ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2021 от 11.02.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-35/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 11 февраля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,

с участием прокурора ФИО5, представителей АО «<данные изъяты>» ФИО8, ФИО9, представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО6, представителя АО «<данные изъяты>» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «<данные изъяты>» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] «Об установлении открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области»,

УСТАНОВИЛ:

18 декабря 2018 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №53/65 «Об установлении открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер]).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19 декабря 2018 года ([номер]) и опубликовано в сетевом издании газеты «ФИО3 правда» 24 декабря 2018 года (www.pravda-nn.ru).

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] установлены:

открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифы в сфере водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области в следующих размерах:

сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3: 2019 год: с 01 января по 30 июня – 65,87, с 01 июля по 31 декабря – 73,31; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 73,31, с 01 июля по 31 декабря – 78,05; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 78,05, с 01 июля по 31 декабря – 81,16; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 81,16, с 01 июля по 31 декабря – 84,96; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 84,96, с 01 июля по 31 декабря – 89,91;

хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребителями кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3 населения (с учетом НДС): 2019 год: с 01 января по 30 июня – 26,92, с 01 июля по 31 декабря – 29,96; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 29,96, с 01 июля по 31 декабря – 32,65; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 32,65, с 01 июля по 31 декабря – 35,20; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 35,20, с 01 июля по 31 декабря – 38,15; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 38,15, с 01 июля по 31 декабря – 41,30 (пункт 4).

Решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2019 года [номер] (опубликовано в сетевом издании «ФИО3 правда» 26 декабря 2019 года, www.pravda-nn.ru), от 18 декабря 2020 года [номер] (опубликовано в сетевом издании «ФИО3 правда» 24 декабря 2020 года, www.pravda-nn.ru) в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] внесены изменения.

АО «<данные изъяты>» обратилось в ФИО3 областной суд с административным исковым заявлением

о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] «Об установлении открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области» в части установления тарифа на водоотведение на 2019 год (с 01 января по 30 июня – 65,87, с 01 июля по 31 декабря – 73,31);

об обязании региональную службу по тарифам Нижегородской области принять новый нормативный документ, заменяющий решение от 18 декабря 2018 года [номер], в части установления тарифа на водоотведение на 2019 год.

В обоснование заявленных требований АО «<данные изъяты>» указало на то, что 22 января 2010 года между АО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор на прием и очистку сточных вод [номер], согласно которому предприятие ВКХ (ОАО «<данные изъяты>») производит прием сточных вод посредством канализационных устройств и сооружений по канализационным выпускам в систему канализации от всех источников водоотведения (комплекс отдельно-стоящих зданий (промплощадка), [адрес], Восточный промрайон), а абонент (АО «<данные изъяты>») обязуется производить оплату в полном объеме и в установленные настоящим договором сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим водоотведения.

Расчет с абонентом по настоящему Договору за принятые от него сточные воды производится по тарифам, введенным в действие в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления (пункт 6.1 Договора).

По мнению административного истца, оспариваемый нормативный акт противоречит положениям статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер] «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно которым органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

ОАО «<данные изъяты>» в спорный период не заключало договоры по транспортировке сточных вод и не производило оплату соответствующих услуг по транспортировке сточных вод, так как не является гарантирующей организацией в Восточной промзоне [адрес].

Поскольку ОАО «<данные изъяты>» не было наделено статусом гарантирующей организацией в Восточной промзоне [адрес], включение в его тариф на водоотведение, расходов, связанных с транспортировкой стоков является незаконным.

Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении административного искового заявления АО «<данные изъяты>» отказать в полном объеме.

В судебном заседании представители АО «<данные изъяты>» ФИО8, ФИО9 просили заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО10 просил в удовлетворении административного искового заявления АО «<данные изъяты>» отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель АО «<данные изъяты>» ФИО11 не согласилась с заявленными административными исковыми требованиями, считает данные требования необоснованными.

В судебное заседание представители ФАС России и УФАС России по Нижегородской области, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО5, полагавшего необходимым в удовлетворении административных требований отказать, обсудив доводы административного искового заявления, возражений административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на транспортировку воды и сточных вод (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», статья 2, пункт 3 части 2, пункт 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер], а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года [номер]-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Судом установлено, что 22 января 2010 года между АО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор на прием и очистку сточных вод [номер], согласно которому предприятие ВКХ (ОАО «<данные изъяты>») производит прием сточных вод посредством канализационных устройств и сооружений по канализационным выпускам в систему канализации от всех источников водоотведения (комплекс отдельно-стоящих зданий (промплощадка), [адрес], Восточный промрайон), а абонент (АО «<данные изъяты>») обязуется производить оплату в полном объеме и в установленные настоящим договором сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим водоотведения.

Расчет с абонентом по настоящему Договору за принятые от него сточные воды производится по тарифам, введенным в действие в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления (пункт 6.1 Договора).

Решением региональной службой по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] ОАО «<данные изъяты>» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области.

Из указанного следует, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] применяется в отношении АО «<данные изъяты>», поскольку оплата по вышеуказанному договору осуществлялась исходя из установленного тарифа для холодного водоснабжения и водоотведения, при этом общество, являясь абонентом, полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы.

Принимая во внимание изложенное, АО «<данные изъяты>» на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемый документ обладает всеми существенными признаками нормативных правовых актов, поскольку оспариваемым документом, рассчитанным на неоднократное применение (в течение долгосрочного периода регулирования), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для организаций, НВВ которых включена в расчет тарифа на транспортировку сточных вод, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц.

Проанализировав нормы Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», статьи 2, пункта 3 части 2, пункта 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер], а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года [номер]-э, постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года [номер] «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года [номер]-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года [номер]-З «О Правительстве Нижегородской области», ФИО1 области от 15 января 2018 года [номер] «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года [номер], оценив представленные в материалы дела доказательства, включая протокол заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором принимался оспариваемый акт, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер], являющейся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также к процедуре его принятия.

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19 декабря 2018 года ([номер]) и опубликовано в сетевом издании газеты «ФИО3 правда» 24 декабря 2018 года (www.pravda-nn.ru).

По данным основаниям вышеуказанный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Проверив решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1-7 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Согласно пункту 1 части 1, части 2, части 5 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление [номер], которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Как установлено Основами ценообразования:

расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (пункт 3);

после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает в отношении иных регулируемых организаций тарифы на транспортировку сточных вод (подпункт «б» пункта 6);

необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24);

при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (пункт 26);

тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29).

В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами регулирования.

Пунктом 22 Правил регулирования, определяющих порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, включая перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Как установлено пунктом 27 Правил регулирования, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года [номер]-э (далее также - Методические указания).

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Из материалов дела следует, что действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта постановлением администрации [адрес]ФИО3 от 24 октября 2018 года [номер] «Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года» была утверждена Схема водоснабжения и водоотведения городского округа Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года.

В соответствии с постановлением администрации [адрес]ФИО3 от 24 октября 2018 года [номер], городской округ [адрес] Нижегородской области имеет централизованную систему водоотведения сточных вод жилого фонда и организаций города, водоотведение осуществляется комплексом канализационных насосных станций и канализационных сетей.

Постановлением администрации [адрес] Нижегородской области от 21 августа 2013 года [номер] «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения» (в редакции постановлений администрации [адрес] Нижегородской области от 03.12.2013 года [номер], от 26.06.2014 года [номер], от 04.07.2017 года [номер], от 16.10.2018 года [номер], от 12.09.2019 года [номер], от 20.03.2020 года [номер], от 25.11.2020 года [номер]) определены следующие гарантирующие организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского округа [адрес]:

ОАО «<данные изъяты>» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городской округ [адрес], включая сети, расположенные на территории административно-территориального образования сельсовет Пыра, кроме сетей, расположенных на территории рабочего поселка Горбатовка;

ФКП «Завод имени ФИО12» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и закрепленных за ФКП «Завод имени ФИО12» на праве оперативного управления;

АО «ФИО3 водоканал» - в границах сетей холодного водоснабжения, расположенных на территории рабочего поселка <данные изъяты>;

ООО «<данные изъяты>» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности ООО «<данные изъяты>»;

АО «ИП «<данные изъяты>» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности АО «ИП «<данные изъяты>»;

АО «ДПО «<данные изъяты>» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности АО «ДПО «<данные изъяты>».

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «<данные изъяты>» в 2018 году обратилось в орган регулирования за установлением тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] на период 2019-2023 годов.

Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункта 80 Основ ценообразования).

Из пункта 80 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Такая корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года [номер]-э (далее - Методические указания [номер]-э).

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Расчет тарифов для указанной организации произведен органом регулирования методом индексации.

По результатам рассмотрения предложения АО «ФИО3 Водоканал» и представленных обществом в материалы дела об установлении тарифов расчетных и обосновывающих материалов было подготовлено экспертное заключение от 11 декабря 2018 года №в-953.

18 декабря 2018 года состоялось заседание Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором с учетом рассмотрения материалов дела об установлении тарифов от 16 мая 2018 года [номер], экспертного заключения от 11 декабря 2018 года №в-953 было принято решение от 18 декабря 2018 года [номер], в соответствии с которым ОАО «<данные изъяты>» установлены тарифы в сфере водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области в следующих размерах:

сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3: 2019 год: с 01 января по 30 июня – 65,87, с 01 июля по 31 декабря – 73,31; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 73,31, с 01 июля по 31 декабря – 78,05; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 78,05, с 01 июля по 31 декабря – 81,16; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 81,16, с 01 июля по 31 декабря – 84,96; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 84,96, с 01 июля по 31 декабря – 89,91;

хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребителями кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3 населения (с учетом НДС): 2019 год: с 01 января по 30 июня – 26,92, с 01 июля по 31 декабря – 29,96; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 29,96, с 01 июля по 31 декабря – 32,65; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 32,65, с 01 июля по 31 декабря – 35,20; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 35,20, с 01 июля по 31 декабря – 38,15; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 38,15, с 01 июля по 31 декабря – 41,30.

Решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2019 года [номер], от 18 декабря 2020 года [номер] в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] внесены изменения, которыми скорректированы вышеуказанные долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер], АО «<данные изъяты>» указало, что поскольку ОАО «<данные изъяты>» не было наделено статусом гарантирующей организацией в Восточной промзоне [адрес], включение в его тариф на водоотведение, расходов, связанных с транспортировкой стоков является незаконным.

Оценив указанные доводы АО «<данные изъяты>» во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

На основании пунктов 2 и 26 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.

Согласно статьям 16, 17 данного Федерального закона по договору о транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие в числе прочего транспортировку сточных вод, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется обеспечивать прием сточных вод в соответствии с установленным режимом и оплачивать услуги по транспортировке.

Пунктами 1, 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года [номер], организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, определена как транзитная организация.

Таким образом, собственники и иные законные владельцы канализационных сетей приобретают статус транзитной организации при наличии канализационных сетей, находящихся у них в эксплуатации и обеспечивающих перемещение сточных вод для абонентов организации, оказывающей услуги по водоотведению.

Судом установлено, что участок канализационной сети, принадлежащий АО «<данные изъяты>», расположен в Восточной промзоне городского округа Дзержинск Нижегородской области и имеет присоединение к централизованной системе водоотведения ОАО «<данные изъяты>», являющегося гарантирующей организацией в сфере водоотведения в границах сетей водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городской округ [адрес]. Сточные воды, транспортируемые через сети АО «<данные изъяты>», попадают на районные очистные сооружения, эксплуатируемые ОАО «<данные изъяты>».

В силу установленных обстоятельств и приведенных норм права на момент рассматриваемых правоотношений АО «<данные изъяты>» являлось абонентом (по отношению к ОАО «<данные изъяты>»), осуществляющим передачу сточных вод посредством канализационных устройств и сооружений по канализационным выпускам в систему канализации. Услуги по водоотведению фактически оказываются ОАО «<данные изъяты>». Таким образом, отсутствие решения органа местного самоуправления об определении гарантирующей организации на канализационных сетях, эксплуатируемых АО «<данные изъяты>», не препятствует возможности установления тарифа на транспортировку по этим сетям.

Пункт 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер], устанавливает общий порядок тарифного регулирования - необходимость после определения гарантирующей организации установить соответствующие тарифы для нее и иных регулируемых организаций. Однако данная норма не исключает возможности и не запрещает установление тарифов на транспортировку в тех случаях, когда по каким-либо причинам органом местного самоуправления гарантирующая организация не определена.

Таким образом, суд не может согласиться с приведенными выше доводами административного истца.

Вопреки доводам АО «<данные изъяты>» сам по себе факт отсутствия у ОАО «<данные изъяты>» статуса гарантирующей организации в Восточной промзоне [адрес] Нижегородской области, определенного органом местного самоуправления не может повлечь удовлетворение административного искового заявления, поскольку при принятии тарифного решения органом регулирования тарифов приняты во внимание обосновывающие материала, представленные ОАО «<данные изъяты>», экспертное заключение от 11 декабря 2018 года №в-953, а также Схема водоснабжения и водоотведения городского округа [адрес], постановление администрации [адрес] Нижегородской области от 21 августа 2013 года [номер], определяющее гарантирующие организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского округа [адрес] Нижегородской области, которые во взаимосвязи с фактически сложившимися на территории муниципального образования правоотношениями в данной сфере позволили правомерно установить ОАО «<данные изъяты>» тариф на водоснабжение и водоотведение, решение об утверждении которого положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ и Основ ценообразования не противоречит.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Как видно из материалов дела, ОАО «<данные изъяты>» владеет на законных основаниях централизованной системой водоотведения сточных вод жилого фонда и организаций города, осуществляет водоотведение сточных вод комплексом канализационных насосных станций и канализационных сетей на территории городского округа [адрес] Нижегородской области.

К водопроводным и (или) канализационным сетям ОАО «<данные изъяты>» присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение городского округа [адрес] Нижегородской области, в том числе и АО «<данные изъяты>».

22 января 2010 года между АО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор на прием и очистку сточных вод [номер], согласно которому предприятие ВКХ (ОАО «<данные изъяты>») производит прием сточных вод посредством канализационных устройств и сооружений по канализационным выпускам в систему канализации от всех источников водоотведения (комплекс отдельно-стоящих зданий (промплощадка), [адрес], Восточный промрайон), а абонент (АО «<данные изъяты>») обязуется производить оплату в полном объеме и в установленные настоящим договором сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим водоотведения.

Учитывая положения вышеназванных норм, ОАО «<данные изъяты>», как организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, независимо от принадлежности ему спорных водопроводных сетей, а также независимо от определения его, в качестве гарантирующей организации, является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, с которой должны заключаться договоры водоснабжения и (или) водоотведения абонентами, объекты которых подключены к указанным водопроводным сетям.

Судом также учитывается, что основные показатели расчета необходимой валовой выручки и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «<данные изъяты>», [адрес] Нижегородской области, на период регулирования 2019-2023 годов приведены в представленном суду приложении к пункту 65 протокола заседания правления региональной службы по тарифам Нижегородской области [номер] от 18 декабря 2018 года.

Из данного приложения следует, что при расчете тарифов на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории [адрес] Нижегородской области, и определении групп расходов, учитываемых при определении размера необходимой валовой выручки, региональная служба по тарифам Нижегородской области руководствовалась пунктом 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер]. Необходимая валовая выручка определена в размере (тыс.руб.): в сфере водоснабжения: 655 580,14 (2019 года), 699 048,10 (2020 год), 715 874,61 (2021 год), 735 253,31 (2022 год), 773 761,85 (2023 год); в сфере водоотведения (хозяйственно-бытовые сточные воды): 292 363,72 (2019 год), 321 840,34 (2020 год), 348 766,35 (2021 год), 377 019,19 (2022 год), 411 815,57 (2023 год); в сфере водоотведения сточных вод (отводимые иными абонентами): 336 017,64 (2019 год), 365 430,77 (2020 год), 384 375,84 (2021 год), 401 027,04 (2022 год), 424 520,41 (2023 год) (л.д.297-214, т.1).

При определении величин расходов по статьям затрат на 2019-2023 годы региональной службы по тарифам Нижегородской области были применены индексы в соответствии с базовыми вариантами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Приведено обоснование снижения заявленных расходов, учитываемых при расчете тарифов на транспортировку сточных вод.

С учетом этого экономически обоснованные тарифы в сфере водоотведения для ОАО «<данные изъяты>», [адрес] Нижегородской области для потребителей [адрес] Нижегородской области на второй долгосрочный период регулирования 2019-2923 годов определены региональной службой по тарифам Нижегородской области в размере: сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3: 2019 год: с 01 января по 30 июня – 65,87, с 01 июля по 31 декабря – 73,31; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 73,31, с 01 июля по 31 декабря – 78,05; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 78,05, с 01 июля по 31 декабря – 81,16; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 81,16, с 01 июля по 31 декабря – 84,96; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 84,96, с 01 июля по 31 декабря – 89,91;

хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребителями кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3 населения (с учетом НДС): 2019 год: с 01 января по 30 июня – 26,92, с 01 июля по 31 декабря – 29,96; 2020 год: с 01 января по 30 июня – 29,96, с 01 июля по 31 декабря – 32,65; 2021 год: с 01 января по 30 июня – 32,65, с 01 июля по 31 декабря – 35,20; 2022 год: с 01 января по 30 июня – 35,20, с 01 июля по 31 декабря – 38,15; 2023 год: с 01 января по 30 июня – 38,15, с 01 июля по 31 декабря – 41,30, что соответствует содержанию принятого данным органом решения от 18 декабря 2018 года [номер].

Суд также учитывает, что принятию оспариваемого по настоящему административному делу решению предшествовало проведение региональной службой по тарифам Нижегородской области экспертизы по представленному ОАО «<данные изъяты>» предложению об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Из данного экспертного заключения следует, что на основании предложения организации РСТ Нижегородской области в порядке, предусмотренном разделом 4 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 20113 года [номер], открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года. На основании условий и критериев применения методов регулирования, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 20113 года [номер], при регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организации применен метод индексации. Из данного экспертного заключения также следует, что обосновывающие затраты документы были представлены ОАО «<данные изъяты>» в полном объеме согласно перечню, определенному пунктом 17 Порядка открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года [номер]. В процессе экспертной проверки предложенных ОАО «<данные изъяты>» тарифов был определен перечень имущества, участвующего в формировании затрат при установлении тарифов в регулируемой деятельности, проанализированы ведение организацией учета затрат по видам деятельности и экономическая обоснованность расходов по отдельным статьям.

При определении объема транспортировки сточных вод расчет произведен в соответствии Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 года [номер]-э, и с учетом утвержденной постановлением администрации [адрес] схемы водоснабжения и водоотведения городского округа [адрес] Нижегородской области на период до 2026 года. При расчете тарифов объем транспортировки сточных вод учитывался исходя из расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемую АО «ИП «Ока-Полимер» в связи с обращением в РСТ Нижегородской области с предложением об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод на 2019 год. Объем сточных вод транспортируемых АО «ИП «Ока-Полимер» учтен на основании фактических данных за 2017 год организации, ранее эксплуатирующей имущественный комплекс (ООО «Капролактам-Энерго» [адрес]) в размере 1691,49 тыс. куб. м. Согласно пункту 22 Основ ценообразования затраты на транспортировку сточных вод рассчитаны в соответствии с проведенной государственной экспертизой тарифов в сфере водоотведения для АО «ИП «Ока-Полимер» на 2019 год.

Необходимая валовая выручка ОАО «<данные изъяты>» на основании пункта 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года [номер], и пункта 11 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 года [номер]-э, определена исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] «Об установлении открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области» в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и права и законные интересы АО «<данные изъяты>» не нарушает.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления АО «<данные изъяты>» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года [номер] «Об установлении открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (ИНН [номер]), [адрес] Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] Нижегородской области» в части установления тарифа на водоотведение на 2019 год (с 01 января по 30 июня – 65,87, с 01 июля по 31 декабря – 73,31), следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления акционерному обществу «<данные изъяты>», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 17 февраля 2021 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин