ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2022 от 06.04.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-35/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 6 апреля 2022 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца И, представителя административного ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И к Министерству строительства Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

И обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить И на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м. 19 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на основании исполнительного листа серии ФС от 5 мая 2016 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Общий срок исполнения судебного акта составляет более 5 лет. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. До настоящего времени с момента возникновения ее права на получение жилого помещения ей приходится снимать в аренду жилье, также она несет большие материальные затраты, имеет двоих малолетних детей. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, взыскать уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 рублей.

В возражении на административное исковое заявления представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что согласно Указу Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва как ответчик, на момент принятия решения Кызылским городским судом Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение при своевременном финансировании строительства жилья для специализированного фонда не имело возможность исполнения указанного выше судебного решения. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва не нарушало права административного истца на исполнение решение суда.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2022 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Федеральная служба судебных приставов России.

В судебном заседании административный истец И просила удовлетворить требования административного иска.

Представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Министерства строительства Республики Тыва, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованного лица – Федеральной службы судебных приставов России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года, вступившим в законную силу 23 апреля 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить И на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС .

19 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) Чульдумом А.В. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить И на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения И не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 23 апреля 2016 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 23 октября 2016 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 8 декабря 2016 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (16 марта 2022 года), составила 5 лет 3 месяца 8 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить И жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее -Агентство), правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство строительства Республики Тыва и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва - ненадлежащими ответчиками.

В связи с чем административный иск И к Министерству строительства Республики Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2022 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 5 мая 2016 года И и получен службой судебных приставов 8 декабря 2016 года, отписан для исполнения Чульдуму А.В.

19 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Чульдумом А.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

20 января 2017 года директором Агентства Сенги С.Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства о том, что на балансе специализированного жилого фонда отсутствуют свободные жилые помещения, И будет предоставлено жилое помещение после завершения строительства домов для детей-сирот по программе 2016 года и передачи в оперативное управление Агентства, в связи с чем просят приостановить исполнительное производство.

16 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Агентства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, получено должником 17 марта 2017 года.

16 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительских действий, согласно которому решение суда не исполнено.

17 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 17 апреля 2017 года.

24 марта 2017 года директором Агентства Сенги С.Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ на постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа о том, что в связи с продолжением строительства многоквартирных домов на территории г. Кызыла, в которых запланировано обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по программе 2015 и 2016 годов, и в связи с тем, что на балансе специализированного жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения, И будет предоставлено жилое помещение после завершения строительства домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

23 июня 2017 года руководитель Агентства предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

15 сентября 2017 года Кызылским городским судом Республики Тыва удовлетворено частично заявление Агентства, предоставлена отсрочка исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года на 4 месяца, то есть по 15 января 2018 года.

15 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 20 сентября 2017 года, получено должником 15 сентября 2017 года.

15 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 20 сентября 2017 года.

15 сентября 2017 года руководитель Агентства предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

20 сентября 2017 года директором Агентства Сенги С.Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с медленным темпом строительства домов на территории города Кызыла, обеспечение жилым помещением И не представляется возможным.

5 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 декабря 2017 года, получено должником 7 декабря 2017 года.

21 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

22 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

22 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по части 1 статьи 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, получено должником 27 декабря 2017 года.

27 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда до 14 февраля 2018 года. В случае временной невозможности исполнения решения суда в указанный в требовании срок, предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом подтверждающими документами.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем в Министерство финансов Республики Тыва направлен запрос о предоставлении выписки из бюджета о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и ** на 2016, 2017, 2018 годы.

18 февраля 2018 года Министерством финансов Республики Тыва представлен ответ на запрос о том, что обязанность по осуществлению финансирования по исполнению решений судов о предоставлении жилья детям-сиротам им исполнена.

8 июня 2018 года решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва постановление заместителя начальника отдела МОСП г. Кызыла по РОВИП от 31 января 2018 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении Агентства изменено, назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей заменено на предупреждение.

В июне 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда до 20 июня 2018 года. Получено должником 18 июня 2018 года.

4 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено извещение о вызове на прием по вопросу исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 июля 2018 года.

В июле 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года. Получено должником 5 июля 2018 года.

В октябре 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлялись извещения о вызове на прием по вопросу исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 8 ноября 2018 года. В случае временной невозможности исполнения решения суда в указанный в требовании срок, предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом подтверждающими документами. Получено должником 31 октября 2018 года.

В феврале 2019 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 13 февраля 2019 года. В случае временной невозможности исполнения решения суда в указанный в требовании срок, предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом подтверждающими документами. Получено должником 1 февраля 2019 года.

30 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства – о замене должника Агентства ее правопреемником Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.

22 ноября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва произведена замена должника Агентства на его правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

12 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником. Выбывшая сторона: Агентство, вступившая сторона: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

17 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Министерство) направлено требование о предоставлении сведений о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, списка всех лиц, предположительно имеющих реальную возможность получения жилого помещения в 2020 году на территории г. Кызыла.

13 июля 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангур А.К.-Х. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

17 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангуру А.К.-Х. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 июля 2020 года. Получено Министерством 20 июля 2020 года.

24 июля 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангуром А.К.-Х. направлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда о невозможности предоставления И жилого помещения до 29.07.2020 года, жилое помещение будет предоставлено в г. Кызыле по мере формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот республики.

30 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Получено Министерством 30 июля 2020 года.

31 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангура А.К.-Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

3 декабря 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангуром А.К.-Х. дан ответ на запрос Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о том, что по программе строительства жилья для детей-сирот до конца 2020 года планируется построить 152 жилых помещения. На 1 декабря 2020 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на праве оперативного управления Министерству переданы 7 жилых помещений, судебные решения о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот будут исполнены по мере формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот республики.

7 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование о предоставлении сведений о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год, списка лиц, имеющих судебные акты и предположительно реальную возможность получения жилого помещения в 2020-2021 году на территории г. Кызыла.

8 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем министру труда и социальной политики Республики Тыва Монгушу С.В. направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 25 декабря 2020 года. Получено Министерством 9 декабря 2020 года.

9 декабря 2020 года министр труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш С.В. под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

18 января 2021 года первым заместителем министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо о невозможности представления предположительного списка лиц, имеющих судебные решения о предоставлении жилья на 2020-2021 годы, в связи с тем, что список получателей утверждается по мере передачи готовых домов на праве оперативного управления специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

2 февраля 2021 года Министерством финансов Республики Тыва, заместителем министра Монгуш А.К.-Ч. дан ответ на запрос Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о том, что за период с 2018 по 2020 годы в рамках госпрограммы «Социальная защита семьи и детей Республики Тыва» на обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству строительства Республики Тыва профинансировано ** рублей.

3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

5 февраля 2021 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

11 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем министру труда и социальной политики Республики Тыва Монгушу С.В. направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 25 марта 2021 года. Получено Министерством 15 марта 2021 года.

12 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 20 июля 2021 года. Получено Министерством 13 июля 2021 года.

12 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 20 июля 2021 года.

28 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

11 августа 2021 года заместителем начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

28 сентября 2021 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

13 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 30 октября 2021 года.

13 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 30 октября 2021 года. Получено Министерством 13 октября 2021 года.

18 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем министру труда и социальной политики Республики Тыва Сандану Э.Ф. направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 30 октября 2021 года. Получено министром 19 октября 2021 года.

20 октября 2021 года министром труда и социальной политики Республики Тыва Санданом Э.Ф. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлены пояснения о невозможности исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде для детей-сирот республики.

28 октября 2021 года заместителем министра труда и социальной политики Республики Тыва Ондар О.К. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо о невозможности предоставления И жилого помещения в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде для детей-сирот республики.

8 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении министра труда и социальной политики Республики Тыва Сандана Э.Ф.составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.

18 ноября 2021 года начальником отделения – старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении министра труда и социальной политики Республики Тыва Сандана Э.Ф. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.

31 января 2022 года министр труда и социальной политики Республики Тыва Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

31 января 2022 года судебным приставом-исполнителем министру труда и социальной политики Республики Тыва Сандану Э.Ф. направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 8 февраля 2022 года. Получено Санданом Э.Ф. 1 февраля 2022 года.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск И подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 руб.

Исходя из требований И, принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что И является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 19 декабря 2007 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета И подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 4 марта 2022 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления И к Министерству строительства Республики Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление И к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить И компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, а также 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт И, открытый в ПАО «Росбанк», ИНН , БИК , корреспондентский счёт 30, КПП .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Новосибирск) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Тыва.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа