ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2016 от 10.03.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело <.......>а-35/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень 10 марта 2016 года

Тюменский областной суд в составе

председательствующего судьи Пленкиной Е.А.,

при секретаре Беженарь А.Д.

с участием прокурора Спириной О.В., представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица Главного управления строительства Тюменской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Администрации Мальковского муниципального образования Тюменской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Думе Мальковского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области о признании недействующим нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

Прокурор Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением к Думе Мальковского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области о признании не действующим с момента принятия решения Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования» (далее также решение <.......>). Требования мотивированы тем, что указанным нормативным правовым актом были внесены изменения в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования в виде утверждения новой карты градостроительного зонирования Мальковского муниципального образования. Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования в редакции оспариваемого решения <.......> содержат общие предписания для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и являются составной частью системы муниципальных правовых актов. Указывает, что данное решение <.......> принято Думой Мальковского муниципального образования с грубым нарушением норм градостроительного законодательства. До принятия оспариваемых изменений <.......> Думой Мальковского муниципального образования принято решение <.......> о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования, в соответствии с которым органу, уполномоченному на проведение публичных слушаний, предписано организовать и провести публичные слушания <.......> с 17 до 18 часов. Решение <.......> было опубликовано в газете «Красное Знамя» <.......>. В нарушение порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленного ст.31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, главой администрации Мальковского муниципального образования решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования не принималось, публичные слушания проведены с нарушением сроков, установленных ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Мальковском муниципальном образовании. Не соблюдены требования ч.1 ст.16 Устава Мальковского муниципального образования, в соответствии с которыми проект правового акта, подлежащий обсуждению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию в средствах массовой информации либо выносится на обозрение в порядке свободного доступа в помещения органов местного самоуправления муниципального образования не позднее, чем за 10 дней до для проведения соответствующих публичных слушаний. В нарушение ч.7 ст.28 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний не было опубликовано. При установлении условных обозначений на карте градостроительного зонирования использован классификатор видов разрешенного использования, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от <.......><.......> «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», что не предусмотрено текстовой частью Правил. В силу ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий установлению не подлежат. Карта градостроительного зонирования в нарушение требований ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит территориальные зоны, а устанавливает виды использования земельных участков, условные обозначения которых отсутствуют в легенде карты, а также не указаны в текстовой части Правил землепользования и застройки. По ряду земель правовой режим не определен – отсутствует территориальная зона, не установлены виды разрешенного использования на границе с Ембаевским муниципальным образованием выше <.......>. Предписание прокуратуры района с требованием об отмене решения от <.......><.......> не исполнено. Несоответствие решения Думы Мальковского муниципального образования <.......> федеральному законодательству влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в сфере градостроительных и земельных правоотношений.

Прокурор в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Думы Мальковского муниципального образования Тюменского муниципального района ФИО1, действующая на основании доверенности от <.......>, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Полагала, что оспариваемое решение Думы принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, публичные слушания проведены с соблюдением установленного порядка. Решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> обнародовано в соответствии с Уставом Мальковского муниципального образования <.......>, сроки проведения публичных слушаний не нарушены. Заключение по итогам проведения публичных слушаний было правомерно обнародовано на стендах в соответствии с Уставом Мальковского муниципального образования. Решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> было принято с учетом распоряжения главы администрации Тюменского муниципального района от <.......><.......>ро «О внесении изменений в ПЗЗ сельских поселений Тюменского муниципального района». До <.......> у органов местного самоуправления муниципального образования имелись полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (проектов планировок территории, проектов межевания территории), внесению в них изменений. Указала, что вопреки требованиям ст.213 КАС РФ прокурором не доказано, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены чьи-либо права. Представление прокурора было внесено в Думу с нарушением закона. Доводы прокурора о том, что земельные участки, в отношении которых принято решение, отнесены к территориальной зоне СХУ, не основаны на законе, поскольку <.......> прокуратурой Тюменской области в связи с коллективным обращением граждан – собственников земельных участков в Думу было внесено представление с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений земельного и градостроительного законодательства в части проведения публичных слушаний по утверждению Правил землепользования и застройки Мальковского МО (в 2009 году), о несоответствии генерального плана муниципального образования и Правил землепользования и застройки фактическому использованию предоставленных гражданам земельных участков, о нарушениях процедуры проведения публичных слушаний <.......> по рассмотрению обращений граждан об изменении вида разрешенного использования земельных участков. По итогам рассмотрения представления прокуратуры Тюменской области Думой Мальковского муниципального образования принято решение <.......> от <.......> «Об исполнении представления прокуратуры Тюменской области» о приведении в соответствие документов территориального и градостроительного планирования, правил землепользования и застройки территории, утвержденных решением Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......>, с ранее выданными правоустанавливающими документами, а именно: отменить территориальное зонирование «земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения» для земель с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и установить на них градостроительный регламент «зона сельскохозяйственного использования СХ1». Принято решение исключить из ст.60 п.10 Правил землепользования и застройки Мальковского МО следующие слова: «СХУ – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения». Указала, что законность решения <.......> от <.......> была проверена Верховным Судом РФ. Полагала, что оспариваемое решение принято без нарушения норм законодательства, не нарушает права и законные интересы граждан, является принятым в пределах компетенции Думы в интересах граждан и с учетом мнения населения (л.д.237-241).

Представитель заинтересованного лица Главного управления строительства Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности от <.......>, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании поддержала административные исковые требования прокурора, полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с грубыми нарушениями требований Градостроительного кодекса РФ, принятыми изменениями в Правила землепользования и застройки значительные территории сельскохозяйственных угодий отнесены в том числе к зонам жилой застройки. В настоящее время в связи с передачей полномочий Главным управлением строительства Тюменской области ведется работа по разработке проекта генерального плана Мальковского муниципального образования, поскольку ранее принятый генеральный план был отменен. Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования, утвержденные решением Думы Мальковского муниципального образования от <.......>, являются действующими.

Представитель заинтересованного лица Администрации Мальковского муниципального образования глава Администрации ФИО3, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании поддержала административные исковые требования прокурора, суду пояснила, что решений о подготовке проекта изменений в действующие Правила землепользования и застройки она не принимала, комиссия по разработке проекта не создавалась, внесенными изменениями фактически все земли сельскохозяйственных угодий Мальковского муниципального образования переданы под застройку.

Представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации, удовлетворить заявленные административные исковые требования прокурора, полагая, что при принятии оспариваемого решения Думой Мальковского муниципального образования нарушены требования ст.31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки (л.д.222-224).

Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования утверждены решением Думы Мальковского муниципального образования Тюменской области <.......> от <.......>.

<.......> было принято решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского МО», которое было опубликовано в газете «Красное Знамя» от <.......> (л.д.23).

В указанном решении содержатся сведения о времени и месте проведения публичных слушаний – <.......> с 17 до 18 час. в помещении администрации Мальковского муниципального образования.

Суду также представлен акт обнародования решения Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......>, из которого следует, что решение Думы было обнародовано на информационных стендах Мальковского муниципального образования <.......> (л.д.27).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования <.......> подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению внесения изменений в правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования, которым рекомендовано Думе Мальковского муниципального образования принять решение Думы «Об утверждении внесении изменений в правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования» (л.д.20).

В соответствии с актом от <.......> указанное заключение обнародовано путем размещения на информационных стендах Мальковского муниципального образования (л.д.21).

Решением Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> внесены изменения в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования (л.д.12).

Решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> опубликовано в газете «Красное знамя» от <.......> (л.д.11).

Также суду представлен акт обнародования решения Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......>, в соответствии с которым решение Думы было обнародовано комиссией на информационных стендах Мальковского муниципального образования <.......> (л.д.22).

В силу ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с ч.3 ст.25 Устава Мальковского муниципального образования нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их обнародования.

Согласно п.12.1 ст.35 Устава Мальковского муниципального образования обнародование муниципальных правовых актов осуществляется посредством размещения текста муниципального правового акта на информационных стендах в местах, установленных администрацией муниципального образования в течение 5 дней со дня его принятия (издания).

В соответствии с разъяснениями, указанными в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <.......> N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Таким образом, само по себе обнародование акта, в том числе в порядке, предусмотренном учредительными документами, безусловно не подтверждает соблюдение установленного порядка опубликования нормативных правовых актов и суду следует проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Поскольку оспариваемое решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> было не только обнародовано в соответствии с Уставом Мальковского муниципального образования, но и опубликовано в печатном издании, которое является официальным печатным изданием Тюменского муниципального района, суд признает соблюденным порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются правила землепользования и застройки, которые включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки принимаются уполномоченным представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определяют границы территориальных зон, которые обязательны для неопределенного круга лиц и подлежат применению независимо от смены правообладателей объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на этой территории.

Таким образом, оспариваемый документ градостроительного зонирования является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от <.......> N 131-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от <.......> было оставлено в силе апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от <.......>, которым производство по делу по заявлению администрации Тюменского муниципального района о признании недействующим со дня принятия решения Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......> «Об исполнении прокуратуры Тюменской области» в части пунктов 1,2,3,4,5,6 и приложения <.......> прекращено. При рассмотрении представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации было установлено, что Соглашение <.......> о передаче осуществления части полномочий Мальковского МО органам местного самоуправления Тюменского муниципального района по вопросам местного значения, в том числе полномочий Мальковского муниципального образования по подготовке правил землепользования и застройки, а также по подготовке на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории в части разработки документации, подготовки изменений и корректировок в нее, подлежало обязательному опубликованию, не было опубликовано, в связи с чем не вступило в законную силу, следовательно, не был соблюден установленный законом порядок передачи осуществления полномочий Мальковского МО органам местного самоуправления Тюменского муниципального района (л.д.242-249).

В силу ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, поскольку вступившим в законную силу судебным постановлением установлено, что принятием муниципального правового акта, связанным с внесением изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования, компетенция администрации Тюменского муниципального района не нарушена, Соглашение о передаче полномочий не имеет юридической силы, суд, проверяя порядок и процедуру принятия оспариваемого решения Думы, не принимает во внимание вышеуказанное соглашение о передаче полномочий и руководствуется положениями ст.31-33 Градостроительного кодекса РФ.

При этом доводы представителя административного ответчика Думы Мальковского муниципального образования о том, что Верховным Судом Российской Федерации проверена и установлена законность решения Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......>, суд находит необоснованными, поскольку, как следует из установленных в определении Верховного Суда Российской Федерации от <.......> обстоятельств дела, производство по нему было прекращено по существу по мотиву отсутствия права на обращения заявителя в суд, выводов относительно законности оспариваемого решения определение Верховного Суда Российской Федерации от <.......> не содержит.

В соответствии с частями 2, 3 и 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

В указанном в части 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с частями 13 и 14 статьи 31 указанного Кодекса.

В соответствии с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из указанных в административном исковом заявлении обстоятельств и не опровергнуто административным ответчиком, в нарушение ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса РФ главой администрации Мальковского муниципального образования решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки не принималось, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки не утверждались, комиссия по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки не создавалась, главой местной администрации в порядке, предусмотренном п.7,8 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не было обеспечено опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки.

Проверка в соответствии с требованиями ч.9 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекта изменений не могла быть осуществлена, поскольку в соответствии с установленными судом в ходе производства по делу обстоятельствами, которые подтверждаются решением Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> «Об отмене решения Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......> «Об утверждении генерального плана развития территории Мальковского муниципального образования» и решения Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......> «Об утверждении генерального плана», генеральный план Мальковского муниципального образования отсутствует.

Заключение комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки в порядке, установленном ч.4 и 5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ, главе администрации Мальковского муниципального образования не направлялось.

Относительно доводов прокурора в части несоблюдения сроков проведения публичных слушаний суд приходит к следующему.

Поскольку решение о проведении публичных слушаний не содержит каких-либо сведений о подготовке изменений в правила землепользования и застройки в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, и проведении публичных слушаний в границах определенной территориальной зоны, суд полагает не применимыми в данном случае положения ч.14 ст.31 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем подлежат применению сроки, установленные ч.13 ст.31 Градостроительного кодекса РФ, которые не были соблюдены, поскольку продолжительность публичных слушаний составила менее двух месяцев.

Кроме того, суд также находит нарушенным срок назначения публичных слушаний, поскольку в соответствии с п.3.8 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Мальковском муниципальном образовании решение о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию не позднее, чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний.

В соответствии с решением Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> публичные слушания были назначены на <.......>, также было указано на необходимость обнародования решения на информационных стендах и опубликование решения в газете «Красное Знамя».

Указанное решение было опубликовано в газете «Красное Знамя» <.......>.

С учетом вышеуказанных разъяснений, указанных в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <.......> N <.......> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о проверке судом в случае обнародования актов того обстоятельства, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием, с учетом указания на необходимость публикации решения, суд полагает, что указанная возможность ознакомиться с содержанием решения о назначении публичных слушаний за 10 дней до дня публичных слушаний не была в полной мере обеспечена путем обнародования решения <.......> и его опубликования <.......>.

Учитывая установленный нормами закона порядок исчисления сроков (ст.191 ГК РФ, ст.59 КАС РФ), в соответствии с которым срок исчисляется со следующего дня после даты или наступления события, которыми определено его начало, 10-дневный срок, исчисленный с <.......>, до дня публичных слушаний (<.......>) не истек.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <.......> N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Принимая во внимание вышеуказанные многочисленные нарушения требований ст.31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думы Мальковского муниципального образования была нарушена процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации, в связи с чем нормативный правовой акт, которым утверждены указанные изменения, подлежит признанию недействующим.

Суд полагает, что принятием оспариваемого решения Думы Мальковского муниципального образования в нарушение установленного нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые проживают и будут проживать на территории Мальковского муниципального образования.

Кроме того, как следует из изложенных в обоснование заявленных требований прокурором обстоятельств, и не оспаривалось представителем административного ответчика, внесение изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования было осуществлено в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Из объяснений представителей заинтересованных лиц и картографического материала, являющегося составной частью оспариваемого решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, который был также опубликован, установлено, что внесенные изменения приняты как в отношении земель, находящихся за пределами границы населенного пункта, непосредственно прилегающих к ней, так и в отношении земель, находящихся в значительном отдалении от границы населенных пунктов.

Указанные обстоятельства подтверждаются сравнением представленной картой градостроительного зонирования территории Мальковского муниципального образования согласно решению Думы Мальковского муниципального образования от <.......> (л.д.14), с картой, содержащей наименование «Корректировка, внесение изменений в документы территориального планирования Тюменской области», опубликованной с оспариваемым решением, которое показывает, что обозначенные на первой карте территории «СХУ» (сельскохозяйственные угодья) отнесены к различным функциональным зонам, в том числе «жилой застройки» (л.д.11, 273).

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <.......> N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от <.......> N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <.......> N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от <.......> N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Статья 81 ЗК РФ, действовавшая до <.......>, закрепляла положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривала их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Таким образом, установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит п.2 ст.7 ЗК РФ, положениям ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Как установлено судом в ходе производства по делу, принятый в установленном порядке генеральный план на территории Мальковского муниципального образования Тюменского муниципального района отсутствует, ранее действовавший генеральный план не действует в связи с принятием решений Думы Мальковского муниципального образования <.......> от <.......> и <.......> от <.......> (л.д.266-267).

В силу вышеизложенного, в связи с принятием нормативного правового акта, которым утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования с существенными нарушениями установленного нормами ст.31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также несоответствием указанных изменений п.2 ст.7 ЗК РФ, ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и с учетом установленных нарушений порядка его принятия признает решение Думы Мальковского муниципального образования <.......> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования» не действующим со дня его принятия.

Поскольку в силу положений Устава Мальковского муниципального образования в Мальковском муниципальном образовании отсутствует официальное печатное издание, суд на основании п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает, что сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в том официальном печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, – газете «Красное Знамя».

Руководствуясь ст.208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Прокурора Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Думе Мальковского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия решение Думы Мальковского муниципального образования от <.......><.......> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании – газете «Красная Знамя».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Решение в окончательной форме составлено <.......>

Судья Тюменского областного суда (подпись) Е.А. Пленкина

Копия верна

Судья Тюменского областного суда Е.А. Пленкина