Дело № 3а-35/2023
Решение
именем Российской Федерации
город Якутск 11 августа 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Ребровой М.В.
с участием представителя административного истца прокурора Оготоева К.С.
представителя административного ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) по доверенности Степанова Р.Л., Ноговицыной Д.Т.,
представителя заинтересованного лица Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Тарифное агентство» по доверенности Пинигиной С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры Республики Саха (Якутия) о признании не действующими Постановления Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года «О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР», Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» в части,
установил:
22 апреля 1986 года Советом Министров Якутской АССР принято постановление №186 «О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР».
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным иском об оспаривании указанных нормативных актов.
В обоснование административного иска указано, что Постановление Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года №186 «О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР» используется при учете и осуществлении расчетов за поставляемую тепловую энергию и теплоноситель. Между тем, регулирование данных отношений не отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. Пункты 1, подпункты 1.1 (приложение №1), 1.4 (приложение №4), 1.5 (приложения №5), 1.10 (приложение №7), 1.11 (приложение №8), 1.12 (приложение №9), 1.16 (приложение №12), 1.18 (приложение №13), 1.19 (приложение №16), 1.20, 1.24 (приложения №19), 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 противоречат Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306. Просит признать не действующими по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу постановление Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года №186 «О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР», пункт 1 (в части разработки нормативов расчетным методом) подпункты 1.1 (Приложение №1), 1.4 (Приложение №4), 1.5 (Приложение №5), 1.10 (Приложение №7), 1.11 (Приложение №8), 1.12 (Приложение №9), 1.16 (Приложение №12), 1.18 (Приложение №13), 1.19 (Приложение №16), 1.20, 1.24 (Приложение №19), пункт 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия от 13 октября 2012 года №446. Возложить на Правительство Республики Саха (Якутия) обязанность по приведению в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года №446 в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не явился, извещен о месте, дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что оспариваемое постановление Совета Министра Якутской АССР, оспариваемые Нормативы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители административного ответчика, заинтересованных лиц просили в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что в настоящее время ведется работа по приведению оспариваемых нормативных актов в соответствии с действующим законодательством. Однако этот процесс требует определенное количество времени, учитывая объем работ для этого.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться также прокурор в пределах своей компетенции
Нормативы потребления тепловой энергии для населения, нормативы потребления электроэнергии для населения, нормативы потребления электроэнергии на отопление для населения, нормативы потребления горячей воды из открытой системы отопления на хозяйственно-бытовые нужды населения, холодной воды и водоотведения при использовании горячей воды из открытой системы отопления для расчетов с населением с 1 июля 2016 года (базовый норматив), нормативы потребления горячей воды из открытой системы отопления на хозяйственно-бытовые нужды населения, холодной воды и водоотведения при использовании горячей воды из открытой системы отопления для расчета субсидий организациям коммунального комплекса с 1 июля 2016 года, нормативы потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для населения (базовый норматив) с вводом в действие с 1 июля 2016 года, используемые для расчета объемов реализации коммунальных услуг и определения объемов субсидий организациям коммунального комплекса и адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с вводом в действие с 1 июля 2016 года, нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, нормативы потребления тепловой энергии для населения в многоквартирных домах без общедомовых приборов учета тепловой энергии, жилых домах без приборов учета тепловой энергии, а также в случае выхода из строя прибора учета или истечения срока поверки прибора учета по муниципальным образованиям, на территории которых оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода, в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года № 337 «О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)», нормативы потребления электрической энергии на отопление (электрообогрев нижнего перекрытия) в многоквартирном жилом доме, введенном в эксплуатацию до 2016 года включительно с двумя и более видами отопления, расположенном в зоне действия гидроэлектростанции утверждены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446.
Нормативный акт опубликован в издании «Якутские ведомости» (приложение к газете «Якутия»), № 80, 20 октября 2012 года в соответствии с частью 7 статьи 7, частью 1 статьи 16, статьей 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)».
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила №306).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В соответствии с пунктом 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).
Таким образом, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил №306 нормативы потребления устанавливаются:
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома;
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
В данном случае при установлении оспариваемых Нормативов административным ответчиком применен расчетный метод, что им не оспаривается.
Пунктом 1.1. постановления утверждены нормативы потребления тепловой энергии для населения (приложение № 1).
В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
В нарушение указанных требований фактически установлен единый, усредненный и недифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства многоквартирных домов норматив. Указанные параметры многоквартирных домов не применены при установлении Нормативов потребления тепловой энергии для населения.
Кроме того, форма определения норматива потребления тепловой энергии для населения не соответствует Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Пунктом 1.4. постановления утверждены нормативы потребления электроэнергии для населения (приложение № 4).
Пунктом 1.5 постановления утверждены нормативы потребления электроэнергии на отопление для населения (Приложение №5).
В силу подпункта «б» пункта 4 Правил № 306, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежали учету следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: количество комнат в квартире, высота жилых помещений.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», в отношении электроснабжения при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения подлежат учету - количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.
Согласно таблицам №8 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа» и №9 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению определяется в зависимости от того, оборудованы или нет многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
В нарушение указанных Правил №306 нормативы потребления электроэнергии для населения и нормативы потребления электроэнергии на отопление для населения утверждены с нарушением утвержденных форм, без учета категорий жилых помещений, износа внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 1.10. постановления утверждены нормативы потребления горячей воды из открытой системы отопления на хозяйственно-бытовые нужды населения, холодной воды и водоотведения при использовании горячей воды из открытой системы отопления для расчетов с населением с 1 июля 2016 года (базовый норматив) (приложение № 7).
Пунктом 1.11. постановления утверждены нормативы потребления горячей воды из открытой системы отопления на хозяйственно-бытовые нужды населения, холодной воды и водоотведения при использовании горячей воды из открытой системы отопления для расчета субсидий организациям коммунального комплекса с 1 июля 2016 года (приложение № 8).
Пунктом 1.12. постановления утверждены нормативы потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для населения (базовый норматив) с вводом в действие с 1 июля 2016 года, используемые для расчета объемов реализации коммунальных услуг и определения объемов субсидий организациям коммунального комплекса и адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (приложение № 9).
Пунктом 1.18. постановления утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению № 13 к настоящему постановлению.
В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Согласно таблице №1 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях» приложения № 2 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению определяется с учетом вида системы холодного (горячего) водоснабжения (централизованное, водонагреватели), оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (унитазы, раковины, мойки, души, ванны различной длины).
Как следует из содержания «Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (таблица 2 приложения № 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
В нарушение указанных требований обжалуемые нормативы установлены без учета категорий жилых помещений, указанных в Правилах №306, а именно без учета технических параметров многоквартирного дома или жилого дома - этажности, износа внутридомовых инженерных систем, вида системы теплоснабжения, вида системы горячего водоснабжения, оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличием изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей, оснащенности в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Кроме того, формы определения данных нормативов не соответствуют Формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Пунктом 1.16. постановления утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с вводом в действие с 1 июля 2016 года (приложение № 12).
Согласно пункту 2 Правил «норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды» - количественный показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству указанной коммунальной услуги, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, который применяется при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также используется при определении однокомпонентного тарифа на горячую воду в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
Согласно таблице №1 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях» приложения № 2 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению определяется с учетом вида системы холодного (горячего) водоснабжения (централизованное, водонагреватели), оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (унитазы, раковины, мойки, души, ванны различной длины).
В нарушение указанных требований обжалуемые нормативы установлены без учета категорий жилых помещений, указанных в Правилах №306, а именно без учета технических параметров многоквартирного дома или жилого дома - этажности, износа внутридомовых инженерных систем, вида системы теплоснабжения, вида системы горячего водоснабжения, оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличием изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей, оснащенности в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Пунктом 1.19 постановления утверждены нормативы потребления тепловой энергии для населения в многоквартирных домах без общедомовых приборов учета тепловой энергии, жилых домах без приборов учета тепловой энергии, а также в случае выхода из строя прибора учета или истечения срока поверки прибора учета по муниципальным образованиям, на территории которых оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода, в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года № 337 «О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)» (приложение № 16).
Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению» приложения № 2 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Данные нормативы утверждены без учета категории жилых домов, установленных таблицей № 6 Правил №306.
Пунктом 1.20 постановления предусмотрено, что норматив потребления коммунального ресурса по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем в абзаце 3 пункта 29 Правил №306 указано, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления холодной воды и горячей воды, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, редакция пункта 1.20 обжалуемого постановления не соответствует Правилам №306.
Пунктом 1.24. постановления утверждены нормативы потребления электрической энергии на отопление (электрообогрев нижнего перекрытия) в многоквартирном жилом доме, введенном в эксплуатацию до 2016 года включительно с двумя и более видами отопления, расположенном в зоне действия гидроэлектростанции (приложение № 19).
Пунктом 2 Правил №306 предусмотрено, что «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта «б» пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
При установлении данных нормативов не учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
В силу пункта 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны, в том числе подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Таким образом, бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта в силу прямого указания закона лежит на органе его принявшем.
Административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами первым и вторым настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Данный пункт не соответствует пункту 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Так, согласно пункту 44 указанного постановления размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, при расчете платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем холодной воды, определенный за расчетный период по показаниям такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждается актом, подписанным организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Методика нормирования расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР утверждена Постановлением Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года №186.
Согласно пункту 2 указанного постановления Методика является нормативным документом для всех предприятий и организаций, расположенных на территории республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 утверждены Правила.
Разделом 3 постановления Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года №186 регулируется определение потерь тепла в наружных тепловых сетях.
Разделом 4 Постановлением Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года №186 регулируется определение расхода топлива на выработку тепла.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится также установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Таким образом, указанным нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия) регулируются отношения, регулирование которых не отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Оспариваемые нормативные акты применялись до вынесения судебного акта по настоящему делу. На основании оспариваемых нормативных правовых актов были утверждены тарифы на коммунальные услуги, установление новых нормативов требует значительное время (определение конструктивных и технических параметров многоквартирного дома), а потому суд приходит к выводу о признании нормативных правовых актов недействующими по истечению девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими подпункты 1.1 (приложение №1), 1.4 (приложение №4), 1.5 (приложения №5), 1.10 (приложение №7), 1.11 (приложение №8), 1.12 (приложение №9), 1.16 (приложение №12), 1.18 (приложение №13), 1.19 (приложение №16), 1.20, 1.24 (приложения №19) пункта 1 (в части разработки нормативов расчетным методом), 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»; постановление Совета Министров Якутской автономной советской социалистической республики от 22 апреля 1986 года №186 «О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР» по истечении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Правительство Республики Саха (Якутия) обязанность в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу привести в соответствие Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» в части признанных недействующими.
Возложить на Правительство Республики Саха (Якутия) обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.
Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 15 августа 2023 года.