ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-35/2022 от 17.03.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело №3а-35/2022

УИД 120S0000-01-2022-000017-63

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 17 марта 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,

прокурора Янгабышева С.Г.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 ФИО2, представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, опубликованным 26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень 1).

В Перечень 1 на 2021 год под пунктами 68, 8636, 8637, 8638, 8639 включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, расположенные по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, опубликованным 27 декабря 2021 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень 2).

В Перечень 2 на 2022 год под пунктами 66, 8496, 8497, 8498, 8499 включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, расположенные по адресу: <адрес>.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с даты вступления в силу приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп пунктов 68, 8636, 8637, 8638, 8639 Перечня 1, приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп пунктов 66, 8496, 8497, 8498, 8499 Перечня 2 ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости. Включение в Перечни зданий, расположенных на земельном участке с разрешенным видом использованием: под производственные цели, без проведения фактического обследования противоречит требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здания не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемые нормативно правовые акты незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта.

В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что спорные здания включены в Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал, суду пояснил, что спорные объекты недвижимости, расположены в промышленном районе города на изолированной охраняемой территории, не доступной для свободного прохода посторонним лицам. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Нежилое здание с кадастровым номером <...> используется в соответствии с его назначением под складское помещение для производственной деятельности не используемое в целях торговли. Нежилое здание с кадастровым номером <...> не используется для оказания бытовых услуг гражданам не определенного круга лиц. Используется только работниками предприятия. Нежилое здание с кадастровым номером <...> используется для размещения работников, занятых в производственном процессе. Нежилое здание с кадастровым номером <...> входит в производственный комплекс и составляет его инфраструктуру, не используется для организации общественного питания. В нежилом здании с кадастровым номером <...> все помещения с наименованием «кабинеты» пустуют, либо используются для работников и служб занятых в производственном процессе и не задействованы для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика ФИО3 требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, суду пояснила, что вывод о назначении зданий был сделан исходя из технической документации и данных, полученных от Управления Росреестра по Республике Марий Эл. Фактическое использование зданий не проверялось на момент включениях их в Перечни.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Судом установлено, что ФИО1 является директором и учредителем ООО. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 22 марта 2022 года основным видом деятельности ООО является деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта. Дополнительными видами деятельности ООО являются: торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; создание геодезической, нивелирной, гравиметрической сетей (л.д. 190-192).

5 апреля 2021 года в Единый Государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 58659+/-85 кв.м, расположенный в кадастровом квартале <...>, по адресу: <адрес> (почтовый адрес ориентира), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственные цели. Из выписки из Единого Государственного реестра недвижимости следует, что в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости, в том числе с кадастровыми номерами: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (л.д. 23-26).

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание - материально технический склад, кадастровый номер <...>, площадью 80 кв.м, год завершения строительства 1972, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18 января 2022 года (л.д.37-40, 41-43).

В соответствии с техническим паспортом объекта, составленным филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по городу Йошкар-Ола по состоянию на 25 февраля 2005 года, здание с кадастровым номером <...> имеет наименование – материально-технический склад, назначение – складское (л.д. 115-123).

В соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года, составленным специалистом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, объект обследования (материально - технический склад) расположен в производственной зоне на огороженной территории ООО. К Акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года представлена соответствующая фототаблица (л.д.171-179).

От представителя административного ответчика возражений против исковых требований в указанной части не поступило.

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание - здание столовой на 36 мест, кадастровый номер <...>, площадью 242,3 кв.м, год завершения строительства 1974, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18 января 2022 года (л.д.45-48,49-52).

Из технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию на 14 июня 2005 года следует, что в разделе IV «Общие сведения» указано назначение - «Общественное питание», в разделе V «Исчисление площадей и объемов здания» наименование объекта учета - «Здание столовой на 36 мест». В Экспликации к плану строения указаны входящие в состав объекта помещения: подсобное - общая площадь 6,8 кв.м, подсобная площадь 6,8 кв.м, коридор - общая площадь 12,1 кв.м, подсобная площадь 12,1 кв.м, цех - общая площадь 46,3 кв.м, зал - общая площадь 52,7 кв.м, торговые предприятия 52,7 кв.м, кухня - общая площадь 31,2 кв.м, подсобная площадь 31,2 кв.м, моечная - общая площадь 10,4 кв.м., подсобная площадь 10,4 кв.м, коридор - общая площадь 5,9 кв.м, подсобная площадь 5,9 кв.м, цех -общая площадь 13,0 кв.м, зал - общая площадь 17,9 кв.м, торговые предприятия 17,9 кв.м, подсобное - общая площадь 4,7 кв.м, подсобная площадь 4,7 кв.м, душевая - общая площадь 1,5 кв.м, подсобная площадь 1,5 кв.м, туалет - общая площадь 1,1 кв.м, подсобная площадь 1,1 кв.м, умывальник - общая площадь 1,1 кв.м, подсобная площадь 1.1 кв.м, холодильник - общая площадь 7,1 кв.м, подсобная площадь 7,1 кв.м, коридор - общая площадь 16,5 кв.м, подсобная площадь 16,5 кв.м, склад - общая площадь 5,5 кв.м, цех - общая площадь 6,4 кв.м, тамбур - общая площадь 2,1 кв.м, подсобная площадь 2,1 кв.м. Итого: общая площадь 242,3 кв.м, торговые предприятия 70,6 кв.м., неопределенно 71,2 кв.м, подсобная 100,5 кв.м (л.д. 53-61).

В соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года, составленным специалистом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, объект обследования (здание столовой на 36 мест) расположен в производственной зоне на огороженной территории ООО. Объект используется собственником для производства продуктов питания. Большую часть объекта 153,6 кв.м или 63% занимают производственные помещения. Зал для обслуживания посетителей (обеденный зал) в здании отсутствует. Доля фактической площади обследуемого объекта, используемый в целях административного назначения (кабинет заведующего производством), составила 8,8%. К Акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года представлена соответствующая фототаблица (л.д. 175-179).

Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемые Перечни как здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку имеется возможность размещение в нем объекта общественного питания. При этом предназначение здания установлено с учетом наименования и назначения здания по данным Единого государственного реестра недвижимости, технического паспорта здания.

Между тем, приведенные сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать однозначный вывод, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади спорного объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, то есть не подтверждают законность включения объекта недвижимости в Перечни.

Суд принимает во внимание ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», а также Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные 5 постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, и приходит к выводу о том, что административный истец, эксплуатируя спорное нежилое здание, не оказывает услуги общественного питания населению, спорный объект входит в производственный комплекс, доступ в который ограничен, на территории предприятия осуществляется пропускной режим, что соответствует требованиям статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и санитарным нормам «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», утвержденным Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 782, то есть не является объектом общественного питания.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты. Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемых норм не проводилось. При этом, согласно материалам дела спорное здание так же включено в Перечни исходя из его наименования «здание столовой на 36 мест», содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости.

Между тем такого условия налоговое законодательство не предусматривает, поскольку правовое значение имеет наименование помещений в здании. Кроме того, спорный объект расположен на земельном участке, который отнесен к землям населенного пункта, с видом разрешенного использования: под производственные цели. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение на нем объектов в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству.

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание, кадастровый номер <...>, площадью 571,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18 января 2022 года (л.д.62-65,66-69).

Из технического паспорта, подготовленного МУП Бюро технической инвентаризации Волжского района, по состоянию на 9 августа 2011 года следует, что в разделе V «Общие сведения» указано назначение - «отдыха, развлечений», в разделе VI «Исчисление площадей и объемов здания» наименование объекта учета - «Нежилое здание». В Экспликации к плану строения указаны входящие в состав объекта помещения: коридор - общая площадь 5,3 кв.м, подсобная площадь 5,3 кв.м, спортзал - общая площадь 421,9 кв.м, под спортивные помещения 421,9 кв.м, водомерный узел - общая площадь 4,9 кв.м, подсобная площадь 4,9 кв.м, бассейн - общая площадь 21,7 кв.м, под спортивные помещения 21,7 кв.м, комната отдыха - общая площадь 3,9 кв.м, подсобная площадь 3,9 кв.м, комната отдыха - общая площадь 9,4 кв.м, подсобная площадь 9,4 кв.м, шкаф - общая площадь 1,0 кв.м, подсобная площадь 1,0 кв.м, тамбур - общая площадь 1,8 кв.м, подсобная площадь 1,8 кв.м, подсобная - общая площадь 2,1 кв.м, котельная - общая площадь 4,1 кв.м, подсобная площадь 4,1 кв.м, кабинет - общая площадь 4,6 кв.м, под конторские помещения 4,6 кв.м, коридор - общая площадь 7,1 кв.м, подсобная площадь 7,1 кв.м, умывальная - общая площадь 1,3 кв.м, подсобная площадь 1,3 кв.м, туалет - общая площадь 1,0 кв.м, подсобная площадь 1,0 кв.м, электрощитовая - общая площадь 1,2 кв.м, подсобная площадь 1,2 кв.м, парная - общая площадь 6,4 кв.м, подсобная площадь 6,4 кв.м, коридор - общая площадь 2,0 кв.м, подсобная площадь 2,0 кв.м, душевая - общая площадь 1,5 кв.м, подсобная площадь 1,5 кв.м, бильярдная - общая площадь 40,7 кв.м, под культурно-развлекательные помещения 40,7 кв.м, туалет - общая площадь 1,5 кв.м, подсобная площадь 1,5 кв.м, умывальная - общая площадь 1,5 кв.м, подсобная площадь 1,5 кв.м, душевая - общая площадь 3,8 кв.м, подсобная площадь 3,8 кв.м, душевая - общая площадь 6,2 кв.м, подсобная площадь 6,2 кв.м, санузел - общая площадь 1,9 кв.м., подсобная площадь 1,9 кв.м, раздевалка - общая площадь 9,6 кв.м, подсобная площадь 9,6 кв.м, коридор - общая площадь 5,2 кв.м, подсобная площадь 5,2 кв.м. Итого: общая площадь 571,6 кв.м, под конторские помещения 4,6 кв.м, под спортивные помещения 443,6 кв.м, под культурно-развлекательные помещения 40,7 кв.м, подсобная площадь 82,7 кв.м (л.д. 70-75).

В соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года, составленным специалистом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, объект обследования (нежилое здание) представляет собой ангар, который расположен в производственной зоне на огороженной территории ООО. К Акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года представлена соответствующая фототаблица (152-155).

От представителя административного ответчика возражений против исковых требований в указанной части не поступило.

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание - здание конторы, кадастровый номер <...>, площадью 1290,7 кв.м, год завершения строительства 1979, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 17 января 2022 года (л.д.76-79,80-83).

Из технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию на 20 июня 2005 года следует, что в разделе IV «Общие сведения» указано назначение - «Промышленное», в разделе V «Исчисление площадей и объемов здания» наименование объекта учета - «Здание конторы, подвал, тамбур, крыльцо». В Экспликации к плану строения указаны входящие в состав объекта помещения:

подвал: лестничная клетка - общая площадь 16,7 кв.м, подсобное 16,7 кв.м, коридор - общая площадь 34,9 кв.м, подсобное 34,9 кв.м, лестничная клетка - общая площадь 16,8 кв.м, подсобное 16,8 кв.м, складское - общая площадь 56,7 кв.м, складское - общая площадь 34,6 кв.м, складское - общая площадь 23,1 кв.м, складское - общая площадь 37,6 кв.м, складское - общая площадь 17,3 кв, складское - общая площадь 10,4 кв.м, складское - общая площадь 14,8 кв.м, складское - общая площадь 31,9 кв.м, складское - общая площадь 18,8 кв.м, складское - общая площадь 11,3 кв.м. Итого: общая площадь 324,9 кв.м, подсобное 68,4 кв.м, неопределенно 256,5 кв.м.

1 этаж: лестничная клетка - общая площадь 26,2 кв.м, подсобное 26,2 кв.м, складское - общая площадь 7,3 кв.м, коридор - общая площадь 40,0 кв.м, подсобное 40,0 кв.м, подсобное - общая площадь 3,0 кв.м, подсобное 3,0 кв.м, туалет - общая площадь 2,2 кв.м, подсобное 2,2 кв.м, туалет - общая площадь 3,4 кв.м, подсобное 3,4 кв.м, кабинет - общая площадь 11,7 кв.м, конторское 11,7 кв.м, кабинет - общая площадь 20,8 кв.м, конторское 20,8 кв.м, касса - общая площадь 2,5 кв.м, конторское 2,5 кв.м, кабинет- общая площадь 26,1 кв.м, конторское 26,1 кв.м, кабинет - общая площадь 11,6 кв.м, конторское 11,6 кв.м, лестничная клетка-общая площадь 16,7 кв.м, подсобное 16,7 кв.м, коридор - общая площадь 2,7 кв.м, подсобное 2,7 кв.м, кабинет - общая площадь 9,4 кв.м, конторское 9,4 кв.м, кабинет - общая площадь 32,6 кв.м, конторское 32,6 кв.м, подсобное - общая площадь 4,1 кв.м, подсобное 4,1 кв.м, кабинет - общая площадь 60,9 кв.м, конторское 60,9 кв.м, кабинет - общая площадь 14,9 кв.м, конторское 14,9 кв.м, кабинет - общая площадь 21,5 кв.м, конторское 21,5 кв.м. Итого: общая площадь 317,6 кв.м, конторское 212,0 кв.м, подсобное 98,3 кв.м неопределенно 7,3 кв.м.

2 этаж: лестничная клетка-общая площадь 16,5 кв.м, подсобное 16,5 кв.м, зал - общая площадь 75,0 кв.м, коммунально-бытовые 75,0 кв.м, кабинет - общая площадь 17,4 кв.м, конторское 17,4 кв.м, кабинет - общая площадь 17,5 кв.м, конторское 17,5 кв.м, кабинет - общая площадь 42,3 кв.м, конторское 42,3 кв.м, кабинет - общая площадь 12.8 кв.м, конторское 12,8 кв.м, коридор - общая площадь 41,3 кв.м, подсобное 41,3 кв.м, кабинет - общая площадь 11,6 кв.м, конторское 11,6 кв.м, кабинет - общая площадь 25,8 кв.м, конторское 25,8 кв.м, кабинет - общая площадь 14,3 кв.м, конторское 14,3 кв.м, касса - общая площадь 3,0 кв.м, конторское 3,0 кв.м, кабинет - общая площадь 21,2 кв.м, конторское 21,2 кв.м, туалет - общая площадь 3,7 кв.м, подсобное 3,7 кв.м, подсобное - общая площадь 2,8 кв.м, подсобное 2,8 кв.м, туалет - общая площадь 2,2 кв.м, подсобное 2,2 кв.м, лестничная клетка - общая площадь 16,6 кв.м, подсобное 16,6 кв.м. Итого: общая площадь 324,0 кв.м., конторское 165,9 кв.м., подсобное 83,1 кв.м коммунально-бытовые 75,0 кв.м (л.д. 84-95).

В соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года, составленным специалистом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, объект обследования (здание конторы) расположен в производственной зоне на огороженной территории ООО. В ходе обследования установлено, что 50% объекта (помещения 2 и 3 этажа) собственником не используется. Помещения первого этажа здания конторы, составляющие 25% объекта, используются в качестве хостела для проживания лиц, работающих на производстве. К Акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года представлена соответствующая фототаблица (л.д. 156-162).

Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемые Перечни как здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку здание может быть использовано в целях административного назначения. При этом предназначение здания установлено с учетом наименования и назначения здания по данным Единого государственного реестра недвижимости, технического паспорта здания.

Между тем, поскольку понятие «контора» не тождественно понятию «административно-деловой центр», «торговый центр (комплекс)» спорное нежилое здание могло быть признано административным-деловым центром, торговым центром (комплексом) при его соответствии условиям, указанным в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу здание, имевшее на момент принятия оспариваемого Перечня наименование: здание конторы, нельзя отнести к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположенные в здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Данных о том, что помещения в здании сдаются в аренду третьим лицам, не имеется.

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ФИО1 на нежилое административное здание, кадастровый номер <...>, площадью 918,1 кв.м, год завершения строительства 1974, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 17 января 2022 года (л.д.96-99,100-103).

Из технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию на 20 июня 2005 года следует, что в разделе IV «Общие сведения» указано назначение - «конторское», в разделе V «Исчисление площадей и объемов здания» наименование объекта учета - «Административное здание». В Экспликации к плану строения указаны входящие в состав объекта помещения:

1 этаж: кабинет - общая площадь 12,2 кв.м, конторская 12,2 кв.м, коридор - общая площадь 9,0 кв.м, подсобная 9,0 кв.м, кабинет - общая площадь 20,6 кв.м, конторская 20,6 кв.м, кабинет - общая площадь 9,1 кв.м, конторская 9,1 кв.м, кабинет - общая площадь 20,2 кв.м, конторская 20,2 кв.м, кабинет - общая площадь 23,3 кв.м, конторская 23,3 кв.м, кабинет - общая площадь 11,3 кв.м, конторская 11,3 кв.м, кабинет - общая площадь 11,5 кв.м, конторская 11,5 кв.м, кабинет - общая площадь 21,4 кв.м, конторская 21,4 кв.м, лестничная клетка-общая площадь 16,6 кв.м, подсобная 16,6 кв.м, кабинет - общая площадь 9,2 кв.м, конторская 9,2 кв.м, кабинет - общая площадь 32,6 кв.м, конторская 32,6 кв.м, кабинет - общая площадь 13,1 кв.м, конторская 13,1 кв.м, кабинет - общая площадь 18,2 кв.м, конторская 18,2 кв.м, зал - общая площадь 97,1 кв.м, культурно-просветительная 97,1 кв.м, лестничная клетка-общая площадь 15,8 кв.м, подсобная 15,8 кв.м, туалет - общая площадь 3,1 кв.м, подсобная 3,1 кв.м, туалет - общая площадь 3,1 кв.м, подсобная 3,1 кв.м, кабинет - общая площадь 6,8 кв.м, конторская 6,8 кв.м, кабинет - общая площадь 9,1 кв.м, конторская 9,1 кв.м, кабинет - общая площадь 15,0 кв.м, конторская 15,0 кв.м, кабинет - общая площадь 19,8 кв.м, конторская 19,8 кв.м, коридор - общая площадь 77,3 кв.м, подсобная 77,3 кв.м. Итого по 1 этажу: общая площадь 475,4 кв.м, конторская 253,4 кв.м, культурно-просветительная 97,1 кв.м, подсобная 124,9 кв.м.

2 этаж: лестничная клетка - общая площадь 16,6 кв.м, подсобная 16,6 кв.м, кабинет - общая площадь 10,0 кв.м, конторская 10,0 кв.м, кабинет - общая площадь 16,1 кв.м, конторская 16,1 кв.м, кабинет - общая площадь 31,6 кв.м, конторская 31,6 кв.м, коридор - общая площадь 11,9 кв.м, подсобная 11,9 кв.м, подсобное - общая площадь 6,9 кв.м, подсобная 6,9 кв.м, подсобное - общая площадь 14,1 кв.м, подсобная 14,1 кв.м, кабинет - общая площадь 16,2 кв.м, конторская 16,2 кв.м, кабинет - общая площадь 32,0 кв.м, конторская 32,0 кв.м, кабинет - общая площадь 15,7 кв.м, конторская 15,7 кв.м, кабинет - общая площадь 15,5 кв.м, конторская 15,5 кв.м, лестничная клетка - общая площадь 16,1 кв.м, подсобная 16,1 кв.м, туалет - общая площадь 3,3 кв.м, подсобная 3,3 кв.м, туалет - общая площадь 3,1 кв.м, подсобная 3,1 кв.м, кабинет - общая площадь 15,1 кв.м, конторская 15,1 кв.м, кабинет - общая площадь 16,0 кв.м, конторская 16,0 кв.м, кабинет - общая площадь 21,7 кв.м, конторская 21,7 кв.м, подсобное - общая площадь 9,9 кв.м, подсобная 9,9 кв.м, кабинет - общая площадь 9,4 кв.м, конторская 9,4 кв.м, кабинет - общая площадь 10,4 кв.м, конторская 10,4 кв.м, коридор - общая площадь 20,1 кв.м, подсобная 20,1 кв.м, кабинет - общая площадь 18,4 кв.м, конторская 18,4 кв.м, кабинет- общая площадь 10,1 кв.м, конторская 10,1 кв.м, кабинет - общая площадь 20,8 кв.м, конторская 20,8 кв.м, кабинет - общая площадь 8,2 кв.м, конторская 8,2 кв.м, кабинет - общая площадь 9,9 кв.м, конторская 9,9 кв.м, кабинет - общая площадь 10,3 кв.м, конторская 10,3 кв.м, коридор - общая площадь 53,3 кв.м, подсобная 53,3 кв.м. Итого по второму этажу: общая площадь 442,7 кв.м, конторская 287,4 кв.м, подсобная 155,3 кв.м(л.д. 104-114).

В соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года, составленным специалистом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, объект обследования (административное здание) расположено в производственной зоне на огороженной территории ООО Объект обследования представляет собой административное здание, в котором размещен персонал организации (кабинеты директора, бухгалтерия, производственный отдел, коммерческий отдел). Доля фактической площади обследуемого объекта, используемая в целях административного назначения составила 60%. К Акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 25 февраля 2022 года представлена соответствующая фототаблица (л.д. 163-170).

Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемые Перечни как здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку здание может быть использовано в целях административного назначения. При этом предназначение здания установлено с учетом наименования и назначения здания по данным Единого государственного реестра недвижимости, технического паспорта здания.

Суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для административного использования, поскольку 60% от общей площади здания используется в целях административного назначения, является несостоятельным.

Из объяснения представителя административного истца следует, что здание используется для размещения административного персонала ООО.

Расположенные в здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Занимаемые административно-управленческим персоналом ООО, директором и учредителем которого является ФИО1, кабинеты используются самим обществом для целей осуществления хозяйственной деятельности, данных о том, что помещения в здании сдаются в аренду третьим лицам, не имеется.

Учитывая, что документы технического учета, не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в зданиях к офисам и данных о том, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка «под производственные цели», не свидетельствует о возможности размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, так как данный вид разрешенного использования земельного участка размещение таких объектов не предусматривает, спорные здания могли быть включены в оспариваемые Перечни лишь при определении административным ответчиком вида фактического использования зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади каждого из зданий для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент включения зданий в Перечни. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком проводились после предъявления административного иска в суд. Включение зданий в Перечни не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов.

Суд считает, что принадлежащие ФИО1 на праве собственности объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, расположенные по адресу: <адрес>, необоснованно включены в пункты 68, 8636, 8637, 8638, 8639 Перечня 1, и в пункты 66, 8496, 8497, 8498, 8499 Перечня 2, поскольку не отвечают признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2021 год и 2022 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 68, 8636, 8637, 8638, 8639 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп.

Признать недействующими со дня принятия пункты 66, 8496, 8497, 8498, 8499 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу ФИО1 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.В. Алимгулова

В окончательной форме решение принято 30 марта 2022 года.

Решение07.04.2022