№ 3а-35/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего: Пронченко И.Е.
при секретаре: Хайминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2017 года
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 309 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, в размере 118 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, в размере 181 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4365 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, в размере 811 000;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 1625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, в размере 302 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанных земельных участков.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №№ определена по стоянию на 01.08.2014 и составляет 1 366 438,17 руб., 2 432 838,24 руб., 11 050 783,20 руб. и 4 173 958,75 руб. соответствено.
Согласно отчету независимого оценщика: стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 118 000 руб., № составляет 181 000 руб., № составляет 811 000 руб. и № составляет 302 000 руб. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, в связи с чем, нарушает его права как налогоплательщика, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца, ФИО2, действующий на основании доверенности от 01.09.2016, представивший диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от 01.07.2009, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
земельного участка с кадастровым номером №, площадью 309 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская г Новокузнецк, <адрес>, корпус 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли и бытового обслуживания;
земельного участка с кадастровым номером №, площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты;земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4365 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, корпус 3,4,5,2-А,3-А, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты;
земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 14-18).
Согласно кадастровым справкам от 29.06.2016 датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № является 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляют 1 366 438,17 руб., 2 432 838,24 руб., 11 050 783,20 руб. и 4 173 958,75 соответственно (т. 1 л.д.18-21).
Из кадастровых дел следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются ранее учтенными, поставлены на кадастровый учет 20.04.2006, 26.12.2006, (т. 1 л.д. 132-216).
Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01.08.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015.
Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленного ИП ФИО3 № КС 53.1-2016 от 14.10.2016. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- 42:30:0104035:419, площадью 309 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, составляет 118 000 рублей;
- с кадастровым номером № площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, составляет 181 000 рублей;
- с кадастровым номером № площадью 4365 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, составляет 811 000 рублей;
- с кадастровым номером №, площадью 1625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, составляет 302 000 рублей (т. 1 л.д. 34-84).
В отношении данного отчета НП СРО Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» представлено экспертное заключение № 1060/04-16 от 14.10.2016, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № КС 53.1-2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки являются обоснованными и достоверными (т. 1 л.д. 85-106).
Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».
Судом установлено, что спорные земельные участки являются раннее учтенными их кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровыми делами и кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с тем, что судом было установлено в ходе рассмотрения дела, что отчет, представленный стороной административного истца составлен с нарушением требований ФСО и федерального законодательства об оценочной деятельности, судом была назначена судебная оценочная экспертиза.
В судебном заседании представителем административного истца не указано на какие-либо нарушения при выдаче экспертного заключения и не высказано возражений относительно выводов сделанных экспертом.
Не доверять экспертному заключению у суда нет оснований, поскольку оно обоснованно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности в установленном порядке. Каких-либо нарушений при производстве экспертизы судом не установлено (т. 2 л.д. 11-118).
В силу пункта 24 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на основании имеющихся в деле доказательств, суд вправе установить рыночную стоимость в ином порядке, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 309 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли и бытового обслуживания расположенного по адресу: Кемеровская г Новокузнецк, <адрес> в размере равном его рыночной стоимости в сумме 134 000 рублей, по состоянию на 01.08.2014;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 972 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости в сумме 358 000 рублей, по состоянию на 01.08.2014;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4365 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, расположенного по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости в сумме 1 334 000 рублей, по состоянию на 01.08.2014;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1625 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости в сумме 560 000 рублей, по состоянию на 01.08.2014.
Датой обращения ФИО1 в суд считать 01.11.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.02.2017