ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2021 от 17.03.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием представителя административного ответчика муниципального образования администрации г.Свободного Мальцевой З.В., представителя заинтересованных лиц Министерства социальной защиты Амурской области и Правительства Амурской области Туз М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малородовой Иванны Александровны к администрации муниципального образования города Свободный Амурской области в лице МКУ «Финансовое управление муниципального образования администрации города Свободный» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Малородова И.А. обратилась в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Свободненского городского суда от 28 сентября 2016 года по делу №2-2585/2016 на администрацию города Свободного Амурской области возложена обязанность предоставить Малородовой Иванне Александровне благоустроенное жилое помещение. Решение суда вступило в законную силу 8 ноября 2016 года. 8 ноября 2016 года Свободненским городским судом выдан исполнительный лист серии <номер>, должником по которому является администрация г.Свободного. Настоящий исполнительный лист предъявлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов. Судебное решение должником в добровольном порядке не исполнено, объективных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта, не имеется, в настоящее время исполнительное производство не окончено, не прекращено, при этом меры, принимаемые судебным приставом-исполнителем для принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, оказались безрезультатными. В соответствии с ч.1 ст.10 КАС РФ, ч.1 ст.6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки. Срок исполнения судебного акта начинает свое течение с даты вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем согласно ст.6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а также практики Европейского суда по правам человека задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Таким образом неисполнение должником судебного акта на протяжении четырех лет является нарушением права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Государственная пошлина с финансового управления администрации г.Свободный за счет средств казны города Свободный подлежит взысканию не в доход бюджета, а в пользу административного истца на основании ст.111 КАС РФ, как возмещение судебных расходов.

Просит взыскать с администрации г.Свободного, финансового управления администрации г.Свободного за счет средств казны города Свободного в пользу Малородовой Иванны Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика МКУ «Финансовое управление администрации г.Свободный» Димова Т.Н. указала, что в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области. Таким образом средства на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободного переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Финансовое управление администрации г.Свободного осуществляет исполнение бюджета в рамках предоставления лимитов из вышестоящих бюджетов. В местном бюджете средства на выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют. Считает, что заявленное требование Малородовой И.А. не подлежит удовлетворению.

Представитель административного ответчика администрации города Свободного Мальцева З.В. в судебном заседании и в письменном отзыве на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, что администрацией города Свободного предпринимаются необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в настоящее время невозможно по независящим от администрации города причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица данной категории), осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету. Администрация города не бездействует, ведет переписку с Министерством социальной защиты населения Амурской области, Министерством финансов Амурской области, Правительством Амурской области. Неоднократно администрацией города направлялась информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение лиц данной категории жилыми помещениями, а также расчет необходимых средств для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории: администрация города Свободного направила губернатору Амурской области письмо 2 декабря 2016 года №1023 с просьбой увеличить субвенцию для приобретения жилых помещений в 2017 году. 2 декабря 2016 года №1022 направлено письмо Министру социальной защиты населения Амурской области о необходимости дополнительного финансирования данных расходов. 8 декабря 2016 года №1060 направлено письмо Министру финансов Амурской области с просьбой принять меры по дополнительному финансированию для исполнения переданных ей государственных полномочий и обеспечению лиц данной категории жилыми помещениями. Согласно закону Амурской области от 20 декабря 2016 года №27-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» субвенция бюджету города Свободного на обеспечение жилыми помещениями лиц данной категории за счет средств областного бюджета составила 20011,2 тысяч рублей и согласно информации Свободного в 2017 году приобретено и предоставлено 18 квартир для лиц данной категории. 3 февраля 2017 года №152 направлено письмо губернатору Амурской области, министру финансов Амурской области, министру социальной защиты Амурской области о необходимости выделения денежных средств с целью исполнения решений суда. 6 февраля 2017 года №154 направлено письмо губернатору Амурской области о потребности финансирования бюджета города Свободного на сумму 152 585,4 тысяч рублей. 15 февраля 2017 года №05-11/895 в адрес администрации города поступил ответ министерства финансов Амурской области, в котором было указано об отсутствии дополнительных доходов в областном бюджете и возможности увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями. 24 марта 2017 года №05-11/1621 Министерство финансов Амурской области направило аналогичное письмо в адрес администрации г.Свободного. 13 марта 2017 года №17-876 в адрес администрации поступило письмо министерства социальной защиты населения Амурской области, согласно которому администрации г.Свободный выделено: из средств областного бюджета 11256,3 тысяч рублей, из федерального - 8754,9 тысяч рублей, не имеется возможности увеличить объем средств на обеспечение жилыми помещениями лиц данной категории для г.Свободный, данная информация направлена в вышестоящие инстанции. 10 апреля 2017 года №452 администрацией города Свободного было направлено письмо-обращение о дополнительном финансировании для приобретения жилых помещений лицам данной категории губернатору Амурской области, министру финансов Амурской области, министру социальной защиты населения Амурской области. 24 апреля 2017 года №17-1841 от министерства социальной защиты населения Амурской области поступило письмо, из которого следует, что администрации г.Свободный выделено: из средств областного бюджета 11 256,3 тысяч рублей, из федерального 8 754, 9 тысяч рублей, а также, что не имеется возможности увеличить объем средств на обеспечение жилыми помещениями лиц данной категории для г.Свободный, данная информация направлена в вышестоящие инстанции. 5 мая 2017 года №05-11/2536 поступил ответ министерства финансов Амурской области, в котором было указано об отсутствии дополнительных доходов областного бюджета и возможности увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями. 12 мая 2017 года №608 администрацией города Свободного было направлено письмо-обращение о дополнительном финансировании для приобретения жилых помещений лицам данной категории губернатору Амурской области, министру финансов Амурской области, министру социальной защиты населения Амурской области. 18 мая 2017 года №05-11/2803 в адрес администрации города поступил ответ министерства финансов Амурской области об отсутствии дополнительных доходов областного бюджета и возможности увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями. 1 июня 2017 года №685 администрацией города было направлено в адрес губернатора Амурской области, министра финансов Амурской области, министра социальной защиты населения Амурской области письмо с просьбой принять меры к дополнительному финансированию расходов на приобретение жилья для лиц данной категории. 13 июня 2017 года №17-1962 и 16 июня 2017 года №17-2013 Министерством социальной защиты населения Амурской области предоставлены ответы об отсутствии дополнительных доходов областного бюджета, о том, что выделение дополнительных ассигнований только городу Свободному нарушит принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленных статьей 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 3 августа 2018 года администрацией города в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области направлено письмо о дополнительном выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории. 7 августа 2018 года в администрацию города поступил ответ о невозможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований. При появлении соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет возможность увеличения субвенции на указанные цели будет рассмотрена. 9 августа 2018 года администрацией города направлены письма в адрес губернатора Амурской области и министерства финансов Амурской области об оказании содействия в финансировании расходов по приобретению жилых помещений для лиц данной категории. 19 июня 2019 года администрацией города направлены письма в адрес губернатора Амурской области, Министерства финансов Амурской области и Министерства социальной защиты населения Амурской области об оказании содействия в финансировании расходов по приобретению жилых помещений для лиц данной категории. На сегодняшний день всего необходимо предоставить 300 квартир лицам данной категории по решениям Свободненского городского суда Амурской области. В настоящее время главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободного для реализации переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории, в связи с чем у администрации города Свободного, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Малородовой И.А. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам. В 2016 году на приобретение (строительство) жилья для лиц данной категории выделено 40 920,0 тысяч рублей. Приобретено 36 квартир и предоставлено вышеуказанной категории лиц. Таким образом были исполнены решения Свободненского городского суда Амурской области за 2013 год. Согласно информации, представленной Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного, на приобретение (строительство) жилья для лиц данной категории на 2018 год было предусмотрено 20011,2 тысяч рублей. На выделенные средства было закуплено и предоставлено данной категории граждан 17 жилых помещений. Таким образом исполнена половина от общего количества решений Свободненского городского суда, вынесенных в 2014 году. Управлением по использованию муниципального имущества и землепользования администрации города Свободного 20 мая 2019 года получено соглашения №5 между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений лицам данной категории по договорам найма специализированных жилых помещений, размер субвенции по настоящему Соглашению составил 27 515, 4 тысяч рублей. В связи с принятием Закона Амурской области от 28 марта 2019 года №332-03 «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в части увеличения объемов субвенции на предоставление жилых помещений лицам данной категории по договорам найма специализированных жилых помещений Управлением по использованию муниципального имущества и землепользования администрации города Свободного 28 июня 2019 года получено Дополнительное соглашение №1 к соглашению от 29 апреля 2019 года № 5 между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного на предоставление дополнительной субвенции в сумме 2 501,4 тысяч рублей, 2 июля 2019 года данный проект был подписан. В периоды с 9 по 15 июля 2019 года, с 7 августа по 10 октября 2019 года в Единой информационной системе (далее ЕИС) были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жилых помещений лицам данной категории по договорам найма специализированных жилых помещений по установленной стоимости 1 кв.м, жилой площади на вторичном рынке жилья. В связи с тем что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них, электронные аукционы признаны несостоявшимися.

На основании неоднократно проведенных мониторингов и справки из ООО «Содействие» от 22 апреля 2019 года №011, о чем письменно было сообщено в Министерство социальной защиты населения Амурской области (№160 от 6 февраля 2019 года) и Правительство Амурской области (№271 от 29 февраля 2019 года), приобрести жилые помещения, не требующие косметического ремонта, соответствующие всем санитарным и техническим нормам, по данной стоимости - 37 900 рублей в г.Свободном не предоставляется возможным. Согласно постановлению Правительства Амурской области от 25 апреля 2016 года №157 (ред. от 25.09.2019) предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Свободный с 1 января 2020 года составляет 57 469 рублей. В 2020 году размер субвенции, выделенной субъектом РФ для приобретения жилья лицам данной категории, составил 53 101 356,00 рублей. В ЕИС были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений данной категории лиц. По результатам электронных аукционов заключены контракты, приобретено 23 квартиры, которые вручены данной категории лиц по дате вступления в законную силу решений Свободненского городского суда 2014 года.

МКУ «Финансовое управление администрации г.Свободного Амурской области» является самостоятельным юридическим лицом, органом администрации города Свободного, проводящим финансовую политику администрации города и осуществляющим бюджетный процесс в городе. Администрация города Свободного является учредителем финансового управления. Согласно положения, утвержденного постановлением администрации города Свободного от 28 июля 2016 года №1151, финансовое управление города Свободного отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности - субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель. Управление не отвечает по обязательствам учредителя. Согласно решению Свободненского городского суда обязанность по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма Малородовой И.А. возложена на администрацию города Свободного, а не на финансовое управление администрации города Свободного. Кроме того местным бюджетом не предусмотрены расходы на реализацию прав лиц данной категории. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом использование денежных средств местного бюджета муниципального образования для исполнения решения суда повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. 7 февраля 2017 года администрация города обратилась в Свободненский городской Совет народных депутатов с проектом решения «О проведении мероприятий по исполнению судебных решений» о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального образования «город Свободный» на 2017 год денежные средства на проведение мероприятий по исполнению судебных решений и возбужденных исполнительных производств на сумму 189 600,0 тысяч рублей. Вышеуказанный проект был отклонен. В марте 2018 года администрация города обратилась в Свободненский городской Совет народных депутатов с проектом решения о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального образования «город Свободный» денежные средства на проведение мероприятий по исполнению судебных решений и возбужденных исполнительных производств на сумму 262 758 080,98 рублей. В ноябре 2019 года администрация города повторно обратилась в Свободненский городской Совет народных депутатов с таким проектом. 14 ноября 2019 года на заседании городского Совета народных депутатов проект решения «О проведении мероприятий по исполнению судебных решений» не был принят в целом. Выделение денежных средств на приобретение жилого помещения для обеспечения Малородовой И.А. не входит в компетенцию МКУ «Финансовое управление администрации города Свободного Амурской области». Считает требование о взыскании с муниципального образования «город Свободный» в лице финансового управления администрации города Свободного компенсации необоснованными. Кроме того заявитель не обосновал размер требуемой компенсации. Не предоставлены доказательства негативных последствий, а также понесенных убытков в результате неисполнения судебного акта. В соответствии с Законом Амурской области от 11 декабря 2020 года №651-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Министерством финансов Амурской области из областного бюджета Амурской области в бюджет города Свободного на 2021 год выделены субвенции на предоставление жилых помещений лицам данной категории по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 79 458 093,00 рублей. После окончания процедуры утверждения Соглашения Министерство обязуется предоставить субвенции бюджету города Свободный в размере 458 093,00 рублей, администрация города Свободного - осуществить закупку (заключить муниципальные контракты) жилых помещений в соответствии Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Всего планируется приобрести в 2021 году не менее 39 квартир, при этом средняя рыночная стоимость одного кв. м. приобретаемого жилья не должна превышать 61 739 рубль 00 копеек. Согласно списку вынесенных решений за 2016 год Малородова И.А. стоит под №36. Полагает требования административного истца незаконными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель заинтересованных лиц Министерства социальной защиты Амурской области и Правительства Амурской области Туз М.М. в судебном заседании и в письменных отзывах на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, указала о том, что в отношении разумного срока исполнения судебного акта Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что задержка менее чем в год в исполнении решения о присуждения денежной выплаты в принципе совместима с Конвенцией, тогда как более длительная задержка на первый взгляд представляется неразумной. Однако эта презумпция может быть отклонена при наличии особых обстоятельств и с надлежащим учетом вышеупомянутых критериев «разумности» (постановление от 1 июля 2014 года по делу «Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации», §169). Учитывая период неисполнения требований с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента предъявления иска о присуждении компенсации, а также меры, предпринятые администрацией г.Свободного по исполнению судебного решения, и необходимость соблюдения ряда процедур, Правительство области полагает, что срок исполнения судебного акта отвечает критерию разумности. Каких-либо доказательств в обоснование заявленной суммы истцом не представлено. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144. Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном Правительством области. Объем субвенции на реализацию переданных полномочий, установленных Законом №472-ОЗ, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению №2 к указанному Закону. В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Министерство социальной защиты населения Амурской области как главный распорядитель средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов. Согласно Соглашению, заключенному между Правительством Амурской области и Министерством просвещения Российской Федерации, основным требованием в 2020 году для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательство Амурской области по сокращению численности детей-сирот, включенных в список, в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В 2020 году плановый показатель в соответствии с условиями Соглашения составляет 230 жилых помещений. В текущем году для достижения данного показателя выделены средства федерального и областного бюджетов в объеме 295,7 млн.рублей (на 82,4 млн.рублей больше по сравнению с 2019 годом), в том числе: федеральный бюджет - 176714400,00 рублей. В 2021 году на указанные цели были выделены средства в объеме 373024806,0 рублей, из них средства федерального бюджета 263204600,0 рублей, средства областного бюджета 109820206 рублей. На 2021 год размер субвенции распределен между органами местного самоуправления в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов области на финансовое обеспечение расходов государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденной Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанной Методике средства распределены пропорционально численности детей-сирот, включенных в список на получение жилого помещения, в возрасте от 18 лет и старше, а также с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади, установленной постановлением Правительства области от 25 апреля 2016 года №157 и нормы площади жилого помещения (33 кв.м.). Вместе с тем, учитывая рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и снижение с 2017 года объемов финансирования, министерством направлялось обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 году объема субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года №ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется. О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году министерством сообщалось прокурору Амурской области Р.Ф.Медведеву, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.А.Гулягину. Ходатайство о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств было направлено в адрес министра образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильевой. Ходатайство о содействии в выделении дополнительных средств направляли в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. Также было направлено обращение в Министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам. В августе 2018 года губернатором Амурской области было направлено обращение Президенту Российской Федерации о выделении дополнительной финансовой помощи региону в размер 2,95 млр. рублей, а также поручение Правительству Российской Федерации разработать правила определения очередности обеспечения жильем сирот с учетом даты постановки на регистрационный учет и даты вступления решения суда в законную силу. В июне 2019 года на совещании губернатора Амурской области по вопросу «О состоянии дел по обеспечению в 2019 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение о разработке механизма совместного финансирования строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные программы. На совещании губернатора Амурской области по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 26 июля 2019 года было принято решение об увеличении объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение предоставления жилых помещений в 2019 году. Таким образом министерством, как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Министерство также несогласно с размером заявленной компенсации, поскольку данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием госорганов, в том числе судов. Считаем, что размер заявленной компенсации необоснованно завышен. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Административный истец Малородова И.А. и представитель МКУ «Финансового управления муниципального образования администрации города Свободный» в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства финансов Амурской области, МОСП по г.Свободный и Свободненскому району Амурской области, УФССП Росси по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-2585/2016, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 4 ноября 1950 года) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы, иные публичные образования (постановления «Вассерман против Российской Федерации», «Плотниковы против Российской Федерации», «Рябых против Российской Федерации», Гиззатова против Российской Федерации и другие).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.

Согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из материалов дела решением Свободненского городского суда Амурской области от 28 сентября 2016 года удовлетворены исковые требования Малородовой И.А. к администрации города Свободного Амурской области. На администрацию города Свободного Амурской области возложена обязанность предоставить Малородовой И.А., <дата>, уроженке <адрес>, в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам применительно к условиям города Свободного, по договору специализированного найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Материалы гражданского дела №2-2585/2016 не содержат какого-либо ходатайства (просьбы) Малородовой И.А. о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов.

25 января 2017 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер> в отношении должника администрации города Свободного Амурской области, по исполнительному листу <номер>, выданному 8 ноября 2016 года Свободненским городским судом Амурской области на основании решения суда от 28 сентября 2016 года.

Исполнительное производство до настоящего времени не окончено.

Настоящее административное исковое заявление Малородовой И.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поступило в Амурский областной суд 24 февраля 2021 года.

Таким образом общая продолжительность исполнения решения суда от 28 сентября 2016 года, исчисляемая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, составила 4 года 30 дней (с 25 января 2017 года до 24 февраля 2021 года). Срок с момента вступления решения суда в законную силу (с 8 ноября 2016 года) составил 4 года 4 месяца 10 дней.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Из материалов дела усматривается, что службой судебных приставов предпринимались предусмотренные законом меры для исполнения решения суда.

Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.

Особенность предмета исполнительного производства предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, которым в установленный срок решение суда исполнено не было, не исполнено оно и до настоящего времени.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» ч.1).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).

В частности, данный Федеральный закон в статье 8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) (ст.5).

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.71-73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления (ст.5).

Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом в силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113 утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункта 2 указанного Порядка, Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.

В силу пункта 4 этого же Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 7 настоящего Порядка главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (п.8).

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно ч.2 ст.67, ч.1 ст.70 Устава муниципального образования города Свободного, утвержденного решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 8 июля 2010 года №50, расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Управление средствами местного бюджета, а также осуществление иных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством осуществляются финансовым органом администрации города Свободный.

На основании Положения о финансовом управлении администрации города Свободного, утвержденного постановлением администрации города Свободного от 28 июля 2016 года №1151, финансовое управление администрации города Свободгого является органом администрации города Свободного, проводящим финансовую политику администрации города и осуществляющим бюджетный процесс в городе (п.1.1). К основным задачам Управления относится обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики в муниципальном образовании «город Свободный» (п.2).

Учитывая изложенное, а также решение Свободненского городского суда от 28 сентября 2016 года, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются администрация города Свободный, как главный распорядитель бюджетных средств муниципального образования, и МКУ «Финансовое управление администрации города Свободный», как финансовый орган муниципального образования города Свободный.

Как следует из представленных материалов дела Министерством социальной защиты населения Амурской области, как главным распорядителем денежных средств, предпринимались все возможные меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положением о финансовом управлении администрации муниципального образования города Свободного направление средств городского бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам не предусмотрено.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 8 июля 2019 года администрации города Свободного освобождена от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству, поскольку предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства, обстоятельств, повлекших невозможность исполнения исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решений суда, не установлено.

Между тем Законом о компенсации закреплено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (часть 2 статьи 1).

Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кукса против Российской Федерации» от 15 июня 2006 года и другие).

Судом учитывается, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что администрацией города Свободного предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем реализация указанных мероприятий в течение более четырех лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Малородовой И.А., до настоящего времени решение суда от 28 сентября 2016 года не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено, поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Малородова И.А. имеет право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлена сумма компенсации в размере 100 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу Малородовой И.А., с учетом указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая требования административного истца, того, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, общую продолжительность исполнения указанного выше решения, существенную значимость и последствия для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и полагает необходимым присудить в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 85 000 рублей.

Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В остальной части заявленной суммы требования административного истца удовлетворению не подлежат.

В силу положений пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, части 3.1 статьи 353 КАС РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает МКУ «Финансовое управление администрации города Свободный».

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска за счет средств бюджета муниципального образования город Свободный в пользу Малородовой И.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в размере 300 рублей (чек по операции Сбербанк онлайн от 23 января 2021 года).

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Малородовой Иванны Александровны удовлетворить в части.

Взыскать с муниципального образования города Свободный Амурской области в лице муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации муниципального образования города Свободный» за счет средств бюджета муниципального образования города Свободный в пользу Малородовой Иванны Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив платеж получателю Малородова Иванна Александровна по следующим реквизитам: <номер>, открытый на имя Малородова Иванна Александровна, Банк получателя: <данные изъяты>, корреспондентский счет <номер>, БИК <номер>, ИНН <номер>.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Малородовой Иванны Александровны отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Костырева

Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2021 года.

Председательствующий Е.Л. Костырева

1версия для печатиДело № 3а-35/2021 ~ М-16/2021 (Решение)