РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург | 02 мая 2017 года |
Дело № 3а-35/2017
Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 3а-35/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер+»
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Администрации Арамильского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Арамильского городского округа,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776, равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителей административного истца Бурнашев М.А. и Галушка О.В., действующих на основании доверенности от 10 июня 2016 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области неявился;
- представителя Администрации Арамильского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Арамильского городского округа Чернышев О.А. действующего на основании доверенностей от 16 января 2017 года и 26 октября 2016 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лидер +» (далее – административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776 (далее – земельный участок, объект недвижимости), равной его рыночной стоимости в размере 5553000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 29 апреля 2016 года № 012-971-20150326-1-РЗ, составленный обществом с ограниченной ответственностью «АС-Оценка», подтвержденный положительным экспертным заключением от 21 июня 2016 года № ЭП-ЕК-090 НП «СРОО».
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка в размере 25508654,36 руб. его рыночной стоимости в размере 5553000 руб. нарушает права административного истца, являющегося арендатором земельного участка, поскольку расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. Ссылаясь на решение комиссии, сомневается в достоверности отчёта, представленного административным истцом.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении заявленных административных требований оставлен на усмотрение суда; возражений относительно установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не заявлено.
Администрация Арамильского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Арамильского городского округа в письменных возражениях указали, что признание кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости значительно сократит размер арендной платы и повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета, просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области своего отношения к рассматриваемому делу не высказал.
В судебном заседании приняли участие представители административного истца Бурнашев М.А., Галушка О.В., которые требования о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка поддержали, просили суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта от 27 января 2017года.
Представитель Администрации Арамильского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Арамильского городского округа Чернышев О.А. после ознакомления с экспертным заключением вопрос об установлении размера рыночной стоимости земельного участка оставил на рассмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 02 мая 2017года.
Исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от ( / / ), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из обстоятельств дела, административный истец является арендатором земельного участка общей площадью 4046 кв.м.; категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под объект бытового обслуживания (станция технического осмотра), расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, город Арамиль, переулок Речной, 2-Б.
В силу статьи 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 25508654, 36 руб.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на отчет об оценке от 29 апреля 2016 года № 012-971-20150326-1-РЗ, составленный обществом с ограниченной ответственностью «АС-Оценка», подтвержденный положительным экспертным заключением подтвержденный положительным экспертным заключением от 21 июня 2016 года № ЭП-ЕК-090 НП «СРОО», согласно которому, по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена оценщиком в размере 5533000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности по ходатайству административного истца определением суда от 15 декабря 2016 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Аналитическое агентство оценки» М.
Из заключения эксперта от 27 января 2017 года № 2017/01-44 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776 по состоянию на 01 января 2015 составила 7141311 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что эксперт М. ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона № 315-ФЗ, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Суд также находит, что заключение эксперта полностью соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области в спорном сегменте на дату оценки – 01 января 2015 года - и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, а также о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках.
Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве заключения и о дате его подготовки, к заключению приложены копии необходимых материалов и распечатки.
В заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 01 января 2015 года составляет 7141311 руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4046 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект бытового обслуживания (станция технического осмотра), расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, город Арамиль, переулок Речной, 2-Б по состоянию на 01 января 2015 года в размере его рыночной стоимости 7141311 руб. на основании заключения эксперта от 27 января 2017 года № 2017/01-44.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания – 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776 является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 10 августа 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца.
Поскольку при подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб., из бюджета в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Налогового кодекса Российской Федерации суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лидер+» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:1776, общая площадь – 4046 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект бытового обслуживания (станция технического осмотра), расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, город Арамиль, переулок Речной, 2-Б, в размере его рыночной стоимости 7 141 311 (семь миллионов сто сорок одна тысяча триста одиннадцать) руб. по состоянию на 01января2015года, на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10августа2016 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лидер +» из местного бюджета излишне оплаченную платежным поручением от 15 июля. 2016 года №52 государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей за рассмотрение административного искового заявления в первой инстанции Свердловского областного суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 мая 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова