет, для текущего ремонта 3 года, в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации и на основании данных, представленных энергосистемами. Нормы разработаны для средних по Минэнерго СССР условий эксплуатации.

Из приведенных выше Методических рекомендаций и содержания РД следует, что нормы расхода материалов установлены для определения наибольшего допустимого их количества и не являются неизменными.

С учетом приведенных выше законоположений, руководствуясь пунктом 1.6 Методических рекомендаций (РД 34.10.301) орган регулирования тарифов изучил и произвел анализ существующей организации эксплуатации и ремонта оборудования, эффективности использования для этих целей соответствующих материалов и установил, что средства, учтенные в необходимой валовой выручке Общества для создания материально-производственного запаса на регулируемые периоды 2016, 2017, 2018 годы, осваивались предприятием не в полном объеме (средний процент освоения за три предшествующих года – 72%). Так, в 2016 году из суммы учтенной РЭК в тарифе 1 624,6 тыс. рублей, освоено Обществом 1523,2 тыс. рублей; из учтенной суммы за 2017 год – 1 668,5 тыс. рублей освоено 589,8 тыс. рублей; из учтенной суммы за 2018 год – 1 720,9 тыс. рублей освоено 1423,6 тыс. рублей (л.д. 59, том 2).

На основании проведенного анализа освоения средств, а также принимая во внимание отсутствие дефектных ведомостей оборудования, графиков производства ремонтных работ, предписаний надзорных органов об устранении выявленных нарушений, которые могли являться основанием для включения в НВВ необходимых расходов на материально-производственный запас, орган регулирования пришел к выводу о том, что заявленные расходы являются завышенными и экономически не обоснованными. В связи с чем учел в НВВ расходы по данной статье затрат на уровне утвержденных при тарифном регулировании прошлого периода.

Суд полагает, что принятие такого решения, в полной мере согласуется с указанными в Законе об электроэнергетике принципами достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защите их прав, обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), соответствует основным принципам и методам регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, приведенным в пунктах 2, 12, 16-18, 38 Основ ценообразования, а также Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что приказы РЭК Сахалинской области от 26 декабря 2019 года № 97-Э и № 123-Э в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе названным в административном иске положениям части 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 18, 24, 29 Основ ценообразования, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Оборонэнерго» в лице Филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» о признании недействующими:

первой, второй и третьей строки приложения № 1 к приказу от 26 декабря 2019 года № 97-Э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с сетевыми организациями на территории Сахалинской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2020-2022 годы» в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») с ПАО «Сахалинэнерго», ООО «Охинские электрические сети» и МУП «Водоканал» на территории Сахалинской области на 2020 год;

первой строки таблицы приложения № 3 к этому же приказу от 26 декабря 2019 года № 97-Э в части установления АО «Оборонэнерго» (филиалу «Дальневосточный») необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 36664,80 тысяч рублей;

строки 3 второй части таблицы 1 приложения № 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 декабря 2019 года № 123-Э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Сахалинской области» в части учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Сахалинской области необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиала «Дальневосточный» в размере 36664,80 тысяч рублей и возложении обязанности на Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области принять нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемые положения, отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сахалинского областного суда Е.В. Неволина

Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 года